Поддержать Продолжение следует
Поддержать
Разборы

Почему россияне исторически «вне политики»

Из-за чего у жителей одной девятой части суши напрочь отказала железа самоуважения

Вы читаете текстовую версию видео Разбора

Расскажу личную историю, в которой многие из вас точно узна́ют себя: В прошлом году мой знакомый по понятным причинам уехал из России. Отношения с родителями – так себе. Те целыми днями смотрят телевизор, а сын в их глазах – «одурманен западной пропагандой» и вообще «где он был 8 лет»… При этом они перекидываются в вотсапе роликами, где пытаются объяснить друг-другу свою позицию. Так, в ответ на, скажем, мои разборы, ему прилетают нетленки от Владимира Соловьёва.

«А вот тут ты посрал. А вот тут ты кого-то поцеловал. А вот тут ты не можешь посрать и это всё надо моментально выдавать в эфир, это ж так клёво. И ещё хихикать – ха-а-а-а. Трендмейкер? В жопу тейкер?»

Соловьёв: Даня Милохин такую херню несет! RuTube

И вот недавно мой знакомый отправил родителям очень качественную работу моих коллег из издания «Проект». Где по фактам и с доказательствами объяснялось, почему именно Владимир Путин, а не мифический «запад» – спровоцировал революцию в Украине в 2013-м. Как его олигархи и отставные вояки подожгли Донбасс. И что сейчас все мы расхлёбываем результаты его корявой политики… Как пишут в интернете, «ответ его убил». Отец моего знакомого написал только одну фразу: «Ну и что?»

Действительно, ну и что, что ты сначала сам вмешиваешься в дела суверенной страны, а потом винишь в этом других и поэтому начинаешь войну? Ну и что, что можно получить срок за репост, а вчерашние насильники и убийцы ходят с медалями? Что запрещают книги неугодных писателей. Что законы – один кровожадней другого. И даже вечно лояльной эстраде после казуса Ивлеевой указали на место у параши, выражаясь языком президента РФ. Хотя, вот, яйца подорожали – это плохо. Но с этим президент обещал разобраться.

О причинах такой самоубийственной апатии россиян ещё в начале прошлого века рассуждал знаменитый философ Николай Бердяев:

«Русский народ как будто бы хочет не столько свободного государства, свободы в государстве, сколько свободы от государства…».

Екатерина Шульман выразила это же одной фразой: «вся мускулатура нации направлена на зажмуривание». Как в детской игре – закрыл глаза ладошками – и, вроде, спрятался. Или как в знаменитом меме, где собака, сидя посреди горящей комнаты, говорит «this is fine» – всё в порядке. То есть, вместо объективной реальности, большинство наших соотечественников готовы верить в параллельную телевизионную, оправдывать любую гадость, лишь бы не выходить из своей ментальной и физической зоны комфорта. И такая позиция – очень удобна российской власти. Более того – она её всячески культивирует.


Никакой ВЦИОМ этого не расскажет, но все мы знаем, что на каждой второй кухне или у каждого второго гаража в стране ведутся жаркие споры о политике. Эмоционально, иногда с крепким словцом, граждане клянут власть и обсуждают, «как обустроить Россию», потому что точно знают это лучше любых чиновников. Но как только дело доходит до реальных вопросов к власти, в диванных Мистерах Хайдах просыпается покорный Доктор Джекилл, и максимум на что хватает вчерашнего бунтовщика – это робко уточнить, не пора уже покупать сыну билеты в Ереван.

Самое простое объяснение такой гражданской апатии россиян: «она сложилась исторически». «Не жили свободно, нечего и начинать», как говорили наши бабушки. Сначала князья, потом цари, императоры, потом партия и правительство. Сейчас снова партия и правительство. Ну и вообще, пренебрежение ко всему, что находится за пределами собственной квартиры, кажется, заложено глубоко в нашем культурном коде. Вспомните: «моя хата с краю», «приедет барин, всех рассудит», и прочие «не трогайте меня, я в домике». Или, вот ещё фраза из прошлого: «там люди поумнее тебя сидят, понимают, что делают». Такая сакрализация власти. И неважно, что состоит она, в основном, из приспособленцев и жуликов.Но обвинять только историческое наследие было бы слишком просто, да и неправильно. Многие из вас, наверное, видели эту фотографию. Это 10 марта 1991 года. Тогда на Манежной площади в Москве собрались по разным оценкам от 200 до 500 тысяч человек. Это был самый массовый протестный митинг в истории Советского Союза. Собравшиеся требовали отставки Горбачёва и призывали голосовать против на референдуме о сохранении СССР. А Болотная и Сахарова образца 2011-го – 2012 годов? Сотни тысяч человек с лозунгами, которые сейчас на уголовку тянут, вышли отстаивать своё право на честные выборы. Или помните, может, акцию «оккупай Абай». Когда в мае 2012-го тысячи оппозиционно настроенных граждан фактически разбили лагерь в самом центре Москвы… Из нынешней России, где сажают за переклеивание ценников, это всё выглядит параллельной реальностью! Но это же было! И никаких «хат с краю». Граждане не боялись выходить, быть несогласными и заявлять о своих правах. Что же произошло сейчас? Давайте разбираться.

