Вы читаете текстовую версию видео Разбора
Представьте себе ситуацию: вы полностью заваливаете свою работу. Не выполняете важнейший поставленный KPI. Так еще и от ваших ошибок страдают сотни ни в чем не виноватых людей. А вас за это не то что не увольняют, а двигают по карьерной лестнице, так чтоб не сильно обидеть, и заодно сыночка вашего ближе к кабинету начальства пристраивают…
Вкратце, вы сейчас прослушали трудовую биографию Николая Платоновича Патрушева. Того самого «серого кардинала», «кукловода», «конспиролога» и как там его ещё принято называть в зарубежных СМИ. Да, Патрушев, скорее всего был одним из тех, кто убедил Путина развязать кровавую бойню в Украине. То есть, он действительно имеет или имел какое-то влияние на Путина. Откуда взялось это влияние – да черт его знает! Потому что в нормальной государственной системе Патрушева бы ближе МКАДа к Кремлю не допустили. Как, разумеется, и самого Путина. Их уровень – не выше начальника отдела охраны в ленинградском порту.
Смотрите сами: Патрушев назначен директором ФСБ в августе 1999-го. Сменив, кстати, Путина. С тех пор в стране случилось несколько десятков крупных терактов. Теракты в метро в Москве и Петербурге, взрывы жилых многоэтажек и в подземных переходах и тоннелях, Беслан, Норд-Ост, дважды подрыв Невского экспресса, теракт в Домодедово, взрыв на вокзале и троллейбусе в Волгограде. Но это лишь малая часть того, что происходило на северном Кавказе, где теракты были явлением регулярного месячного шага!
А если сюда приплюсовать и те инциденты, которые даже не доходят до федеральных СМИ, из-за того, что в них погибает не сотня, а скажем, 2–3 человека, то счёт терактов в нашей стране давно идет на сотни. А счет их жертв – на тысячи.
После такого «обеспечения безопасности», глава службы этой самой безопасности должен был бы, как честный офицер, застрелиться в соответствии со скрепами. Но нет. С 2008-го Патрушев – Секретарь Совбеза. То есть, человек, координирующий работу всех силовых ведомств страны! Только спустя 16 лет его пересадили на специально придуманную должность «главного по корабликам». Как писал телеграм-канал Brief, ему, вроде как «поставили в вину плохую координацию силовых структур в истории с Крокусом». Вот уж поставили так поставили. Подумаешь – помощником президента назначили!
Но этот выпуск не о Патрушеве. Слишком много ему внимания.
Больше двух месяцев прошло со дня кошмарного теракта в Крокусе. А мы до сих пор не знаем, понес ли кто-то из людей в погонах наказание за то, что прозевал ячейку террористов в увешанной камерами Москве. И ведь это уже не в первый раз. Четверть века власть не делает выводы, не карает виновных, а только использует теракты в своих целях. Чтобы ещё туже затянуть гайки и выжечь свободу.
В августе 1999-го только что назначенный премьер-министр Владимир Путин приезжает в Дагестан. За несколько дней до этого отряды боевиков из Чечни вторглись в республику и объявили о создании на её территории «исламского государства Дагестан». Ситуация была критическая. И вот Путин в походной палатке эффектно прерывает свой собственный тост:
«Поднять этот бокал и выпить за память тех, кто погиб. (…) Но пить будем потом. Потом. Когда эти задачи, принципиального характера, вы о них все знаете, будут решены».
Тост В. Путина в Республике Дагестан, 1999 год
После того как боевиков вытеснили обратно на территорию Чечни, в трёх городах России – Буйнакске, Москве и Волгодонске один за одним взрывают жилые дома. Больше трёхсот погибших. По официальной версии – это месть сепаратистов. По неофициальной, озвученной, например, офицером ФСБ Александром Литвиненко, – спецоперация российских спецслужб. Чтобы поднять рейтинг Путина и оправдать будущее начало второй чеченской войны.
