Поддержать Продолжение следует
Поддержать
Новости

«Война ведётся не с наркотиками, а с наркопотребителями»

Почему в России все больше подростков умирают от запрещенных веществ

Фото: depositphotos.com

В России число погибших от наркотиков детей и подростков выросло в 2,5 раза за последние пять лет. Об этом сообщил начальник главного управления по контролю за оборотом наркотиков МВД РФ Иван Горбунов. По его сведениям, увеличивается и число несовершеннолетних, которые совершили преступления, связанные с наркотиками «в форме соучастия». Представитель МВД ожидает, что эта тенденция сохранится до конца года.

Редакция «Продолжение следует» решила выяснить, почему российские подростки стали умирать чаще и что еще можно сделать в России, чтобы число таких смертей уменьшилось. Для этого мы поговорили с экспертами, которые давно работают с наркопотребителями: автором проекта Drugmap.ru Алексеем Лаховым, юристом проекта Hand-help.ru Арсением Левинсоном и врачом-психиатром Open Mind Clinic Артемом Ефремовым. Все они единодушны: такая высокая смертность среди подростков объясняется тем, что за последние несколько лет изменились как сам рынок наркотиков, так и способ их получить.

Сейчас популярностью пользуются синтетические вещества — спайсы, «соли», сильнодействующие опиаты, передозировки которых приводят к смерти. Чего нельзя было бы представить в случае с наркотиками растительного происхождения.

Фото: depositphotos.com

Появились и так называемые «дизайнерские» наркотики — китайские синтетические вещества, отмечает Арсений Левинсон. Они значительно дешевле растительных, но создают тот же эффект, что и тетрагидроканнабинол. По словам всех трех экспертов, последствия употребления таких наркотиков абсолютно непредсказуемы. Так, от опиоидов может остановиться дыхание, что приведет к смерти.

Кроме того, купить наркотики стало проще — через даркнет или «Телеграм». Сейчас, как рассказывает Алексей Лахов, не нужно даже искать наркодилера, дежурить у его подъезда — достаточно просто загуглить нужное название и прийти за закладкой.

По словам Арсения Левинсона, смертность растет в том числе из-за того, что нет посредника в виде этих самых наркодилеров. Как ни парадоксально, но раньше они выступали не только продавцами, но и своего рода наркопросветителями: могли объяснить, как действует то или иное вещество, как себя обезопасить в случае передозировки. Сейчас подростки забирают закладки и могут даже не знать, что за вещество у них на руках. К тому же закладки часто путают. Иногда, говорит Левинсон, ребята могут умереть целой компанией, потому что употребили не то, что планировали.

Правда ли все так плохо?

По данным Росстата, в 2021 году было зарегистрировано более 21 тыс. случаев отравлений от наркотиков. Это на 17% больше, чем годом ранее. Смертельных исходов тоже было много — около 10 тыс., что также больше, чем в 2020 году.

По данным Минздрава за прошлый год, число наркопотребителей в России оценивается в 400 тыс. человек. Алексей Лахов добавляет: госотчеты всегда не успевают за реальным положением дел, поэтому в реальности цифры катастрофичны. Так, число наркопотребителей по всей стране точно превышает несколько миллионов. В частности, это коррелирует с данными по передозировкам.

Алексей Лахов. Фото: из личного архива

Как подчеркивает Алексей Лахов, проблема российской статистики упирается в том числе в то, что нет токсикологической базы, которая позволит выяснить, какими наркотиками отравились люди. Как следствие, неизвестно, что на самом деле они употребили. Так, в 2021 году почти половина отравившихся наркотиками пострадала от неуточненных веществ или психодислептиков. Как отмечает Лахов, если из-за наркотиков отказали почки или произошел перегрев организма, людей могут даже не вносить в список умерших от передозировки.

Чем усугубляется ситуация?

На практике, когда у человека случается передозировка, люди боятся вызвать скорую помощь. Ее приезд сопряжен с приездом полиции, которая обязательно составит административный протокол, даже если не будет доказано хранение наркотиков, говорит юрист Арсений Левинсон.

