Поддержать Продолжение следует
Поддержать
Сюжеты

Политковская. За что?

7 октября 2022 года — 16 годовщина со дня убийства Анны Политковской

Фото из архива «Новой газеты»

Это будет, пожалуй, самый личный мой Разбор в проекте «Продолжение следует».

Я пришел в «Новую газету» в 2004 году. Очень хорошо помню свое первое впечатление от редакции: накурено, людно и весело. Наша большая комната называлась «отдел информации», и там кучковалась вся молодежь. Было тесно, но было классно! Вот кто-то строчит заметку на единственном компьютере — он назывался «наборная станция», кто-то орет в телефон, собирая комментарии у жителей Камчатки про отключение отопления. Кто-то рубится в нарды…

И контрастом к нам, молодым, пестрым, шумным — эти траурные, почерневшие люди в коридоре. Мужчины с бородами в кавказских шапках из овчины, женщины в платках… Они приходили в редакцию еще до того, как у нас начинался рабочий день, и даже когда я уходил поздно, я часто видел, что кто-то из них еще сидит. «Это к Политковской» — сказал мне мой редактор Нугзар Микеладзе. Сказал таким тоном, который никаких вопросов больше не предполагал.

Политковская. Ее имя уже тогда было успокоительным для истерзанной совести  российского интеллигента и священным для жителей Кавказских республик. Она связывала нас, она делала нас единой страной. Она переводила страдания кавказцев на язык, понятный всей остальной России. 

Но 7 октября 2006 года Анну Степановну Политковскую убили. Бесстыдно, дерзко, даже с вызовом — четырьмя выстрелами в подъезде собственного дома. «Для действующих властей вообще и для чеченских властей в частности убийство Политковской нанесло гораздо больший ущерб, чем ее публикации», — без стеснения, прямо в день похорон заявил президент Путин, комментируя публикации западных СМИ о причастности российского государства к этому страшному преступлению.

С тех пор российские власти делали все, чтобы стереть память о ней, чтобы магическая сила ее имени, ее дела, — перестала жить, отменилась.

Сегодня, в очередную годовщину ее гибели, я расскажу вам о Политковской, о нашей героической коллеге, именем которой названы множество улиц и площадей по всему миру (но не в России) — и о том, почему российские власти так боятся ее, даже мертвую. 

Имя Анны Политковской накрепко связано с освещением чеченских событий. Сейчас в это сложно поверить, но в тему войны Анна Степановна пришла лишь с началом второй чеченской кампании. А до этого она работала в респектабельной либеральной «Общей газете» и занималась там социалкой. Потом перешла работать в дерзкую «Новую» и плотно занялась темой беженцев.

Беженцы — тогда это была если не главная тема (такое вообще невозможно представить в России) — то точно уж вечный серый фон нашей повседневности. Люди бежали из Чечни, от войны, оседали в приграничных республиках, в основном, в Ингушетии. Быт их был страшен, и от историй, которые они рассказывали, стыла кровь.

Вот эти беженцы и стали той дверцей, через которую Политковская вошла в войну. И больше она никогда оттуда не уходила.

Сегодня Политковская и Чечня — два имени собственных, связанных неразрывно. Разоблачение военных преступлений российских силовиков и местного руководства в отношении простого народа республики, раскрытие коррупционных схем, личное противостояние с Кадыровым, наконец, — все это начала Поликовская. Но почему именно она оказалась на вершине профессионального олимпа? Как так случилось, что именно Анне война открыла всю себя, впустила в свое темное нутро и рассказала самые сокровенные тайны?

Ответ на этот вопрос вы найдете в любой статье Анны Политковской, буквально в любой. Секрет ее успеха в том, что люди для нее не были рабочим материалом для статей. Они были для нее людьми. Она жила в их домах, делила с ними стол, она оплакивала их горе, как свое — и люди говорили с ней. Говорили не как с заезжими столичными телевизионщиками, для которых все местные — чумазые мартышки. Говорили как со своей, которой можно и нужно рассказывать все. Потому что ей можно верить, потому что она поможет. Потому что она расскажет правду всему миру, не побоится, как боятся эти все — заезжие, с московским начальством и московскими зарплатами.

