Поддержать Продолжение следует
Поддержать
Разборы

Мир или война до последнего украинца?

В преддверии третьей годовщины начала войны всё активнее ведутся разговоры о возможном прекращении огня. Насколько серьезны эти разговоры, и чего можно ожидать от приостановки боевых действий — разбирается Павел Каныгин

Вы читаете текстовую версию Разбора

Обычно жена никогда не будит меня. Но почти три года назад я проснулся от того, что жена схватила меня за плечо. И сквозь сон я услышал: «Паша, война началась. Вставай». И я понял, что всё – наша нормальная жизнь закончилась…

Уже прошло много времени, все стало чуть легче и понятней. Я работал, и смеялся, и веселился. Я все меньше времени думал о войне и все больше приходил в обычное свое состояние. И я не стану врать, что сегодня, когда я слышу про очередной обстрел Одессы, я чувствую то же самое, что чувствовал в первые дни. Но если что-то вошло в норму для меня (и для всех, кто не находится на войне), это не значит, что оно ей стало по сути. 

Кажется, сегодня мы как никогда близки к приостановке войны. Нет, сигналов, намекающих на возможное перемирие, пока не просматривается, но прекращение огня – вполне вероятно. Про мирные переговоры говорили все три года (если помните, в самом начале большой войны они даже проводились). Но с приходом Трампа, обещавшего закончить все за 24 часа, это стало главной темой. Каким бы ни казался нам новый американский президент – мир так жаждет мира, что готов поверить и ему. В России ждут окончания войны, кажется, не меньше чем в Украине. Просто наберите в Яндексе слово «когда» и посмотрите выдачу. 

Версий, как это случится, примерно миллион. И примерно в 10 раз больше мнений по этому поводу: демилитаризованная зона, «Корейский сценарий», «Стодневный план», миротворцы… А кому уйдут территории? А какие гарантии дает Путин? А Трамп? А что по поводу вступления-невступления Украины в НАТО? И что считают в самой Украине? Уверен, что ни одна собака на свете (включая Трампа и Путина) не может на этом этапе не то что знать – но даже представить, как и когда закончится война. Потому что невозможно учесть такое количество нюансов – плюс еще динамичность и непредсказуемость как самой ситуации, так и политиков, замешанных в ее разрешении. К сожалению, слова сказанные тем же Трампом сегодня, уже завтра могут не значить вообще ничего. И уж тем более слова Путина. 

Но давайте все же поговорим об «образе будущего» для России, если прекращение огня всё же случится. Получится ли вернуться к норме? И что вообще станет нормой в этом послевоенном будущем? Какой ценой достанется мир и будет ли он справедливым?

Давайте я сразу оговорюсь. Сегодня речь идет о России и россиянах, где бы они ни находились. Страдания, которые причинены украинскому народу, нельзя сопоставить вообще ни с чем. И я даже не буду пытаться это делать. Как и не буду пытаться отвлечь внимание от трагедии украинцев, рассуждая о том, что пережили люди из России. Тот, кто пытается взвесить катастрофу, сосчитать количество слез и проанализировать их горечь – дешевый манипулятор. Мою позицию по поводу войны все знают, но сегодня речь пойдет о том, что я должен говорить: о будущем страны, к которой я принадлежу, о травме, которая нанесена и ей в ходе этой бойни.

Кажется, что война была всегда, а то, что было до нее, нам приснилось. Или наоборот: мы заснули 23 февраля, и все, что дальше, нам просто приснилось. И через секунду жена разбудит совсем другими словами. Но нет.

Из-за войны потерялась связь с реальностью, с оценкой, что такое норма, а что – нет. Потому что война, как и боль, – это противное человеку состояние. Изменилось всё (ну или очень многое), даже если кто-то пытается этого не замечать. 

Ну вот даже если говорить о самых простых вещах. В России это сейчас механическое действие: перед тем, как посмотреть рецепт на ютубе, надо включить VPN. Посмотрел рецепт – выключил VPN (чтоб остальное не тормозило). Всего несколько лишних кликов и рублей триста в месяц – не такая уж проблема. Наши дедушки вообще только по кулинарной книге готовили. Ну а еще когда-то не было света, газа, дорог, колёс и спичек. Странно просто, если спички, к примеру, уже изобретены – а ты еще вынужден натирать камень о камень. Вот тут то же самое. Россиян поставили в ситуацию, когда выбора нет. Хочешь пользоваться интернетом нормально – подключай VPN, ну а не хочешь – не пользуйся вообще. Я специально начал с самого безобидного примера. Но из таких мелочей и складывается восприятие нормы. 