Что говорит наука?

Многие из вас видели фильм «Не смотри наверх». Это горькая сатира о том, как общество закрывает глаза на будущую катастрофу, а то и вовсе – превращает её в фарс. Для такого поведения даже придумали термин: «намеренное неведение», или «умышленное невежество». Когда мозг сторонится информации, которая может вызвать стресс. Поэтому, например, ваши родители иногда категорически отказываются читать и смотреть независимые СМИ. Вдруг они найдут там нечто, что заставит их усомниться в картине мира. А «Меньше знаешь – крепче спишь», как известно. И это не зависит от пола или уровня образования. Это защитный механизм, заложенный в нас с рождения. Просто у кого-то он больше развит, у кого-то меньше. В начале девяностых, когда были открыты архивы тайной полиции просоветской ГДР «Штази» оказалось, что не так уж много человек хотят с ними ознакомиться. Люди боялись найти среди информаторов своих друзей или родственников. А кто-то просто – решил не ворошить прошлое.

Самый известный пример «умышленного невежества» – так называемый «эффект страуса» – когда люди, ограждая себя от негатива, «прячут голову в песок» и избегают, например, визита к врачу. Или долго не решаются открыть письмо из налоговой. «Эффект страуса» тесно связан с другим эффектом – «неприятия потерь». Его описал нобелевский лауреат Даниэль Канеман. Суть в том, что, принимая решения, люди придают бо́льшее значение тому, что они могут потерять, чем тому, что могут приобрести. Потенциальный проигрыш тысячи рублей воспринимается острее, чем радость от перспективы получения той же суммы в лотерее. Переводя на современные реалии: между вариантами «получить сейчас дубинкой по башке» и «когда-нибудь построить гражданское общество» – выбор очевиден.

То есть, вроде бы, всё в нашей природе запрограммировано против бунта и протеста. Наряду с адаптацией к любым условиям, которая помогает животным выжить в дикой природе. Но ведь мы уже не совсем животные, а наша страна – не дикая природа. Или…?

Тем не менее, кухонные разговоры могут перерасти в гражданскую акцию. Это бывает в двух случаях: когда настолько плохо, что уже нечего терять, – и это мы видели в девяностых, когда шахтёры Кузбасса пытались перекрыть Транссиб, потому что отступать им было некуда. Позади были голодные семьи и месяцы без зарплаты. И второй случай – это когда наоборот, базовые потребности граждан удовлетворены, и они начинают задумываться о реализации своих прав. Всё по знаменитой пирамиде Маслоу: если вам есть, где жить и что кушать, вы переходите на следующую ступень. Кстати, протесты 2011-го – 2012 годов даже сами власти иногда связывали с ростом доходов, а с ним – и политической активности.

Но и для первого, и для второго сценариев нужен важный ингредиент: критическая масса. Мы, вроде как, всего лишь потомки обезьян. А те – живут стаями. Быть не в стае – значит, умереть. И если в стае сейчас принята стратегия «сидеть и молчать», то очень сложно ей противостоять.

А что говорит государство?

Вы заметили, что на пороге выборов ВЦИОМ буквально закидал информационное поле результатами всевозможных опросов? Тотальные цифры доверия Путину, больше половины россиян счастливы, рекордные показатели уверенности в завтрашнем дне… короче «жить стало лучше». Вот вы сами чувствуете всё это? Но всё это – только на бумаге. Доверять государственным опросам в стране, несущейся к тоталитаризму – это как боксировать против молодого Тайсона: можно, конечно, но бессмысленно. Реальной картины они совершенно не отражают. Но, заброшенные в СМИ, выполняют, видимо, свою главную функцию: раскручивают «спираль молчания». Это последний термин на сегодня, я обещаю. Спираль Молчания – это концепция, которая объясняет, почему человек почти никогда не выскажет своё реальное мнение, если видит, что находится в меньшинстве, из-за того, что боится быть изолированным от общества. А государство этими опросами и хочет доказать: вот, смотри, обезьяна… в смысле, «гражданин», за кого тут большинство. И если ты думаешь иначе, ты – изгой.