Она не была на стороне чеченских боевиков, в чем ее — после ее смерти! — так любили попрекать придворные телеведущие. Она была на стороне людей и на стороне жизни.

Была такая очень красноречивая история про грозненский дом престарелых в районе поселка Катаяма. В конце 1999 года он оказался в эпицентре боев, и Политковская попыталась организовать эвакуацию стариков в соседнюю Ингушетию, 91 человек. Но неожиданно она встретила сопротивление — как со стороны российских военных — так и со стороны их чеченских противников. И тем, и другим оказалось удобно, чтобы старики были мертвы. «Чеченским деятелям, которые там у руля или хотя бы близко к нему, сегодня нужно то же самое, что тем, кто у руля войны с федеральной стороны, — как можно больше крови и ужасов, смертей и бомб, — писала она. — Режимы сошлись лоб в лоб, зная, что каждому отступать некуда. А потому чеченская сторона неоднократно уверяла газету, что дом престарелых на Катаяме разбомблен, а люди погибли. То же самое творила и сторона федеральная — убеждала, что дом престарелых уничтожен самими боевиками».

Стариков не отпускали, и Политковская несколько месяцев билась с этой историей. Уговаривала и тех, и этих, дошла уже до министра МВД Владимира Рушайло и до вице-премьера Валентины Матвиенко. Грозилась уже вломиться к Путину — в итоге стариков удалось вывезти. Всего трое погибли от голода и холода в ожидании эвакуации.

Целых трое.

Ее не раз угрожали убить — нашумела, например, история с омоновцем Сергеем Лапиным с позывным «Кадет». В 2001 году он запытал в грозненском отделе полиции чеченского студента Зелимхана Мурдалова, больше парня никто не видел живым. Политковская написала об этом случае — довольно рядовом для тогдашней Чечни, и потом много писала, фактически дотащив дело «Кадета» до суда, несмотря на многочисленные угрозы со стороны Лапина и его сослуживцев.

Храбрость — вот слово, которое наиболее полно характеризует Политковскую в профессии. Если бы сегодня нужно было написать для энциклопедии статью про то, что такое храбрость, то я бы просто поставил туда один единственный текст Политковской, весь целиком, от первой буквы до последней — «Центровой из Центороя».

Это — интервью с Кадыровым, редчайшее по своей откровенности, по своей звериной силе. Кроме собственно разговора, автор разворачивает перед нами все обстоятельства, при которых этот разговор состоялся. 

Вот отрывок из текста:

«Будешь писать опровержение, что я не бандит?! Будешь? — орет Кадыров, явно играя на камеру. Она работает постоянно и оказывается «пресс-службой Федерации бокса ЧР». 

— Я тебе докажу. Ты — враг. Я тебя заставлю. Ты — хуже Басаева. Ты встала между чеченцами. И русские генералы встали… Если бы не вы, мы бы давно договорились.

Шабаш длился несколько часов. Рамзан то плясал, то орал, то лез трясти руку, то уходил разговаривать с приехавшим в «гостевой домик» Абрамовым, то возвращался и снова орал: «Я — не бандит. Я тебя заставлю. Не отпущу».

В этом интервью, датированным 2004 годом, Рамзан Кадыров, некрупный региональный политик, на тот момент — первый вице-премьер Чеченского правительства, раскрывается для нас именно таким, каким теперь его знает весь мир. Жестоким средневековым князьком, развратным, не знающим меры, признающим в качестве аргумента только силу».

И еще одна цитата:

       — А приказы убивать отдавали? – спрашивает Политковская.

       — Отдавал, — говорит Кадыров.

       — Не страшно?

       — Это не я — это Аллах. Пророк говорил: ваххабитов надо уничтожать.

