Вы читаете текстовую версию видео Разбора
Сегодня, 17 ноября, окружной суд Гааги огласит вердикт в отношении троих россиян и одного украинца, обвиняемых в крушении малазийского боинга, выполнявшего рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур в июле 2014 года. Суд изучил сотни томов уголовного дела, заслушал десятки свидетелей – это будет по-настоящему историческое решение.
Именно в этот день мне хотелось бы вспомнить и другую трагедию, чрезвычайно похожую на ту, что случилась с малазийским боингом. В этом видео мы поговорим о том, как же дорого могут обходиться невыученные исторические уроки.
Переместимся в 1983 год – в СССР. Пассажирский авиалайнер Boeing 747 авиакомпании Korean Air Lines с сотнями людей на борту выполняет плановый межконтинентальный рейс по маршруту «Нью-Йорк – Анкоридж (это Аляска) – Сеул». Полёт должен был проходить над нейтральными водами Тихого океана, но самолёт из-за ошибки пилотов отклоняется вправо от назначенного курса и случайно входит в закрытое воздушное пространство Советского Союза. Над островом Сахалин лайнер перехватывает и сбивает советский истребитель.
Самолёт падает в воды пролива Лаперуза. Все пассажиры и члены экипажа погибают – 269 человек.
Ну а теперь давайте представим себе контекст. Идёт 1983 год – время критического охлаждения отношений между СССР и США, по сути новый виток холодной войны. За несколько лет до этого СССР ввёл войска в Афганистан – под предлогом исполнения интернационального долга и защиты «братского афганского народа». Это вторжение вызвало отчаянную критику со стороны многих государств. В 1980 году более 60 стран-участниц бойкотировали летнюю Олимпиаду в Москве. К сожалению, сегодня, 40 лет спустя, всё это звучит до жути знакомо.
Вернёмся к нашей истории. Сбитый авиалайнер должен был приземлиться в Сеуле в 6:05. Встречающим сообщают, что рейс задерживается.
В 7:20 руководство Корейских авиалиний объявляет, что самолёт столкнулся с непредвиденными трудностями, но беспокоиться не о чем. Позже министр иностранных дел Южной Кореи говорит, что «самолет приземлился на Сахалине, команды и пассажиры находятся в безопасности». И только поздним вечером этого дня американские и японские СМИ сообщают о гибели боинга.
Катастрофа грозит сильно ударить по Советскому Союзу, поэтому уже на следующий день СССР пытается представить случившееся в выгодном для себя свете. Официальное новостное агентство ТАСС публикует сообщение о неопознанном самолете, который накануне зашёл в советское воздушное пространство. Якобы истребители пытались вывести его на ближайший аэродром, но нарушитель на предупреждения не реагировал и продолжил полёт. В результате чего и был сбит.
Лишь на восьмой день советский лидер Юрий Андропов выражает сожаление по поводу гибели людей. И тут же возлагает ответственность за случившееся на США. Мол, пролёт «Боинга» над советской территорией был провокацией американских спецслужб, в интересах которых самолет якобы и выполнял шпионскую миссию.
Президент США Рональд Рейган в ответ обвиняет советское руководство в массовом убийстве и называет случившееся преступлением против человечности. По всему миру волной прокатываются массовые антисоветские акции, люди сжигают на улицах советские флаги.
На этом фоне СССР спешно пытается восстановить репутацию и достраивает версию про самолёт-шпион. На совместной пресс-конференции Министерств обороны и иностранных дел начальник Генштаба маршал Николай Огарков – словно его современник генерал Конашенков – с указкой в руках на схеме доказывает, что корейский «Боинг» на самом деле был разведывательным, а не гражданским самолётом. И его вторжение в советское воздушное пространство было преднамеренной и тщательно спланированной операцией разведслужб США и Японии. Он настаивает:
«Гражданский самолёт был выбран сознательно, не считаясь, а возможно, и в расчете на человеческие жертвы».
Советские военные, стараясь скрыть правду, не допускают американские корабли к месту ЧП. Наши водолазы, в тайне от международного сообщества, поднимают со дна чёрные ящики боинга.
Точка в международном расследовании была поставлена лишь после того, как Советского Союза не стало. Борис Ельцин откликнулся на просьбу Международной организации гражданской авиации, и в 1993 году Россия передала записи чёрных ящиков официальному следствию. Никакой сенсации не последовало: обнародованные записи переговоров лётчиков подтвердили первоначальную версию расследования – пилоты боинга просто не заметили, что сбились с курса. А командование ПВО СССР ошибочно решило, что пассажирский боинг – это разведывательное воздушное судно США и отдало приказ о его уничтожении.