В случае с подростками ситуация усугубляется тем, что они сразу попадают в систему уголовного судопроизводства: их могут допрашивать как свидетелей, сделать обвиняемыми по факту сбыта веществ. Естественно, что подросток сразу оказывается под давлением, репрессиями, его ставят на наркоучет в психдиспансер, на учет в школе, об этом узнают родители, учителя, одноклассники. И в случае с подростками полицейские, чтобы установить наркосбытчика, «всегда копают глубже», отмечает Левинсон.

Арсений Левинсон. Фото: из личного архива

— Если число передозировок растет, тогда зачем с наркотиками воевать? — задается вопросом Алексей Лахов. — Война ведется не с ними, а с наркопотребителями. Люди даже боятся вызвать скорую помощь из-за наряда полиции. И когда человек откроет глаза в токсикологическом отделении, его будет ждать штраф за немедицинское потребление. Люди боятся попасть в систему государственного диспансерного наблюдения, поэтому думают несколько раз, прежде чем вызвать скорую даже для друзей.

Нередки случаи, когда ребята отвозят товарищей в больницу, бросают прямо у дверей или вообще ничего с этим не делают и просто убегают.

Как отмечает врач-психиатр Артем Ефремов, стигматизация наркопотребления ведет в том числе к тому, что и родители, узнав о проблемах ребенка, боятся прийти к специалисту. Якобы из-за суицидальных или депрессивных настроений подростка сразу поставят на учет в больницу, в будущем он не сможет водить машину или устроиться на работу. Однако именно психические расстройства, как, например, пограничное расстройство личности, в разы увеличивают риск, что подросток начнет употреблять психоактивные вещества. Несвоевременное обращение к врачу усугубляет ситуацию, говорит психиатр.

Почему подростки все равно употребляют, несмотря на антипропаганду наркотиков?

По мнению всех трех экспертов, опрошенных редакцией, подростки в России в большинстве своем предоставлены сами себе. Неумение справиться с чувствами, отсутствие возможностей для самореализации, насилие в семье и школе приводят ребенка к поиску простого выхода. Часто они видят такой выход в алкоголе и наркотиках.

Фото: пресс-служба УМВД России по ЕАО

Как подчеркивает Артем Ефремов, лекции о вреде запрещенных веществ в школах делаются «для галочки», а не из реального желания помочь.

— Если папа бьет ребенка и его маму, то никакая лекция, что наркотики — это плохо, обстановку в семье не изменит. Точно так же она не поможет, если из-за социальных трудностей мама вынуждена работать на трех работах, не уделяя внимание ребенку. Безусловно, лекции могут помочь что-то прояснить, но убрать стимул, который побуждает уйти в другую реальность и избавиться от проблем на время, они не смогут, — отмечает специалист.

Артем Ефремов. Фото: из личного архива

О том, что у нынешней профилактики наркопотребления среди подростков нет никакой эффективности, говорит и автор проекта Drugmap.ru Алексей Лахов. Он отмечает: сейчас школьные психологи приглашают правоохранителей, которые тестируют детей на наркотики, выявляют ничтожное количество употребляющих и отчитываются о своей успешной работе. Но вместо этого нужно учить детей работать с чувствами, эмоциями, установками, помогать находить выход из сложных ситуаций не в деструктивном русле. Ведь именно из-за неопытности, не до конца созревшей системы ценностей и недооценки рисков подросток начинает употреблять, уверен Лахов.

Арсений Левинсон также считает, что школьные лекции никак не помогут подростку чувствовать себя важным и нужным. В том числе из-за того, что сейчас в России дети никак не могут реализоваться в общественной жизни, кроме как в «казенной ура-патриотической активности».

Фото: depositphotos.com

— В школах нет нужных программ снижения вреда от наркотиков, профилактики передозировок среди несовершеннолетних, зато есть бессмысленные, запугивающие уроки, где говорят: если один раз употребите — на всю жизнь станете наркоманами и пропащими людьми. Это создает чудовищную стигму, благодаря которой человек с большей вероятностью станет наркозависимым, — считает Левинсон.