Наши соотечественники больше не могут летать куда и когда хотят (ну то есть вроде и могут, но тоже надо танцевать с бубном). Они не могут пользоваться глобальными сервисами, которыми пользовались всегда, не могут покупать вещи, которые покупают остальные люди, есть то, что захочется. Я понимаю, что существуют на планете страны, в которых не знают о существовании McDonald’s и Netflix, но Россия не была такой страной. И вот теперь надо привыкать. 

Но если бы уход Starbucks и Zara был единственным, что изменилось в России… К сожалению, нет. Из страны уехали сотни тысяч людей, многие из которых не вернутся никогда. Сотни тысяч россиян погибли из-за войны – напрямую и косвенно. В России больше никто ни от чего не застрахован. Ты можешь оказаться на фронте просто потому, что открыл дверь, не поглядев в глазок. Или потому что твой дом находится рядом с каким-нибудь военным заводом, нефтебазой или аэродромом, в который прилетел дрон или упала российская же ракета ПВО. Или истребитель. Помните, как было в Ейске? А можешь сесть в тюрьму за граффити. Репрессии проявились не три года назад, но до 2022 года в России не принято было говорить о политике шепотом.

И вот еще, что потеряно на долгие-долгие годы – это репутация. На долгие годы мы перестали быть близкими народами с украинцами. Каждый россиянин в отдельности, если непосредственно не участвовал в этих преступлениях, все еще имеет шансы закрепиться в любом сообществе, – но народ в целом на данном этапе уже нет. Я категорически против коллективной ответственности, но красный паспорт надолго потерял привлекательность.

Может, вы уже не помните, но 2021 год в России был ужасен. Начался он с возвращения Навального, тогда же он был взят в плен, откуда больше не вышел. Тогда же ФБК признали экстремистской организацией. Инфляция только по данным Росстата составила 8,4%. Продолжался COVID, изоляция, QR-коды, стрельба в школе в Казани, в университете в Перми, авария на шахте в Кемеровской области, напряжение на границе с Украиной… Но я думаю, что для многих даже 5 подряд таких 21-ых лучше одного 2022. Возможно ли вернуть хотя бы такую неблагополучную Россию, хотя бы с той затхлой атмосферой, если мирное соглашение все-таки удастся заключить? Возможно ли снова принять те правила игры? 

Давайте начнем с простого и понятного: санкции. За аннексию Крыма и начало войны на юго-востоке Украины Россия находится под ними с 2014, но те ни в какое сравнение не идут с нынешними. И несмотря на то, что санкции все считают неэффективными, все же последствия ощущаются, и доллар под сто рублей не даст соврать. Не говоря уже про тотальную зависимость от Китая, в тиски которого Путин толкает нашу страну. 

В обмен на мир он требует снять все санкции разом. Допускаю, что какая-то часть действительно будет смягчена, а может даже и отменена в рамках торга. Но уж точно не полностью, и уж тем более не сразу. Вот вам несколько примеров: в начале 90-х в Югославии шли непрекращающиеся войны. Против страны первые санкции были введены еще в 1990, а позже только усиливались. После окончания войны в Боснии в 1995 и после военного вмешательства НАТО в 1999 режим Югославии вынужден был пойти на уступки, но санкции сняли… Верно! Только после свержения Милошевича и прихода новой власти в 2000.

Или вот Ирак в тот же период: В 90 войска Саддама Хуссейна вторглись в Кувейт. Мир отреагировал немедленно, введя жесткие санкции по всем фронтам. После военной операции международной коалиции ООН во главе с США в 91, Садама прогнали из Кувейта. А его режим также вынудили пойти на серьезные уступки, которые, в том числе, подразумевали ликвидацию программ по созданию оружия массового поражения. Знаете, когда сняли большую часть санкций? Правильно! После вторжения США и казни Саддама. 

Вывод простой: пока режим в силе, санкции не уйдут. Кроме того, существует огромная вероятность того, что оккупированные территории в случае перемирия останутся за Россией. И конечно же мир их никогда не признает. И уже одно это гарантирует стабильность в санкционном вопросе.

Это значит еще и то, что Россия в обозримом будущем не вернется в (как это принято называть) мировое сообщество. А это значит, что скорее всего, не будет больше глобальных форумов, международных программ, Олимпиад, чемпионатов по футболу. Да и поездки за границу для обычных людей тоже не возобновятся в прежнем виде. 

И потом, чтобы вернуть 2021 (а еще лучше 2013), надо для начала разрешить все внутренние проблемы. Надо, например, свернуть военную экономику, разгоняющую инфляцию. Но что тогда делать с огромной прослойкой «нового среднего класса», который образовался вокруг индустрии войны? А что делать со всеми искалеченными? Со вдовами и родственниками погибших? Что делать с маньяками, вышедшими на волю и ставшими типа «героями»? А со всеми остальными, кто побывал на фронте? А освободят ли Курскую область? Снимут ли репрессивные законы, хотя бы те из них, что связаны с войной? Освободят ли всех, кто сидит по этим делам? И в конце концов, как стереть себе память, и как рассказывать про все случившееся детям?

