Поддержать Продолжение следует
Поддержать
Разборы

Страна недолюбленных

О том, как жестокость и чёрствость россиян стала катастрофой поколений

Вы читаете текстовую версию видео Разбора

Рассказываю реальный случай. Жил на свете (в I веке нашей эры) один римлянин. Однажды он уехал, видимо, странствовать, и из Александрии пишет письмо супруге, «своей дорогой Алис»:

«Не беспокойся, если я задержусь и остальные вернутся раньше. Присмотри за нашим малюткой. Как только со мной расплатятся, вышлю деньги. Если благополучно родишь, мальчика оставь, а девочку выбрось…»

Отношение к детям в истории человечества далеко не всегда было таким, как сейчас. Вплоть до IV века нашей эры в Римской империи убийство детей было совершенно законным и даже обыденным делом. Девочек убивали чаще, чем мальчиков. Естественно, убивали больных детей и малышей с особенностями. Даже если ребенок был совершенно здоров, но просто не нужен, его тоже могли выбросить. 

Веками в обществе к ребенку относились не как к ребенку, а как ко взрослому, просто неполноценному. Нагружали работой по мере возможности, начиная с трех-четырех лет. Вот например, вы видите кроху-трубочиста. Малышей веками использовали для этой сложной и вредной работы – просто потому что они легче пролазили в печные трубы. В результате многие из них гибли или от несчастных случаев, либо от страшных последствий тяжелого труда.

Сейчас нам трудно такое представить, но многие столетия еда доставалась детям по остаточному принципу. В первую очередь в семье кормили тех, кто работал. В общем, раньше детство далеко не для всех было приятным периодом –  к такому выводу приходят современные ученые, изучая исторические документы.

Только ближе к середине XX века, уже после окончания второй мировой войны, к ребенку начинают относиться как к ценности. Однако это вовсе не означает, что с тех пор все дети растут радостными и счастливыми. Каждое новое поколение родителей воспитывает своих детей невольно исходя из травм, полученных (так же невольно) от своих родителей. К сожалению, травмы эти редко изживаются целиком – а лишь принимают новые формы из поколения в поколение. К слову, именно поэтому общество развивается гораздо медленнее, чем технологии. Но почему так происходит? Почему у современных родителей не получается исправить ошибки предков?


«Недолюбленный ребенок» –  наверное, вы слышали такой термин. И наверное, каждый второй клиент психотерапевта обречен услышать это. Или применительно к себе, или применительно к своим собственным родителям. Хочется удивленно спросить: как это так? Неужели у нас в стране так часто случается, что родители не любят своих детей? Что мы, какие-то древние римляне?

Нет, дело совсем в другом. 

Поколению наших бабушек и прабабушек, дедушек и прадедушек выпали совсем непростые испытания. Сначала была Великая Отечественная война, потом страну надо было поднимать из послевоенной разрухи. Добавьте к этому репрессии, которые катком проехались по миллионам советских семей. Какую картину вы увидите? Например, вы увидите маму, которой приходится работать по 16 часов, чтобы поднимать детей, в войну оставшихся без папы. Или другую маму, которая в шоковом состоянии мечется по инстанциям, чтобы узнать хоть что-то о судьбе арестованного мужа и отца детей. А еще отсутствие нормального жилья, нехватка нормального питания…

Понятно, что у мамы не будет ни физических, ни моральных сил, чтобы вечером просто обнять сына и дочку и почитать им «Муху-Цокотуху». Что происходит с детьми в такой ситуации? Ребенок постарше еще сможет понять, что дело не в нём, а во внешних обстоятельствах. Но малыш решит, что мама его больше не любит, что он просто стал ей не нужен. А сегодня каждый психолог скажет вам: самое страшное переживание, которое может испытать ребенок – потеря связи с родителем.

Или рассмотрим даже ситуацию полной семьи: пришедший с войны отец (выпивающий, разумеется, потому что ПТСР никто не отменял) лучшим методом воспитания ребенка считает ремень и подзатыльники. Так он проводит в жизнь стародавнюю русскую скрепную максиму: «бьет – значит любит». Сказать: «Я тебя люблю» не по грандиозному поводу, а просто между делом, например, с утра, обняв ребенка (да или хоть жену) для советского человека было немыслимым делом. Среди даже наших родителей такие слова как любимая, дорогая – были просто неуместны. Непозволительная слабость слышалась мужчине за этими словами. А советский человек должен был быть сильным.

Но дети всех этих социальных условностей не знают: так устроена человеческая психика, что она все время ищет подтверждения привязанности. И что думает ребенок, которого лупят, и не жалеют, не утешают в тревожные моменты, чтобы не дай бог не вырос размазней? Правильно. Он думает: меня не любят. Я никому не нужен.

