О том, что «мероприятия по частичной мобилизации закончены», на встрече с Владимиром Путиным 28 октября заявил министр обороны Сергей Шойгу. Он подчеркнул, что были призваны 300 тыс. человек.
Уже утром следующего дня губернаторы начали отчитываться о прекращении набора мобилизованных, однако законодательно процесс никто не останавливал. Так, например, после слов Шойгу мобилизовали жителя Иваново Дмитрия Куценко, хотя у него были бронь от работодателя и хронические болезни.
В ночь на 1 ноября по итогам трехстороннего саммита с главами Армении и Азербайджана Владимир Путин дал пресс-конференцию, на которой заявил, что еще не задумывался о том, нужен ли официальный указ о завершении мобилизации:
Я с юристами поговорю, нужно ли указом завершать мобилизацию, но она завершена, точка поставлена.
Спустя полсуток его пресс-секретарь сообщил решение Путина — указ президента о завершении мобилизации «не нужен».
— Президент сказал, что он посоветуется с юристами, правовиками. Сообщаем: указ не нужен. Соответственно, точка поставлена. Частичная мобилизация завершена, — объявил Песков.
Как отмечает правозащитник Павел Чиков, закон о мобилизации позволяет президенту издать указ об объявлении как общей, так и частичной мобилизации. И если указ о военном положении отменить можно, то с мобилизацией такого не предусмотрено.
При этом в самом первом указе президента о начале мобилизации, принятом 21 сентября, не говорится, до какого момента — числа или событий — действует документ. Также в нем не указывается, сколько на самом деле планируется мобилизовать. Источник «Новой газеты. Европа» в администрации президента заявлял, что речь идет об одном миллионе человек. Это развязывает главе государства руки.
По мнению Павла Чикова, если сейчас президент издаст указ, то вернуться к нему он уже не сможет, если в дальнейшем понадобятся новые мобилизационные мероприятия. Кроме того, завершение мобилизации даст всем контрактникам право уволиться с военной службы, чего не может произойти сейчас.
Кроме того, сегодня, 1 ноября, в Госдуме передумали вводить уголовную ответственность за уклонение от военной службы. Якобы инициатива «утратила актуальность», потому что в начале мобилизации власти хотели «выровнять ответственность между призывниками и мобилизуемыми», говорится в совместном комментарии председателя комитета Госдумы по обороне Андрея Картаполова и председателя комитета по безопасности Василия Пискарева.
Но это не значит, что те, кто не идет в военкомат, могут чувствовать себя в безопасности. Мужчин все еще запугивают уголовными статьями и давят психологически, вылавливают и вручают повестки. А некоторых, как в случае с жителем Батайска Ростовской области, и вовсе насильно записывают в добровольцы.
Маргарита ШЕХОВЦОВА