Поддержать Продолжение следует
Поддержать
Разборы

Навального уже не остановить

К чему приведёт казнь политика

Вы читаете текстовую версию видео Разбора

Когда умирает близкий человек, на душе остаётся поганое чувство давящей пустоты. Глухой беспомощности до слёз. Вы, может, и не виделись с ним давно, но вот же он – недавно писал такой трогательный пост о любви к жене. Он где-то жил, а тут – раз, и его нет. И ведь я не то чтобы был хорошо знаком с Алексеем Навальным. Да, видел его несколько раз, да, общался с его родителями, когда готовил материал для газеты. Но смерть Алексея вызвала у меня именно такие чувства. Я как будто потерял очень близкого человека. И не только я, а тысячи, миллионы людей по всему миру. От Ирландии  до Аляски они несли на улицы своих городов цветы, свечи и фотографии Навального. Их никто не сгонял, как бюджетников в Лужники. Они просто не могли иначе. У них забрали кого-то очень важного. Забрали часть веры в будущее и в справедливость. Для кого-то вообще 16 февраля стало переломом, сродни началу войны 24-го, или 27 февраля – когда убили Немцова…

Ох уж эти чёртовы феврали! Может, помните в России август всегда называли чёрным месяцем – всё время случалось что-то страшное в последние недели лета из-за разгильдяйства отпускных чиновников. А сейчас наша страна погрузилась в бесконечный чёрный февраль – холодный, грязный и безнадежный.

Я не знаю, что бы отдал, чтобы не записывать этот выпуск «Разборов». Мне казалось, что они пропустят Алексея через все круги ада: изолируют, унизят, замучают, но не убьют, нет. Оказалось – я ошибался. Но, согласитесь, последнее, что хотел бы Навальный – это чтобы мы сейчас посыпа́ли головы пеплом и причитали, что «всё потеряно» и «всё бесполезно». Он бы никогда себе такого не позволил.

Поколение наших родителей выросло на романе «Овод». Про мечтателя-революционера, который рискнул пойти против системы. Кстати, героя книги, в конце даже казнить с первого раза не смогли, такие вот пугающие параллели… У нас сейчас не так много ярких литературных образцов для подражания. Но, к счастью, они есть в жизни. Так что – не бойтесь позвать к экрану ваших детей. Я хочу рассказать им об очень смелом человеке.


Камера, в которой Алексей Навальный провёл значительную часть своего срока, – это сырой, холодный каменный подвал два на три метра. В этих условиях политик просидел 295 дней. Ещё раз. Двести. Девяноста. Пять. Прилечь нельзя, книжку и блокнот с ручкой выдают на час в день. Ещё в начале его срока Медиазона посчитала причины, по которым Навального отправляли в этот карцер:
– Трое суток за расстёгнутую пуговицу
– Пять суток за то, что не убрал руки за спину
– 15 суток за то, что цитировал решение ЕСПЧ
– 11 суток за то, что назвал сотрудника «лейтенантом», а не по имени-отчеству. Чем, цитирую, «оскорбил».

Администрации тюрем озлобились на идею Алексея создать профсоюз заключенных. Который бы защищал их права. Ну и вообще – на неповиновение тюремным правилам. Его бьёшь, ломаешь, кидаешь в подвал… а он знай себе – подшучивает то над судьёй, то над персоналом колонии. Это был человек не железной, а какой-то вольфрамовой воли. Сломить которую так и не удалось. Единственное, что подводило его в этих условиях – здоровье. Но и тогда он продолжал улыбаться довлатовской «улыбкой разума».

После отравления, о котором я ещё расскажу, Навальный похудел на 15 килограммов. Заново учился дышать, говорить и ходить. После такого человеку требуется постоянное внимание врачей. Чтобы рядом были люди. А не звери. В тюрьме у него обострились проблемы со спиной, которые мешали ходить. К нему неоднократно подселяли то бомжей, то больных гриппом, от чего сам Алексей постоянно болел. От огромных доз неизвестных тюремных антибиотиков, он тогда получил проблемы с желудком. Весь прошлый год Навальный пытался добиться приёма стоматолога. А в декабре потерял сознание прямо в камере… ну вот что это, если не планомерное убийство?! Планомерная, издевательская казнь день за днём.

Алексей Навальный стал неугоден российским властям с самого начала своей правозащитной и политической карьеры. Его расследования в ЖЖ и проект РосПил не давали спокойно воровать деньги чинушам. Его фразы про «прекрасную Россию будущего» и «партию жуликов и воров» тут же уходили в народ и становились мемами.

Апогеем противостояния стали 11-й и 12-й годы, когда на улицы Москвы и других городов выходили сотни… да-да, не сотня, а именно сотни тысяч человек с плакатами «Путин уходи» и «долой жуликов и воров». Это было время абсолютной романтики и веры в лучшее. Веры в то, что зло можно если не победить, то хотя бы напугать. Это была и моя вера, меня двадцатилетнего в будущее моего поколения, что мы сможем исправить ошибки предыдущих поколений, наших дедов и родителей, поломанных советской властью.