Она, может, так и осталась бы конспирологией, если бы не загадочные смерти сторонников этой версии. Того же Литвиненко, отравленного полонием в Лондоне, и моего коллеги по «Новой Газете» – Юрия Щекочихина. Но сильнее всего подорвал доверие к спецслужбам так называемый инцидент с рязанским сахаром в 1999 году. Жители многоэтажки в Рязани тогда обнаружили в подвале своего дома мешки со взрывчаткой, а Патрушев заявил, что ФСБ таким образом отрабатывала учения. Власти тогда что-то явно начудили с сообщениями о взрывах.
«Геннадий Николаевич, вы нам в понедельник сказали, что дом в Волгодонске взорван. За три дня до взрыва. Это же можно как провокацию расценивать! Если Государственная дума знает, что дом уже взорван в понедельник, а его взрывают в четверг!»
Жириновский о взрыве дома в Волгодонске, 1999 год
Так или иначе, рейтинг премьера, который не пьёт – в отличие от президента, который пьёт, – скакнул до небес, и Путин скоро без труда выиграл свои первые выборы. А в конце сентября федеральные войска зашли в Чечню ещё на 10 лет. Вот только теракты на этом не прекратились. В октябре 2002-го террористы прямо посреди мюзикла Норд-Ост врываются в театральный центр на Дубровке в Москве. В заложниках оказываются 916 человек.
Это был первый теракт в прямом эфире в истории России. Журналисты круглосуточно вели прямые репортажи от театрального центра, по радио целыми днями говорили только о «Норд-Осте», боевики приглашали внутрь съёмочные группы и через них выдвигали свои требования. Одной из тех, кто вёл переговоры с захватчиками, была моя коллега из «Новой», Анна Политковская. Она носила еду и на свои деньги покупала соки для заложников.
Путин был в ярости. Мало того, что героем-спасителем выступал не он, так ещё и проклятые журналисты расшифровали по губам его разговор с тем же Патрушевым о будущем штурме, а сам штурм транслировали чуть ли не в прямом эфире. А потом и выводы сделали какие-то ну совсем не патриотичные:
«Но сначала говорили о 30 жертвах среди заложников, потом о 67, сегодня о 117. Сегодня после вечерних заявлений врачей, становится окончательно ясно, что именно газ, призванный освободить заложников, убил большинство погибших в здании людей».
из спецвыпуска программы «Намедни. Норд-Ост». Октябрь 2002 года
В итоге канал «Московия» тогда отрубили прямо посреди эфира. А НТВ получил от президента взбучку и обвинения в погоне за рейтингами на крови. Скоро с канала выгоняют гендиректора Бориса Йордана, а в последующие годы и ведущих журналистов – Савика Шустера и Леонида Парфёнова. Госдума экстренно принимает поправку «о недопущении пропаганды терроризма» в СМИ, к каковой приравнивают по сути критику работы спецслужб. И что, это все выводы – спросите вы? Ну, выходит, что так. А, ещё вся труппа мюзикла «Норд-Ост» была уволена.
Как сорок головорезов, обвешанных оружием и взрывчаткой, на трёх микроавтобусах совершили теракт в трёх километрах от Кремля – это, видимо, уже было не столь важно. Судя по тому, что на своих местах остались и глава ФСБ Патрушев, и глава московской ФСБ Захаров. Его вообще через много лет назначили замом Собянина по безопасности.
А один из руководителей оперативного штаба Владимир Проничев, который не организовал должным образом эвакуацию и допустил такое количество жертв, был тайно награждён званием «Героя России». И отправлен на повышение – рулить пограничной службой. Ну, зато, вот, Путин прилюдно извинился. В первый и последний раз за свою карьеру.
После Беслана в 2004-м Путин уже не извинялся. Он, кажется, вообще хотел бы, чтобы тот досадный прецедент стёрся из памяти избирателей. В Беслан он приехал, когда всё уже было кончено, когда лишь развалины зала дымились. Втихаря, ночью, чтобы избежать неудобных вопросов. А вопросы были.
