Вы читаете текстовую версию видео Разбора
Было на российском телевидении время, когда стареющие дядьки в пиджаках не пугали зрителей ядерным пеплом, третьей мировой, нацистами, не звали всех под ружьё и не называли предателями кумиров молодёжи. Наоборот, эти самые кумиры появлялись в вечернем эфире на центральных каналах. А я, как и мои нынешние 30-летние сверстники, приходил домой после школы и смотрел по телику не вопли Соловьёва, а диснеевские мультики и викторину «Звёздный час». Утром в выходные можно было попробовать «Позвонить Кузе» – и сыграть с ним в компьютерную игру, а в программе «Башня» на втором канале ставили песни группы «Сектор Газа». В 2000-м я и вовсе не отлипал от только что запущенного MTV Россия с их витриной западного масс-культа и, конечно, всех этих программ вроде «12 злобных зрителей».
Куда же это всё подевалось? Почему детские и молодёжные программы почти одновременно пропали с российского телевидения? И как в этом замешан… московский парк «Зарядье»? Давайте разбираться.
На телевидении есть такое понятие – прайм тайм. Это период, когда телевизор включён у бо́льшего числа зрителей, чем в любое другое время дня. Прайм тайм бывает утренний (когда люди под телик собираются на работу) и вечерний (когда зрители смотрят на экраны, придя домой). В это время продаётся самая дорогая реклама, поэтому все телеканалы стараются ставить в прайм-тайм свои лучшие программы, чтобы собрать бо́льший рейтинг, то есть собрать максимальное количество просмотров от зрителей.
Если вдруг последние лет 20 вы прожили в глухой тайге или, например, сознательно избегаете просмотра российского ТВ и не в курсе, что показывают по телевизору в России в прайм-тайм, то сейчас я вам расскажу. Вот телепрограмма с сайта Первого канала. В шоу «Мужское и женское» провинциальные маргиналы бьют и матерят друг друга. Потом, с перерывом на новости, – два «Информационных канала» про нацистов и загнивающую Европу, и контрольный выстрел – программа «Куклы наследника Тутти», где Мария Бутина и прочие подобные «эксперты» в кавычках с важными лицами обсуждают – а не ведьма ли Нэнси Пелоси.
Но если покопаться на сайте Первого канала, можно найти телепрограмму из параллельной реальности. А точнее, из ноября 1999 года. Что тогда ставили в прайм-тайм? Сначала мультфильм «Вокруг света за 80 дней». Потом тележурнал для школьников «Классная компания», игра «Зов джунглей», главная передача молодёжи «до 16 и старше».
Приход к власти Владимира Путина удивительным образом совпал с тем, что российское телевидение постепенно стало превращаться в комсомольскую методичку с элементами деревенской дискотеки. C гопниками и переходом на личности. Уже летом 2001 года после 17 лет в эфире была закрыта телепередача «до 16 и старше». Официальная версия была такая: «Программа изжила сама себя и была страшно далека от народа».
Так объяснял её закрытие Сергей Супонев, человек, который придумал львиную долю детских передач в стране и был ведущим некоторых из них. Но Супонев также был и топ-менеджером ОРТ, тогдашнего Первого канала, так что просто не мог перечить решениям начальства. Грустный символизм в том, что в декабре того же года Супонев погиб, катаясь на снегоходе. Вместе с ним умерло и молодёжное вещание на главном канале страны. Но давайте разберёмся, так ли «далека от народа» была закрытая программа?
«До 16 и старше» появилась в начале перестройки. И почти сразу стала суперпопулярна. Потому что рассказывала не о пятилетке за три года и не о клятве пионеров, а о том, что реально волновало тогдашнюю молодёжь. Вот в выпуске от 1988 года – большое интервью с Виктором Цоем. Вы можете себе представить интервью с кумиром подростков на нынешнем Первом канале? Не с певцом Шаманом, а с реальным кумиром. Типа иноагента Фейса. А вот более поздний пример – выпуск на очень щекотливую, но важную тему: рост национализма среди молодёжи.