Люди видели, как власть нагло обманула их на думских выборах. Как бесстыдно нарисовала голоса. Новое поколение, не знавшее порки и тотального контроля большого брата взбунтовалось. Люди вышли сказать об этом. И главным человеком в оппозиции, объединившим любовь сограждан и ненависть системы – был он, Алексей Навальный. Даже если люди далеко не во всем были с ним согласны, как например я, всех завораживали его бесстрашие, искренность и дерзость.

Ему говорили, что это безумно, невозможно, бесполезно, но в 2013 году Навальный выдвинул свою кандидатуру на пост мэра Москвы. Я до сих пор помню, как по городу тогда каждая третья машина разъезжала с наклейкой «Навальный». По результатам этих выборов, даже после всех фальсификаций и вбросов, натянувших мэру Собянину заветные 50 с небольшим процентов, Алексей занял второе место. Второе место в 12-миллионном городе! Такой популярности Путин и чекисты ему уже не могли простить. К президентским выборам в 2018-м Навального, ожидаемо, не допустили. И раз уж его невозможно заткнуть и посадить, то остаётся один выход.

Несколько раз прокремлёвские активисты обливали его зелёнкой. После одного из нападений он чуть не лишился зрения на один глаз. Это были предупредительные звоночки. Чтобы намекнуть и запугать. Ни того, ни другого не получилось. Тогда в ход пошёл боевой яд. В августе 2020 года Алексею стало плохо в самолёте из Томска в Москву. А дальше – цепь счастливых случайностей: к счастью, пилоты быстро посадили самолёт в Омске. К счастью – немецкая клиника «Шарите» смогла забрать его на лечение. К счастью – организм Алексея смог справиться. А дальше – фантастическое разоблачение. В своём фирменном стиле, с издёвкой и иронией, Навальный сделал то, что не смогли сделать, да и явно не хотели, все спецслужбы России, – раскрыл своё же отравление. Поймав его исполнителей на глупости и непрофессионализме. Казалось, Навальный победил тогда смерть и как пират весело и с огоньком начал атаковать зло.

Намазать ядом трусы – достойная работа для офицера спецслужб путинского времени, не правда ли? Точечная работа на благо Родины. Вершина карьеры. Фильм-расследование об отравлении собрал в ютубе 30 миллионов просмотров. А ещё были «Он вам не Димон» про тайное имущество Медведева. 46 миллионов просмотров. И, конечно, расследование о секретном дворце Путина. С аквадискотекой, устричной фермой и унылой пошлостью позолоты в интерьерах. Сейчас у него 129 миллионов просмотров. Пропагандисты тогда негодовали, мол «не может такого быть, это накрутки, рука запада, слив ЦРУ». Да нет, ребята. Просто вы со своими миллиардными бюджетами на этой площадке и рядом не стоите с человеком, который просто, сидя за столом, человеческим языком объясняет, кто тут вор и почему так не должно быть.

О возвращении в Россию Навальный так же заявил в своём YouTube-канале. Сейчас это уже риторический, и, в целом, неважный вопрос – нужно было ему возвращаться или не нужно. Он сделал так, как считал правильным. То есть поступил, как поступал всегда. Странно было ждать от него другого решения. Его прилёт власти превратили в блокбастер. Разворачивали самолёт в другой аэропорт. Винтили людей в зале прилёта. Один из последних кадров Навального на свободе – перед посадкой самолёта, когда объявили, что он сядет не во Внуково, а в Шереметьево. Вглядываясь с иллюминатор, на секунду Навальный застывает и зажмуривает глаза, берёт жену за руку. Сейчас кажется, тогда он понял, какой будет финал… К нему он тоже, кажется, был готов.

В итоге всё закончилось на максимально эмоциональной ноте: он в последний раз поцеловал свою любимую жену. И ушёл с полицейскими. Больше Алексей Навальный на свободу так и не вышел…

Не зря фильм о судьбе Навального получил Оскар. Всё-таки Алексей – идеальный супергерой вселенной Марвелл. Чья суперсила – смеяться в лицо своим палачам, приводя их в бешенство. Да такое, что главный престарелый альфа-самец страны, переживший острейшее интервью с Такером Карлсоном, в каком-то сакральном страхе так ни разу и не упомянул его фамилию. «Блогер» – был, «берлинский пациент» – был. «Этот гражданин» – был. Слово «Навальный» Путин не произнёс ни разу!

