Categories: Разборы

Настоящий мужчина – кто он?

О том, какими видят настоящих мужчин россияне – и какими их хочет видеть Путин и компания

Вы читаете текстовую версию видео Разбора

Ну что пацаны, ещё пара дней – и память телефона опять будет переполнена традиционными для этих дней открытками. Пришлёт и бабушка, и школьная классная руководительница, и соседка Тамара Константиновна с дачи, и Госуслуги. Наверняка найдутся и те, кто поздравит вас серьёзно, тот же Путин скажет что-то про защиту отечества со времён Рюриковичей…

Вообще этот праздник, давно утративший свой первоначальный милитаристский смысл, ещё недавно имел все шансы превратиться в такой российский аналог «Дня отца». Но теперь, понятно, обратной дороги нет, и 23 февраля со всех каналов будут весь день вещать про «наших мужественных защитников».

Мужественных – вот главное слово этого дня. А между тем, что это вообще такое – «мужественность»? Каким должен быть мужчина, чтобы современное российское общество одобрило его именно в этом, мужском качестве? Должен он быть физически крепким атлетом с нордическим характером, который и гвоздь забьёт, и полку повесит – или астенический искусствовед, который любит сентиментальные драмы, тоже имеет право называться мужчиной в нашей российской традиции?

В преддверие одного из главных российских гендерных праздников мы с командой провели исследование и выяснили удивительную вещь: то, каким должен быть идеальный мужчина, – это возможно, единственный пункт, по которому наше общество выражает открытое несогласие с линией власти.


Разные века предлагали нам разные ценностные ориентиры, в том числе и в том, что касалось гендерных вопросов. Как мы можем понять, какими хотели быть – ну или хотя бы позиционировать себя – мужчины много сотен лет назад? Правильно! Благодаря произведениям искусства!

Рембрандт, «Блудный сын в таверне»

Вот вам Рембрандт, «Блудный сын в таверне». Первая треть XVII века, и что же мы видим? Подвыпивший гуляка демонстрирует нам собственное упоение этой жизнью. В руках у него бокал, на коленях – красотка, мужская рука уверенно лежит на её попе, но её не смущает этот момент публичной объективации. Она смело, даже с вызовом смотрит на зрителя… Он, очевидно, удачливый, а потому дерзкий и даже наглый. На этой картине великий живописец изобразил самого себя с любимой женой, Саскией. И по тогдашним временам образ обоих смотрелся весьма скандально. Не всякий бы муж решился в таком ракурсе подавать свою жену, да и не всякая жена согласилась бы.

А вот посмотрим на рекламный плакат середины XX уже века. «Покажи ей, что это мужской мир». Так продвигала свою продукцию компания-производитель мужской одежды Van Heusen. Странно – столько веков прошло, а история осталась прежней. Он – центр вселенной, а она – лишь приложение.

Женский образ в произведениях культуры, кстати, ещё очень долго, практически до нашего времени будет оставаться объектом, не самостоятельной смысловой единицей, а как бы приложением к образу мужскому.

А вот фигура мужчины в XX веке наоборот очень сильно эволюционировала, и особенно это заметно по кинематографу.

Голливудские сценаристы 1960-х видели идеального мужчину ловким и неустрашимым ковбоем Дикого Запада. В кинематографе тех лет были популярны молчаливые и сдержанные герои вестернов. Из этой же породы мужчин Агент 007 – Джеймс Бонд, неуязвимый красавец, окружённый привлекательными женщинами. Клинт Иствуд туда же.

На рубеже XX и XXI веков мир заполонили фильмы о супергероях со сверхспособностями, которые, спасая своих возлюбленных, попутно спасали мир от уничтожения.

Интересно, что тогда же, на рубеже веков, были популярны агрессивные фильмы, где герои топят свои врагов в крови: «Багровые реки», «Большой куш», «Брат». В этих фильмах мужчины – будто монохромны, единственная эмоция, которую они могут выразить ярко – это ненависть к врагам. Все остальные эмоции – словно стёрты, смазаны, нам остаётся о них только догадываться.