       — Так и говорил?.. А когда не станет ваххабитов, с кем воевать будете?

       — Буду заниматься пчелами. У меня и сейчас есть пчелы. И бычки. И собаки бойцовые.

       — А вам не жалко, когда собаки друг друга убивают?

       — Не жалко. Нравится мне. Собаку свою Тарзана уважаю, как человека. Кавказская овчарка — самая справедливая собака.

       — Какие ещё увлечения? Собаки, пчелы, воевать… И?..

       — И — гулять. Женщин люблю.

       — А ваша жена не против?

       — Я — тайно.

       — Какие у вас сейчас погоны?

       — Капитан милиции.

       — Как давно вы их получили?

       — Месяц назад.

       — Как долго пробыли старшим лейтенантом?

       — Долго мне не давали. Года полтора. Все ходили за меня, чтобы дали капитана.

       — А для вас важны эти погоны?

       — Конечно, я — воин и милиционер.

       — Так воин или милиционер?

       — Это одно и то же.

       — Какое у вас образование?

       — Высшее юридическое. Заканчиваю. Экзамены сдаю.

       — Какие?

       — Как это — какие? Экзамены, и все.

Через семь лет Владимир Путин утвердит Кадырова на посту исполняющего обязанности главы Чеченской республики.

Никогда Кадыров не забудет этого интервью Политковской. И никогда не простит.

Эта беззаветная храбрость была бессознательным жизненным кредо Политковской. Именно ее в качестве возможного переговорщика назвали террористы, захватившие мюзикл «Норд-ост» — и она пошла внутрь, не колеблясь ни секунды.

Именно она, не задумываясь о последствиях, вышла на связь с избранным президентом сепаратистской чеченской республики Ичкерия Асланом Масхадовым, пытаясь спасти заложников в Беслане — но была отравлена неизвестным токсином в самолете по пути в Беслан, и переговоры не состоялись. Уже тогда Кремль умел воевать со своими врагами этими грязными, недостойными методами. Но зачем, почему понадобилось срывать эти переговоры? А очень просто: Кремлю не нужны были успешные переговорщики. Не нужны были люди, которые перед лицом всего мира могли бы разрешить бесланский кризис и спасти заложников. Не нужно было, чтобы кто-то смотрелся героем на фоне бессильного российского руководства.  

Думаю, вот ровно это и сделало в конечном счете Политковскую практически личным врагом Кремля. Она показывала, какими великими могут быть простые люди на фоне царьков. И еще она показывала, какая ужасная судьба будет ждать Россию, если она не очнется, если не перестанет покорно кивать всякий раз, когда власти подкручивают очередную гаечку.

«Мы вновь катимся в советскую пропасть, в информационный вакуум, пророчащий нам смерть от незнания. Все, что у нас осталось — это интернет, где все еще существует свободный доступ к информации. Что же касается остального, то, если вы хотите продолжать работать в журналистике, не забудьте, что от вас требуется абсолютное угодничество перед Путиным. Иначе вас, возможно, ждет смерть — от пули, яда или по приговору суда — это уж как посчитают нужным наши спецслужбы», — сказала она в 2004 году в своем интервью британской Guardian.

А теперь оглянитесь по сторонам и удивитесь ее прозорливости. 

Хорошо помню тот день, когда ее убили. Это была суббота, солнечная суббота октября. Понедельничный номер был почти подписан, когда позвонил мой редактор Нугзар Микеладзе и сказал спокойным, не предполагающим вопросы тоном: «Политковскую убили». 

Помню те черные дни в «Новой», когда все мы ходили бесцветные, словно нас постирали с отбеливателем. Помню бесконечные потоки людей, которые несли цветы к редакции. 

Я помню, как все мы следили за ходом расследования.

Никаких иллюзий не было уже с того самого момента, как приоритетной была названа версия о причастности беглого олигарха Бориса Березовского к убийству Анны. Следствие не пыталось сохранить даже видимость приличия!

