Поддержать Продолжение следует
Поддержать
Сюжеты

Спасибо, что живой, и до свиданья!

Как отобрать своего зека у «Вагнера» и вернуть его за решетку

Фото: pixabay.com

Фонд «Общественный вердикт» (признан в России иностранным агентом) фиксирует многочисленные обращениях родных заключенных: их отцы, мужья, сыновья, братья массово стали пропадать из колоний, где отбывали наказание. А информация, куда переводят заключенного, оказывается полностью закрытой для родственника. Колония отказывается говорить, куда его этапировали.
Действительно – а куда исчезают российские зеки? 

Первые сообщения о том, что ЧВК Вагнера вербует заключенных для отправки на войну в Украину, появились еще летом. Основатель «Вагнера» бизнесмен Евгений Пригожин лично ездил по российским колониям в регионах, пафосными речами завлекая осужденных отправиться на фронт — в обмен на помилование, зарплату свыше 200 тысяч в месяц и начало жизни с чистого листа.

Но то, что зеки доживут до начала этой «новой жизни» — такого Пригожин им не обещал.

Ольга Романова, основатель фонда «Русь сидящая» (признан в России иностранным агентом), рассказывала, что заключенных бросают в бой самыми первыми: «Они очень-очень плохо обучены. Конечно, вагнеровцы не заинтересованы в их выживании». В сентябре в интервью проекту «Продолжение следует» Романова рассказала, что, по данным на первое сентября, в колониях было завербовано порядка пяти тысяч человек: «Но после первого сентября они начали отбывать просто тысячами. В одной из ростовских зон сразу списалась тысяча человек». 

Юристы «Общественного вердикта» подготовили правовой алгоритм действий возвращения заключенного в колонию, в том случае, если он был завербован на войну. 

Приводим эту инструкцию.

«Нужно обложиться со всех сторон, чтобы исключить версию побега»

— К нам поступило три обращения от женщин из разных регионов, — рассказывает юрист «Общественного вердикта» Дмитрий Егошин. — Они рассказали, что их родственники, которые находились в колониях, перестали выходить на связь. По информации, которую родственницы получили от других осужденных, выяснилось, что мужчины уехали этапом в другую колонию. Были догадки, что после того, как вербовщики побывали в колонии, заключенные оттуда поехали в зону СВО. Но когда родственники стали обращаться с вопросами к администрации колонии, никаких внятных ответов о том, где их родные, им не дали. 

Как выглядит на практике привлечение на линию фронта для вагнеровца из числа сидельцев?  «Общественный вердикт» предполагает, что заключенный, подписав контракт с ЧВК, отправляется по этапу в колонию, которая расположена близко к границе. А затем попадает в тренировочный военный лагерь, после чего его направляют в Украину. 

Отталкиваясь от этого предположения, юристы рекомендуют первый шаг: нужно официально получить информацию, что заключенный уже не находится в колонии, где был должен отбывать наказание. 

Для этого можно просто отправить осужденному близкому человеку послание через сервис «ФСИН-письмо». Через этот сервис родственник и вообще любой человек могут общаться с заключенным. Если письмо не будет доставлено, вам придет уведомление, что человека, которому вы пишите, в колонии уже нет, он там не числится. Имея это знание, вы уже можете запросить информацию о местонахождении заключенного и основания, по которым он вообще куда-то был этапирован. Запросы нужно писать: начальнику колонии, во ФСИН региона, где находится колония, и ФСИН России. В инструкции  «Общественного вердикта» перечислено, что должно быть в «шапке» заявления и в самом запросе. 

Юристы отмечают, что, скорее всего, в ответ вам придет сообщение от ФСИН, что у ведомства нет информации, где ваш родственник, потому что централизованной базы о переводах заключенных ФСИН не ведет. Не спешите расстраиваться! Вам важно, какой ответ на запрос поступит от начальника колонии: из него станет понятно, что осужденный, например, не переведен в медицинское учреждение и не находится в ШИЗО (штрафной изолятор — прим.ред.).  То есть: его определенно нет в колонии. 

Следующий шаг: вам нужно написать запросы во ФСИН приграничных регионов: Курской области, Белгородской области, Ростовской области, Краснодарского края. И последний шаг: нужно написать еще одно заявление — уже в полицию региона, где заключенный отбывал наказание. 