Но в начале XXI века словно в противовес зритель начинает с интересом смотреть фильмы про интеллектуалов, которые спасали мир без применения силы: «Игры разума», «Умница Уил Хантинг», «Железный человек».

Так стало нарушаться многолетнее правило мира искусства «мужчины не плачут». Теперь главные герои, которые, конечно же, появляются в соответствии с запросом общества, открыто проявляют свои эмоции. Эти персонажи борются с несправедливостью без равнодушия, которое было присуще героям минувших лет. Для зрителя становится важно умение героя рефлексировать, они хотят видеть живого человека, похожего на них самих.

Так, к примеру, маг-зоолог Ньют Саламандер из фильма «Фантастические твари» – не обладает особенными суперспособностями, и он не может похвастаться накачанными мускулами. Но он заботится о редких фантастических созданиях и спасает мир при помощи заботы и чуткости.

А обаятельный толстяк Якоб Ковальски? Тот при всём его несоответствии образу мачо, который веками человечеству вдалбливали, всё равно стал возлюбленным очаровательной Куинни – и главным помощником Ньюта.

Так же и в экранизации популярнейшей видеоигры «The Last Of Us» герой Педро Паскаля воплощает собой «новую маскулинность» – он мужественный, весёлый, но при этом чувственный и заботливый.

Вот такие мужские персонажи интересны современным зрителям. И, кстати, это не только голливудское ви́дение. По данным опроса нашего махрового, прогосударственного ВЦИОМа, в 2021 году самыми ценными качествами в мужчинах опрошенные россияне назвали – честность, искренность и прямоту. На втором месте были – надёжность, уверенность и постоянство. А на третьем – порядочность и справедливость.

Также в понимании россиян постепенно уравниваются роли мужчины и женщины и в семье. Например, раньше традиционно считалось, что мужчина – это кормилец, а женщина должна заниматься домашними делами. А сейчас уже большинство россиян – 85 % – считают, что в ведении домашнего хозяйства мужчины и женщины должны принимать равное участие. 86 %  уверены, что воспитание детей тоже задача обоих полов.

А вот другой опрос 2022 года: российские женщины больше всего ценят в мужчинах интеллект, честность, верность и чувство юмора. А вовсе не бицепсы, кубики и размер кошелька.

Ну, то есть российское общество до недавнего времени стихийно дрейфовало в том же направлении, что и всё человечество. К всеобщему смягчению, к признанию права каждого – в том числе и мужчины – на то, чтобы быть человеком, чтобы испытывать эмоции и не стесняться этого. Чтобы быть кем ты хочешь – качком-вегетерианцем ли, ботаником или небинарной персоной, и чтобы никто тебе ни в лицо, ни в спину не бросал упреков.

Однако в 2022 году выяснилось, что такой рефлексирующий и чувствующий мужчина – это не совсем то, что нужно российскому государству. Вот про Владимира Путина давно всё ясно – он особо никогда и не скрывал этих вот так называемых «традиционных ценностей» в своей прошивке. Он, позируя на камеру, рассекал на коне в полуголом виде. Он искренне верит вот в такое, например.

«Настоящий мужчина всегда должен пытаться, а настоящая девушка всегда должна сопротивляться».

В. Путин против ограничения информации в интернете, РБК

Он год за годом, а теперь уже и десятилетие за десятилетием продолжает нести эту вот чушь, похоже, даже не понимая, каким смешным он выглядит в глазах современного поколения с такими шуточками.

«Если бы у бабушки были внешние половые органы дедушки, она была бы дедушкой, а не бабушкой. Поэтому что там говорить…»

Путин прокомментировал вопрос о падении курса рубля на пресс-конференции в Милане

Он не понимает, что от него буквально разит этой вот фальшивой маскулинностью, как от провинциального братка, который тратит всю свою жизнь на то, чтобы доказать окружающим, что уж он-то настоящий мужик. Для таких малейшее проявление чувства – это не проявление зрелости, а унизительная слабость, а трёхдневная щетина, перегар после выходных и пренебрежительное отношение к женщине – как раз-таки сила, подтверждение и доказательство того, что ты – мужик.