И все же спустя годы безумная версия с Березовким была задвинута в дальний угол, и на скамье подсудимых оказались пятеро. Организатор преступления Лом-Али Гайтукаев и киллер Рустам Махмудов были приговорены к пожизненным срокам. Их пособники Сергей Хаджикурбанов, братья Джабраил и Ибрагим Махмудовы получили сроки от 12 до 20 лет колонии. Сотрудник ГУВД Москвы Дмитрий Павлюченков, по сути, также являвшийся организатором, активно сотрудничал со следствием и потому ему скостили срок, он получил лишь 11 лет. А заказчика следователям так и не удалось установить. Ну, вот так вышло, к сожалению.

7 октября 2022 года исполнится 16 лет со дня гибели нашей великой современницы, Анны Степановны Политковской. Российское государство о ней старается забыть, про Анну нет даже строчки в школьном учебнике истории. В России подвиг Политковской отмечен единственным знаком — памятной доской на здании редакции «Новой газеты».

Заказчики ее убийства давно уже спят спокойно, сроки давности для их привлечения к ответственности истекли — и они полагают, что уже чисты.

Но нет судьи строже, чем время, и оно спросит. Обвинительные листы готовы — перечитайте статьи Политковской, там все написано.

Павел КАНЫГИН

    Подпишитесь на рассылку. В случае блокировок РКН – мы всегда останемся на связи!

    Разборы

    Республика отравилась российским газом. Как Кремль «наказал» главного союзника 

    13.01.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Из-за прекращения поставок российского газа прямо сейчас в непризнанном Приднестровье разворачивается гуманитарная катастрофа. Разбираемся, что происходит в регионе и кто на самом деле в этом виноват

    Разборы

    «Пепси, пейджер, MTV». Разбор телевидения нашего детства

    В конце 90-х запуск российского MTV стал по-настоящему громким событием на отечественном телевидении. Разбираемся, как всего за несколько лет изменился телеканал и почему он так и не оправдал возложенных ожиданий

    11.01.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Чеченцы просто унизили беспомощных российских генералов

    09.01.2025

    Разборы. Продолжение следует

    9 января 1996 года произошло нападение боевиков на Кизляр – один из самых страшных эпизодов первой чеченской войны, о котором почти не вспоминают в наши дни. Разбираемся, что именно происходило в Кизляре и Первомайском, как власти отреагировали на случившееся и почему не сделали никаких выводов

    Разборы

    Киллер Красиков и соблазнительница Чапман. Как работают российские шпионы

    Работа шпионов обычно окутана тайнами и атмосферой секретности, а подробности их деятельности вскрываются только после крупных провалов. Разбираемся, как работают и на чем попадаются агенты российской разведки за рубежом

    07.01.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    К приходу Антихриста есть план и бюджет. Портрет самого одержимого обитателя Кремля

    06.01.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разбираем биографию Сергея Кириенко, одного из главных идеологов и архитекторов режима Владимира Путина. Как он выстроил свою карьеру и на какие компромиссы ему пришлось пойти на этом пути?

    Разборы

    Россия Урганта, Светлакова и Бекмамбетова. Что не так с «Елками»

    «Елки» — российская новогодняя комедийная кинофраншиза, которая уже более 15 лет мелькает на экранах кинотеатров и телевизоров. Разбираемся, что не так с «Елками» и как они превратились из наивной комедии в рекламу несуществующей России

    04.01.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Первый удар России принимает Балтия. Разбор отработанных сценариев

    03.01.2025

    Разборы. Продолжение следует

    В 1939-1940 годах СССР аннексировал Латвию, Литву и Эстонию, лишив эти страны независимости на следующие 50 лет. Разбираемся, что стало причиной аннексии стран Балтии, как российские власти сегодня оправдывают действия СССР и какие выводы можно сделать из этих событий 85-летней давности

    Разборы

    Самолет, сбитый над Средневековьем. Почему молчали три дня? 

