Вы читаете текстовую версию Разбора
Какие главные страхи у современного россиянина? В последние 2,5 года мы все боимся – и небезосновательно – ядерной войны. Вы скажете, не могут же в Кремле совсем спятить? Могут, и не раз это доказывали, поэтому страшно.
Мужчин пугает перспектива встречи с военкоматом. Настолько, что многие готовы уехать из страны с одним рюкзаком, лишь бы не оказаться на войне. И правильно. Ещё курс рубля периодически заставляет, мягко говоря, быть настороже. Вроде раз за разом стабилизируют, но однажды ведь может не получиться. И что тогда будет со сбережениями?
Наши страхи – это хлеб для телефонных мошенников. Чем больше мы боимся, тем более мы уязвимы перед ними. И вроде бы всё ты про них знаешь, все правила выучил, и про три цифры, и про код из смс, который нельзя называть. А всё равно месяца не проходит, чтобы кого-то из ближнего круга опять не развели на бабки. И ладно бы речь шла только о деньгах – но ведь теперь телефонные аферисты реально под уголовку людей подводят!
Как обманывают мошенники
Ну, уже многие привыкли к звонкам сотрудников банка, которые обнаружили подозрительные операции на вашем счету, поэтому вы должны перевести деньги на другой и назвать код из смс. В соцсетях ежедневно кто-то рассказывает, как люди «мило» поболтали с мошенниками, зная, что это они. Поэтому схемы усложняются. Теперь всё чаще звонят оперативники ФСБ, подполковники МВД, чиновники из департаментов. Они следуют за повесткой.
Так, например, в сентябре-октябре 2022 года, когда шла активная фаза мобилизации, мошенники звонили мужчинам призывного возраста, представлялись сотрудниками военкомата и рекомендовали перевести деньги на определённый счёт, чтобы избежать повестки.
Но наиболее распространённая актуальная такая схема. Следите за руками. Поступает звонок. На том конце провода сотрудник ФСБ. Он информирует собеседника о том, что его аккаунт на Госуслугах или в банковском приложении взломан. Якобы оттуда некие мошенники пытаются украсть данные или сбережения. Эти мошенники сидят в Украине, а, значит, человек, со счёта которого будут переведены деньги, может пойти по статье о финансировании терроризма или госизмене. Для убедительности разговор переключается и с жертвой разговаривают сразу несколько людей в погонах – из ФСБ, полиции, сотрудники Росфинмониторинга, других ведомств. Они уверенно говорят, угрожают, в подтверждение своих слов присылают фотографии поддельных документов. Чтобы избежать уголовного преследования и хищения денег надо – всего-то – снять сбережения и положить их на новый как бы «защищённый» счёт. Чувствуя, что человек на крючке, мошенники его не отпускают – звонят постоянно, поддерживают связь, буквально по телефону ведут его к отделению банка. Рассказывать о происходящем близким запрещают – это же операция ФСБ.
Так 65-летний москвич Мурад Ибрагимов лишился четырёх миллионов рублей. У него осталось лишь несколько сотен тысяч. Но он бы потерял и их, если бы сын случайно не услышал его разговор с «майором с Лубянки». Русская служба BBC описывает финал этой истории так:
«Он сразу понял, что его отца обманули. Тот сначала не поверил. Когда «майор ФСБ» позвонил опять, трубку взял уже сын и нецензурно обругал мошенников. В ответ он услышал: “Каково это, полысеть на 4 млн? Без лоха и жизнь плоха!”. На этом звонок прервался».
Однако технологии не стоят на месте, и вот уже против россиян играет искусственный интеллект по правилам социальной инженерии – то есть банального манипулирования нашими страхами или нашей доверчивостью. Специалисты в области информационной безопасности рассказывают вот о таком методе, набирающем популярность в последние месяцы.
Итак, злоумышленники ломают некий рандомный аккаунт и получают доступ ко всем перепискам этого человека. Эти переписки анализирует бот. Контекст, стиль переписки и самое главное – голосовые. Всё это бот довольно быстро усваивает. Вы наверняка и сами знаете, как это просто, если уже пробовали поучить тот же Chat GPT.
Ну а дальше – контакты взломанного аккаунта начинают получать чрезвычайно правдоподобные голосовые сообщения с довольно странными просьбами, самая банальная из которых, конечно, отправить деньги. Если бы вы получили такую просьбу в переписке – девять шансов из десяти, что вы бы насторожились. Но тут – знакомый, а, может, даже и родной голос. Все тревожные маячки отключаются.
Да даже и без таких высоких технологий мошеннники вполне успешно опустошают наши кошельки.
Директор департамента информационной безопасности Банка России Вадим Уваров рассказывал в интервью, что в 2023 году мошенники украли у россиян почти 16 миллиардов рублей, и это рекорд.