Эта ситуация очень хорошо показана в советском научном фильме «Я и другие». Кстати, посмотрите его обязательно – очень советую. Там как раз перечислены эксперименты на внушаемость и силу конформизма. Вот, например, трое подставных детей утверждают, что на столе пирамидки одного цвета. И что же говорит четвёртый?

Деморализованное общество, которому внушили, что чёрное – это белое, которое накачали ненавистью с экрана, которое заставляют поверить в комаров-убийц и сперматозоиды в головах, входит в подобие транса. И это состояние очень выгодно нашему государству. Потому что можно пропихнуть любое непопулярное решение. Переписать конституцию? Пожалуйста. Вернуть смертную казнь? Согласны! Отменить выборы, ввести монархию? Не вопрос – мы только за. Но!.. При одном условии.

И условие это – норма. Гражданам должно казаться, что уж на их-то конкретно жизни деятельность государства не отражается. Но, пытаясь создать видимость нормы, государство ещё больше закапывается в беззаконие и безумие. С одной стороны, надо вести крупнейшую современную войну на планете, но при этом делать так, чтобы население её не замечало. Ну вот сами посудите: раз со всех углов кричат про импортозамещение, то логичнее же было прикрыть весь параллельный импорт и загрузить по полной отечественные заводы. Даёшь Черноголовку! Ну или что там разливают взамен вражеской Кока-колы. Так ведь нет. И привычную Колу можно легко найти в любом магазине. И европейские машины с люксовыми брендами одежды возят. Всё ради той самой видимости нормы. Для этого же в торговых центрах не должно быть пустующих торговых площадей. И президент приезжает не на фронт, а на выставку, в которую вбуханы миллиарды бюджетных денег. Представьте, если б в Великую Отечественную, – а нам же хотят представить войну в Украине, как битву за сохранение России, – условный Сталин бы такой: «Ребят, а я завтра каток в Парке Горького открываю. Айда на каток!»

Окей, – говорят граждане, – раз ничего не происходит, мы закатим голую вечеринку с селебрити. Нет, – отвечает государство – так нельзя, времена не те… И вот уже организаторка вечеринки прилюдно извиняется, мол «попутали немного». Или, например, граждане решают устроить смешную фотосессию на Красной площади. А государство тут как тут:

В Федеральном законе № 54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», кстати, об икре и баранках ни слова. То есть фотографироваться можно, но с икрой нельзя? Или фотографироваться нельзя, но икру есть на Красной площади можно? Или лучше вообще икру с собой не носить, мало ли? Как разобраться в этом новом общественном договоре? Или просто нет его уже – этого договора?

Какой-то совсем уж нерадостный разбор сегодня получился, да? Но не спешите с выводами. Аморфность российского общества конкретно сейчас может пойти ему на пользу. Вспомните бунт Пригожина. Когда человека, который вообще-то пару часов назад танки на Москву вёл, провожали, как героя. Обнимали и жали руку. То есть, никаких реальных заоблачных процентов поддержки у путинской верхушки нет. И никто, кроме согнанных забитых бюджетников и кучки силовиков, не пойдет за неё рвать глотки на площадях. Пропагандисты и чекисты быстро переобуются – так было в нашей стране не раз. А народ, с тем же безразличным выражением лица, примет любую власть. Лишь бы она уже от него отвалила. А там, может, и продолжение следует

    Подпишитесь на рассылку. В случае блокировок РКН – мы всегда останемся на связи!

    Разборы

    Почему свадьба стала главным праздником россиян

    13.06.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Почему свадьба — это не просто праздник, а настоящая национальная скрепа России? Что стоит за этой важной частью нашей культуры, как заключали брак в Российской империи, СССР и как делают это сегодня — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Любимые певцы Путина. За песню заплатили 7 миллионов

    Война в Украине разделила российскую эстраду: одни уехали, другие — отмолчались, а третьи воспользовались моментом и встали на сторону пропаганды. Как Лепс, Газманов, «Любэ» и Маршал зарабатывают на войне и поддержке Путина — разбирается Павел Каныгин

    11.06.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    «Я гей, но при этом … как Путин». История главного падения на российском ТВ

    09.06.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Антон Красовский — российский журналист и политтехнолог, ставший одним из самых одиозных пропагандистов войны в Украине. Как складывалась его карьера — от работы на НТВ в середине 90-х до скандалов и трансформации в рупор ненависти — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    «Путин, да пошел ты в ж@пу, Путин». Что случилось с Масяней?!