Характерно, что даже тогда, когда вся правда о сбитом боинге была известна, многие участники этой истории – с советской стороны – продолжали доказывать невиновность Союза, страны, которой давно уже не было на карте.
Так, например, генерал Советской армии Анатолий Корнуков, передавший приказ об уничтожении «Боинга», впоследствии настаивал, что, приказав сбить самолёт-разведчик, он основывался исключительно на нормах международного и советского права. С этой уверенностью он и ушёл из жизни в 2014 году.
Пилот советского истребителя, который исполнил приказ сбить цель – подполковник Геннадий Осипович – даже в 2003 году рассказывал журналистам, что боинг с пассажирами атаковали американцы.
«Им нужна была провокация. Было два самолета. Я сбил не пассажирский, а разведчика. А лайнер с пассажирами сбили американцы, чтобы потом заявить, что СССР – империя зла!»
Если СССР развалился, так и не признав своей ошибки, то Россия, эту ошибку осознав, не вынесла из неё никакого урока. А тех, кто не учит уроки, к доске вызывают дважды. Вот и этой трагедии суждено было повториться.
17 июля 2014 года в небе над Украиной был сбит пассажирский Боинг 777, выполнявший рейс «Амстердам – Куала-Лумпур». На борту авиалайнера находились 298 человек, 80 из которых были дети. Все пассажиры и экипаж погибли.
К моменту трагедии бои в Донбассе продолжались уже третий месяц, и Украина частично закрыла небо над своей территорией. С международным сообществом была согласована Минимально допустимая высота полёта. Экипаж малазийского боинга летел выше и соблюдал все правила, что, однако, его не уберегло.
Как мы знаем теперь, самолёт был уничтожен снарядом, выпущенным из зенитно-ракетного комплекса «Бук» с территории, подконтрольной «ДНР», а значит – России. К таким выводам пришла международная следственная группа, которая все эти годы занималась скрупулёзным расследованием крушения малайзийского боинга.
Упорное нежелание признавать очевидные факты обернулось настоящей репутационной катастрофой для российских властей.
Через полчаса после падения пассажирского боинга, когда дым над полем с обломками судна ещё не рассеялся, так называемый «министр обороны» «ДНР» Игорь Стрелков опубликовал в сети сообщение:
«В районе Тореза только что сбили самолёт Ан-26, валяется где-то за шахтой «Прогресс». Предупреждали же – не летать в нашем небе. А вот и видео – подтверждение очередного «птичкопада». Птичка упала за террикон, жилой сектор не зацепила, мирные люди не пострадали».
Это сообщение было стремительно удалено, после того, как кураторы Гиркина сообщили ему, что за «птичка» упала за террикон.
Несколько часов спустя после случившегося Служба безопасности Украины опубликовала перехват переговоров сепаратистов, в которых они обсуждали сбитый по ошибке гражданский борт.
И вскоре Игорь Стрелков уже оправдывался в СМИ.
Никому не могу прокомментировать, поскольку я ничего не знаю по поводу того, как был самолёт сбит и каким образом. Я только знаю, что он сбит и всё. Я могу единственное что сказать, что мои подчинённые его не сбивали.
комментарий Игоря Стрелкова
Президент Путин счёл необходимым высказаться только спустя четыре дня. Московской ночью, когда в Вашингтоне ещё не спали (на то и был вероятно расчёт) на сайте Кремля появилось его короткое видеообращение. Президент обратился к общественности без обычного в таких случаях грима и не сидя, а стоя. Многие ожидали, что вот сейчас-то он точно скажет, как на самом деле всё произошло. Но этого не случилось.
«Если бы 28 июня боевые действия на востоке Украины не были бы возобновлены, то и этой трагедии наверняка бы не произошло. (…) Россия сделает всё, что от нас зависит для того, чтобы конфликт на востоке Украины перешёл из сегодняшней военной фазы в фазу обсуждения за столом переговоров мирными, исключительно дипломатическими, средствами»
Из заявления В. Путина в связи с падением Boeing-777 в Украине
Все последующие недели, месяцы и даже годы российская пропаганда работала над тем, чтобы, во всяком случае, в умах своих граждан всячески притушить, обезвредить идею о том, что это именно наша страна несёт ответственность за гибель Боинга.
В 1983 году, когда случилась трагедия с южнокорейским боингом, работа пропагандистов была куда проще. Ведь тогда не было ни интернета, ни социальных сетей. Вбить в голову гражданам удобную для властей версию было несложно. В 2014-м же всё было совсем иначе. Поэтому государственные пропагандистские каналы сразу пустили в ход тяжелую артиллерию.
