Вы читаете текстовую версию видео Разбора
Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют.
Эту фразу приписывают и Салтыкову-Щедрину, и Карамзину, и в последние годы – ошибочно – даже Александру Розенбауму. Что говорит только об одном: как в прежние века, так и сейчас она была и остаётся актуальной.
И я даже больше скажу: как в прежние века, так и теперь пьют и воруют у нас зачастую одни и те же лица. Те, кто у руля.
Оставим пока в стороне воровство – этому мы посвятили уже множество разборов, и посвятим ещё. Но сегодня давайте сосредоточимся… на пьянстве.
С начала войны российские чиновники начали пить гораздо больше, чем раньше. Российские власти разных уровней пьют много и всё вперемешку, а на официальных государственных банкетах норма алкоголя с недавнего времени рассчитывается по формуле 1,5–2 бутылки на человека, причем это касается и вина, и водки. Хотя раньше была строго одна. Что интересно, так обстоят дела не только в регионах, но и в федеральном парламенте, и даже в Кремле. Сильнее пить начали чиновники всех уровней – от мелких региональных депутатов до федеральных министров. Нередки случаи, когда губернаторы пропускают совещания или приходят на них пьяными. Чиновники даже мелких федеральных ведомств не стесняются устраивать пьяные дебоши в самолётах. Да что там говорить – пьют даже в администрации Путина. Раньше далеко не у каждого сотрудника Администрации Президента рабочий день начинался со стакана водки, хотя и такие были. Теперь же таких людей стало гораздо больше, и у некоторых стакан превратился в бутылку.
Почему наши чиновники вдруг стали бухать? Что, как говорится, случилось? Ответ тут очевиден: стресс.
Стресс из-за войны, из-за давления кремлевских начальников, из-за санкций, из-за отсутствия военных успехов и сопряжённого со всем этим недовольства населения.
Вот как наши коллеги описывают типичный день главы одного из регионов в Центральном федеральном округе – тут уж без имён. Этот губернатор и раньше был замечен в любви к алкоголю. Но в последнее время он совершенно пошёл вразнос. Его коллеги, пожелавшие остаться анонимными (интересно, почему?), объясняют эти срывы главы региона нервами из-за новостей, давления Кремля и местных элит.
Утро этого губернатора начинается с того что специально обученные люди его разыскивают и пытаются разбудить. Спать он может где угодно – там, где его минувшей ночью настиг короткий тревожный сон алкоголика. Если удалось начальника разыскать, и если в этот день требуется его присутствие в администрации – чиновника под грудки доставляют к месту работы. Там он опохмеляется коньяком, держит лицо на нескольких совещаниях, в которых, впрочем, почти не участвует, а сидит, как снеговик. После совещаний главу региона ждёт обед – ясно, тоже не без стопки. Ну а дальше Губернатор обычно едет в городской ресторан или в баню и остаётся там до ночи. Пьяный, он всегда слушает одну и ту же музыку. Как говорят его подчинённые, это советские песни, посвящённые победе, группу Любэ и всякий весёлый блатняк. Накачивается, одним словом, патриотизмом и скрепами.
На случай приезда гостей из федерального центра – а такое всегда происходит внезапно – у помощников этого губернатора приготовлены специальные процедуры для начальника: холодные ванны и капельницы.
Или вот ещё одна история. Вице-губернатор другого субъекта сам признался журналистке «Вёрстки», что бухает и начал пить больше с момента начала войны. Теперь застолий в компании ему уже не хватает, после них ему приходится догоняться алкоголем дома. Он добавил, что после начала войны перестал заниматься спортом и уже не может перестать употреблять алкоголь. Это, впрочем, кажется ему вообще нормальным.
Ещё один собеседник описал типичное застолье с высокопоставленными дамами, для которого за бюджетный счет теперь тоже обязательно покупают много коньяка, водки и виски. «Раньше такого не было!» – возмущается он. Теперь же даже самые сановитые женщины начали пить, не стесняясь. Он рассказал про одну из последних вечеринок, на которой все сильно напились водкой элитных марок, среди которых был Grey Goose из Франции по 4 тысячи рублей за бутылку 0,7 и польский Belvedere за 2,5 тысячи рублей за те же 0,7 литра.
Среди историй о пьянстве чиновников особняком стоят слухи об алкоголизме бывшего президента, а ныне заместителя председателя Совета безопасности Дмитрия Медведева. Слухи про эту его слабость (а, может, уже и болезнь) ходят давно, еще со времен тандемократии. Но особенно активными они стали именно теперь, в разгар войны, когда Медведев начал яростно выступать по текущей повестке: с апологетикой войны и критикой Запада. Вы наверняка видели все эти сочинения про хрюкающих подсвинков и про то, что «цель России – остановить сатану». Ну разве можно сочинить такое, находясь в трезвом уме? Покуда можно, кремлевские технологи позволяют пьющему экс президенту самовыражаться, но иногда его же уж совсем заносит. Чего стоит его легендарный пост «Вконтакте» про то, что Казахстан – искусственное государство, а Грузии вообще исторически на карте мира не существовало. Тут уж приходится всему миру объяснять, что Дмитрия Анатольевича в очередной раз взломали, и опубликованный в ночи пост – это провокация недругов. Что ж, помощникам Медведева не привыкать. Хотя бывают у них и тяжелые задачки. Вот, например, словотворчество их начальника от 12 июня 2019 года. (пауза) Вот же славный выдался у мужика День России!