Боюсь, что ни один из вариантов перемирия не сможет удовлетворить обе стороны. Пропаганда, конечно же, постарается в том или ином виде выдать достигнутую договоренность за триумф, может быть даже введут какой-нибудь второй День победы. Но людей, как это ни парадоксально звучит в контексте России, не обманешь. По крайней мере, не всех. Тем более, если речь идет о тех, кто вернется с фронта. Чувство неудовлетворенности неизбежно приведет их к пониманию, что воевали-то, оказывается, за зря. Ну раз «не добили фашистов», раз не дошли до Киева, то получается Ваня/Петя/Сережа погибли напрасно? А ведь именно месть за своих, а не какая-то там абстрактная денацификация является в народе драйвером войны. Да, Путин как никто в мире умеет оборачивать неудачи в победы, но с людьми, прошедшими войну, этот фокус может и не пройти. Это значит, что помимо привычной беготни за оппозицией, у властей появится еще одна, и куда более серьезная забота. 

Но значит ли все это, что войну стоит продолжать, чтобы длить нашу страшную повседневность и не сталкиваться с тем ужасом, что может последовать за ней?  Нет, конечно, не значит. 

Что же касается прекращения огня, то да, оно сегодня выглядит как удачный пас в сторону хозяина Кремля. При этом с попыткой извлечь из ситуации материальную выгоду. Трамп уже говорил, что помощь в разрешении конфликта не будет бесплатной. Он предлагает свои миротворческие усилия в обмен на редкоземельные металлы, которые добываются в Украине. И в частности, на тех территориях, что заняты Россией. Совместная добыча по логике трамповских стратегов будет гарантией мира. Только вдумайтесь – мир спасет цинизм. Страшно, конечно, осознавать, но в 2025 мы оказались в ситуации, когда закончить войну может только жажда славы и торговая выгода, а не сострадание к людям. Но значит ли это, что войну следует продолжать, пока на смену нынешнему поколению мерзавцев и циников от политики придут новые, чистые помыслами? Нет, конечно, не значит. Ведь в этом случае мир вообще рискует не дожить до прекращения войны.

Я не сторонник позиции, что Украина должна воевать до тех пор, пока не установит историческую справедливость. И во мне вызывают одинаковое раздражение как те россияне, кто требует добить киевских нацистов. Так и те россияне, кто переехал на запад и оттуда вопят, что нельзя договариваться с Путиным, а надо воевать до последнего украинца. На мой взгляд, худой мир лучше хорошей войны. 

Конечно, можно рассматривать прекращение огня как передышку для Путина. «Вот он отдышится, соберется с силами – и начнет по-новой». И даже в перспективе 3-5 лет может напрыгнуть на НАТО, о чем предупреждают немецкие и датские разведки. Но ведь и весь мир может воспользоваться передышкой. И сама Украина. В конце концов, прекращение огня — это окно возможностей, которые невозможно разглядеть, пока грохочут орудия.  Это время, чтобы переосмыслить приоритеты, поле для появления новых людей и идей. Да, не обязательно со знаком плюс, но прекращение огня хотя бы дает шанс. Еще раз. Это окно возможностей, которым могут воспользоваться не только проходимцы, но и силы разума. И выбор будущего – уже наша ответственность. Война же, как видите, таких шансов не дает. 

Продолжение следует.

    Подпишитесь на рассылку. В случае блокировок РКН – мы всегда останемся на связи!

    Разборы

    Самый великий комик столетия. Над чем смеялся Жванецкий

    04.07.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Михаил Жванецкий — выдающийся сатирик, писатель и один из главных комиков XX века. Как началась его карьера, как Жванецкий смог стать голосом целого поколения и в чём секрет его феноменального успеха — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Стыд и ярость. Как людей в России закрывают в психушки

    Жизнь с психическим расстройством — это ежедневная борьба. Как на самом деле живут люди с депрессией, биполярным расстройством и аутизмом, и почему им особенно тяжело в России — разбирается Павел Каныгин

    02.07.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Лорд и Палач. Подноготная самых страшных сподручных Рамзана Кадырова

    30.06.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Магомед Даудов и Адам Делимханов — два ключевых человека в окружении Рамзана Кадырова. Кто такие «Лорд» и «Палач» и чем они известны кроме пыток, убийств и репрессий — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Самый опасный кандидат в президенты. Почему ее боялась ФСБ?

