Вы читаете текстовую версию видео Разбора
За 71 год своей жизни Владимир Путин успел пройти через разные ипостаси – однако всегда оставался верным колыбели, его вскормившей и воспитавшей. Комитету Государственной Безопасности СССР. В любом западном материале, посвященном Путину, наравне с официальной должностью «президент России» его неизменно называют ex-KGB agent – бывший агент КГБ. Этот «бренд» приклеился к нему навеки, потому что бывших чекистов, как известно, не бывает.
Сегодня принадлежность к спецслужбам в нашей стране одни считают несмываемым клеймом, а другие – признаком исключительности и элитарности, недоступной даже олигархам. Писатель Дмитрий Глуховский сравнивал КГБ и ФСБ с тайным рыцарским орденом, члены которого обладают колоссальными ресурсами и безграничной властью внутри страны, являясь при этом носителями сектантского мессианского сознания: они искренне верят, что спасают Россию от развала. Принадлежность к этой «касте», к этой слепой фанатичной вере, объединяет службистов куда крепче, чем просто дружеские и профессиональные связи. Ничего удивительного в том, что часть «силогархов» в ближайшем круге Путина – такие же выходцы из госбезопасности, как и он сам.
Поднимая бокалы в новогоднюю ночь в первые часы нового тысячелетия, россияне не представляли, что буквально вступают в новую эпоху. Мечта о «сильной России» начала сбываться самым пугающим образом… Едва став исполняющим обязанности президента, Путин стал назначать своими представителями в регионах, то есть полпредами федеральных округов, – действующих глав управлений ФСБ. Совбез во главе с Сергеем Ивановым стал своего рода «стратегическим правительством», а некоторые особо лояльные чекисты вроде Чемезова получили в управление крупные государственные компании. Так после приятного сна о «сильном государстве» Россия проснулась в «государстве силовом».
Сергей Чемезов
Начнём с одного из самых ярких персонажей когорты силовиков, по сути теневого министра оборонной промышленности России и главы мегакорпорации «Ростех» Сергея Чемезова. И когда я назвал «Ростех» мегакорпорацией, я едва ли преувеличил. Просто вообразите этот масштаб: в «Ростех» входит более 800 научных и производственных организаций по всей стране, а их совокупная выручка в 2022 году превысила 2 трлн рублей! Благодаря этому Чемезов даже считается «эффективным менеджером». Как серый кардинал, Чемезов способствовал карьерному росту многих фигур российской политики. Ну, своими позициями ему, например, обязаны министр промышленности и торговли Денис Мантуров, замминистра обороны Алексей Криворучко, экс-глава «Роскосмоса» и нынешний полпред Игорь Комаров. У Чемезова крепкие связи с главой администрации президента Антоном Вайно и многими губернаторами регионов, где присутствует «Ростех». Помимо «Ростеха», Чемезов также возглавляет Союз машиностроителей России, входит в бюро Высшего совета Единой России и носит звание генерал-полковника ФСБ.
В общем и целом, Сергей Чемезов – это тот человек, благодаря которому Россия наводняет мир оружием, из которого убивают в том числе и мирных людей; и зарабатывает Чемезов на этом баснословные деньги! Еще в 2006 году Госдеп США ввёл против его компании санкции из-за контракта на поставку истребителей Су-30 Венесуэле. Позже к санкциям присоединились Евросоюз, Швейцария, Австралия и другие западные страны. Сегодня Чемезову вменяется то, что он на протяжении десятилетий «извлекает выгоду от своих связей с президентом России, продвигаясь на руководящие должности в компаниях, контролируемых государством», «обогащается за счет российского народа» и «отвечает за предоставление ресурсов, необходимых для поддержки вторжения России в Украину».
Как же Сергей Чемезов пришёл к этому? Отвечаю: по воле случая, который в молодости свёл его с Путиным. В начале 80-х годов он оказался в ГДР, где возглавил представительство экспериментально-промышленного объединения «Луч». Разумеется, поехал он туда не просто так, а по заданию КГБ. И вот уже в Дрездене в 1985 году Чемезов стал соседом по дому никому не известного кгбшника Владимира Путина. Оба они 1952 года рождения, с молодыми семьями, оба на службе вдали от родины, так что общий язык нашли быстро. Это знакомство и определило всю дальнейшую судьбу Чемезова.
