Как психиатры отреагировали на слова курганского губернатора
Сегодня, 1 декабря, губернатор Курганской области Вадим Шумков заявил, что к депрессиям и суицидальным настроениям россиян приводят «песни, написанные потомками афроамериканских рабов». Об этом он написал в своем телеграм-канале.
Шумков заявил: «рост откровенной духовной пустоты», числа психических расстройств и самоубийств, «отсутствие смысла жизни» — все это из-за «недооценки значимости родной национальной культуры, родных корней и национальных традиций». Губернатор сопроводил пост видео на песню «Черный ворон» с кадрами боевых действий в Украине. В песне говорится о желании «навеки обвенчаться с Донецкою землей».
— Многие наши дети, внуки народа-победителя уже растут, не зная и не помня своего роду-племени, напевая песни, написанные потомками афроамериканских рабов, нередко обезьянничая и подражая в повадках, языке, наполняясь откровенно второсортной квазикультурной пошлятиной, — заявил губернатор.
Редакция «Продолжение следует» задалась вопросом: правда ли песни, особенно в жанре рэпа, о котором, судя по всему, говорил Вадим Шумков, могут влиять на рост суицидов и число людей с диагнозом депрессии? Об этом мы расспросили главврача Open Mind Clinic и руководителя Ассоциации когнитивно-бихевиоральных терапевтов в Санкт-Петербурге Антона Костина и еще одного врача-психиатра из Петербурга, который попросил не называть имени.
По их словам, чтобы делать подобные громкие заявления, губернатору надо располагать соответствующими данными. Однако нет никаких статистики и исследований ни в России, нигде в мире о том, что рэп влияет на число суицидов и диагнозов депрессии, утверждают специалисты.
При этом, как отмечает Костин, на рост влияет совокупность других факторов: биологические (генетика), психологические (воспитание родителей, отсутствие в семье насилия и авторитарности) и социальные. На последние, по словам специалиста, как раз влияет государство.
— Естественно, в странах с высокой социальной незащищенностью число суицидов выше, — объясняет врач. — Оно также коррелирует с уровнем жизни в странах, с высоким уровнем насилия, в том числе со стороны государства. Депрессия и суицидальные настроения развиваются тогда, когда в стране нет ощущения уверенности в завтрашнем дне, качественной и доступной психиатрической помощи, возможности получать ее анонимно. На все эти факторы государство способно повлиять, но сейчас делает это, мягко говоря, не блестяще.
Того же мнения придерживается и другой эксперт, пожелавший остаться анонимным. Он подчеркнул: вместо того, чтобы запрещать определенные виды музыки, государственники могли бы заняться более очевидными и насущными проблемами: улучшением качества медпомощи, разрушения стигматизации расстройств и психиатрии как дисциплины.
Кроме того, отмечает врач-психиатр, суицид — это не исключительно психиатрический феномен. На него правда могут повлиять некоторые социокультурные явления, но нет ни одного доказательства, чтобы хоть раз к этому приводил какой бы то ни было музыкальный жанр.
Он также отметил: примерно 90% людей, которые заканчивают жизнь самоубийством, имеют то или иное психическое расстройство. Предпосылками для намерения покончить с собой могут стать не только расстройства, но и употребление психоактивных веществ, в частности, алкоголя. По словам эксперта, оно повышает риск аутоагрессивных действий. Статистика суицидов в России также коррелирует с числом людей, которые потребляют алкоголь, а значит, взаимосвязь определенно есть.
Как и Антон Костин, эксперт убежден: суицидальное настроение развивается у человека в том числе из-за окружающей обстановки. Так, на это влияют социальные и экономические факторы. Например, уровень бедности, безработицы или то, как чувствует себя человек: видит ли будущее оптимистичным или пессимистичным, ощущает ли себя нужным. Так, по словам психиатра, наиболее низкий уровень суицидов — в обществе, куда лучше всего интегрирована религия.
— Когда есть заявление, что конкретно эта проблема, увлечение каким-либо видом музыки, приводит к такому росту самоубийств и депрессий, то это такой редукционизм — в контексте подобных культурных феноменов он называется «моральной паникой», — разъясняет эксперт. — Мы имели что-то подобное в трагедии Колумбайна, когда высказывались разные гипотезы, что употребление депрессантов, компьютерные игры, музыкальные предпочтения повлияли на поступок подростков.
Однако это лишь попытка взять феномен и генерализовать его до одной четкой причины происходящего. Но это так не работает. Это как сказать, что в проблеме зависимости от алкоголя виноваты производители алкоголя. Популизм, не более.
Врач обобщает: в России действительно есть проблемы поважнее, чем перекладывание ответственности за проблемы населения на музыку. Так, не первый раз в медиа говорят об увеличении числа россиян с посттравматическим расстройством из-за войны с Украиной. По данным психиатра, который изучил статистику об употреблении в стране алкоголя, проблема будет усугубляться. Предположить, что суицидов будет больше, можно уже сейчас. В том числе с конца февраля пациенты стали чаще обращаться к нему с запросом, что не справляются и начавшиеся военные действия — были последней каплей.
При этом главврач Open Mind Clinic Антон Костин подчеркивает: с 1 марта 2023 года психиатры должны будут сообщать полиции и уголовно-исполнительным инспекциям информация от своих пациентов «в целях предупреждения совершения» этими пациентами общественно опасных деяний. По факту, подчеркивает Костин, это значит, что никакой медицинской тайны в России больше нет.
— Я так и представляю, как человек приходит к психиатру жаловаться на депрессивное состояние и суицидальные мысли. Его берут под диспансерное наблюдение, а потом домой заявляется товарищ майор: «Не хотите ли поговорить о ваших суицидальных настроениях?». Я думаю, что это «прекрасная» профилактика суицидов, —
сыронизировал Костин.
В завершение он рассказал: в России уже был период, когда число суицидов было зашкаливающим. Это времена брежневского «застоя» в 70-х годах прошлого века. Тогда люди пили много алкоголя, при этом, подчеркнул врач-психиатр, песни «потомков афроамериканских рабов» не были распространены. И хотя последние 10-15 лет наблюдалось снижение числа суицидов, оно снова стало расти, подчеркивает Антон Костин.
— Сейчас данных о том, что растет интерес к рэп-культуре, нет. Зато произошло много других событий: специальная военная операция, снижение экономического уровня, доходов, уверенности в завтрашнем дне, мобилизация, отъезд значительного количества граждан в другие страны. Я не вижу никакой корреляции с рэп-культурой, — добавил врач.
Маргарита ШЕХОВЦОВА