Есть такой безотказный пропагандисткий приём: когда в общественную дискуссию по конкретной теме вбрасывается сразу множество противоречащих друг другу версий из разных источников. В результате мозг обывателя, даже заинтересованного, даже желающего разобраться – оказывается перегружен. И человек приходит к выводу:
«Всё не так однозначно. До правды не докопаться».
Так действовали и российские официозные СМИ. Поначалу они отстаивали версию, что боинг был, якобы, сбит украинским штурмовиком. Потом с неменьшим жаром топили за то, что по боингу действительно ударили из БУКа, но только не из района Снежного, подконтрольного ДНР, а с позиций ВСУ в Зарощенском (хотя и это село тоже было тогда в руках ДНР). Были и другие версии, совсем уже за гранью. Согласно одной из них, например, боинг с телами мёртвых людей авиакомпания намеренно уронила в поле, чтобы получить страховку.
Все эти вбросы сделали своё дело – они окончательно запутали людей и заставили их поверить, что правда недостижима.
Что, конечно же, не так.
И вот теперь, накануне вынесения приговора по делу MH17, мы можем говорить уверенно: боинг был сбит из российской установки «Бук», доставленной на Донбасс из 53-й бригады ПВО РФ, которая базируется под Курском. Доказательств тому – масса. Кроме перехватов переговоров лидеров ДНР и их российских кураторов, кроме результатов экспертизы, в деле присутствуют, например, и кадры транспортировки Бука из России в Украину, снятые на любительскую камеру.
По результатам расследования официальные обвинения предъявлены четверым:
- бывшему «министру обороны» «ДНР» и полковнику ФСБ в отставке Игорю Стрелкову (чья настоящая фамилия – Гиркин),
- старшему офицеру Главного разведуправления Вооружённых сил РФ в отставке Сергею Дубинскому (с позывным «Хмурый»),
- подполковнику запаса ВДВ Олегу Пулатову (его позывной – «Гюрза»),
- а также командиру разведуправления ГРУ «ДНР» Леониду Харченко (позывной «Крот»).
Взаимодействовать с судом, да и то не лично, а через адвокатов, согласился только Пулатов. Как я полагаю, делалось это лишь с целью, чтобы у Кремля был доступ к материалам суда и следствия. Остальные обвиняемые никак не отреагировали на неоднократные вызовы в суд. Они объявлены в международный розыск. Их судят заочно.
По версии следствия Сергей Дубинский отвечал за транспортировку «Бука» по территории Донбасса и мог координировать его применение. Пулатов и Харченко также сопровождали зенитно-ракетный комплекс и в момент запуска ракеты могли находиться рядом с ним. Стрелков несёт общую ответственность как командующий войсками сепаратистов. Следствие считает, что «Бук» был доставлен из России в «ДНР» по его запросу. Однако кто в руководстве РФ санкционировал передачу такого серьезного оружия – ещё не установлено.
Прокуратура Нидерландов запросила пожизненные сроки лишения свободы для всех обвиняемых по этому делу.
Россия отрицает свою причастность к трагедии и обвиняемых не выдаёт. Но если суд признает их виновными (в чём сомнений нет), эти четверо могут быть арестованы в любой другой стране мира в любое время.
У меня нет сомнений, что вслед за нынешним судом, в скором будет начат ещё один процесс. Посвящённый заказчикам этого преступления, то есть тем, кто разрешил направить Бук в зону конфликта – фактически передал гранату обезьянам в руки.
Что общего у этих двух трагедий, виновницей которых, с интервалом в 31 год стала наша страна? Ни СССР, ни Россия так и не признали своей вины. Но непризнание вины вовсе не означает ненаступления последствий.
Как говорят историки, крушение южнокорейского боинга в 1983 году спровоцировало ускорение гонки вооружений. А это – жесточайший удар по экономике страны, особенно по социальной её части. Советские люди по уровню комфорта жили с отставанием в десятилетия в сравнении с европейцами и американцами. Так они расплачивались за новые танки и ракеты, которыми СССР собирался защищаться от выдуманной угрозы. Чем всё это закончилось для Советского Союза, известно. Он просто погиб, распался, не выдержав непомерной экономической нагрузки на фоне общественного возмущения.
Так а чем же платим мы, сегодняшние россияне, за то, что наша страна так и не признала собственной причастности к гибели малазийского боинга? Не платим ли мы тем, что вместо школ и больниц наше государство, вкусив безнаказанность, строит и закупает новое смертоносное оружие? Тем, что в регионах идёт повальный мобилизационный чёс, и молодых мужчин забривают целыми деревнями. Тем, наконец, что целое поколение россиян на собственном примере узнаёт, что такое война и каково это – убивать и умирать.
Тем, что у миллионов людей когда-то одной из самых перспективных экономик мира не осталось будущего? Горю и безнадеги не видно конца, края и дна.
Продолжение следует.