Испытавший такую травму человек вырастает без самой главной опоры в жизни: без ощущения, что у него есть тыл, что его любят, что его в принципе могут любить. Отсюда неуверенность в себе, бесконечные самокопания, заниженная самооценка. «Я хотела дать тебе все, чего не было у меня» – доводилось вам слышать такое от своих мам? Вы думаете, это было про игровую приставку или куклу барби? Нет, это было про любовь в первую очередь.

Однако и эта мамина любовь, которой она компенсирует собственную недолюбленность, может быть очень калечащей.

Вот у такой недолюбленной мамы родился собственный ребенок. И этот маленький человек искренне радуется ей и с восхищением смотрит на нее, и мама вдруг впервые в жизни ощущает, что ее по-настоящему любят! Для нее это долгожданное счастье! Ради этой любви она готова отдать всю себя и даже больше.

Но проходит года три-четыре, и у ребенка вдруг появляется собственное «Я». Он начинает выражать свои желания, свое согласие или несогласие с мамой. Иной раз и приложит каким-нибудь крепким словом, принесенным из детсада. Скажет, например: «Ты дура». Недолюбленная мама воспринимает это как самое страшное предательство. «Меня опять не любят, меня опять бросили, я опять не нужна» –  подумает она.

И дальше ей всю дорогу нужно будет дергать за эту веревочку, получать подтверждение, что все в порядке, ее по-прежнему любят, она по-прежнему нужна. Недолюбленный в детстве человек в эмоциональном смысле навсегда остается инфантильным. Его детям приходится с самых ранних лет «усыновлять» своего родителя: становиться для него моральной опорой, беречь от ударов.

Многие современные взрослые говорят:

«Мне в голову не придёт рассказать маме о своих проблемах!»

Потому что у мамы начнется паника, и кроме решения своей проблемы придется ещё и успокаивать её.

А вот ещё из серии отношений с недолюбленными родителями: «Ты уже второй выходной не можешь приехать ко мне на дачу, тебе дела нет до родной матери!» Ну и дальше: «Неблагодарный сын! А ведь я тебе жизнь отдала!». Или: «Я же тебе всегда говорила, что эта Алёна тебе совсем не подходит». Знакомо такое? Пожилая мама продолжает нарушать границы уже взрослых детей, навязывает им свою точку зрения, а если они поступают по-своему – воспринимает это как личное оскорбление.

По словам психологов, один из частых запросов россиян в возрасте 40+ такой:

«Как мне сделать счастливой мою маму? Как сделать, чтобы она жила своей жизнью, а не нашей? Чтобы она не ставила на себе крест и не считала себя приложением к нашей семье?»

Это, скажем прямо, непросто.

Ну а как складываются отношения у тех, кто усыновил родителей, со своими собственными детьми? Как раз у нынешних сорокалетних? У таких людей обычно завышен самоконтроль, они не могут позволить себе быть неправильными. Вот почти на 100% могу сказать, что если вам за 40, и у вас есть собственные дети – то вам не понаслышке знакомы всяческие методики раннего развития детей. Пять языков в три года, воздушная гимнастика и карате, правильное питание по часами и никаких мультиков. Дети таких гиперответственных родителей к своим 16 годам уже обычно хотят просто лечь на диван с телефоном, и чтобы от них все отстали. Потому что слишком правильные и энергичные родители выносят мозг. Знакомо такое? Задумайтесь: а ведь все это из-за того, что у их прабабушки во время войны не было возможности выразить любовь к своим детям! Просто обнять своего ребенка и сказать ему: «Я тебя люблю, все будет хорошо».

В Советском Союзе проблема недолюбленности детей усугублялась ещё общим отношением государства к человеку не как к личности, а как к винтику в системе. Нередко матерям приходилось отдавать в ясли уже через два месяца после рождения. Во многих моногородах нормой было отправлять ребенка в сад на пятидневку. То есть родители видели малыша только на выходных. Каким должен был расти ребенок в такой обстановке? Удобным! Слушаться воспитателя, не шуметь и не иметь собственного мнения. Жить в общем строю.

Психологи считают, что таким образом, миллионы советских людей фактически получили опыт сиротства. Очень похожий на опыт детей в детских домах. Такое состояние называется депривацией – потеря ощущения себя, ощущения связи с близкими. По сути, через депривацию у нас прошла практически вся страна!

Советские ясли были совершенно не похожи на современные детские учреждения. Часто в яслях и детских садах с детьми обращались грубо, по-хамски. А иногда и просто жестоко – детям могли насильно заталкивать еду в рот или в наказание поставить в угол без трусов перед всей группой.