Кстати. Не подумайте, что я кого-то там обеляю, но. Обратите внимание, как грамотно строит свою речь бритоголовый неформал из девяностых.
В общем, слухи о «ненародности» «до 16 и старше» – были явно преувеличены. Формат был настолько популярен, что на соседней кнопке в конце девяностых появилась похожая программа «Башня». Которую одно время вёл нынешний генеральный директор канала Спас, истовый православный патриот – Борис Корчевников.
Кстати, он – далеко не единственный кумир миллионов подростков тех времен, сейчас обслуживающий власть. Модный бунтовщик Иван Демидов, который в неизменных чёрных очках рулил программой «МузОбоз» сначала отвечал за идеологию в «Единой России», потом за кинематографию в Министерстве Культуры. А четыре года назад Иван Иванович Демидов стал директором парка «Зарядье» в центре Москвы.
Чтобы понять причины массового закрытия детских и молодёжных программ, надо вспомнить историю. В апреле 2001 года происходит силовой захват и по сути национализация НТВ. Самый популярный частный канал страны переходит под контроль государства. Отныне его история поделится на «Старый НТВ» и «Новый НТВ». Чуть позже главный государственный холдинг ВГТРК начинает масштабное сокращение – под нож идут почти все молодёжные и развлекательные редакции в региональных телекомпаниях. Уволены сотни человек. А руководство холдинга, не стесняясь, говорит о причинах:
«Мы не скрываем, что главной задачей региональных компаний сегодня остается информирование, поэтому ничего удивительного в том, что первоочередное внимание уделили информационному вещанию в программах «Вести-регион».
Короче говоря, страна встаёт на рельсы пропаганды. А пропаганда с людьми не разговаривает – она указывает и информирует. Зачем обсуждать в эфире современную музыку и кино, которые во многом формируют вкусы и взгляды человека, зачем обсуждать контр-культуру, любовь, секс, конфликт поколений, да и вообще зачем говорить с молодежью на их языке, если главная задача молодёжи – выстраиваться в очередь на запись в юнармию?
Вторая причина закрытия молодёжного вещания – финансовая. По закону о рекламе начала нулевых, в детские телепередачи запрещено было вставлять рекламу. То есть, каналы не могли на них заработать и сначала передвигали на неудобное время, а потом и вовсе убирали из эфиров. Ничего личного, «just business». Причем, в 2018 году рекламу в детское вещание вернули. Но вернулись ли любимые передачи? Конечно – нет. В ситуации, когда рынок диктует, что показывать, казалось бы, должно вмешаться государство: ему ведь важно воспитание подрастающего поколения. А, значит, нужно субсидировать убыточное детское вещание.
И действительно, в этом году Минцифры выделило почти 650 млн рублей для электронных СМИ. На эти деньги, в частности, выпускаются программы «Умники и умницы» и «Спокойной ночи малыши». 650 миллионов – это много или мало? Журналисты издания The Moscow Times, со ссылкой на Германский институт проблем международной безопасности, недавно посчитали, что Россия ежедневно тратит на войну с Украиной около 30 млрд рублей! За эти деньги можно было бы год проспонсировать продакшн годовых сезонов детских шоу и подростковых сериалов с современными сюжетами и ролевыми моделями.
Другая причина, почему у нас нет молодёжного телевидения – конечно, его моральная изношенность по сравнению с цифровым контентом. Никто не будет смотреть ТВ, когда под рукой смартфон с доступом к самому разнообразному контенту.
Именно поэтому государство, поняв, что своими же руками провалило работу с целым поколением, вдруг спохватилось и начало искать виноватых. И нашло. В лице Загнивающего Запада, конечно, ну и Ютьюба. Неспроста же такие-сякие Навальный и Дудь собирают миллионы просмотров. Хотя российские подростки явно больше хотят смотреть Дмитрия «Гоблина» Пучкова. Просто Госдеп им не даёт.
