Categories: Разборы

Стыдная правда о войне 1941–45 и «специальной военной операции»

Замалчиваемые факты о войнах России, о которых не напишут в учебниках по истории

Вы читаете текстовую версию видео Разбора

Все последние недели мы наблюдаем, как кремлевская пропаганда разгоняет патриотическую истерию вокруг 9 мая. И вроде уже пора привыкнуть к тому, что общенациональный день скорби превратили в пёстрый весенний карнавал с песнями и плясками на центральных площадях и в парках – да только в этом году день 9 мая и правда другой.

Для российской власти это повод ещё раз предъявить народу нынешнюю войну как продолжение той прежней – праведной и чистой. С самого начала полномасштабной агрессии Кремль пытается представить войну в Украине как Новую Великую Отечественную. Но одновременно усердно пускает пыль в глаза и запрещает по-настоящему разбираться в её истории. Это и понятно: если на прошлое 9 мая шапкозакидательская бравада была ещё как-то уместна, то прошедший с того дня год многое поменял – как в раскладах на поле боя, так и в умах наших сограждан. А ведь параллели между двумя войнами действительно есть. Их больше, чем кажется. И если позволить людям во всём этом разбираться – то и выводы будут неутешительными, а настроение – совсем не праздничным.

Но нам кремлёвские методички – не закон. Так что сегодня мы разберёмся в том, как мифы, сконструированные в прошлом веке, продолжают влиять на наши жизни. Продолжают убивать.


Собственно, вся квинтесенция нынешней путинской идеологии была в его выступлении по случаю годовщины Сталинградской битвы:

«Нам снова угрожают немецкими танками Leopard, на борту которых — кресты».

Речь В. Путина на концерте по случаю 80-й годовщины разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве

Россия – как СССР, коллективный Запад с Украиной – как нацистская Германия. Ну а Путин, понятно, – как Сталин. Победили тогда – победим и сейчас. Ещё каких-нибудь 10 лет назад президент Дмитрий Медведев сожалел, что Сталина нельзя привлечь к ответственности за войну со своим народом. Сейчас рассуждать про ответственность руководителя за войну со своим народом нельзя. И говорить, сколько тысяч своих граждан убил за прошлый год Путин тоже нельзя. Если назовёшь точную цифру – посадят за разглашение гостайны о военных потерях. Если ошибёшься – за фейки про армию.

Украинские власти говорят о двухсот тысячах погибших россиян, европейские аналитики – о ста тысячах. Телеграмм-канал «Горюшко», который агрегирует официальные сообщения о похоронах россиян, погибших на войне, насчитал их уже более двадцати тысяч – но эта цифра, понятно, не учитывает «пропавших без вести», которых всегда очень много на любой войне.

Минобороны РФ в последний раз сообщало о потерях в сентябре 2022 года. Тогда ведомство объявило, что погибли 5 937 российских военнослужащих. И с тех пор, а именно тогда дела российской армии на фронте пошли совсем худо с бегством из Харькова и Херсона, военные хранят молчание.

Но чему тут удивляться? У нас же косплей Великой Отечественной! Товарищ Сталин тоже не считал потери. После войны он заявил, что СССР потерял 7 миллионов человек. Однако на самом деле цифра была в 4 раза больше! Как окончательно установили уже во время Перестройки, во время Великой Отечественной погибли около 26 миллионов человек. Казалось бы, зачем нужно было занижать потери? Ведь чем они выше, тем дороже и ценнее оказывается победа? Возможно, Сталину не хотелось выглядеть сильно хуже немецкого командования, которое отправило на тот свет как раз от 7 до 8,5 миллионов человек.

Историки любят рассуждать о причинах первоначальных поражений Советского Союза в той войне. Может быть, Сталин сам готовился наступать на чужую территорию, а не защищать свою? Или же сказались репрессии против собственного генералитета? Как известно, Сталин буквально выкосил армейское командование накануне войны.

Конечно, сыграл свою роль и воспитанный за десятилетия тоталитарного правления страх проявлять инициативу у тех офицеров, которым повезло уцелеть. Ну а потом: плохая подготовка личного состава. Разрыв линий снабжения. Причин можно назвать множество.

Теперь мы легко можем представить себе, как это было. Мы видели. Помните, год назад, колонна российской бронетехники, наступавшей из Беларуси на Киев, растянулась на единственной дороге на протяжении 64 км и остановилась на открытом пространстве, представляя из себя идеальную мишень. Почему? Проблемы со снабжением.

«Любители думают о тактике, профессионалы – о логистике», –

отмечал американский генерал времен Второй мировой войны Омар Брэдли.

Через месяц Россия была вынуждена отступить на Киевском направлении, полностью выведя свои войска. Кремль назвал это «жестом доброй воли». Сообщалось, что, украинцы захватили более 1 300 единиц военной техники, оставленных отступавшими российскими войсками.