Не только к главе государства – но и к тем же местным разведчикам и мвдшникам, которые проморгали машины, набитые оружием и боевиками. И к руководству центра специального назначения ФСБ, которое приняло решение начать штурм, напоминавший панику.
В Беслане погибли триста тридцать три человека. Большинство – от пожара, который возник в результате двух выстрелов из огнемета «Шмель», совершенных бойцами центра специального назначения ФСБ с крыши соседней пятиэтажки. Ну а теперь по персоналиям: генерал-полковник Тихонов, планировавший штурм, проработал в должности начальника центра специального назначения ФСБ ещё 18 лет.
Руководитель районного ФСБ Олег Гайденко ушел на повышение сначала в регион. А потом и вовсе в Москву. Главу Северо-Осетинской ФСБ Валерия Андреева, на котором, формально, было руководство штабом, сначала вроде как отстранили, а потом перевели в Москву на должность замначальника академии ФСБ, да ещё и звание генерал-лейтенанта дали.
При этом Путин после Беслана осуществил давно желанный конституционный переворот, и под соусом борьбы с терроризмом отменил прямые выборы губернаторов. Как одно с другим сочетается – до сих пор не пойму. Может, объясните мне комментариях? Но вот с тех пор глав регионов стали назначать по принципу личной преданности, а не по воле народа. Не забыли в Кремле и о журналистах. Главного редактора «Известий» Рафа Шакирова «настоятельно попросили» подать в отставку в день выхода номера с фотографиями из Беслана.
Ну, зато напротив Кремля прошёл масштабный митинг против террора и в поддержку Путина. Это вообще с тех пор стало любимым приёмом власти – после очередного провала сгонять бюджетников и прочих «согласных», и демонстрировать мнимую сплоченность. Было так и после теракта в «Крокусе».
Крокус. Итоги
В случае с Крокусом ритуал показного единения вообще превратился в какой-то опасный фарс. Власти закрыли торговые центры, запретили концерты и массовые мероприятия. Но при этом спустили разнарядку – провести в регионах митинги памяти. Типа, на них террористы не позарятся – это же святое.
Да, выражение скорби необходимо после эмоционального потрясения, об этом и психологи говорят. Именно поэтому тысячи людей несли цветы и игрушки к сгоревшему концертному залу. Но искренняя скорбь и скорбь добровольно-принудительная – это всё-таки разные вещи. К тому же, ни Путин, ни Мишустин, ни многочисленные федеральные министры с цветами у Крокуса даже не появились.
Если загуглить в поисковике «Крокус-Сити уволен», окажется, что единственной потерявшей должность стала директорка питерского парка «Новая Голландия». И та – из-за дурацкого поста мужа в твитере. Он написал тогда: «Почему Крокус, а не Кремль? Перепутали?»
В общем, никаких серьезных увольнений или ротаций силовиков – не последовало. Тут, впрочем, ничего нового. Тот же Патрушев чуть ли не в первый день после теракта заявил, что во всем виновата Украина. И плевать на заявления ИГИЛ и данные западных разведок.Никаких весомых доказательств, кроме уверенности самого Патрушева и наспех состряпанного дипфейка с главой Совета национальной безопасности Украины Даниловым – общественности до сих пор не представили. Зато зашумел бешеный принтер Госдумы, и вот уже ее председатель объясняет «уважаемым коллегам», что смертная казнь – это не табу. Её вернуть – раз плюнуть.
В нашем Разборе после теракта, мы говорили, что он точно станет топливом для костра ксенофобии и национализма, который разгорается в России. Так и случилось. По свежему опросу «Левады», 56 % россиян заявили, что пускали бы выходцев из Центральной Азии в страну только временно. А то и вовсе – закрыли бы им въезд. И это – рекорд за последние годы. Растёт и неприязнь к евреям и украинцам. А правые эксперты, философы и телеканалы только распаляют эту ненависть.