Или вот вам пример из моего детства. В моем среднестатистическом детском саду №31 относительно благополучного Нефтекамска воспитатели тоже любили наказывать детей и делали это изощренно. Плохим поведением считалось например то, что мы могли бегать по комнате во время родительского собрания, кричать и смеяться: короче, вести себя как дети. Воспитателям, как я понял, было стыдно перед нашими родителями, что они не могут нас урезонить и подчинить. И воспитатели придумали для детей отложенную месть. На протяжении недели после собрания они заставляли всю нашу группу стоять по полчаса с поднятыми руками – в два сеанса: утром и вечером. Помню, особое упорство в исполнении наказания проявляла няня по имени тетя Гуля, предложив в следующий раз держать нам в руках еще и стульчики. Это был 1992 год. Нам было по 5–6 лет.

Такое отношение сильного к более слабому в иерархичном советском обществе вообще было нормой, оно не воспринималось как нечто из ряда вон выходящее. Потому что, во-первых, человек, который постоянно находится в униженном положении, сбрасывает свой негатив на более слабых. Воспитатели и нянечки, которым приходилось делить коммунальную кухню с соседями, добывать продукты, толкаясь в очередях, терпеть хамство в поликлиниках, просто срывались на безответных детях.

Ну а во-вторых, внутренний стержень, уверенность в своей ценности, самоуважение – совсем не те чувства, которые в Союзе пытались привить с детства. Самодостаточный человек системе был не нужен, неудобен. Такой всегда может пойти против навязанной точки зрения и открыто выразить свое несогласие. Получается, что уверенные в себе люди и крепкие семьи – просто невыгодны тоталитарному и автократическому режиму. Поэтому такие режимы всячески вмешиваются в дела семьи, стараются размыть ее границы. Это может проявляться как на законодательном уровне, когда принимается закон об обязательности детского труда без разрешения родителей – и школьников массово вывозят на уборку картошки, так и в личном общении, когда учитель позволяет себе орать на ребенка или оскорблять его.

Конечно, через несколько поколений травмы, подобные той, которую причинила нашей стране Великая Отечественная, размываются. В каких-то семьях быстрее, в других – медленнее. Но – размываются. Но что происходит теперь? Опять идет война, которая калечит наше общество. Опять суды один за другим выносят абсурдные приговоры и раздают налево и направо сталинские сроки. Опять государство убеждает нас, что «бьет – значит любит». Опять оно берет в оборот наших детей, пытаясь превратить их в покорное, послушное стадо, которое прослушав курс «разговоров о важном», добровольно уйдёт на очередную войнушку, непонятно во имя чего, непонятно, за чьи интересы. Не успели российские семьи изжить до конца старые травмы, как государство закладывает фундамент для новых. И теперь мы с вами, наше поколение, именно мы – тот самый нулевой пациент, с которого может начаться новый виток бесконечной семейной травмы. Что делать, чтобы этого не произошло?

Ну, первый ответ очевиден: не ходить на войну. Не поддерживать ее, не подыгрывать ей, не подкидывать ей дровишек.

Ну а потом: просто любить своих детей. Не забывать говорить им, как они нам важны и как мы их любим. Не верить государству, которое навязывает нам насилие как норму для отношений в семье. Возможно, тогда наши правнуки не допустят ситуации, когда престарелый правитель втянет страну в новую бойню.

Да и вообще: чаще говорите близким: «Я тебя люблю» –  и тогда точно продолжение следует.

    Подпишитесь на рассылку. В случае блокировок РКН – мы всегда останемся на связи!

    Разборы

    НЕВЗОРОВ: кто он на самом деле?

    07.07.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Александр Невзоров — известный российский телеведущий и публицист. Как сложилась его карьера: от послушания в монастыре и «600 секунд» до депутатства, связей с олигархами, бандитами и поддержки Путина. Почему он изменил взгляды после аннексии Крыма и выступил против войны — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Самый великий комик столетия. Над чем смеялся Жванецкий

    Михаил Жванецкий — выдающийся сатирик, писатель и один из главных комиков XX века. Как началась его карьера, как Жванецкий смог стать голосом целого поколения и в чём секрет его феноменального успеха — разбирается Павел Каныгин

    04.07.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Стыд и ярость. Как людей в России закрывают в психушки

    02.07.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Жизнь с психическим расстройством — это ежедневная борьба. Как на самом деле живут люди с депрессией, биполярным расстройством и аутизмом, и почему им особенно тяжело в России — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Лорд и Палач. Подноготная самых страшных сподручных Рамзана Кадырова

    Магомед Даудов и Адам Делимханов — два ключевых человека в окружении Рамзана Кадырова. Кто такие «Лорд» и «Палач» и чем они известны кроме пыток, убийств и репрессий — разбирается Павел Каныгин

    30.06.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Самый опасный кандидат в президенты. Почему ее боялась ФСБ?

