Поддержать Продолжение следует
Поддержать
Разборы

Армия-расхитительница. Дед опомнился слишком поздно

За что на самом деле наказывают генералов-коррупционеров? И почему военное ведомство с кротким смирением принимает всё происходящее?

Вы читаете текстовую версию Разбора

Весна 2024 года выдалась для армейского начальства жаркой. Смена министра обороны, бесконечные аресты среди генералитета – началась настоящая чистка. На протяжении двух лет российская армия демонстрировала свою несостоятельность – и это на глаза всего мира. Ну а министерство обороны делало вид, что всё в порядке.

Посадки в Минобороне

23 апреля по обвинению в получении взятки был задержан Тимур Иванов – заместитель министра. О том, что Иванов живёт совсем не по средствам, было известно давно. Фонд Борьбы с Коррупцией выпустил про него большое расследование ещё в декабре 2022 года. И кричащая роскошь, в которой жил чиновник поражала своей наглостью. Хотя те, кто следил за светской жизнью Москвы, знали всё ещё до расследований – Иванов любитель такой роскоши, которую очень трудно скрывать. Как и его жена. 

Но на этом веселье в министерстве обороны не прекратилось. 12 мая Владимир Путин заменил Сергея Шойгу на Андрея Белоусова – на место министра-эмчеэсника пришёл министр-ревизор. А уже через день за взятку задержали Юрия Кузнецова, начальника Главного управления кадров Минобороны.

Спустя восемь дней, 21 мая, новый скандал – арестован бывший командующий 58-й армией, тот самый Иван Попов, с которого я начал этот Разбор. В тот же день в связи с подозрениями в злоупотреблении должностными полномочиями задержан Владимир Вертелецкий, начальник управления департамента обеспечения оборонного заказа. На следующий день – Вадим Шамарин, начальник главного управления связи Минобороны.

Ровно за месяц – пять арестов высокопоставленных чиновников министерства обороны. Дмитрий Песков говорит, что это последовательная борьба с коррупцией. Так и хочется спросить путинского адъютанта: что же раньше-то не боролись? Что же только сейчас так дружно взялись?

Путин против героев

Во многих странах армия, военные – это такое особое сословие, чрезвычайно сплоченное комьюнити, нередко даже заносчивое, с самомнением. Так было в царской России, так было, кстати, и в Советском Союзе. Но в современной России такого не наблюдается. Интересно, почему? Если посмотреть, как Путин обращался с Министерством обороны со своего первого срока, то сразу станет ясно, почему в России нет ни армейского братства, ни военной элиты.

В 2001 году Министром Обороны стал Сергей Иванов – друг Путина по КГБ. Спустя шесть лет на место Иванова пришел Анатолий Сердюков, который до этого последовательно строил карьеру на продаже мебели, а потом работал главой Налоговой службы. Его сменил МЧСник Шойгу, теперь пост занял экономист Белоусов. Забавный факт, но из четырёх министров обороны, назначенных Путиным, даже простую срочную службу прошел лишь один – мебельщик Сердюков. Остальные об армии представление составляли по книжкам и фильмам.

Кстати, ровно такая же история с Советом Безопасности. Постоянных членов Совбеза 12 человек, и над ними дедушка Путин. Знаете сколько человек из этих 13 служили в армии? Один, глава МВД Колокольцев. А остальные даже порог казармы не переступали.

Впрочем, традиция назначения гражданских во главе оборонного ведомства пришла к нам с Запада. Там это норма. Но западные демократии давно выработали стандарты прозрачности военного ведомства.

Но российская же армейская среда специфична, это весьма закрытое сообщество. По степени непрозрачности с ней может сравниться разве что Русская Православная Церковь. В российской армии свои правила, своя экономика и свое понимание мира, в начальники там выбиваются невероятно косные умы, невосприимчивые к новым решениям и идеям. Мы делали специальный Разбор о том, почему российская армия не может конкурировать ни с западными армиями, ни даже с головорезами. 

Неудивительно, что когда гражданского ставят командовать военными – к этому относятся без понимания. Ведь гражданский приходит не один и тащит на хлебные коррупционные должности своих знакомых. Как, думаете, условный батяня-комбат к такому относится?

