Вы читаете текстовую версию Разбора
Французские следователи продлили срок содержания Павла Дурова под стражей с 24 до 48 часов. По закону могут и больше – до 96 часов. Явно суду нужно больше времени, чтобы подготовиться к тяжбе с одним из самых богатых людей планеты. Тем более если они реально собрались пересадить его с двух стульев на тюремные нары. Дурова подозревают в причастности к обороту наркотиков, мошенничеству, преступлениям против детей и терроризму из-за того, что он недостаточно модерировал Telegram. По этой логике можно было бы пересажать всех производителей мобильных телефонов. Вопрос – в контроле над телеграмом и сотрудничестве со спецслужбами.
И вот тут интересно посмотреть, как в последние дни на эту ситуацию реагирует российская пропаганда и чиновники. Екатерина Мизулина, которая, казалось, кроме доносов и ненависти ничего не производит, вдруг строчит посты в поддержку «нашего русского гения» – это я сейчас процитировал. Соловьёв у себя в канале выкладывает кадры с бумажными самолётиками у посольства Франции в Москве. Туда же самолётик, как символ борьбы с цензурой, приносит и депутат-спойлер Даванков. И вот меня не покидает ощущение какого-то дьявольского дежавю. Я ж где-то уже это всё видел. Только в перевёрнутом виде.
В 2018 году, когда Кремль с остервенением пытался заблочить телеграмм, именно бумажные самолётики стали символом борьбы за мессенджер. Их запускали из окон по всей стране. А те же слова, что сегодня Захарова с Мизулиной, говорил тогда со сцены в Москве, не поверите кто… Алексей Навальный:
– И эти люди говорят: вы в своём интернете плохо себя ведёте, поэтому мы сожрём ваш интернет! Я не буду это терпеть. Я не буду это терпеть! Вы будете это терпеть?
– Не-е-ет!
Мы привыкли, что российские власти скорее пожелают неугодным соотечественникам гнить в тюрьме, чем будут спасать их. Это хорошо было заметно в ситуации с группой Би-2 в Тайланде. Когда музыкантов еле выцарапали из липких объятий МИДа, а каждый депутат посчитал своим долгом публично проклясть пленников. И тут вдруг такой неожиданный поворот и показное единство. Ну это как если б Дмитрий Медведев сейчас возглавил всероссийское общество трезвости, честное слово. Что-то тут не чисто.
Павел Дуров, конечно, – инопланетянин. И дело здесь не в фантастическом богатстве, биохакинге тела и мозга. И не в истории про сотню детей, хотя об этом шутить бесконечно.
Он – из тех, кто ещё в молодости решил поменять мир. И, кажется, у него это получается. Для жителей России Дуров – ещё и исторически любимый персонаж: герой сказки о пронырливом парне, который «и от дедушки ушёл и от медведя», и ничего за это ему не было. Более того, он ещё и постебался от души над этими «дедушками». Помните, когда силовики и Роскомнадзор в 2018-м пытались заблокировать телеграм в России и требовали от Дурова ключи шифрования, он эти ключи им и прислал. Прям с письмом на имя главы ФСБ Бортникова. Просили, мол, ключи, пенсы. Ну – забирайте.
И этому противостоянию Дурова и системы уже больше 13 лет. Много аватарок тому назад, когда Павел был ещё худым парнем в кепке и джинсовке, его уже начали прессовать из высоких кабинетов. Ну представьте – какой-то гик, которому ещё тридцати не исполнилось, зарабатывает миллионы долларов. Создал с братом сайт, который за три года стал самой посещаемой соцсетью в рунете. А там еще и столько личных данных: фотки, переписка. Ну просто мечта для товарища майора. Но гик оказался упрямым, и на запрос о блокировке групп, связанных с Навальным, выложил в ответ фотку собаки, показывающей язык. Когда Кремль через ручного олигарха Усманова попытался отжать у Дурова ВКонтакте, он отреагировал твитом с следующим комментарием: «Ответ треш холдингу Mail.ru на его потуги проглотить ВКонтакте».
В нашем недавнем Разборе с биографией Дурова мы подробнее говорили о его взаимоотношениях с властями и силовиками.
После Евромайдана в Украине, чекисты снова пришли к Дурову с требованием предоставить им доступ к переписке пользователей. Дуров снова отказал. Чем окончательно выбесил Кремль. И пришла команда – приструнить этого буйного. В своём интервью Такеру Карлсону он рассказывал:
Мне предложили выбор между двумя неоптимальными вариантами, один из которых заключался в том, что я начну выполнять всё, что мне прикажут лидеры страны. Другой заключался в том, что я мог покинуть фирму, уйти на пенсию.
Зафиксируем: у Дурова в России отжали его детище, выгнали из страны, потом пытались заблочить второй его проект. В государственном информационном поле о нём все эти годы было – либо плохо, либо ничего… и тут вдруг – бац – оказывается, он наш, Пашка, которого захватили злобные европейцы, а Родина-то его любит, ждёт и в беде не бросит. Ну, так по телику говорили во всех итоговых выпусках новостей. Вот, например, в Вестях было так:
«Важный исторический момент, который ещё раз красноречиво показывает, как изменился современный мир. Когда любого кумира, самого яркого, известного, успешного человека, который сделал себя сам, можно одномоментно и без внятной причины бросить на скамью подсудимых».
А в «Итогах недели» с Ирадой Зейналовой было так:
«Западная страна, союзник Байдена заперла Дурова. Это живое предупреждение любому владельцу платформ, который отказывается цензурировать правду. Тьма быстро опускается на свободный мир».