11 лет спустя, в 1996 уже году, взбираясь по карьерной лестнице, Путин не забыл старого товарища и взял его к себе в Управление делами президента РФ командовать отделом внешнеэкономических связей, а три года спустя посадил в кресло главы ФГУП «Промэкспорт», торгующего российской военной техникой и вооружением. Ну и дальше, пользуясь доверием Путина, Чемезов начал прибирать к рукам и поглощать всё, до чего мог дотянуться, а старый товарищ активно ему в этом помогал. Сперва «Промэкспорт» по указу президента присоединил конкурирующую компанию «Российские технологии», затем ещё более крупного конкурента, компанию «Росвооружение», превратившись в оружейного гиганта «Рособоронэкспорт». Потом Чемезов подмял АвтоВАЗ, затем – крупнейшего производителя титана «ВСМПО-Ависма». Еще чуть позже Путин назначил Чемезова директором Федеральной службы по оборонному заказу. И наконец, Чемезову удалось провести «ребрендинг», превратив свое слепленное из многочисленных каннибализированных предприятий детище в госкорпорацию «Ростех». Которая, к тому же, оказалась выведена из-под прямого контроля правительства, так что её прибыль не подлежит распределению, а правила раскрытия информации – куда менее жесткие. Вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин даже обвинял госкорпорацию в попытке «увода» доходов бюджета и намерении провести «скрытую приватизацию» передаваемого ею имущества.
Сегодня Чемезов при Путине – не просто глава прибыльной госкомпании, он, как говорится, «человек, который не приносит плохих новостей». Его пост позволяет ему приписывать себе все лавры от успехов в оборонке и избегать тех шишек, которые постоянно валятся на того же министра Мантурова и других госчиновников. Чемезову удалось пересидеть Медведева, пытавшегося его подвинуть, и победить во всех аппаратных сражениях. Как говорят про Чемезова политологи, он «тефлоновый, к нему ничего не пристаёт».
При этом иногда Сергей Чемезов позволяет себе высказывания, за которые некоторые в СМИ называют его «либералом» и «народным чекистом» – например, в 2019 году, комментируя массовые протесты, он заявил в интервью РБК, что России нужна «здравая оппозиция», «альтернативная сила, которая что-то подсказывает и дает сигналы в ту или в другую сторону». Впрочем, сам этот чемезовский сигнал быстро утонул в море совсем других сигналов, и никакой «либерализм» не помешал нашему оружейному барону спустя несколько лет наживаться на войне с Украиной. Так что не будем обольщаться напускной либеральностью старого друга президента.
Николай Патрушев
Ещё одно видное место среди друзей-силовиков Путина занимает Николай Патрушев. С 1999 года он сидел в кресле директора ФСБ России, унаследовав его от Владимира Путина. А с 2008 года Патрушев занимает пост секретаря Совета безопасности РФ – органа, который непосредственно отвечает за любой силовой ответ государства врагу – реальному и мнимому, будь то Алексей Навальный, COVID-19 или Украина.
К примеру, в 2016 году суд Великобритании установил, что бывший офицер ФСБ Александр Литвиненко, отравленный в Лондоне полонием-210, «скорее всего» был убит с одобрения лично Патрушева и Путина. Логично предположить, что многие другие политические убийства в России и за её пределами не могли происходить без ведома Патрушева.
Патрушев родился в 1951 году в Ленинграде – ну, то есть, с Путиным они, опять же, почти ровесники. В школе Николай учился в одном классе с будущим председателем Высшего совета партии «Единая Россия» Борисом Грызловым. Сразу после окончания института по специальности «инженер-механик» Патрушев в 1974 году попал в органы госбезопасности и начал работу в подразделении контрразведки по Ленинградской области, где познакомился с Путиным, пройдя путь от младшего оперуполномоченного до начальника службы по борьбе с контрабандой и коррупцией. В 90-е Патрушев вырос до министра безопасности Карелии, затем до начальника Управления собственной безопасности ФСБ России. В 1999-м сначала был заместителем Путина, когда тот был еще директором ФСБ, а затем сам занял этот пост, просидев на нем почти десять лет, до 2008. В этой должности занимался ликвидацией тогдашних главных врагов российской власти – террористов Хаттаба и Шамиля Басаева и легитимно избранного президента Чечни Аслана Масхадова. С приходом на пост президента Дмитрия Медведева Патрушев стал секретарем Совета безопасности России и, что называется, переключился на «борьбу с Западом», регулярно начал выступать с заявлениями, что США и НАТО желают добиться распада и уничтожения России.
И тут, конечно, он нам предъявил столько поразительных документов, что уже как-то даже трудно удивляться тому, что Россия по сути развязала Третью мировую. Не мудрено, с такими-то тараканами в голове главы совбеза!
К примеру, в 2015 году в интервью газете Коммерсант Патрушев процитировал экс-госсекретаря США Мадлен Олбрайт, что «России не принадлежит ни Дальний Восток, ни Сибирь». И тут же заявил, что, цитата,
«США очень хотели бы, чтобы России не было вообще», «потому что мы обладаем огромными богатствами. А американцы считают, мы владеем ими незаконно и незаслуженно, потому что, по их мнению, мы ими не пользуемся так, как должны пользоваться».
Но где же Мадлен Олбрайт успела такое сказать? Интрига развеялась через год, в декабре 2006 года, когда в интервью «Российской газете» генерал-майор Борис Ратников, один из главных кремлевских экстрасенсов – мы вам уже рассказывали про них в отдельном выпуске – рассказал, как осуществил – цитата – «сеанс подключения к подсознанию госсекретаря Олбрайт» и прочитал это у нее в мыслях.