    25 декабря 2024 года рядом с городом Актау произошла авиакатастрофа, в результате которой погибли 38 человек. Сейчас Путин фактически признал ответственность России за крушение лайнера, принеся извинения президенту Азербайджана, но так и не назвал реальной причины случившегося. Разбираемся, что общего у этой трагедии с аналогичными инцидентами и почему российские власти молчали о катастрофе несколько дней

    28.12.2024

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Бездарей VK от провала не спасают даже украденные миллиарды

    27.12.2024

    Разборы. Продолжение следует

    После долгих разговоров о «замедлении» ютуба, на этой неделе стало окончательно понятно — российские власти фактически полностью блокируют видеохостинг. Разбираемся, с чем это связано, кто погреет на этом руки и как быть в текущей ситуации

    Разборы

    Топ-10 подлиз. Комики сломались при виде друга охранника Путина

    Топ-10 самых несмешных юмористических шоу и «шутников» 2024 года. Разбираемся, что происходит с юмором в современной России и почему шутки с экранов становятся всё менее смешными прямо на наших глазах

    26.12.2024

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Больше всего Путин опасается премьера. Разбор «второго человека» РФ

    24.12.2024

    Разборы. Продолжение следует

    Премьер-министр — глава правительства Российской Федерации и, по закону, второй человек в государстве. Кого можно назвать «сильными» премьерами в истории современной России, и как получилось, что за 30 лет полномочия на этой должности сократились до управления социальным и экономическим блоками правительства?

    Разборы

    Как отвоевать ваших близких у телевизора. Долгожданный разбор для совместного просмотра 

    Высокая инфляция, рост цен и низкая рождаемость — вот лишь небольшой список проблем, с которыми сталкивается Россия сегодня. Разбираемся, кто в этом виноват и как российские власти объясняют происходящее в стране

    23.12.2024

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Отмена русской культуры провалилась в прокате. Разбор лучших примеров 

    21.12.2024

    Разборы. Продолжение следует

    Разбираем историю отечественного кинематографа и его успехи за рубежом. Кто из наших соотечественников навсегда вписал себя в историю мирового кино, и почему российские фильмы и актеры гремят на самых престижных международных фестивалях

    Разборы

    Похитители Рождества. Сколько теперь стоят новогодние праздники

    Последние годы цены на полках российских супермаркетов меняются почти еженедельно. Особенно это заметно перед Новым годом, когда мы идем в магазин за почти неизменным списком продуктов для новогоднего стола. Разбираем, на сколько подорожала «новогодняя классика» и в чем причина такого стремительного роста цен

    19.12.2024

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Паша, все х@@ня, давай по новой! ТОП бессмертных политических мемов

    17.12.2024

    Разборы. Продолжение следует

    Сосули Валентины Матвиенко, шпиль Солсбери, откуда на Беларусь готовилось нападение и многое другое. Разбираем главные политические мемы!

    Разборы

    Это была истерика. Как Путин отомстил за Крошку Цахеса

    Разбираем лучшие годы высокой журналистики на Телеканале НТВ, а также то, как канал перешел дорогу Кремлю и что из этого стало

    16.12.2024

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Страна за гаражами. Самая мужская скрепа России

    14.12.2024

    Разборы. Продолжение следует

    Разбираем гаражи, неизменные атрибуты любого российского города. Почему в СССР возник этот уникальный феномен и как со временем гараж стал чем-то большим, чем место парковки машины

    Разборы

    История «русского порно». Горячий разбор от Лысого

    Без стыда и эвфемизмов разбираем историю становления российской порнографии

    12.12.2024

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Жена Асада смертельно больна и не может лечиться в Москве

    10.12.2024

    Разборы. Продолжение следует

    Что ждет Башара Асада и его семью в холодной России? Как Эргодан переиграл Путина в Сирии, а также почему многолетний режим Асадов пал так внезапно и без сопротивления?