Да и само государство не спешит превращать военных в героев. Задумайтесь: никто ведь не знает людей, командовавших армией во время восьмидневной войны с Грузией в 2008-м. И кто командовал вторжением в Крым мы тоже не знаем. Пропаганда считает эти операции успешными – но нет военных, которые стали бы лицами этих событий. Вот и нынешняя война идёт уже больше двух лет, и Путин постоянно повторяет, что участники СВО – это новая элита страны. Но вы сможете назвать имена представителей этой элиты?

Ну, пожалуй, пару имен мы все все вспомним: Евгений Пригожин и Сергей Суровикин. Первого взорвали в самолете, а второго отправили в бессрочную и бесславную ссылку – никто не знает, где он сейчас и какой пост занимает. И даже так называемую «линию Суровикина» – многокилометровую оборонительную конструкцию – никто не вспоминает. Больше Суровикина в публичном поле нет.

Абсолютно такая же ситуация и на низовом уровне. В конце мая прошли праймериз «Единой России» перед осенними выборами в региональные парламенты. Не бог весть какие посты, но ветеранов СВО в этих праймериз участвовало много – в 12 заксобраний хотели избраться около 100 бывших участников войны в Украине. И почти все они проиграли, в Москве так вообще все. Ну, то есть Путин говорит, что это новая элита, человек идёт на выборы и получает всего 34 голоса, а его конкурент по округу, сын Олега Газманова, набирает больше пяти тысяч голосов.

И если такое происходит на выборах в региональные заксобрания – то что уж говорить про большую политику. Понятно, что никто туда ветеранов и близко не подпустит. Властям хватило прошлогоднего опыта с пригожинским «Маршем справедливости», который едва не обернулся госпереворотом. Теперь чиновники хотят от участников войны одного – чтобы они не высовывались. Идите в ближайшую школу и преподавайте ОБЖ – а политику не трогайте.

И ведь всё это изобретено не сегодня и даже не вчера. Путин помнит, как военные становились звёздами в девяностых. Публичной фигурой был генерал Рохлин, который начал карьеру в Афганистане, во время Первой чеченской штурмовал Грозный, а позже даже участвовал в переговорах с чеченскими командирами. Именно ему принадлежат знаменитые слова о том, что «война в Чечне – не слава России, а её беда». А потом Рохлин пошёл в политику. Создал «Движение в поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки» целью которого провозгласил – да-да, восстановление справедливости в отношении военнослужащих. Опять эта справедливость! Говорят, Рохлин даже планировал свой собственный «Марш на Москву». И кто знает, чем бы это кончилось, если бы Рохлина не убили. По официальной версии, его застрелила жена после семейной ссоры, вот только сама жена это отрицает, да и другие обстоятельства никак не бьются с этой версией. Посмотрите наш Разбор про это.

Звезда генерала Лебедя, другого популярного политика девяностых, закатилась по-другому. Он тоже много критиковал состояние российской армии, да и в целом политику президента Ельцина. В 1996 году участвовал в президентских выборах и даже занял третье место в первом туре. Тогда Ельцин сделал Лебедю предложение возглавить совет безопасности – при условии, что популярный генерал будет агитировать за Ельцина перед вторым туром. В 1998 году Лебедь стал губернатором Красноярского края, а в 2002 году при странных обстоятельствах разбился на вертолёте.

В общем, Путин усвоил этот урок: любого подрастающего Лебедя или Пригожина лучше зарубить на корню. Просто не давать такому человеку шанс стать хоть сколько-нибудь заметным.

Каждый за себя

Из всех задержанных выделяется Иван Попов – он среди них единственный настоящий военный. И, кстати, довольно популярный среди военнослужащих – что, конечно, станет отягчающим обстоятельством в будущем уголовном разбирательстве. Обвиняют Попова, я напомню, в том, что в Запорожской области он украл металл, из которого должен был строить оборонительные укрепления.

Между тем еще прошлым летом он уже был в центре скандала, когда депутат Гурулев опубликовал вот это вот голосовое, которое Попов отправил своим сослуживцам.

Попова тогда уволили с поста командующего 58-й армией, и не исключено, что нынешний арест – это отголоски еще того скандала. Снова и снова мы видим эту закономерность: как только военный произносит вслух слово «справедливость» – сразу в его судьбе происходят всякие нехорошие события. И это, как мы видим, действует на всех уровнях: как среди военных политиков федерального масштаба – так и среди тех, кто в политику вообще не лезет. 