    28.06.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Галина Старовойтова — яркая политикесса современной России, убитая в 1998 году. Каким человеком была Старовойтова, как ей удалось завоевать доверие избирателей и сохранить человечность в токсичной политической среде — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Детство Медведева. Как ботаник связался с плохими парнями и что из этого вышло

    Дмитрий Медведев — главная надежда России конца 2000-х и один из главных «ястребов» современности. Каким было его детство, как он пришёл к власти и почему отдал её, выбрав путь приспособленца — разбирается Павел Каныгин

    25.06.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Диктаторы, которых кинула элита. Разбор Южной Кореи, Испании и Чили

    23.06.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Даже если кажется, что диктатура Путина вечна, важно помнить: ни один режим не длится бесконечно. Как Испания, Чили и Южная Корея оказались во власти авторитарных лидеров, почему их диктатуры рухнули и как эти страны перешли к демократии — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Мамкины альфачи. Как травмы Маркаряна и Позднякова выросли в опасный культ

    Сегодня поговорим о культе маскулинности и альфа-самцовости в Рунете. Чему «гуру» учат своих подписчиков, зачем они травят женщин и какие травмы прячутся за напускной «мужественностью» — разбирается Павел Каныгин

    20.06.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    В бункере напряглись. С чем на самом деле воюют Израиль и США в Иране

    18.06.2025

    Разборы. Продолжение следует

    В ночь на 13 июня Израиль атаковал Иран. Его цель — ликвидация ядерной программы и ракетных объектов. В регионе разгорается большая война. Как на это реагирует Кремль, примет ли участие США и что ждет Ближний Восток — разбирается Павел Каныгин

    Новости

    Охранники против Путина. Главная угроза в окружении президента

    За последние 10 лет личные охранники Владимира Путина становились генералами, губернаторами и министрами. Как Служба безопасности президента превратилась в главный социальный лифт России — разбирается Павел Каныгин

    16.06.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Почему свадьба стала главным праздником россиян

    13.06.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Почему свадьба — это не просто праздник, а настоящая национальная скрепа России? Что стоит за этой важной частью нашей культуры, как заключали брак в Российской империи, СССР и как делают это сегодня — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Любимые певцы Путина. За песню заплатили 7 миллионов

    Война в Украине разделила российскую эстраду: одни уехали, другие — отмолчались, а третьи воспользовались моментом и встали на сторону пропаганды. Как Лепс, Газманов, «Любэ» и Маршал зарабатывают на войне и поддержке Путина — разбирается Павел Каныгин

    11.06.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    «Я гей, но при этом … как Путин». История главного падения на российском ТВ

    09.06.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Антон Красовский — российский журналист и политтехнолог, ставший одним из самых одиозных пропагандистов войны в Украине. Как складывалась его карьера — от работы на НТВ в середине 90-х до скандалов и трансформации в рупор ненависти — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    «Путин, да пошел ты в ж@пу, Путин». Что случилось с Масяней?!

    Мультфильм «Масяня» — главный интернет-феномен 2000-х. Как Олег Куваев создал культовую героиню, почему она так полюбилась зрителям и как изменилась после начала войны — разбирается Павел Каныгин

    06.06.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    «Уважаемые, вы все в аду». За что Солженицына не переваривает ни власть, ни оппозиция 

    04.06.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Александр Солженицын — великий русский писатель и один из самых противоречивых мыслителей XX века. Почему он так и не стал «своим» ни для либералов, ни для государственников — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Голландский штурвал Киселева. Развратное европейское прошлое пропагандиста

    Дмитрий Киселев — один из главных рупоров кремлёвской пропаганды и разжигателей войны в Украине. Как он осваивал европейские гранты и почему называл себя украинцем — разбирается Павел Каныгин

    02.06.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Нерукопожатные. Антология сетевой инквизиции. Разбор, который мне не простят

    30.05.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Что такое культура отмены, чем она отличается от радикального кэнселлинга и как превращается в инструмент давления и политических репрессий — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Поднялся на д@билах. Как Гоблин стал любимым блогером власти.

    Дмитрий Гоблин Пучков — публицист, предприниматель, переводчик и один из самых одиозных пропагандистов современной России. Как складывалась его карьера — от службы в милиции до «переводов Гоблина», и почему со временем Пучков превратился в мизантропа и рупор кремлёвской пропаганды — разбирается Павел Каныгин

    28.05.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Запрет на выезд за границу. Как это было и что нас ждет?

    26.05.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Еще недавно Путин говорил об отмене виз с ЕС, а сегодня в России снова ограничивают выезд за границу для целых категорий граждан. Почему россиян столетиями лишают свободы передвижения — от царской России до наших дней — разбирается Павел Каныгин