Однако вернемся к сегодняшним событиям – в которых, как гласит народная мудрость, без поллитра не разберешься. Но давайте теперь сместим фокус от количества к качеству. Что именно пьют наши власти?
На столах во время банкетов с участием высокопоставленных чиновников часто можно увидеть не самые дешевые российские марки алкоголя. Популярные бренды «Царская» водка и коньяк «Багратион» стоят до нескольких тысяч рублей за бутылку. В кабинетах и на ужинах можно увидеть и экстра-дорогой зарубежный алкоголь. В том числе, например, премиальный коньяк Remy Martin и элитное французское вино Chateau Margaux.
Эксперт по госзакупкам, член Фонда Борьбы с Коррупцией Данил Новиков рассказал, что в топе любимых напитков чиновников – коньяк, шампанское и вино. Однако среди последних закупок – заказ водки, в том числе испанской, французской и итальянской, на 5 млн рублей комбинатом питания «Кремлевский», который обслуживает высокие приемы. Ни война, ни даже последующие санкции не остановили конвейер алкозакупок, даже напротив. По словам Новикова, еще зимой стало известно, что элиты закупают заграничный алкоголь в обход санкций: только за ноябрь и декабрь 2022 года компания «Рятико» ввезла в Россию элитного зарубежного вина почти на 4 млн евро.
Российские чиновники пьют и то, что сами производят. Большим спросом пользуется продукция заводов «Абрау-Дюрсо» бывшего бизнес-омбудсмена Бориса Титова, «Усадьбы Дивноморское», совладельцем которой является Геннадий Тимченко, а также крымского винзавода «Массандра», который оккупационные власти по заниженной цене продали президентскому другу Ковальчуку. Нельзя не упомянуть еще раз третьего президента РФ Медведева и его легендарный самогон. По данным журналистов, экс-президент гонит алкоголь на своей усадьбе под Плёсом и любит дарить свой продукт членам правительства и иностранным лидерам.
Судя по всему, сам Путин, слывущий трезвенником, конечно, обращает внимание на то, что чиновники – как и в целом россияне – пьют всё больше. Об этом он заговорил летом прошлого года на встрече с главой Кировской области Александром Соколовым. Потом Путин встретился с исполняющим обязанности губернатора Владимирской области Александром Авдеевым и вновь поднял этот вопрос, сказав, что в рамках борьбы с алкогольной зависимостью нельзя ничего запрещать, нельзя заниматься излишним подъемом цен или акцизов. Особенно Путина беспокоят люди из его ближнего круга, которые пытаются снять стресс из-за санкций и из-за развязанной им войны. Хотя, по мнению хозяина Кремля, они должны легко справляться с этим на трезвую голову. Сам Путин очень брезгливо настроен к пьющим, к пьяницам, к несвежим с утра людям. На совещаниях он иногда критически комментирует состояние некоторых участников, причем достается и главам госкорпораций, и министрам, и военным.
Пьянство – не единственный способ бегства чиновников от реальности. Из-за войны, как рассказывает один источник в Сибирском Федеральном Округе, элиты разделились на три группы. Больше всего тех, кто зажмурился и поплыл по течению за Путиным и начальством. Они делают свою работу и стараются даже не думать о том, зачем она нужна. Вторая группа, по его словам, это те, кто признался себе, что страна в тупике, и работать нет смысла. Люди из этой группы формально выполняют свои обязанности, но только в режиме текучки, а их сфера интересов сместилась на, я цитирую, алкоголь, спорт или блядей. Третья группа – те, кто спасаются помощью конкретным людям и тактикой малых дел. Мол, положил бабушке в сарай дрова или отсыпал щебёнкой дорогу – уже молодец.
Среди элит есть и люди, которые находят успокоение в других видах деятельности. Например, в хэндмейде. Правда, зачастую и это безобидное хобби сочетается с употреблением алкогольных напитков. Один из региональных чиновников рассказывает такую историю: однажды летней ночью к крупному бизнесмену приехал по вызову наряд полиции и увидел впечатляющее зрелище: прямо на берегу Дона горела какая-то огромная деревянная фигура. То ли птица Феникс, то ли жар-птица. Метра два высотой. А вокруг неё, в чём мать родила, бегал этот самый олигарх и орал что-то бессвязное. Предприниматель, видимо, стрессанул и на пару месяцев просто заперся в своём загородном поместье. Там он начал выпиливать эту фигуру. А в ту ночь он просто облил своё творение текилой и поджег, к ужасу соседей, которые и вызвали полицию.
Ну и что, спросите вы. Пусть чиновники себе бухают, это их дело. К сожалению, это не совсем так. Рассказанные истории – не о дяде Васе из соседнего двора, а о людях, которые принимают важнейшие решения за нас с вами. А в состоянии ли они это делать? Ведь очевидно, что нет. За рулем этой огромной машины – не совсем здоровый дедушка, а также толпа пьяных мужиков и дам. Может, тогда хотя бы нам с вами стоит сохранять себя в состоянии критически мыслить и оценивать действительность?
Пусть они пьют, а вы много не пейте. Ведь это нам с вами непременно нужно делать нашу страну пригодной для нас и наших детей. Ведь не им же. Нам.
И поэтому – продолжение следует…
Этот разбор мы сделали совместно с нашими коллегами из издания «Вёрстка».