Это не стечение обстоятельств – это урок, который российская власть хорошо усвоила. 

Ну и конечно знает Путин, насколько серьезным фактором политики являются армии в несвободных странах. Турция, Египет, Пакистан, Мьянма… Как при отсутствии работающих институтов армия оказывается последней опорой диктаторов и как в критический момент может кинуть этих диктаторов под автобус.

Все помнят как в 1992 году в Екатеринбурге 700 ветеранов-афганцев захватили два новых многоквартирных дома, потому что их обманули. Сначала местные власти пообещали им эти квартиры, а потом выставили новостройки на продажу – вот бывшие военные и решили действовать. Заняли территорию, выставили блокпосты. В итоге они добились своего – им передали в собственность это жильё. Про эти события писатель Алексей Иванов написал хорошую книжку, «Ненастье».

С тех пор прошло много лет. Были две ужасные, кровопролитные чеченские войны – и что, появилось ли что-то похожее на афганское армейское братство? Нет, им не дали возникнуть. Ни одной самостоятельной, харизматичной фигуре не дали закрепиться в качестве лидера такого братства. По всей России есть тысячи объединений военных, но вся их активность сводится к ликующей поддержке любого решения власти. И вместо того, чтобы решать реальные, а не выдуманные проблемы военнослужащих, они занимаются запретом выступлений рэперов, которые слишком матерятся.

Лояльность VS харизма

Путин начал так называемую спецоперацию больше двух лет назад, но её окончание так и не просматривается. Гигантская российская армия с её гигантскими бюджетами не достигла заявленных диктатором целей – хотя никто не понимает, что там вообще за цели. Мобилизация сентября 2022 года выглядела как признание полной некомпетентности Минобороны – мало того, что не удалось достичь целей профессиональной армией, так ещё и мобилизованные собирались на войну за свой счет.

Наказание за провал уже давно должно было последовать, но Путин тянул. Кто должен был понести ответственность? Шойгу? Но как же те ночи, проведенные в палатке посреди тайги у горбатых гор?

Приходится отыгрываться на менее статусных людях. Заместители, начальники департаментов – вот они и становятся главными виновниками того, что Путин никак не победит в абсурдной войне.

Потом на место посаженных замминистра и глав департаментов назначат новых чиновников – и конечно, они продолжат заниматься тем же, чем десятилетиями занимались их предшественники. Просто потому что главный принцип организации процессов в путинской России – это не профессионализм и высокие компетенции, не преданность делу, не служение родине, наконец. Главный принцип – лояльность и неприметность. Насиженность теплого доходного места, которое страшно потерять. И выстроить армию-победительницу на таком гнилом фундаменте не получится, что с учетом нынешней ситуации, может, не самая плохая новость. Продолжение следует.

    Подпишитесь на рассылку. В случае блокировок РКН – мы всегда останемся на связи!

    Разборы

    Урганту позволяли больше других до того самого момента

    17.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Иван Ургант — один из самых популярных и талантливых телеведущих России. Как он стал звездой, почему исчез с экранов после начала войны в Украине и чем занимается сейчас — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Тайна Arctic Sea. Как Кремль спонсирует оружием мировых изгоев 

    Таинственное исчезновение судна Arctic Sea летом 2009 года до сих пор вызывает вопросы. Что на самом деле перевозило судно, что произошло на борту и при чём тут российские ракеты, Африка и Ближний Восток — разбирается Павел Каныгин

    15.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    «Хочется кому-то втащить». Валуев: портрет самого тупого депутата Госдумы 

    14.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Николай Валуев — профессиональный боксер, ставший политиком после завершения спортивной карьеры. Как сложился жизненный путь Николая и чем он занимается, сидя в депутатском кресле, — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Откуда Жириновский все это знал. Неожиданная история самого мемного агента спецслужб и его партии

    Владимир Жириновский — самый эпатажный политик России, мем и символ лихих 90-х. Как он оказался связан с КГБ и ФСБ, и какую роль он играл в системе российской власти — разбирается Павел Каныгин

    11.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Что случилось с Якубовичем. К чему пришел в старости «человек-автомобиль!»

