Categories: Новости

Прорастить луковицу в матке или прыгнуть с высоты

Чем грозит запрет на аборты несовершеннолетних без согласия родителей

Вице-премьер РФ Татьяна Голикова предложила запретить несовершеннолетним делать аборт без разрешения родителей. Согласно действующему закону, девушки от 15 до 18 лет могут самостоятельно обратиться к врачу и пройти процедуру, при этом никакие дополнительные документы от семьи или опекунов не требуются.

— Проработать вопросы и представить предложения: об утверждении единого порядка проведения доабортного психологического консультирования и о целесообразности введения запрета на выполнение аборта несовершеннолетним 15–18 лет без согласия законных представителей, — заявила Татьяна Голикова.

Фото: government.ru

Она предложила переименовать лист согласия на аборт (вместо «Листа прерывания беременности» называть его «Листом сохранения беременности»), а женщин, которые будут госпитализироваться для абортов, класть отдельно от пациенток, «сохраняющих беременность», в другие палаты.

Хороших последствий, если эту инициативу одобрят, ждать не стоит. В этом уверены врач акушер-гинеколог «Клиники Фомина» Екатерина Гаврилова и соосновательница проекта о родительстве и ментальном здоровье «Никакого правильно» Мария Карнович-Валуа.

В разговоре с «Продолжение следует» они заявили: у большинства несовершеннолетних девушек в России нет настолько доверительных отношений с родителями, чтобы рассказать о незапланированной беременности, не получить в ответ осуждение и заручиться официальным согласием на процедуру.

— Не говоря уже о том, что молодую девушку могут заставить рожать просто из-за консервативных взглядов в семье, — говорит Мария Карнович-Валуа. — Это значит, что судьба пусть и несовершеннолетней, но уже взрослой, сознательной девушки — полностью в руках родителей. Я не преувеличиваю, говоря о судьбе, ведь рождение нежеланного ребенка повлияет на всю дальнейшую жизнь.

Прямые последствия

Наиболее очевидные для обеих эксперток последствия — рост нелегальных абортов, увеличение материнской смертности, подъем черного рынка с незаконными и небезопасными для здоровья женщин препаратами. Мария Карнович-Валуа подчеркивает, что все это — мировой опыт, поэтому мера, которую сейчас предлагают российские чиновники, создает исключительно иллюзорное впечатление, будто поможет снизить число абортов.

— Кажется, будто если ты будешь знать, что у тебя нет шанса на легальный аборт, то это повысит тревожность, ты перестанешь заниматься сексом, а значит, число абортов снизится. Однако я считаю, что девушки будут покупать все что угодно, лишь бы только не идти к родителям. У меня нет никаких сомнений, что абсолютное большинство не захочет под страхом смерти разговаривать с семьей.

Тяжелых последствий для репродуктивного здоровья девушек также не избежать: когда они станут взрослыми женщинами и захотят детей, у них может не получиться забеременеть, потому что в этом возрасте им отказали в безопасной и анонимной медпомощи, —

говорит экспертка.

Эту точку зрения поддерживает и врач акушер-гинеколог Екатерина Гаврилова. Для нее остается открытым вопрос, какой метод прерывания беременности выберут клиники, которые будут готовы делать аборты нелегально. Она рассматривает два варианта развития событий: либо наиболее безопасное медикаментозное прерывание беременности, либо хирургическое — более быстрое, экономически выгодное, но с большими осложнениями.

— Помимо криминальных абортов и самостоятельного приема препаратов, которые явно неположительно повлияют на репродуктивное здоровье, не получим ли мы рост «врачей», которые рекомендуют альтернативные методы? — рассуждает врач. — Тут достаточно вспомнить историю. Во времена запрета абортов в СССР в ход шли любые способы: от прыжков с высоты и поднятия тяжестей до употребления лаврового листа, различных травяных настоек и проращивания луковиц в матке. Не стоит говорить, что подобные методы прерывания приводили к воспалительным заболеваниям, сепсису, удалению половых органов, смерти.

Екатерина Гаврилова. Фото: из личного архива

Кроме того, по словам медика, будет расти и число абортов, которые девушки будут делать сами в домашних условиях. Так, в Советском Союзе в 1935 году от искусственных абортов умерло до 26% женщин, а в 1940 году — уже 51%. Выросло и число детоубийств.

— Медикаментозное прерывание беременности опасно болевым синдромом, из половых путей может начаться обильное кровотечение. Это пугает даже взрослых женщин, не говоря уже о юных девушках, которые и так в состоянии страха из-за беременности, — говорит Гаврилова. — Девушка не сможет помочь себе сама без поддержки врача хотя бы потому, что в таких условиях прерывание беременности может не произойти или произойти не полностью. Поэтому важно, чтобы рядом был специалист, который бы рассказал, что будет происходить во время прерывания, какие препараты можно принять для купирования боли и в каких случаях стоит вызвать скорую.

Фото: pixabay.com

Как говорит медик, интересно и то, как, например, будут поступать врачи, если у девушки начнутся осложнения. Например, если пациентка обратится после процедуры аборта и сообщит, что сделала его подпольно.

— Значит ли это, что врач должен рассказать родителям или обратиться в полицию? Если да, то это еще больше отпугнет молодых девушек и добавит страха перед врачами, — уверена Екатерина Гаврилова.

Последствия для девушек

Помимо прямого влияния на жизнь молодой женщины — ее здоровье и судьбу, поменяется ее отношение к сексу и желание завести ребенка после аборта, убеждена просветительница Мария Карнович-Валуа. Она добавляет, что чиновники подобными инициативами создают «тренд на подчинение».

— Чтобы девушки чувствовали себя максимально зарегулированными со всех сторон и знали: их главное предназначение в жизни — это деторождение, и никуда не рыпались, — рассуждает экспертка. — Сейчас мы отовсюду слышим, что заниматься сексом до брака — плохо. И от учителей, и от родителей, и религиозных деятелей, если семья девушки религиозна. Будто бы если не заниматься сексом вообще, не будет нежелательных беременностей, заболеваний и тому подобного. Но это не так. Брак не спасает ни от СПИДа, ни от заболеваний, передающихся половым путем.

Мария Карнович-Валуа. Фото: из личного архива

Карнович-Валуа отметила, что такие ситуации, когда девушка оказывается загнана в угол и должна делать аборт втайне от родителей, происходят из-за недостатка секспросвета. В школах и дома о нем не говорят или говорят в полголоса, а в медучреждениях молодые девушки часто сталкиваются с осуждением медиков. Тем более, если это происходит в районной поликлинике небольшого населенного пункта, а не в крупном городе.

С ней солидарна и Екатерина Гаврилова: разговоры о сексе все еще считаются чем-то постыдным, а отсутствие эмпатии у врачей добавляет страх перед абортом. Однако именно просвещение подростков о физиологии, зачатии и методах контрацепции могут снизить число нежелательных беременностей и инфекций, передающихся половым путем, считает врач.

— Будущее репродуктивное здоровье девушки во многом зависит от родителей. От того, как они сами воспринимают сексуальную жизнь и сексуальное здоровье. И, конечно, родители должны рассказывать не только девочкам, но и мальчикам о беременности, контрацепции и поведении друг с другом, — считает экспертка. — Сексологи рекомендуют начинать сексуальное просвещение ребенка с семи лет, хотя сейчас на рынке есть специальные детские книги и для более раннего возраста и можно обратиться к детским сексологам или гинекологам. Рассказывать о сексе в 18 лет в большинстве случаев уже поздно.

Маргарита ШЕХОВЦОВА