Сегодня вам любой психолог скажет, что мачизмом страдают те мужчины, которые сами сомневаются в собственной мужественности. С глубокой травмой, полученной в детстве. И за всей этой фальшивой мужественностью – несчастный поломанный ребенок.

Да что там психологи! Уже и путинские коллеги по политическому цеху в цвет ему это говорят. Вот бывший премьер-министр Великобритании Борис Джонсон, например, заявил, что Путин является примером «токсичной маскулинности». А министр обороны Великобритании сказал, что у Путина «синдром маленького человека», и что это его «мачистский» взгляд на мир привёл к войне.

И да, эта война, развязанная Путиным, никак не монтируется с тем современным образом мужчины, который начал проступать уже и у нас в России тоже. Чтобы воевать, не нужны тонко чувствующие, рефлексирующие мальчики. (Впрочем, и девочки такие тоже не нужны, конечно). Мальчики нужны здоровые, физически крепкие и не задающие лишних вопросов, не сомневающиеся в приказах. А девочки нужны послушные и много рожающие. Решению всех этих задач глубокое чувствование только мешает.

И то, что мы наблюдаем сейчас на государственном уровне – это возведение архаичной, замшелой отравленной маскулинности в ранг государственной идеологии.

Вот такая стратегия псевдомужественного поведения всячески поддерживается действиями российского правительства и пропагандистскими СМИ. Насилие и агрессия становятся легитимными способами коммуникации в обществе.

Всё чаще на глаза нам попадаются такие заголовки: участник СВО убил 4-летнего рёбенка, убил пенсионерку, изнасиловал двух малолетних девочек… 

Давайте задумаемся: комфортно ли жить в такой стране? Ну конечно, нет. Ни одному человеку на свете не понравится существовать в ситуации постоянной угрозы, в постоянном ожидании агрессии. Каким бы сильным ты ни был, в отношении тебя постоянно будет действовать главный догмат маскулинной системы: «не ты – так тебя». А если еще жизнь сложилась так, что ты действительно слабый – о-о-ой…

Хорошо, скажете вы, но что же делать нам, Паша, когда мы живем здесь, внутри страны, которую выживший из ума дедушка пытается превратить в какую-то доисторическую Спарту?

Мне кажется, друзья, у каждого из нас больше силы и влияния на них, чем всем нам кажется. Они думают, что россияне – это удобные, ровные, гладкие кирпичи, из которых им удобно строить безропотное общество. Общество, готовое размножаться и безропотно умирать за ИХ интересы. Но ведь на самом деле мы, каждый из нас, – глыбы. Каждый своей необычной формы и породы, со своими мыслями, эмоциями и стремлениями. 

Не позволяйте превращать себя в стройматериал. Не стесняйтесь, не бойтесь думать и чувствовать по-своему… Уважать жену, помогать ей по дому – это нормально. Открыто, не прячась показывать свою любовь к ней, к своим детям – это не просто нормально, это круто! Как и уважать, принимать тех, кто не похож на нас. В этом нет никакой слабости, в этом сила. Дальше – больше. Дальше начинается то, чего они так боятся: задавать вопросы начальству и не соглашаться с ним – это нормально. Требовать к себе уважения – тоже нормально. Из таких повседневных мелких штук и вырастают другие, фундаментальные. И тогда выясняется, что решение не брать в руки оружие, решение не умирать и не убивать – нет, это не трусость, это настоящая доблесть, ребята.

Мужчина физически силен от природы, но его настоящая сила не в мускулах, а в том, как он умеет ограничивать собственные природные инстинкты. И это большой труд.

Сейчас мы не можем отвечать за всю страну, но каждый может отвечать за самого себя. Продолжение следует.