— В этом заявлении нужно превентивно проговорить, что из колонии пропал такой-то человек, родные его всячески пытаются найти, информации о нем нет, — объясняет Дмитрий Егошин. — Это надо сделать на тот случай, если вдруг, спустя какое-то время ФСИН надумает вам  сообщить: «Ваш близкий совершил побег. Он сейчас находится в розыске». Чтобы не допустить этого, важно первыми написать заявлением в полицию, пусть они сразу розыском занимаются. Понятно, что полиция никого искать не будет, но нужно обложиться со всех сторон, чтобы исключить последующие версии «побега» со стороны ФСИН. 

Как будет отвечать колония, куда он прибыл?

Теперь мы исходим из того знания, что ваш близкий будто бы просто переведен в другую колонию — а в какую, никто не знает. Дальше вам необходимо обжаловать этот перевод и признать его незаконным. Нужно обратиться с жалобой в прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях региона, где находится колония, с просьбой признать перевод в другую колонию — неправомерным. 

«Общественный вердикт» на сайте приводит шаблон жалобы в прокуратуру. 

— Скорее всего, колония, где содержался осужденный, и откуда его этапировали, если что-то с ним случится — никакой ответственности не понесет, — считает Дмитрий Егошин, — А вот как будет отвечать колония, куда он прибыл, и откуда он отправился в тренировочный лагерь, а затем в зону СВО? Если он уже оттуда совершит побег — конечно, я думаю, у колонии будут проблемы.

Осужденного, например, поймали с автоматом, он еще и на полицейских напал.

Для этих колоний риски наступления последствий велики — почему их заключенный после перевода к ним оказался на свободе, в бегах, с автоматом?

Дмитрий Егошин, приводя этот пример, имеет в виду произошедшее 6 декабря в пригороде Новошахтинска, когда мужчина начал стрельбу по полицейским. Одного из них он ранил, полицейского госпитализировали. Стрелявшим оказался завербованный в ЧВК «Вагнера» бывший заключенный Павел Николин. По информации «Базы», Николин отбывал в уфимской ИК срок за кражу и разбой. По его словам, он с зоны проведения «спецоперации» не сбегал, даже не понял, что оказался в Новошахтинске, просто отстал от группы. А в полицейских стрелял, потому что — «думал, укропы». 

«Все, хватит, давай поехали обратно»

Если прокуратура отказывается реагировать на жалобу, нужно обращаться в суд, говорят юристы «Общественного вердикта». В исковом заявлении обязательно нужно указать, что нахождение в исправительном учреждении, где в настоящий момент содержится родственник или близкий человек, создает серьезную угрозу его здоровью и жизни. И требовать признать решение о переводе в другое исправительное учреждение — незаконным. Таким образом обязать ФСИН России принять меры по розыску и  переводу родственника на прежнее место отбывания наказания. 

Юристы отмечают, что ответчиками в этом случае будут выступать ФСИН России, УФСИН региона и колония, где изначально отбывал наказание близкий человек. 

— Мы порекомендовали обращаться с исковыми заявлениями, потому что, как я думаю, ФСИНу проще обратно этапировать осужденного, чем, когда поднимается шум, ходить по судам, давать отписки прокуратуре, — говорит Дмитрий Егошин, — Зачем ФСИНу такая головная боль? Лучше просто: ай, ладно, все, хватит, давай поехали обратно. 

Софья ЛОПАТИНА

    Подпишитесь на рассылку. В случае блокировок РКН – мы всегда останемся на связи!

    Разборы

    Падальщики второго сорта. Как пропагандисты из Украины зарабатывают имя и репутацию на России

    19.05.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Что объединяет Анатолия Шария, Юлию Витязеву и Диану Панченко? Как они начали работать на российскую пропаганду и зачем продвигают кремлевские нарративы — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Во что скатилось «Что? Где? Когда?» после смерти его легендарного создателя

    В этом году легендарной телепередаче «Что? Где? Когда?» исполняется 50 лет. Как создавалось культовое шоу, какие скандалы его сопровождали и как игра изменилась за это время — разбирается Павел Каныгин

    16.05.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Голосую за Лёху. Кремль не простил Моргенштерну такую лютую дерзость

    14.05.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Алишер Моргенштерн — главный трикстер российской сцены и кумир миллионов. Почему он стал символом эпатажа, как пришёл к успеху и за что его преследуют власти — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Как Гитлеру помогли российские эмигранты и продолжают это делать

    В последние десять лет в Германии набирает силу тренд на поддержку ультраправых популистов. Почему радикальные политики получают все больше голосов, какую роль в этом играют российские немцы и почему поддержка правых особенно высока в бывшей ГДР — разбирается Павел Каныгин