Кажется, что между этими событиями – отступлением Красной Армии в 1941-м году и застрявшей российской колонной под Киевом в 2022-м – мало общего. Тогда всё-таки оборонялись, сейчас – нападали. Тогда попадали в окружения и отступали, сейчас – наступали. Но корень проблемы – одинаковый. Из рук вон плохое планирование и управление войсками. Сталин накануне войны действительно устроил грандиозную чистку Красной Армии, репрессировав более половины высшего командования и десятки тысяч офицеров. Не скажу, что они были сплошь военными гениями, но, по крайней мере, имели боевой опыт.

Кстати, с позиции извращённой диктаторской логики, Сталин поступил даже разумно. Вот Гитлер своих военных не трогал, они воевали хорошо, но постоянно планировали на него покушения. В самом крупном из таких покушений, операции «Валькирия», участвовали более 20 высших генералов, включая трёх фельдмаршалов. Советский вождь обезопасил лично себя, но заплатил за это миллионами жизней солдат, погибших из-за бездарного командования.

Режим Путина, по крайней мере до 24 февраля, был не столько кровавым, сколько коррупционным. Хорошим генералам взяться было просто неоткуда, потому что эти должности, как и все прочие, продаются или, в крайнем случае, достаются по дружбе. Откуда взялся, например, расхваленный всеми кремлёвскими СМИ, а потом тихо слитый «генерал Армагеддон» Сергей Суровикин? Про бизнес генеральской жены, Анны Суровикиной, которая получала деньги от путинского друга Геннадия Тимченко, у команды Навального было отдельное расследование. Там же можно увидеть фотки скромного домика генерала в люксовой Барвихе и его новогодних посиделок с Дмитрием Песковым и Маргаритой Симоньян.

Но будем справедливы. Возможно, всё-таки Суровикина отправили командовать войсками в Украину не по блату, а из-за его боевых достижений в Чечне и Сирии? Там генерал прославился, в первую очередь, бомбардировками гражданских объектов и убийствами мирных жителей. А вот воевать с сильным вооруженным противником у него получается явно хуже. Но у нас же новая Великая Отечественная.

Мы, кстати, до сих пор так и не знаем, кто командовал вторжением в Украину на начальном этапе. Возможно, это делал лично Владимир Путин.

«Путин и начальник Генштаба Герасимов принимают тактические решения на уровне, который мы обычно доверяем полковникам»,

писала The Guardian со ссылкой на свои военные источники.

Любой, кто управлял коллективом хотя бы из 20 человек, прекрасно знает, что важнейшее качество руководителя – уметь делегировать ответственность и доверять подчинённым принятие решений. Когда один человек руководит всем – на самом деле он не руководит ничем. Но тут дело ещё хуже. Путин не просто никому не доверяет – он хочет сам поиграть в войнушку. Вот только солдатики у него, к сожалению, не оловянные.

Вы знали, что в начале Великой Отечественной войны, в 1941-м и 1942-м годах, советские солдаты постоянно попадали в масштабные окружения врага? Историки знают 10 крупнейших случаев, когда в плен сдавались сотни тысяч бойцов Красной армии. В Киевском и Вяземском котле в каждом сложили оружие более 600 тысяч солдат, немцам доставались и тысячи танков. Под Уманью, например, Вермахт, имея 100 тысяч солдат и 200 танков, окружил и принудил к сдаче большую советскую группировку из 130 тысяч человек и 380 танков.

Вообще, если в котёл попали довольно крупные силы, окружение для них – далеко не конец. Немцы, например, продержались в Демьянском котле весь 1942 год, а потом из него вышли. Фатальными для Красной армии стали тотальное бегство командиров и некомпетентное управление из Москвы, что полностью дезорганизовало войска.

1941 год, когда Красная армия отступила до Москвы, можно сравнить с Великим отступлением царской армии во время Первой Мировой войны. Стартовые условия там были для России похуже: если сталинская армия почти по многим видам вооружений численно и качественно превосходила гитлеровскую, то русская буквально воевала одними штыками. В ней царил, как тогда говорили, «снарядный голод»: на одну пушку могло приходиться по несколько снарядов в день. И тем не менее, начав отступать, как и через 30 лет Красная армия, из Польши и Западной Украины, она удержалась на линии Минска. Более того, царским генералам удалось избежать серьёзных окружений.