    10.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Леонид Якубович — легенда российского телевидения и бессменный ведущий «Поля чудес». Как он пришёл на экран, почему стал лицом политической пропаганды и что скрывает за образом «доброго дедушки» — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Стас стучит со дна. Разбор самого полезного идиота России

    Стас «Ай, Как Просто!» Васильев — популярный российский блогер, телеведущий и государственный пропагандист. Почему он выбрал путь скандалов и «разоблачений» и как ударился в пропаганду после начала войны — разбирается Павел Каныгин

    08.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Как уничтожали рунет. От Масяни и матерщины про Путина – до цензуры анекдотов

    07.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    31 год назад, 7 апреля 1994 года, был официально зарегистрирован российский домен .ru. Как сложилась история Рунета и как его уничтожали власти России — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Проморгала цензура? Топ российских сериалов, за которые не стыдно 

    Ещё не так давно признаться, что ты смотришь российские сериалы, было неловко, но рост конкуренции, новые стандарты и появление собственных стримингов изменили всё. Как индустрии удалось совершить этот качественный рывок и как на неё влияют война и цензура — разбирается Павел Каныгин

    04.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Последние дни Кадырова. Что падишах всю жизнь хотел доказать отцу Ахмату 

    03.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Рамзан Кадыров — кровавый тиран, который уже почти два десятилетия управляет Чечней, как своей личной вотчиной. В каких условиях он вырос и что повлияло на формирование его личности — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Воровская Федерация. Как чекисты развратили авторитетов

    Воры в законе — элита преступного мира и вершина тюремной иерархии. Как они появились в России, пережили ГУЛАГ, противостояние с государством и ОПГ, но погорели на путинской коррупции — разбирается Павел Каныгин.

    01.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Образование в России ВСЁ? Как уехать учиться за границу в любом возрасте

    31.03.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Многие считают, что учёба за границей сейчас практически невозможна. Однако это не так! Как поступить в зарубежный университет и где найти деньги на образование — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Самая лучшая антивоенная пропаганда со времен Ремарка

    Обсуждаем нашумевший текст Шуры Буртина об усталости от войны. О чем на самом деле этот репортаж, почему война уже всех задолбала и что бы автор ответил тем, кто называет его текст «вредным» — разбирается Павел Каныгин

    28.03.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Володин: прятаться всю жизнь, будучи у всех на виду. И мстить.

    27.03.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Вячеслав Володин — председатель Госдумы и один из самых преданных путинских чиновников. Как он выстроил головокружительную карьеру в российской власти, почему попал в опалу и стал еще более преданным Путину — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Как стать Европой без Европы?

    Россия — европейская страна? Этот вопрос мучает нас уже не одно столетие и остается актуальным по сей день. Почему Россия так и не смогла интегрироваться в Европу, кто в этом виноват и что с этим делать — разбирается Павел Каныгин

    25.03.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    «Яндекс.Слежка». Чем опасны Yandex Еда и Такси?

    24.03.2025

    Разборы. Продолжение следует

    В последние годы российские силовики возбудили сотни уголовных дел за активность в интернете. Как работает эта репрессивная система и какую роль в ней играет российский бигтех — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Ложь в деле Крокуса. Власть замыливает трагедию, чтобы россияне ее забыли. Почему?

    Год назад в «Крокусе» произошел один из самых страшных терактов в истории современной России. Как власти пытаются стереть горе из нашей памяти и понес ли кто-то ответственность за провал спецслужб и силовиков — разбирается Павел Каныгин

    24.03.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Война наконец все? Или передышка? Что значит 30-дневное соглашение Путина-Трампа

    19.03.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Вчера Путин и Трамп провели переговоры, по результатам которых Россия и Украина должны прекратить взаимные удары по объектам энергетической инфраструктуры. Что известно об этих договоренностях, насколько мы близки к миру и не является ли это передышкой перед новым ударом России — разбирается Павел Каныгин.

    Разборы

    Зиганул бы Цой? Реставрация взглядов и позиции поп-иконы СССР

    Виктор Цой — икона российской рок-музыки, прошедший путь от андерграунда до живой легенды. Какие смыслы вкладывал лидер «Кино» в свою музыку и почему стал культовой фигурой поп-культуры — разбирается Павел Каныгин

    18.03.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Вы «за» смертную казнь или «против»? Для кого и как работает «высшая мера»

    17.03.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Институт смертной казни существует в нашем мире фактически столько же, сколько и человеческая цивилизация. Как этот вид наказания применялся в прошлом, почему со временем он изменился и возможно ли его возвращение в России — разбирается Павел Каныгин