Помимо кнута – то есть, обсуждаемой блокировки Ютьюба, – российские власти пытаются воспитывать молодёжь и «пряником» – созданием всевозможных организаций. Уже были и «Наши», и «Молодая гвардия», новая инициатива – «Движение первых». Это такая, современная пионерия, которая, по замыслу Владимира Путина ежегодно будет получать из бюджета больше 21 млрд рублей. Это, на секундочку, почти бюджет всего Ненецкого автономного округа. В начале это года стало известно, что Правительство расщедрилось и выделило аж 38 млрд рублей на «патриотическое воспитание молодежи». Бо́льшую часть суммы освоит как раз «движение первых». Например, уже в марте там отчитались о создании своего телеканала «Движ». Правда, ни эфира, ни записи его программ мне найти так и не удалось. Зато на официальном канале «Движения первых» в Рутьюбе – целых 79 подписчиков…
Беда в том, что эти деньги опять улетят «в никуда». Общение власти с молодёжью напоминает диалог душных дедов с ребёнком-подростком. Который их не слушает. Те, у кого есть дети, знают, что один из базовых постулатов воспитания – умение быть другом своему ребёнку, партнером, которого уважают, а не бояться и ненавидят в душе. Не раздавать команды и указания, а договариваться. Но в России месяца не проходит, чтобы какой-нибудь депутат или сенатор не заговорил о тлетворном влиянии запада на молодёжь и потому – необходимости усилить патриотическое воспитание с обязательным изучением «Молодой гвардии» в школах. Вот статья об одном таком обсуждении в СовФеде. Взгляните на лица его участников. Там одни пенсионеры – и эти люди решают, как жить нынешним 20-летним!
Указывать, навязывать, диктовать и принуждать – эти грубые практики, укоренные в прежних советских поколениях, нынешние власти тащут и в новое время, когда отношения между людьми максимально гуманизировались. Строить доверие, растить детей и молодежь в безопасной обстановке уважения и принятия, и учиться чему-то самим – совсем не то, на что способны властвующие нынче воинствующие деды. Но кажется они и сами это осознают. Не от того ли, кстати, уничтожили за «ненужностью» весь молодежный контент?
Еще одно правило воспитания гласит – лучше всего воспитывать собственным примером. Если папа весь день лежит на диване, уткнувшись в телефон, странно требовать от сына спортивных успехов.
По логике правильного воспитания, именно так российские тинейджеры могут отвечать депутатам и экспертам, причитающим, «что это у нас молодёжь такая агрессивная в стране»!? Ну раз мужик в телевизоре так ругается, значит, и им можно? Раз круглыми сутками с экранов орут, что нормально пустить на дно целую страну, то что такого в том, что Петя в школе ударит слабого Сашу? А эксперты пошумят про невоспитанную молодёжь, да и пойдут смотреть сериалы про ментов. Все равно кроме них и новостей смотреть по телику больше нечего…
Конечно же, молодежное вещание уже вряд ли когда-нибудь вернётся к жизни. Но молодежный контент субсидируемый государством без всякого пропагандистского элемента и создаваемый если не для телика, то для стриминговых платформ – он еще покажет себя, я уверен.
Помните, этот выпуск я начал с цитаты песни из моего детства. Хочется закончить ещё одной: «хочешь не хочешь, днём или ночью чудо придёт…». Я верю, что когда-нибудь наш телеконвейер очнется от гипноза. Конечно, технологически это будет уже совсем другое ТВ, а может и не ТВ вовсе. Это не важно. Важно другое – чтобы однажды Россия оставила идею воспитать из наших детей агрессивных зомби и перестала бы их пичкать откровенно вредными видео с вопящими безумцами. А стала бы стимулировать производство совсем другого контента. Чтобы баттлы Фейса и Скриптонита или крутые отечественные сериалы вроде нетфликсовского Sex Education наши дети смотрели не исподтишка на пиратских сервисах – а на доступных и популярных российских платформах. Дождемся ли когда-нибудь такого? Думаю, да. Поэтому – продолжение следует.