Вы читаете текстовую версию видео Разбора
Люсиль Рондон родилась в 1904 году, работала гувернанткой, помощницей в больнице, служила в монастыре. У нее была сестра-близнец, которая умерла в младенчестве. Сама же Люсиль до сих пор жива, ей 118 и она старейший человек на планете.
А как вы оцениваете свои шансы на то, чтобы дожить до 100 лет? Или даже до 120? А они, между прочим, в теории очень велики. За последние два десятилетия в мире такой показатель, как «ожидаемая продолжительность жизни» значительно вырос, во многих развитых странах он приближается к 80 годам и даже превышает эту отметку. Власти Великобритании ещё в 2016 году прогнозировали, что каждый третий новорожденный доживёт до 100 лет. В России же это всего 70 лет, наша страна находится во второй сотне по этому показателю.
Почему Россия – аутсайдер в вопросе долголетия? Почему Кремль так рьяно борется с коллективным Западом, где люди в среднем живут на 10 лет дольше, и не думает о долголетии собственных граждан? Что известно об одержимости Путина и кремлевской верхушки генетикой и разными порой экзотическими способами продления жизни?
В этом «Разборе» будет часто использоваться термин «Ожидаемая продолжительность жизни», так что для простоты будет использоваться аббревиатура ОПЖ. Так вот, везде этот ОПЖ разный – начиная от 50+ лет в Центральноафриканской Республике и заканчивая Гонконгом, Японией и Швейцарией, где он приближается к 85 годам. На протяжении последних десятилетий (до пандемии коронавируса) показатель рос во всех странах. Только представьте себе, в середине прошлого века ожидаемая продолжительность жизни в мире была всего 46 лет, тогда как сейчас 73 года. А к концу столетия (если конечно не случится какой-то глобальной катастрофы) это будет почти 82 года.
В мире – всё больше людей, доживающих до 100 лет. По данным ООН, если в 1990 году их было 95 тысяч, то уже в 2015 – 450 тысяч, а к концу столетия будет 25 млн человек. Главным образом – за счёт Японии и европейских стран.
Почему это происходит? Основной фактор – развитие науки и медицины: человечество за последние годы научилось лечить многие тяжелые заболевания. На продление жизни направлены сотни научных разработок: начиная от препаратов, предотвращающих ожирение, и вакцин для лечения разных видов рака и заканчивая генной терапией, замедляющей процесс старения.
Тема здоровья и долголетия актуальна и для России. Занимается этими вопросами «Новая медицинская компания», или сокращённо «Номеко». Она создаёт современный медицинский комплекс в Ленинградской области стоимостью около 40 млрд рублей. И кто же, как вы думаете, руководит этой организацией? Среди акционеров – старшая дочь Владимира Путина эндокринолог Мария Воронцова. А также – представители компании «Согаз», совладельцем которой является давний друг президента по кооперативу «Озеро», бизнесмен Юрий Ковальчук. Кроме того, один из партнеров «Номеко» – «Курчатовский институт», который возглавляет родной брат Ковальчука – Михаил. Вот такая «Новая медицинская компания» – всё с теми же старыми и всем нам знакомыми персонажами.
Чем же этот центр будет заниматься? Заявлено, что это новейшие методы лечения и диагностики, включая ядерную медицину и передовые технологии в области генетики.
Неудивительно – учитывая то, насколько Владимира Путина заботят вопросы здоровья и долголетия, а точнее сохранения собственной власти. Так что в ход идёт и нетрадиционная медицина, вроде принятия омолаживающих пантовых ванн на Алтае – экстракт для них получают из неокостеневших, наполненных кровью рогов маралов.
Кстати, замечу, что российского ОПЖ, президент в свои 70 с лишним уже достиг. А если брать ожидаемую продолжительность жизни мужчин в России, то она ещё меньше – 65,5 лет.
Боюсь представить, какими будут показатели теперь – учитывая войну с Украиной, мобилизацию и состояние общества, погруженного в атмосферу страха и враждебности. В первом полугодии спрос на антидепрессанты в России вырос на 66 %, а спрос на психологов – на целых 111 %. Не удивлюсь, если куда сильнее возрос спрос на сигареты и алкоголь. Как всё это скажется на нас и нашем здоровье? Ведь такие серьезные социальные потрясения неминуемо и, как правило, резко снижают продолжительность жизни. А ведь в России она снижалась и без войн.
Вообще, что влияет на этот показатель? Очень многое. Это и то, сколько денег государство тратит на медицину, и образ жизни населения, и уровень образования людей, их доходы, и экология.
