Почему арест племянницы верховного лидера Ирана не изменит ход протестов
Неделю назад в Иране арестовали племянницу верховного лидера аятоллы Али Хаменеи Фариде Мурадхани. Об этом стало известно только сегодня, 28 ноября. В видеообращении, которое опубликовал ее брат, она призывала все мировое сообщество разорвать связи с иранским режимом и «прекратить любые сделки с Тегераном» из-за жестоко подавляемых протестов.
Редакция «Продолжение следует» попросила двух экспертов, которые специализируются на Иране и следят за событиями в стране, объяснить, почему арест родственницы высокопоставленного лица не повлияет на политическую обстановку.
Как рассказал иностранный специалист по ближневосточной политике, пожелавший остаться анонимным, это не первый случай, когда приближенные к семье высшего руководителя Ирана высказываются против режима.
— Сам факт, что это говорит женщина и родственница Хаменеи, доказывает: обратного пути нет, и дело не только в курдах. Режим уже изжил свое. В том числе это видно на фоне протестов в Китае, — объясняет спикер. — Турция бомбит курдов в Сирии и в Ираке. Иран тоже бомбит курдистские районы в Иране и Ираке, и большинство погибших — курдского происхождения. Недовольства охватили весь Иран, не только курдские районы.
И будет только хуже. Я ожидаю, что людей будут вешать прямо в скверах на глазах у всех. Это то, что они делали всегда, в том числе когда привозили подъемные краны для строительства и прямо на них вешали людей.
О том, что арест родственника духовного лидера Ирана кажется для обывателя чем-то громким и серьезным, рассказал старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Николай Кожанов.
— Да, вокруг ареста родственника всегда есть шум, но с точки зрения того, что уже погибло много людей, он не является поворотным моментом. Это всего лишь еще одно указание на то, что режим агрессивен и готов сражаться за свое выживание, — поясняет Кожанов.
Специалист отметил: Фариде Мурадхани арестовывали неоднократно, она человек, известный своими политическими взглядами и давно выступает выступает за защиту прав человека и открытое расследование нарушений режима. «Постепенно власти зачищают арену от людей ненадежных, которые могли бы спровоцировать больший конфликт. Пришла ее очередь», — говорит Николай Кожанов.
Он и первый спикер разошлись во мнениях о том, будут ли применять к женщине репрессии. По мнению иностранного специалиста, это не сойдет ей с рук.
— По арабским и иранским соцсетям уже ходит шутка: «Ребята, в Иране и Китае люди восстали, а в Москве во по-прежнему: все гуляют, и все хорошо», — поделился спикер. — Если в Иране и Китае есть протестная активность, где люди просто так исчезают, нет правозащитных организаций, нет ничего, чтобы было бы хотя бы похоже на правозащиту. Если даже внутри верхушки режима не боятся, значит, людям уже без разницы. Они и так умирают, но лучше умереть свободным.
Вместе с тем Николай Кожанов считает, что определенные родственные связи все же повлияют на условия содержания Фариде Мурадхани и ей назначат домашний арест.
Он также подчеркнул: внутри «государства-корпорации» существуют круги и группы, которые могут объединяться кровью, местным происхождением. Для депутата в иранском меджлисе важнее откуда он, а не к какому политическому лагерю относится. Властитель играет роль балансира и смотрит, чтобы ни одна из групп не вырывалась вперед и не злоупотребляла властью. Если же это происходит, не столь важно, кем ты был в прошлом, в том числе близким другом и соратником Хаменеи.
— Режим посылает ясный и четкий сигнал — он готов сражаться за свое выживание. Для него родственные, клановые связи не имеют значения. Если ты представляешь угрозу, в лучшем случае ты сядешь, — говорит Кожанов.
Напомним, массовые протесты и убийства в Иране начались после смерти 22-летней Махсы Амини. Ее за неправильное ношение хиджаба в сентябре этого года пытала полиция нравов. После этого в стране люди выступили против беспредела полицейских и режима Аятоллы Хаменеи, который привычно обвинил Израиль и Америку в раскачивании сепаратистских настроений, а полиция продолжила расстреливать протестующих. На сегодня, по официальным данным, в акциях погибли не менее 340 человек.
Маргарита ШЕХОВЦОВА