В среду 8 февраля Международная следственная группа по делу малайзийского боинга обнародовала новый список подозреваемых. Прокуроры заявили, что располагают данными о трёх российских военных, которые предположительно находились в экипаже установки Бук, из которой был сбит пассажирский лайнер.
Также была озвучена и сенсация: распоряжение об отправке Бука в рамках военной помощи сепаратистам Донбасса в 2014 году отдавал лично президент России Владимир Путин.
В интервью «Продолжение следует» главный прокурор по делу МН17 Дихна ван Бутзелар рассказала, что в составе прочей военной техники «Бук» был поставлен на территорию сепаратистов в начале лета 2014 года. Напомним, что малайзийский лайнер, летевший рейсом Амстердам – Куала Лумпур был сбит 17 июля того же года, погибли все 298 человек, находившиеся на его борту.
«Есть конкретная информация о том, что просьба сепаратистов [о предоставлении вооружения] была представлена президенту, и что эта просьба была удовлетворена», – сообщили следователи во время пресс-конференции в Гааге.
Прокуроры предъявили записи двух перехваченных телефонных разговоров с участием помощника главы аннексированного Крыма Сергея Аксёнова и самим Аксёновым.
«Я сегодня получил пиздюлей… потому что уровень решения [о поставке вооружения в Донецк] такой, что решение принимает один человек, только он, Первый [Путин]», – говорил помощник главы аннексированного Крыма Сергея Аксёнова в телефонной беседе, которая была перехвачена спецслужбами Украины.
В перехваченных разговорах российские официальные лица указывают, что решение об оказании военной поддержки принимал именно президент. Оно в какой-то момент было даже отложено на неделю, «потому что есть только один человек, который принимает решение (…), человек, который в настоящее время находится на саммите во Франции», говорил помощник Аксёнова.
В это время, 5 и 6 июня 2014 года, президент Путин действительно находился во Франции. По словам следователей, они обладают сведениями о том, что просьба сепаратистов была представлена президенту через Аксёнова и позже была была удовлетворена.
На пресс-конференции была также обнародована запись переговоров самого Владимира Путина с главой «ЛНР» Игорем Плотницким. В беседе Путин интересуется военными действиями, социально-экономической ситуацией в регионе и ходом обмена военнопленными между непризнанными республиками и Украиной при участии Виктора Медведчука. После этого собеседники договариваются о личной встрече. Разговор состоялся в 2017 году.
Несмотря на то, что в нём не упоминается Бук и гибель рейса MH17, следователи делают вывод о причастности президента РФ на основании его повышенного интереса к текущим делам «непризнанного региона».
«Факт прямой коммуникации между Путиным и Плотницким и обсуждение военных дел говорят нам о высокой степени вовлечённости президента России в военные действия в регионе, – заявила Дихна ван Бутзелар. – У нас имеются весомые указания, что именно Путин принимал непосредственное участие в принятии решений по «Буку», впрочем эти указания пока не достигают высокой планки полных и неопровержимых доказательств, чтобы предъявить ему обвинение. Сейчас он является подозреваемым». По её словам, процессуальным действиям в отношении Путина препятствует и его президентский иммунитет.
Следователи и прокуроры заявили, что исчерпали все возможности для дальнейшего расследования и на данном этапе завершают его. «Но это не значит, что расследование не будет возобновлено в будущем, когда откроются новые возможности», – отметила ван Бутзелар.
Павел КАНЫГИН,
Гаага