Это как вообще? Вы тут вообще-то весь Ютуб положили, оппозиционных журналистов либо пересажали, либо признали иноагентами и выгнали, у вас писателей и режиссёров объявляют экстремистами, а тьма где-то там бродит, над Францией? Понятно, что это всё байки для пенсионеров, но это ж не личная инициатива телеведущих. Это явно – «линия партия», то есть согласованная и спущенная сверху позиция, как реагировать на задержание Дурова. Поэтому главный Z-певец Шаман, уже в ночь после задержания и посылает «родному Паше» весточку о том, как свободно дышится в России. Либо он прокачал умение улавливать политические тренды до невиданных высот. Что вряд ли. Либо ему порекомендовали такое видео записать.
И в этой нехарактерно дружественной активности медиа, звёзд и политиков, возможно, и кроется ответ – почему Дуров оказался именно во Франции.
Я не буду обсуждать вбросы о якобы несостоявшейся встрече Дурова с Путиным в Баку. Эту информацию никто не подтверждает. Тут и без неё можно сделать выводы хотя бы просто на основе происходящего в России. В последние недели российские власти явно тестировали блокировки мессенджеров. Вотсап и телеграм «лежали» по несколько часов и не работали без ВПН. Инстаграм и фейсбук – заблокированы, Ютуб – еле дышит. Видимо, диктатурой поставлена задача – максимально закрыть доступ к неподцензурной информации для граждан. Чтоб они даже переписываться без контроля не могли.
Вместе с тем Госдума принимает поправки к закону о запрете использования смартфонов на войне, легализующие наказания за правонарушение. Потом закон об обязательной регистрации авторов с аудиторией больше 10 тысяч. Из свеженького – информация о том, что Кремль решил прижать к ногтю военкоров. Их будущее – либо покориться и стать рупорами Минобороны, либо составить компанию Стрелкову в тюрьме. Военкоры, кстати, сами признавали, что именно Телеграм является «чуть ли не главным средством управления подразделениями» на войне. Короче, последнюю информационную вольницу решено прикрыть.
Выбор у Дурова – один хуже другого. Как в той загадке с двумя стульями. Либо общение с российскими спецслужбами, либо – с западными. Также известно, что точили на Дурова зуб и Штаты. Которые также могут добиться выдачи человека почти из любой страны. Вариант отсиживаться в третьих странах, в целом, не вариант. Потому что рано или поздно все сведется именно к выбору между спецслужбами российскими или западными – вот только этот выбор будет делать уже не Дуров. И вот он летит в Париж. Понимая, что его там могут арестовать. Но также понимая, что его как гражданина Франции не могут экстрадировать ни в Россию, ни тем более в США. А, видимо, сейчас он меньше всего этого хочет. В Париже его, скорее всего, ждёт открытый суд, на виду у всего мира. Этот суд поднимет глобальные вопросы, о которых мы еще поговорим. А значит, на них обратят внимание, и это станет важнейшей дискуссией.
Я не верю в ошибку Дурова и то, что он не просчитал возможных вариантов. Думаю, как раз наоборот. Его поступок — сложный выбор настоящего лидера, который решил продолжить борьбу за свои ценности в неожиданном для многих формате. И здесь можно увидеть что-то от Навального и Саакашвили. Хотя, повторюсь, Франция — это не авторитарная Россия и не скатывающаяся в несвободу Грузия.
Другое дело, что никто не может предсказать, насколько его «продавят» французские спецслужбы. Им есть за что рубиться, помимо тех претензий, что публично вменяются Дурову. Франции ведь совсем не нравится усиление российских наёмников в Африке, в исторических французских колониях. А телеграмм, как мы все теперь знаем благодаря военкорам, главный канал коммуникации у российских комбатантов – как в Украине, так и в других частях света. А вдруг Дуров и правда передаст доступ к перепискам? И это – страшный сон Кремля.
Поэтому Москва поступает, как бывший, который бросил, а потом вдруг вспомнил, что не забрал из квартиры ноутбук. Начинает ворковать, задабривать и объясняться в любви. Типа, «ты им ключи не отдавай, они плохие, они против свободы, ты лучше к нам приезжай, смотри, как мы тебя любим». Да только с такой логикой наши чиновники опоздали лет на 10. И это, кстати, признают те же Z-каналы:
«Прискорбно, что потенциал задержанного во Франции «героя дня» не смогли удержать дома условиями работы и «принятием таким как есть»».
У США тоже есть Цукерберг и Маск. Но с одним, вроде как, договорились. Второго – вроде как, терпят. Потому что понимают – надави сильнее, и потом давить будут уже Китай или Россия. А давить есть на что. Дело Дурова поднимает важнейшую тему границы свобод в онлайн- и офлайн-мире. Вот вам же не хочется, чтобы ваши несовершеннолетние дети находили в интернете контент 18+? Ну не хочется же. А готовы ли вы ради этого согласиться на вход в интернет по паспорту? Не хочется, чтобы сын в два клика вышел на поставщика наркотиков? А хочется, чтобы всю вашу переписку мог читать ФСБшник? Прогресс и либерализм пришли к той точке, когда пора на эти вопросы отвечать. За судом над Дуровым сейчас с интересом будут смотреть и другие визионеры – типа того же Маска с Цукербергом. Крипта, спутниковый интернет и другие системы, которые не контролируются государствами, тоже достают попкорн и ждут развязки. Дуров ведь хотел изменить мир. Вот сейчас он этим и занимается. В его руках мощнейший инструмент и популярность пользователей со всего мира. Продолжение следует. И – свободу Павлу Дурову.