Что еще можно исправить, чтобы смертей в России стало меньше?

Эксперты говорят: сейчас, в условиях, когда в России действует карательная наркополитика и детям становится все сложнее быть услышанными, нет определенных мер, которые помогли бы снизить подростковую смертность. Все три специалиста считают, что нужно кардинально менять подход как в законах, так и в отношении людей к наркопотреблению.

Фото: depositphotos.com

— В Исландии, да и в России, были программы по принципу «равный равному» с тренингами, как подросткам говорить с друзьями о наркотиках, как предлагать альтернативу и что делать, если им предлагают попробовать, — говорит Алексей Лахов. — Кроме того, родители могли бы больше говорить с детьми, направлять их к психологам, но делать это не в морализаторских категориях, а пытаться понять, почему подросток начал употреблять.

Родители должны делать это достаточно аккуратно, бережно и нежно, а не сразу рвать на себе волосы и думать, что разовое употребление приводит к конченной наркомании и что надо срочно запрятать ребенка в какую-то частную клинику, заплатить кучу денег и получить непонятный результат.

Врач-психиатр Артем Ефремов считает: пока подход к помощи наркопотребителям в стране не изменится, никакие программы не смогут изменить ситуацию.

— Это, к сожалению, вершина айсберга той проблемы, которую нельзя решить без глобальных изменений, — говорит специалист. — Что сейчас может сделать государство? Как минимум не закручивать гайки российским НКО, которые помогают детям справиться с проблемой. Но это уже происходит и только затрудняет работу.

Фото: depositphotos.com

Юрист проекта Hand-help.ru Арсений Левинсон подчеркивает: сейчас политику в области наркотиков определяют силовики. Ничего другого они предложить не могут, и, по их представлению, никаких мер предлагать не нужно.

— Расходы на здравоохранение сокращаются, а детских государственных реабилитационных центров нет. Наркотики, несмотря на отчеты правоохранителей об успешно закрытых нарколабораториях, продолжают оставаться доступными.

Но нужно начать с простых решений. Снять с врачей погоны, чтобы подростки могли обращаться к медикам анонимно, создать психологические программы профилактики. Чтобы помощь не ограничивалась только уголовными делами, —

отмечает эксперт.

Маргарита ШЕХОВЦОВА

    Подпишитесь на рассылку. В случае блокировок РКН – мы всегда останемся на связи!

    Разборы

    Игра в падишаха. Кадыров осмелился навязать Путину преемника и «поплатился» 

    05.05.2025

    Разборы. Продолжение следует

    На фоне продолжающейся болезни Рамзан Кадыров начал передавать реальную власть в Чечне и активы своим наследникам. Как на это реагирует Путин и что сейчас происходит в республике — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Как BigTech отменяет человека и почему это называют технофашизмом

    После прихода Дональда Трампа к власти эксперты заговорили об опасном сближении государственного аппарата с крупнейшими IT-корпорациями. Чем опасно это слияние, и что можно от него ждать — разбирается Павел Каныгин

    04.05.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Шутки кончились. Как папик империи юмора подсадил Россию на свой товар

    01.05.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Вячеслав Дусмухаметов — успешный медиапродюсер и серый кардинал российского юмора. Как он построил свою медиаимперию, почему продал её VK и чем занимается после начала войны — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Что за гусь этот Соловей. Профессор зло, который засунул Путина в морозильную камеру

    Валерий Соловей — бывший профессор МГИМО и политолог, который «похоронил» Путина. Кто он на самом деле, почему постоянно шокирует своими прогнозами и можно ли им верить — разбирается Павел Каныгин

    29.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Что мы можем кроме автомата Калашникова? Разбор здорового человека

    25.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Долгое время бытовало мнение, что российские производители не способны делать качественную продукцию для массового потребления. Почему это давно не так и за какие российские бренды точно не стыдно — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Comedy club: подмигните, если в заложниках. Разбор явления

    20 лет назад, 23 апреля 2005 года, в эфир вышел первый выпуск Comedy Club. Как шоу изменилось за это время и чем сегодня занимаются его первые резиденты — разбирается Павел Каныгин

    22.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Лижем Путину бесплатно. Во что превратился знаменитый Совет по правам человека

    21.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Совет по правам человека — совещательный орган при президенте России. Для чего СПЧ был нужен Путину и почему со временем он превратился в карикатурный орган, в котором практически не осталось настоящих правозащитников — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Каста физмата. Как Россия превратилась в месторождение IT-специалистов? 