    Мультфильм «Масяня» — главный интернет-феномен 2000-х. Как Олег Куваев создал культовую героиню, почему она так полюбилась зрителям и как изменилась после начала войны — разбирается Павел Каныгин

    06.06.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    «Уважаемые, вы все в аду». За что Солженицына не переваривает ни власть, ни оппозиция 

    04.06.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Александр Солженицын — великий русский писатель и один из самых противоречивых мыслителей XX века. Почему он так и не стал «своим» ни для либералов, ни для государственников — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Голландский штурвал Киселева. Развратное европейское прошлое пропагандиста

    Дмитрий Киселев — один из главных рупоров кремлёвской пропаганды и разжигателей войны в Украине. Как он осваивал европейские гранты и почему называл себя украинцем — разбирается Павел Каныгин

    02.06.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Нерукопожатные. Антология сетевой инквизиции. Разбор, который мне не простят

    30.05.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Что такое культура отмены, чем она отличается от радикального кэнселлинга и как превращается в инструмент давления и политических репрессий — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Поднялся на д@билах. Как Гоблин стал любимым блогером власти.

    Дмитрий Гоблин Пучков — публицист, предприниматель, переводчик и один из самых одиозных пропагандистов современной России. Как складывалась его карьера — от службы в милиции до «переводов Гоблина», и почему со временем Пучков превратился в мизантропа и рупор кремлёвской пропаганды — разбирается Павел Каныгин

    28.05.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Запрет на выезд за границу. Как это было и что нас ждет?

    26.05.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Еще недавно Путин говорил об отмене виз с ЕС, а сегодня в России снова ограничивают выезд за границу для целых категорий граждан. Почему россиян столетиями лишают свободы передвижения — от царской России до наших дней — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Партия слива. Трагедия Зюганова, превратившего КПРФ в собрание терпил

    Геннадий Зюганов — бессменный лидер КПРФ и один из самых опытных политиков современной России. Как сложилась его политическая карьера, какие шансы изменить страну у него были и почему он ими никогда не пользовался — разбирается Павел Каныгин

    23.05.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Слишком Познер. Что стало с мэтром советской пропаганды на десятом десятке

    21.05.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Владимир Познер — один из самых известных телеведущих России. Как сложилась его карьера и почему он молчит после начала полномасштабной войны в Украине — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Падальщики второго сорта. Как пропагандисты из Украины зарабатывают имя и репутацию на России

    Что объединяет Анатолия Шария, Юлию Витязеву и Диану Панченко? Как они начали работать на российскую пропаганду и зачем продвигают кремлевские нарративы — разбирается Павел Каныгин

    19.05.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Во что скатилось «Что? Где? Когда?» после смерти его легендарного создателя

    16.05.2025

    Разборы. Продолжение следует

    В этом году легендарной телепередаче «Что? Где? Когда?» исполняется 50 лет. Как создавалось культовое шоу, какие скандалы его сопровождали и как игра изменилась за это время — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Голосую за Лёху. Кремль не простил Моргенштерну такую лютую дерзость

    Алишер Моргенштерн — главный трикстер российской сцены и кумир миллионов. Почему он стал символом эпатажа, как пришёл к успеху и за что его преследуют власти — разбирается Павел Каныгин

    14.05.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Как Гитлеру помогли российские эмигранты и продолжают это делать

    12.05.2025

    Разборы. Продолжение следует

    В последние десять лет в Германии набирает силу тренд на поддержку ультраправых популистов. Почему радикальные политики получают все больше голосов, какую роль в этом играют российские немцы и почему поддержка правых особенно высока в бывшей ГДР — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Предлагаю забыть. Скандальный выпуск к 9 мая

    Сегодня 9 мая — сакральная дата и главный государственный праздник России, но так было далеко не всегда. Как война стала основой государственной идеологии и превратилась из прошлого в смысл жизни и будущее — разбирается Павел Каныгин

    08.05.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Игра в падишаха. Кадыров осмелился навязать Путину преемника и «поплатился» 

    05.05.2025

    Разборы. Продолжение следует

    На фоне продолжающейся болезни Рамзан Кадыров начал передавать реальную власть в Чечне и активы своим наследникам. Как на это реагирует Путин и что сейчас происходит в республике — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Как BigTech отменяет человека и почему это называют технофашизмом

    После прихода Дональда Трампа к власти эксперты заговорили об опасном сближении государственного аппарата с крупнейшими IT-корпорациями. Чем опасно это слияние, и что можно от него ждать — разбирается Павел Каныгин

    04.05.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Шутки кончились. Как папик империи юмора подсадил Россию на свой товар

    01.05.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Вячеслав Дусмухаметов — успешный медиапродюсер и серый кардинал российского юмора. Как он построил свою медиаимперию, почему продал её VK и чем занимается после начала войны — разбирается Павел Каныгин