Затем этот нонсенс подхватили российские пропагандисты, и так в какой-то момент это дошло до Патрушева. То есть, по сути, кто-то там что-то придумал, потом сам же поверил в свои фантазии – и всерьёз начал действовать так, как будто это правда. И это лишь один из примеров: как и Юрий Ковальчук, Николай Патрушев – убежденный конспиролог и верит в теории заговора, в тайное, например, влияние престарелого филантропа Джорджа Сороса на мировую политику, в сговор элит и так далее.
При этом как человек военный, Патрушев любит называть вещи своими именами и давно выступает за восстановление в России дворянских титулов. Наши коллеги выяснили, что в 2005 году Патрушев вместе с женой и сыновьями стали потомственными дворянами с занесением фамилии в некую Общероссийскую дворянскую родословную книгу. Наравне с ними дворянами тогда же стали депутат Алексей Митрофанов, бывший мэр Москвы Юрий Лужков, генпрокурор Юрий Чайка, Ксения Собчак и другие персонажи. То есть голубая кровь – это они. А мы – холопы.
В одном интервью «светлейший князь» Николай Платонович сказал следующее, цитата:
«Не хочу говорить высокие слова, но наши лучшие сотрудники, честь и гордость ФСБ, работают не ради денег. Когда мне приходится вручать нашим ребятам правительственные награды, я внимательно вглядываюсь в их лица. Высоколобые интеллектуалы-аналитики, широкоплечие обветренные бойцы спецназа, молчаливые взрывотехники, строгие следователи, сдержанные опера-контрразведчики… Внешне они разные, но есть одно важное качество, объединяющее их, – это служивые люди, если хотите, современные «неодворяне»».
Как и подобает неодворянину, Николай Патрушев приложил немало усилий, чтобы передать часть своего могущества и богатства по наследству своим детям – старший сын Дмитрий Патрушев сначала получил должность вице-президента Внешторгбанка, а затем – пост министра сельского хозяйства. Какое-то время в СМИ даже муссировалась версия, что он – наиболее вероятный преемник Путина на президентском посту.
В 2021 году журналисты издания Собеседник обнаружили у Дмитрия Патрушева огромное имение с территорией размером с Красную площадь, а также полученную от государства квартиру на Рочдельской улице – площадью более двухсот пятидесяти квадратных метров и стоимостью около 100 млн рублей.
Второй сын Патрушева Андрей был советником председателя совета директоров компании «Роснефть», в 2017 году возглавлял советы директоров «Газпрома» и Лукойла, а в 2019-м стал учредителем и генеральным директором «Центра «Арктические инициативы», который занимается «консультированием по вопросам коммерческой деятельности» на этом перспективнейшем транспортном направлении.
Все трое Патрушевых сейчас находятся под западными санкциями.
У древнегреческого драматурга Эврипида, жившего в V веке до нашей эры, впервые встречается очень мудрая мысль:
«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».
Окружив себя со всех сторон силовиками и наделив их огромным влиянием, Путин, с одной стороны, укрепил свою личную власть, а с другой – смертельно поразил и пронзил Россию этими метастазами. Заботясь о своих клановых интересах и имея в руках весь силовой ресурс страны, друзья Путина в погонах направляют все усилия на еще большую эскалацию вовне и все большие репрессии внутри страны. Еще в 2018 году Генпрокуратура отмечала, что среди росгвардейцев уровень преступности вырос на 277 %, а среди сотрудников ФСБ – почти на 70 %. «Единственный способ победить мафию – создать свою», – эти слова главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина как нельзя лучше описывают ситуацию. До начала войны в России работало полтора десятка силовых ведомств, в которых служило примерно четыре с половиной миллиона человек. Это 6 % всего трудоспособного населения страны. Но давайте оглянемся вокруг и ответим себе: а делают ли эти люди нашу жизнь по-настоящему защищенной и достойной?
Перераспределение богатств в сторону этой группы населения и их вседозволенность вызывают всё больше возмущения в глазах россиян. Чтобы дальше держать страну в узде, чекистам приходится всё время наращивать мускулы и повышать уровень страха в обществе. Это уже привело Россию к крупнейшей со времён Второй мировой войны – в Европе, а внутри страны может привести и к новому 1937 году. Независимо от того, что случится с Путиным в обозримом будущем, как именно он уйдёт на покой, России потребуются серьёзные полномасштабные реформы, чтобы избавиться от этой раковой опухоли. Первый шаг к этому – осознание самими силовиками того факта, что кроме них в стране живут более 140 миллионов россиян, которые, объединившись, всё ещё могут противостоять ФСБ и другим силовым структурам. Но смогут и, главное, захотят ли они осознать эту возможность и договориться? Продолжение следует…