У Марка Захарова есть гениальный фильм «Убить дракона». По не менее гениальной и в своё время запрещённой пьесе Евгения Шварца. Там странствующий рыцарь Ланцелот вступает в бой с кровожадным драконом, желая подарить свободу жителям города. Даже мерзкий дракон, хоть и боится Ланцелота, но всё же бьется с ним один на один. И, в итоге, проигрывает. Путин же только и смог исподтишка подсылать к Навальному опричников, чтоб те мазали «новичком» трусы, обливали зелёнкой и гноили в нечеловеческих условиях… 

Да он и мёртвый продолжает пугать эту систему. Вы же видели, как менты и непонятные молодчики тут же принялись громить стихийные мемориалы в память о политике.

А вопрос о похоронах Алексея до сих пор остаётся открытым. Очевидно, что церемония прощания, если она состоится, соберет огромное количество людей. А его могила станет местом притяжения. Этим могут воспользоваться власти, притянув решение конституционного суда. Там написано, что если есть опасения, что надгробие экстремиста может стать объектом «культового поклонения», то хоронить его нужно в безымянной могиле на неизвестном кладбище. Раньше это правило распространялось на экстремистов, убитых или захваченных во время антитеррористических операций. Навального же признали террористом и экстремистом уже во время отбытия срока. То есть он ну никак не мог совершать преступление, находясь в тюрьме! В его случае закон нелогичен и противоречит сам себе. Впрочем, это я говорю о странах, где законы хотя бы частично исполняются…

В заключении хочу сказать вот что. Если посмотреть на фотографии Навального в заключении, то удивительно бросается в глаза особый артефакт по . Я как-то раньше и не придавал значения, но ведь почти на всех кадрах Алексей улыбается. Он улыбается, когда ему читают приговор в зале суда. Улыбается, стоя в тюремной робе за решёткой. Да даже когда немецкие врачи его только-только достанут с того света – он первым же делом – улыбнётся. В этой улыбке был какой-то синоним само́й жизни. Пока Навальный улыбается – всё хорошо, у нас ещё есть шанс, не всё потеряно. Да, пусть он не в своей привычной студии, а за холодными стенами штрафного изолятора, но он есть, он с нами. Эти тухлые чиновничьи рожи, от которых веет склепом – просто массовка в его спектакле. Они жрали друг друга, топали ножками, надували щёки от своей важности. А Навальный просто улыбался. И как же их это бесило, что единственным способом противостоять этой жизни стала смерть. Единственное, что они могут производить. Да только чёрта с два вы угадали, Владимир Владимирович и прочие упыри! Смерть – это естественная штука. Глупо бояться того, что в любом случае произойдёт. Ещё глупее – полагать, что смерть – это конец. «Нет человека – нет проблемы», – так ведь говорят в ваших чекистских кругах? Но там не объясняют, что за смертью начинается бессмертие. И с ним вы ничего не сможете поделать. У вас его не будет – вы будете прокляты в веках вашими же потомками, – против истории не попрёшь. А именем Алексея Навального ещё назовут улицы в российских городах и городах мира. Ему как и Немцову и Политковской будут ставить памятники. 

Зло – каким бы страшным и могущественным не казалось – не бесконечно. На смену отчаянию и беспомощности всегда приходит пробуждение. А смерть последней надежды становится точкой яростного сопротивления. Такова жизнь. И зло еще никогда не побеждало. 

Каким бы опустошительно холодным ни был февраль, за ним всегда начинается весна.

Мои дети будут пересказывать своим детям историю улыбчивого парня, который всё-таки победил дракона. И жить они в этот момент будут в той самой «прекрасной России будущего», о которой он так мечтал, но которую не успел увидеть. Мы просто не имеем права верить в другое. Спасибо тебе, Алексей Навальный. Будь уверен – продолжение следует.

    Подпишитесь на рассылку. В случае блокировок РКН – мы всегда останемся на связи!

    Разборы

    Охота на Латынину. За что публицистку отменили и либералы, и «ура-патриоты»

    08.08.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Юлия Латынина — один из самых ярких и противоречивых голосов русскоязычной публицистики. Как она строила свою карьеру, открыто критиковала российские власти и почему спустя три года войны в Украине её взгляды кардинально изменились — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Зачем сос@л? Псих, опередивший время. Портрет Лимонова

    Эдуард Лимонов — выдающийся писатель, радикальный политик и эпатажный провокатор. Как сложилась его жизнь — от криминальной молодости и вынужденной эмиграции в США до литературного успеха, создания НБП, участия в войнах, поддержки захвата Крыма и конфликта в Донбассе — разбирается Павел Каныгин

    04.08.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Остров калек. Леденящая история обмана военных

    01.08.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Война в Украине продолжается, тысячи россиян уходят на фронт. Что ждёт их после — ПТСР, зависимость, изоляция? Как проходила реабилитация и реинтеграция ветеранов войн от 1812 года до Афганистана и почему они оказались никому не нужны — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Как золотые трусы Леонтьева развалили СССР. Что скрывалось за его эпатажем