Начнём со здоровья. ВОЗ выделяет четыре главных фактора риска – их вы наверняка знаете: это злоупотребление алкоголем, курение, неправильное питание и недостаточная физическая активность.
В недавнем Разборе рассказывалось о том, что в России огромный теневой рынок алкоголя. И от алкогольных отравлений в 2020 году погибли больше 10 тысяч человек. Кроме того, примерно половина самоубийств в стране связана со злоупотреблением спиртным.
Ожидаемая продолжительность жизни в пьющих регионах России существенно ниже, чем в трезвых. Давайте сравним Ингушетию и Чукотку: в первом случае – на человека приходится 400 млн спиртного за год, во втором – в 60 раз больше, 24 литра! И результат: ОПЖ в Ингушетии такой же как в самых развитых странах Европы – больше 80 лет, а на Чукотке показатель меньше – 65 лет.
Несколько цифр, связанных с курением. В России курит 30 % населения. По миру это число в два раза меньше – около 16 % населения. На каждого курильщика в нашей стране приходится 6 500 выкуренных сигарет в год. Обходят здесь Россию только Чехия, Китай и Беларусь.
Третий по значимости фактор, который приводит к повышенной смертности среди мужчин в России – рискованное поведение. Думаю, не стоит говорить, насколько война и мобилизация повлияет на количество людей, чей образ жизни можно назвать рискованным и чья жизнь может оборваться сильно раньше времени. Прибавим сюда психотравмы, полученные на войне и возросшую агрессию в воюющем обществе, которая неизбежно транслируется на всех подряд: в рабочих коллективах, дорогах и семьях.
На то, почему мы так обидно мало живём, влияет и нездоровое питание, недостаток цельнозерновых продуктов, орехов и фруктов. Всё это – довольно дорого, не мне вам рассказывать.
А ещё – недостаток сна. Последние шесть лет число россиян, которые жалуются на эту проблему, растёт, и в первую очередь – из-за большого объёма работы. Отметьтесь в комментариях, кому это знакомо. Россия занимает четвёртое место в списке стран, чьи граждане проводят на рабочем месте больше всего времени. В этом году спрос на снотворные в разных регионах вырос в 3–6 раз. Среди же последствий недосыпа – сердечно-сосудистые и нервные заболевания, а также… развитие алкоголизма. Замкнутый круг!
Но есть и хорошая новость! Россия удивительным образом находится довольно высоко в мировом рейтинге физической активности. Надеюсь, это хотя бы немного компенсирует другие риски. Хотя в целом, как вы уже поняли, причин для роста ожидаемой продолжительности жизни у нас в стране не предвидится. И достичь ОПЖ в 80 лет к 2030 году, как того требует указ Путина, вряд ли удастся. Если только удастся, против господи, ему самому. Но давайте всё-таки подумаем, что нужно сделать, чтобы ситуация изменилась? В чём корень проблемы?
Нашей стране стоит увеличить расходы на здравоохранение – в 2020 году по этому показателю Россия находилась на 121 месте – с расходами на здравоохранение в 5 % от ВВП – это меньше чем в Уганде и Афганистане.
Я уже не впервые в Разборах критикую российскую практику тратить небывалые деньги на оборонку в ущерб другим, на мой взгляд, куда более важным для россиян статьям бюджета. И вот снова пример. Обратимся к официальному отчёту Минфина: За прошедший год почти 24 % бюджета ушло на оборону и нацбезопасность и лишь 6 % – на здравоохранение. Посмотрим, как с этим распределением обстоят дела у лидера «загнивающего запада» – США. Главная статья расходов американского бюджета – это как раз здравоохранение и медицина. В 2021 году на них было потрачено почти 23,5 % бюджета. А на оборону и безопасность почти вдвое меньше – 12,8 %.
Вдумайтесь: мы сами в России, а не наши воображаемые враги, тратим большую часть заработанного на средства для смерти и убийства. А не для жизни.
Если же говорить о поддержании физической формы населения, то этот пункт бюджета за прошлый год был минимальным – всего 0,3 % расходов государства. Стоимость строительства дворца Путина со стриптиз-комнатой в Геленджике команда Навального в своё время оценила в 100 млрд рублей, а на физическую культуру и спорт в России в прошлом году было выделено всего менее 71 млрд.
С учетом войны в Украине вряд ли мы можем рассчитывать, что приоритетом государства путинский режим сделает здоровье и благополучие собственных граждан.
В то время как развитый мир стремится к тому, чтобы как можно большее число людей доживало до возраста Люсиль Рондон, Россия отправляет своих граждан убивать и умирать. И мы, к сожалению, должны думать не о том, как дожить до 100 лет, а о том, как просто выжить.
Продолжение следует.