    Почему лучшие умы уезжают из России? Как СССР создал систему технического образования и почему наши ученые востребованы во всем мире — разбирается Павел Каныгин

    18.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Урганту позволяли больше других до того самого момента

    17.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Иван Ургант — один из самых популярных и талантливых телеведущих России. Как он стал звездой, почему исчез с экранов после начала войны в Украине и чем занимается сейчас — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Тайна Arctic Sea. Как Кремль спонсирует оружием мировых изгоев 

    Таинственное исчезновение судна Arctic Sea летом 2009 года до сих пор вызывает вопросы. Что на самом деле перевозило судно, что произошло на борту и при чём тут российские ракеты, Африка и Ближний Восток — разбирается Павел Каныгин

    15.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    «Хочется кому-то втащить». Валуев: портрет самого тупого депутата Госдумы 

    14.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Николай Валуев — профессиональный боксер, ставший политиком после завершения спортивной карьеры. Как сложился жизненный путь Николая и чем он занимается, сидя в депутатском кресле, — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Откуда Жириновский все это знал. Неожиданная история самого мемного агента спецслужб и его партии

    Владимир Жириновский — самый эпатажный политик России, мем и символ лихих 90-х. Как он оказался связан с КГБ и ФСБ, и какую роль он играл в системе российской власти — разбирается Павел Каныгин

    11.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Что случилось с Якубовичем. К чему пришел в старости «человек-автомобиль!»

    10.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Леонид Якубович — легенда российского телевидения и бессменный ведущий «Поля чудес». Как он пришёл на экран, почему стал лицом политической пропаганды и что скрывает за образом «доброго дедушки» — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Стас стучит со дна. Разбор самого полезного идиота России

    Стас «Ай, Как Просто!» Васильев — популярный российский блогер, телеведущий и государственный пропагандист. Почему он выбрал путь скандалов и «разоблачений» и как ударился в пропаганду после начала войны — разбирается Павел Каныгин

    08.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Как уничтожали рунет. От Масяни и матерщины про Путина – до цензуры анекдотов

    07.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    31 год назад, 7 апреля 1994 года, был официально зарегистрирован российский домен .ru. Как сложилась история Рунета и как его уничтожали власти России — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Проморгала цензура? Топ российских сериалов, за которые не стыдно 

    Ещё не так давно признаться, что ты смотришь российские сериалы, было неловко, но рост конкуренции, новые стандарты и появление собственных стримингов изменили всё. Как индустрии удалось совершить этот качественный рывок и как на неё влияют война и цензура — разбирается Павел Каныгин

    04.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Последние дни Кадырова. Что падишах всю жизнь хотел доказать отцу Ахмату 

    03.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Рамзан Кадыров — кровавый тиран, который уже почти два десятилетия управляет Чечней, как своей личной вотчиной. В каких условиях он вырос и что повлияло на формирование его личности — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Воровская Федерация. Как чекисты развратили авторитетов

    Воры в законе — элита преступного мира и вершина тюремной иерархии. Как они появились в России, пережили ГУЛАГ, противостояние с государством и ОПГ, но погорели на путинской коррупции — разбирается Павел Каныгин.

    01.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Образование в России ВСЁ? Как уехать учиться за границу в любом возрасте

    31.03.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Многие считают, что учёба за границей сейчас практически невозможна. Однако это не так! Как поступить в зарубежный университет и где найти деньги на образование — разбирается Павел Каныгин