Самый залайканный комментарий под роликом о том, как граждан Таджикистана сутками маринуют на границе: «С проделками ваших земляков, вас уже никому не жалко и видеть вас не хотят. У себя в Таджикистане оставайтесь». В это время Путинская Россия, кстати, с нацизмом в Украине борется. Ну, если кто-то забыл.
Подъём правых настроений и создание образа врага – это то, чему власть тоже филигранно научилась за последние годы. Такое «держи вора», только в другую сторону. Во всех наших бедах виноваты НАТО, Европа, таджики, иноагенты, боевые комары и лгбт-сперматозоиды – но только не те, кто вообще-то взял на себя ответственность выполнять свою работу по обеспечению безопасности. И явно с ней не справляется.
Путинская авторитарная система является мафиозным кланом с жизнью по понятиям. Из него выйти можно либо вперед ногами, либо в тюрьму, либо на почётную пенсию в Совет Федерации. Все должны быть помазаны одной грязью и кровью, чтобы ни у кого не проснулось желание вдруг соскочить. А если у кого-то оно и просыпается, то его показательно засудят на виду у всей страны, как экс-министра Улюкаева, чтобы другим неповадно было.
С другой стороны, если вы лояльны, то эта «коза ностра» своих не бросает. Ну, максимум, унизит и сотрет в порошок, как Медведева, но потом обязательно посадит на придуманную должность, чтобы не сильно отвлекала от ведения телеграм-канала.
Зачем все эти бесконечные конкурсы типа «Лидеры России», «Россия – страна возможностей» и прочие имитации карьерных лестниц, куда вливаются бюджетные миллиарды, если первые лица страны – это либо охранники Путина, либо сослуживцы, либо дети его друзей, либо те, кто уже десятилетиями вместе с ним не отходит от государственной кормушки!?
Получается такой государственно-кадровый инцест: вырождение системы, замкнутой сама на себя. Председательнице СовФеда Валентине Матвиенко – уже 75! Вот они с Путиным ещё на плёночной фотографии вместе. И уходить явно не собираются.
Более того, можно бесконечно косячить, но всё равно оставаться «своим». И тут в пример не только Патрушев. Помните, Дмитрия Рогозина. Он кем только не был. Начал с махрового национализма, продолжил как депутат в Госдуме, затем был представителем при НАТО, и главой Роскосмоса. Но запомнился разве что неловкой перепиской с Илоном Маском про батут и воровством на космодроме «Восточный». С этой должности он был изгнан и отправлен замаливать грехи на фронт. А виноват в этом кто? Ну вот как вы думаете?
Теперь господин Рогозин «работает на Россию» как сенатор от Запорожской области. Да ещё и орденом мужества награжден. Не глядя, одобряет законы, которые штампуются после каждого теракта, якобы «для борьбы с терроризмом и усиления безопасности». Вот, из недавнего: «ФСБ и Минцифры обсуждают возможность продажи СИМ-карт только по биометрии». На деле, все эти «пакеты Яровой» и другие меры и ограничения, в основном, работают, чтобы отлавливать неугодных журналистов и признавать террористами писателей. Против головорезов с оружием у власти, видимо, один метод – митинги Единства. И сколько их ещё будет…
В государстве, где не работают институты и нет доверия и уважения к человеку, где процветает коррупция и мафиозный теневой сектор, невозможны никакие серьезные инициативы. Будь это собственный современный автомобиль или борьба с терроризмом. И власть понимает это. Так что Система, построенная Путиным, заботится лишь о собственной безопасности, а простые люди являются расходным материалом, обслуживающим амбиции вождя. И чтобы сохранять этот статус-кво Власть водит их за нос вот уже сколько лет, маскируя собственную неэффективность и никчемность под происки врагов. Продолжение следует.