    Галина Старовойтова — яркая политикесса современной России, убитая в 1998 году. Каким человеком была Старовойтова, как ей удалось завоевать доверие избирателей и сохранить человечность в токсичной политической среде — разбирается Павел Каныгин

    28.06.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Детство Медведева. Как ботаник связался с плохими парнями и что из этого вышло

    25.06.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Дмитрий Медведев — главная надежда России конца 2000-х и один из главных «ястребов» современности. Каким было его детство, как он пришёл к власти и почему отдал её, выбрав путь приспособленца — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Диктаторы, которых кинула элита. Разбор Южной Кореи, Испании и Чили

    Даже если кажется, что диктатура Путина вечна, важно помнить: ни один режим не длится бесконечно. Как Испания, Чили и Южная Корея оказались во власти авторитарных лидеров, почему их диктатуры рухнули и как эти страны перешли к демократии — разбирается Павел Каныгин

    23.06.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Мамкины альфачи. Как травмы Маркаряна и Позднякова выросли в опасный культ

    20.06.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Сегодня поговорим о культе маскулинности и альфа-самцовости в Рунете. Чему «гуру» учат своих подписчиков, зачем они травят женщин и какие травмы прячутся за напускной «мужественностью» — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    В бункере напряглись. С чем на самом деле воюют Израиль и США в Иране

    В ночь на 13 июня Израиль атаковал Иран. Его цель — ликвидация ядерной программы и ракетных объектов. В регионе разгорается большая война. Как на это реагирует Кремль, примет ли участие США и что ждет Ближний Восток — разбирается Павел Каныгин

    18.06.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Новости

    Охранники против Путина. Главная угроза в окружении президента

    16.06.2025

    Разборы. Продолжение следует

    За последние 10 лет личные охранники Владимира Путина становились генералами, губернаторами и министрами. Как Служба безопасности президента превратилась в главный социальный лифт России — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Почему свадьба стала главным праздником россиян

    Почему свадьба — это не просто праздник, а настоящая национальная скрепа России? Что стоит за этой важной частью нашей культуры, как заключали брак в Российской империи, СССР и как делают это сегодня — разбирается Павел Каныгин

    13.06.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Любимые певцы Путина. За песню заплатили 7 миллионов

    11.06.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Война в Украине разделила российскую эстраду: одни уехали, другие — отмолчались, а третьи воспользовались моментом и встали на сторону пропаганды. Как Лепс, Газманов, «Любэ» и Маршал зарабатывают на войне и поддержке Путина — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    «Я гей, но при этом … как Путин». История главного падения на российском ТВ

    Антон Красовский — российский журналист и политтехнолог, ставший одним из самых одиозных пропагандистов войны в Украине. Как складывалась его карьера — от работы на НТВ в середине 90-х до скандалов и трансформации в рупор ненависти — разбирается Павел Каныгин

    09.06.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    «Путин, да пошел ты в ж@пу, Путин». Что случилось с Масяней?!

    06.06.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Мультфильм «Масяня» — главный интернет-феномен 2000-х. Как Олег Куваев создал культовую героиню, почему она так полюбилась зрителям и как изменилась после начала войны — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    «Уважаемые, вы все в аду». За что Солженицына не переваривает ни власть, ни оппозиция 

    Александр Солженицын — великий русский писатель и один из самых противоречивых мыслителей XX века. Почему он так и не стал «своим» ни для либералов, ни для государственников — разбирается Павел Каныгин

    04.06.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Голландский штурвал Киселева. Развратное европейское прошлое пропагандиста

    02.06.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Дмитрий Киселев — один из главных рупоров кремлёвской пропаганды и разжигателей войны в Украине. Как он осваивал европейские гранты и почему называл себя украинцем — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Нерукопожатные. Антология сетевой инквизиции. Разбор, который мне не простят

    Что такое культура отмены, чем она отличается от радикального кэнселлинга и как превращается в инструмент давления и политических репрессий — разбирается Павел Каныгин

    30.05.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Поднялся на д@билах. Как Гоблин стал любимым блогером власти.

    28.05.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Дмитрий Гоблин Пучков — публицист, предприниматель, переводчик и один из самых одиозных пропагандистов современной России. Как складывалась его карьера — от службы в милиции до «переводов Гоблина», и почему со временем Пучков превратился в мизантропа и рупор кремлёвской пропаганды — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Запрет на выезд за границу. Как это было и что нас ждет?

    Еще недавно Путин говорил об отмене виз с ЕС, а сегодня в России снова ограничивают выезд за границу для целых категорий граждан. Почему россиян столетиями лишают свободы передвижения — от царской России до наших дней — разбирается Павел Каныгин

    26.05.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Партия слива. Трагедия Зюганова, превратившего КПРФ в собрание терпил

    23.05.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Геннадий Зюганов — бессменный лидер КПРФ и один из самых опытных политиков современной России. Как сложилась его политическая карьера, какие шансы изменить страну у него были и почему он ими никогда не пользовался — разбирается Павел Каныгин