    12.05.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Предлагаю забыть. Скандальный выпуск к 9 мая

    08.05.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Сегодня 9 мая — сакральная дата и главный государственный праздник России, но так было далеко не всегда. Как война стала основой государственной идеологии и превратилась из прошлого в смысл жизни и будущее — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Игра в падишаха. Кадыров осмелился навязать Путину преемника и «поплатился» 

    На фоне продолжающейся болезни Рамзан Кадыров начал передавать реальную власть в Чечне и активы своим наследникам. Как на это реагирует Путин и что сейчас происходит в республике — разбирается Павел Каныгин

    05.05.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Как BigTech отменяет человека и почему это называют технофашизмом

    04.05.2025

    Разборы. Продолжение следует

    После прихода Дональда Трампа к власти эксперты заговорили об опасном сближении государственного аппарата с крупнейшими IT-корпорациями. Чем опасно это слияние, и что можно от него ждать — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Шутки кончились. Как папик империи юмора подсадил Россию на свой товар

    Вячеслав Дусмухаметов — успешный медиапродюсер и серый кардинал российского юмора. Как он построил свою медиаимперию, почему продал её VK и чем занимается после начала войны — разбирается Павел Каныгин

    01.05.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Что за гусь этот Соловей. Профессор зло, который засунул Путина в морозильную камеру

    29.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Валерий Соловей — бывший профессор МГИМО и политолог, который «похоронил» Путина. Кто он на самом деле, почему постоянно шокирует своими прогнозами и можно ли им верить — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Что мы можем кроме автомата Калашникова? Разбор здорового человека

    Долгое время бытовало мнение, что российские производители не способны делать качественную продукцию для массового потребления. Почему это давно не так и за какие российские бренды точно не стыдно — разбирается Павел Каныгин

    25.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Comedy club: подмигните, если в заложниках. Разбор явления

    22.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    20 лет назад, 23 апреля 2005 года, в эфир вышел первый выпуск Comedy Club. Как шоу изменилось за это время и чем сегодня занимаются его первые резиденты — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Лижем Путину бесплатно. Во что превратился знаменитый Совет по правам человека

    Совет по правам человека — совещательный орган при президенте России. Для чего СПЧ был нужен Путину и почему со временем он превратился в карикатурный орган, в котором практически не осталось настоящих правозащитников — разбирается Павел Каныгин

    21.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Каста физмата. Как Россия превратилась в месторождение IT-специалистов? 

    18.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Почему лучшие умы уезжают из России? Как СССР создал систему технического образования и почему наши ученые востребованы во всем мире — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Урганту позволяли больше других до того самого момента

    Иван Ургант — один из самых популярных и талантливых телеведущих России. Как он стал звездой, почему исчез с экранов после начала войны в Украине и чем занимается сейчас — разбирается Павел Каныгин

    17.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Тайна Arctic Sea. Как Кремль спонсирует оружием мировых изгоев 

    15.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Таинственное исчезновение судна Arctic Sea летом 2009 года до сих пор вызывает вопросы. Что на самом деле перевозило судно, что произошло на борту и при чём тут российские ракеты, Африка и Ближний Восток — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    «Хочется кому-то втащить». Валуев: портрет самого тупого депутата Госдумы 

    Николай Валуев — профессиональный боксер, ставший политиком после завершения спортивной карьеры. Как сложился жизненный путь Николая и чем он занимается, сидя в депутатском кресле, — разбирается Павел Каныгин

    14.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Откуда Жириновский все это знал. Неожиданная история самого мемного агента спецслужб и его партии

    11.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Владимир Жириновский — самый эпатажный политик России, мем и символ лихих 90-х. Как он оказался связан с КГБ и ФСБ, и какую роль он играл в системе российской власти — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Что случилось с Якубовичем. К чему пришел в старости «человек-автомобиль!»

    Леонид Якубович — легенда российского телевидения и бессменный ведущий «Поля чудес». Как он пришёл на экран, почему стал лицом политической пропаганды и что скрывает за образом «доброго дедушки» — разбирается Павел Каныгин

    10.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Стас стучит со дна. Разбор самого полезного идиота России

    08.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Стас «Ай, Как Просто!» Васильев — популярный российский блогер, телеведущий и государственный пропагандист. Почему он выбрал путь скандалов и «разоблачений» и как ударился в пропаганду после начала войны — разбирается Павел Каныгин