Можно вспомнить и потери Первой мировой войны. Со стороны Германии погибло около 2 млн солдат, но нужно учитывать, что наиболее кровопролитные бои для неё были на Западном фронте. С другой стороны Западного фронта потери англичан и французов составили около 2,5 миллионов. Австро-Венгрия, воевавшая главным образом с Россией, потеряла 1,5 миллиона. Потери самой России из-за начавшейся революции официально подсчитаны не были, но историки сходятся на цифре 2–2,5 миллиона солдат и около миллиона мирных граждан, умерших в основном от голода. Так что эта статистика тоже не в пользу военного гения товарища Сталина, чьи потери в 3–4 раза превысили немецкие.

Одним из характерных эпизодов Великой Отечественной войны стал штурм Берлина. Жуков наступал на него в лоб, через хорошо укреплённые Зееловские высоты, где положил около 40 тысяч человек. Всего же за Берлин заплатили своими жизнями около 80 тысяч бойцов Красной армии. На фоне 26 миллионов это кажется не такой уж большой цифрой, но во-первых, это на самом деле много – примерно как всё население Анапы или Геленджика от мала до велика. А во-вторых, ведь эти люди пережили все годы войны и умерли накануне самой победы, уже мечтая о том, как завтра вернутся домой, к своим женам и детям. В оправдание Сталину принято говорить, что нельзя было допустить занятие Берлина американцами. На самом деле о том, как будет разделена столица Германии, союзники договорились ещё в феврале 45-го. Не имело никакого значения, кто непосредственно её захватит. Так что хотя бы в последние дни войны можно было подумать о людях и ограничиться осадой. Но советские лидеры думали о личной славе и амбициях и не считали жизни людей. Сталин хотел поскорее войти в Берлин, а Жуков – сделать это раньше Конева, который наступал в обход, с юга. До жизней ли тут простых солдат, когда на кону – строчка в учебнике истории и престиж державы? Десятки тысяч людей гибли вообще ни за что.

Увы, это наши скрепы. Поэтому и ведём новую войну по традициям старой.

Вдумайтесь, даже само понятие «Великая Отечественная война» – конструкт, имеющий конкретную политическую цель. Его придумала и стала использовать советская пропаганда в июне 1941-го, и постепенно он вошёл в обиход. Хотя, например, для Первой мировой войны мы, в России, никакого отдельного названия не употребляем. Ровно так же и во всем остальном мире эту войну называют Второй мировой.

Фокус довольно прост: если употреблять общепринятое название, то придётся расширять её хронологические рамки. Поскольку Вторая мировая началась за два года до нападения Гитлера на Советский Союз: в 1939 году. И тогда получится, что СССР участвовал в ней с самого начала – но в союзе с Третьим Рейхом.

Неприятная правда об этой войне состоит в том, что Сталин с Гитлером на старте были союзниками. Накануне её начала они подписали секретные протоколы о будущем разделе мира и тут же начали его делить. 1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, через две недели с востока на её территорию вторглась Красная армия. Потом, когда Гитлер воевал в Европе, Сталин захватывал страны Балтии и Финляндию. Но это, конечно, не значит, что дружба советского и нацистского диктаторов была искренней – каждый из них готовился напасть на другого. В результате Гитлер напал первым. Но мог напасть и Сталин – просто не успел.

В 2021 году в России был принят закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне». Он ввёл запрет на отождествление СССР и нацистской Германии. Пока что наказание по нынешним временам ерундовое – максимум 15 суток. Отождествлять запрещено не только с военной, но и политической точки зрения. Также запрещено подвергать сомнению решающую роль СССР в разгроме Гитлера и, цитата, «гуманитарный характер миссии СССР при освобождении Европы». И если в первом на самом деле никто из серьёзных исследователей не сомневается, то называть насильственную советизацию Восточной Европы «гуманитарной миссией» как минимум смешно. Впрочем, скорее всего, именно так про нападение на Украину станут писать в новых путинских учебниках истории. Так что подстраховались заранее.

Кремль тщательно отфильтровывал правду о Второй Мировой войне – подходящую для него от неподходящей. И сумел создать сусально-лубочный образ Великой Отечественной. Много лет он вкладывал в него все свои пропагандистские ресурсы. Георгиевские ленточки, «Бессмертные полки», «Спасибо деду за победу», миллиарды на ура-патриотичексие фильмы, где бездарные режиссёры распиливают гигантские бюджеты, военные парады и утренники в детских садах, куда детишки приходят в гимнастёрках. И с этой точки зрения, нападение на Украину стало логическим развитием культа Великой Отечественной войны. Если в Украине, как и во всем мире, главным слоганом этого дня было «Никогда снова», в России говорили: «Можем повторить». И вот, повторили.

Но настоящий образ Второй мировой войны – это кровавая бойня, которую Советский Союз и нацистская Германия начали вместе. И если бы в российских школах это по-честному объясняли, то, возможно, и нынешней войны бы просто не было, мы с вами её бы не допустили…

А пока…

Продолжение следует.


Этот материал был создан при поддержке издания The Moscow Times и телеканала Дождь.