В Орловской области задержали Александра Бывшева, известного антивоенными стихами. Рассказываем подробности
2 февраля в посёлке Кромы Орловской области задержали бывшего учителя немецкого языка и поэта Александра Бывшева. Ещё с 2014 года он публиковал «крамольные» стихи. В 2015 году его осудили за публикацию двух, как говорится в тексте обвинения, «антироссийских стихотворений», одно из которых — «Украинским патриотам». После, в 2017 году, он стал фигурантом ещё одного уголовного дела — за публикацию стихотворения «На независимость Украины».
Все свои произведения Бывшев публиковал в соцсетях. В общем счёте послужной список поэта — четыре уголовных дела, которые позже закрыли, хотя стихотворения и признавали экстремистскими. Один раз Александру назначили исправительные работы, запретив при этом 2 года работать в системе образования. А после начала войны оштрафовали по статье о дискредитации использования Вооружённых сил РФ.
Как рассказал корреспонденту «Продолжение следует» адвокат поэта Владимир Сучков, на этот раз обвинение в разы серьёзнее. Он не может и предположить, сколько грозит подзащитному. Как отмечает адвокат, ещё года три назад база для этого уголовного дела «была бы просто смешной».
— Его обвиняют в побуждении к убийству Путина. Брянский эксперт посчитал, что в одном из стихотворений Бывшев упомянул фамилию Штауффенберг (полковник вермахта, один из основных участников заговора, осуществивший покушение на Гитлера 20 июля 1944 года. — Прим. ред.). Следователь убеждён: одно [статья, по которой сейчас обвиняют Бывшева] из другого [упоминание немецкого офицера-заговорщика] вытекает. Он определённым образом указал концепцию [по которой строится уголовное дело], — рассказал адвокат.
Это стихотворение на своей странице в Facebook Бывшев опубликовал 11 марта прошлого года, назвав его «РОССИЙСКОМУ ОФИЦЕРСТВУ, ИЛИ РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС (бывшевизм)».
По Украине бьют ракеты.
Кремль совесть и мораль отверг.
Честь офицерская, ну где ты?
Где русский твой Штауффенберг?
Адвокат отмечает: он не видит состава преступления в этом уголовном деле при том, что в прошлых «хоть что-то [высказывания, которые можно считать за экстремизм] было выражено». По словам адвоката, и тогда Бывшева судили «ни за что» и «свобода слова есть свобода слова». Сейчас же обвинение «сильно постаралось построить логическую цепочку».
— Все стихотворения, которые он выкладывал в интернет, сейчас исследуют на предмет экстремизма, всю технику и накопители у Бывшева изъяли. Построить логику между Штауффенбергом, Гитлером, Путиным и так далее — для этого нужна очень серьезная фантазия, может быть, даже нездорового человека.
— Скоро, допустим, будут ловить женщин, у которых шуба из рыси. А они [силовики] будут говорить, что шуба напоминает цвет расцветки танка «Леопард» (основной боевой немецкий танк времён Второй мировой. — Прим. ред.). И с этим будут сажать женщин лет на семь. Логика ведь правда есть! —
иронизирует Сучков.
В 2017 году главный редактор «Продолжение следует» Павел Каныгин писал, что из семьи у поэта были ослепшая мама и глухой отец. Все вместе они жили в одной квартире. Но позже родителей не стало, Бывшев остался один. При этом две его тёти живут где-то в Киевской области, говорит Владимир Сучков.
Сейчас Александр Бывшев находится в СИЗО №1 города Орла. Его поместили в камеру для курящих сидельцев, хотя сам поэт не курит. Администрация СИЗО к его просьбам перевести в другую камеру не прислушивается. Там он будет находиться до 1 апреля, прежде чем изберут меру пресечения. Как отмечает адвокат, подобные дела расследуют очень долго, поэтому под стражей его подзащитный будет находиться не менее восьми месяцев.
Председатель ОНК Орловской области Александр Каменев заявил, что жалоб от Бывшева не поступало и о деле слышит впервые.
— Потому что если бы была жалоба, я бы поехал да узнал бы. А так мне пока ничего неизвестно, — сказал он и добавил, что сейчас ОНК из СИЗО №1 поступило две жалобы. «Скоро намереваемся туда поехать», — сказал Каменев.
Председатель Орловской областной организации российского Союза писателей Алексей Кондратенко вспоминает: в 2008-2009 годах отец Бывшева приезжал из посёлка Кромы в редакцию городской газеты. Привозил «бодрые, душеподнимающие стихи» своего сына, которые публиковали обычно на праздники.
Сам Кондратенко видел Александра Бывшева около восьми лет назад, они разговаривали тет-а-тет. Тогда поэт сетовал, что другие поэты-члены организации не дают ему рекомендации на вступление в союз. Алексей Кондратенко, как прозаик, ничего с этим поделать не мог — вопрос не по его профилю.
— Ну, видимо, поэты считали, что еще рано, а он, наоборот, чувствовал: сколько ж можно ходить в коротких штанишках? Я его убеждал, что не надо ставить [на своём творчестве] крест. Надо продолжать, публиковаться, своё имя поднимать творчески, а он пошёл своим путем, — рассказал Кондратенко.
О том, верит ли он в версию обвинения, председатель орловского Союза говорит:
— Насколько я понимаю, он встал на сторону украинских деятелей, поэтому с их глобуса говорит. Может быть, для Украины это приемлемо. Для России это действительно уголовное дело. Его стиль мышления — в западном направлении. Я думаю, что, если бы он был где-то в Польше или в Чехии, вполне [можно было бы писать об этом]. Но в России это нонсенс.
Алексей Кондратенко также привёл статистику: 10 февраля на XVI Съезде писателей России рассказали, что из 8 тысяч членов союза с началом «СВО» вышли только 5 человек.
— Громадное большинство на стороне армии России. Такое тоже бывает в жизни. Когда тысячи придерживаются одной точки зрения, а несколько человек — другой, — добавил он.
Маргарита ШЕХОВЦОВА