    Валерий Леонтьев — легенда эстрады и гений эпатажа. Как он смог пробиться на сцену с самого низа, почему никогда не боялся советской власти и как сохранил народную любовь — разбирается Павел Каныгин

    30.07.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Протасевич VS Тихановские. Что стало с беларуской надеждой

    28.07.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Протасевич VS Тихановские. Что стало с беларуской надежой

    Разборы

    Нечего терять. Кушанашвили после рака пошел ва-банк

    Отар Кушанашвили — эпатажный телеведущий, журналист и культовая фигура 90-х. Как молодой парень из Кутаиси покорил Москву и смог сохранить себя — разбирается Павел Каныгин

    24.07.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Писатель-убийца Захар Прилепин. Путь от Навального до Донбасса

    21.07.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Захар Прилепин — российский писатель, политик и общественный деятель. Как он прошёл путь от модного литератора, оппозиционного активиста и сторонника Алексея Навального до военкора, идеолога «русского мира» и участника войны в Украине — разбирается журналист Павел Каныгин

    Разборы

    Отдельно от России: Почему Татарстан живет по-другому

    Татарстан — это не только «Слово пацана», а регион с глубоким прошлым и собственным неповторимым культурным кодом. Чем уникален Татарстан — разбирается Павел Каныгин

    18.07.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Мизулина пугает. Почему кажется, что это не человек?

    16.07.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Екатерина Мизулина – история девочки, которая хотела быть крутой, а стала нейростетью. Есть ли хоть что-то человеческое в её войне с реперами, пиар-паре с Шаманом и следовании примеру мамы-флюгера – разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Губерниев больше не патриот? Как самый влиятельный комментатор хотел переобуться

    Жизнь и карьера Дмитрия Губерниева – от работы охранником в казино до доверенного лица Путина. Как он прорвался на телевидение, кого успел оскорбить по дороге и почему мечтает о матче между Россией и Украиной – разбирается Павел Каныгин

    14.07.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Самый агрессивный священник России: Андрей Ткачев

    11.07.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Протоиерей Андрей Ткачев — самый скандальный священник РПЦ, прославившийся своими агрессивными высказываниями. Почему он выстраивает образ «священника-хейтера» и откуда в церковном человеке столько ненависти — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Ремень и хамство. Все как мы любим?

    А что, если корень всех наших бед — это отсутствие любви к себе и к окружающим? Почему в России так не хватает любви — к себе, к людям, к жизни и почему мы не умеем проявлять заботу, сочувствие и доверие — разбирается Павел Каныгин

    09.07.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    НЕВЗОРОВ: кто он на самом деле?

    07.07.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Александр Невзоров — известный российский телеведущий и публицист. Как сложилась его карьера: от послушания в монастыре и «600 секунд» до депутатства, связей с олигархами, бандитами и поддержки Путина. Почему он изменил взгляды после аннексии Крыма и выступил против войны — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Самый великий комик столетия. Над чем смеялся Жванецкий

    Михаил Жванецкий — выдающийся сатирик, писатель и один из главных комиков XX века. Как началась его карьера, как Жванецкий смог стать голосом целого поколения и в чём секрет его феноменального успеха — разбирается Павел Каныгин

    04.07.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Стыд и ярость. Как людей в России закрывают в психушки

    02.07.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Жизнь с психическим расстройством — это ежедневная борьба. Как на самом деле живут люди с депрессией, биполярным расстройством и аутизмом, и почему им особенно тяжело в России — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Лорд и Палач. Подноготная самых страшных сподручных Рамзана Кадырова

    Магомед Даудов и Адам Делимханов — два ключевых человека в окружении Рамзана Кадырова. Кто такие «Лорд» и «Палач» и чем они известны кроме пыток, убийств и репрессий — разбирается Павел Каныгин

    30.06.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Самый опасный кандидат в президенты. Почему ее боялась ФСБ?

    28.06.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Галина Старовойтова — яркая политикесса современной России, убитая в 1998 году. Каким человеком была Старовойтова, как ей удалось завоевать доверие избирателей и сохранить человечность в токсичной политической среде — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Детство Медведева. Как ботаник связался с плохими парнями и что из этого вышло

    Дмитрий Медведев — главная надежда России конца 2000-х и один из главных «ястребов» современности. Каким было его детство, как он пришёл к власти и почему отдал её, выбрав путь приспособленца — разбирается Павел Каныгин

    25.06.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Диктаторы, которых кинула элита. Разбор Южной Кореи, Испании и Чили

    23.06.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Даже если кажется, что диктатура Путина вечна, важно помнить: ни один режим не длится бесконечно. Как Испания, Чили и Южная Корея оказались во власти авторитарных лидеров, почему их диктатуры рухнули и как эти страны перешли к демократии — разбирается Павел Каныгин