«Телефон остаётся основным инструментом мошенников. У них целый арсенал схем и сценариев воздействия на людей. Мошенники по-прежнему в своих схемах часто упоминают Центробанк, используют новостную повестку и современные компьютерные программы. Но одновременно мы наблюдаем изменение их тактики: атаки на граждан становятся персонифицированными. Детально изучая и используя приватную информацию, которую человек в том числе самостоятельно размещает на различных ресурсах в сети, злоумышленник «втирается» в доверие и получает доступ к деньгам».
Современные мошенники уже не звонят наугад кому попало. Предварительно они собирают данные из открытых источников – кто мы, как мы выглядим, с кем встречаемся, где работаем. Согласитесь, это всё не сложно выяснить, бегло изучив наши аккаунты в соцсетях, ответы на эти вопросы легко доступны. А ещё есть гигантский цифровой след, который мы оставляем в интернете. В нём тоже очень много ценной информации о нас, и прокачанные мошенники владеют и ей. Есть и закрытые агрегаторы слитых баз типа Химеры, где можно недорого купить персональные данные россиянина включая кредитную историю.
Такая подготовка может занимать достаточно много времени. Её называют нулевым этапом. Когда ваш телефон зазвонил, на том конце провода уже проделали довольно большой объём работы. Теперь при помощи собранной информации задача мошенника надавить на ваши эмоции и заставить действовать иррационально. Отключить ваш мозг, надавить на инстинкты.
Почти всегда их главная задача – вас напугать, вызвать страх. Это сильная эмоция, которая может кардинально изменить ваше поведение. Страху подвержены все – учёные и дворники, взрослые и дети, мужчины и женщины, Путин и Ким. Если напугать человека, он будет вести себя неадекватно, даже если в остальное время он – образец спокойствия, самый последовательный и рациональный из тех, кого вы знаете.
Кого обманывают
Распространённое заблуждение – на такие разводки ведутся только пенсионеры. Это совсем не так. Ещё раз повторю – на этом месте может оказаться каждый.
Банк России составил среднестатистический портрет жертвы мошенников. Вы удивитесь, но это – цитата:
«Работающий мужчина со средним уровнем дохода. Его возраст – от 25 до 44 лет. Он проживает в городе и активно пользуется банковскими онлайн-сервисами».
Под это описание подпадаю я, под это описание подпадают многие из вас, да и в целом оно развеивает миф о дедушках и бабушках, которые не умеют пользоваться компьютером и отдают мошенникам всё. Они, к сожалению, тоже в зоне риска, но далеко не только они.
Вот самый свежий пример. Бывший замгубернатора Смоленской области отдал телефонным мошенникам 6,5 млн рублей
Инцидент произошел с Кузнецовым во время отдыха в аннексированном Крыму. Мошенники вышли на связь с чиновником и убедили его в необходимости перевести свои накопления на «безопасный счет» из-за возможной угрозы. Ну и вишенка: в администрации Смоленской области вице-губернатор Кузнецов отвечал за вопросы цифровизации и информационной безопасности.
По опросу ВЦИОМ, в 2023 году 67 % опрошенных россиян сталкивались с мошенниками. 7 % опрошенных стали их жертвами. Под влиянием телефонных разводил люди чаще всего переводили им деньги, называли коды из СМС и данные банковской карты.
Кто обманывает
Ещё несколько лет назад десятки настоящих колл-центров, из которых звонили мошенники, располагались на зонах. За долю сотрудники колоний и СИЗО разрешали заключенным заниматься ковровым обзвоном своих жертв. Вообще-то телефон и другие средства связи в местах заключения под строгим запретом, но если вы не политзэк, а телефонный аферист – всё решаемо.
В Сбербанке даже называли тюремные колл-центры «национальным бедствием России». Представитель банка Станислав Кузнецов говорил, что на 2020 год количество мошеннических колл-центров в российских тюрьмах достигает нескольких десятков, а каждый десятый звонок на российский номер совершается с целью незаконно выманить деньги. Масштабы бедствия действительно гигантские. В 2020 году заключенные, не покидая камер и бараков, трудились и похитили 2 млрд рублей.
Федеральная служба исполнения наказаний тогда планировала потратить 3 млрд рублей на борьбу с такими преступными группировками – и это более чем в два раза, чем годом ранее. А казалось бы, ведь можно было просто не брать взяток? Но нет, это слишком простой путь. Вместо этого во ФСИН решили установить специальные глушилки и разработать механизмы взаимодействия с операторами связи. Догадайтесь, что стало с частью денег, освоенных на закупку глушилок.
Тяжело судить, пошли ли эти миллиарды на дело, но сейчас о мошенниках-заключённых почти ничего не слышно. В последнее время всё чаще появляются новости о манипуляторах другого рода. И действуют они не ради денег. Люди, вооружившись самодельными коктейлями Молотова, поджигают военкоматы и отделения полиции.
Или еще – март этого года, так называемые «выборы президента России»: на участках появляются избиратели и либо поджигают урны, либо заливают их зеленкой.
Почти никто из тех, кто этим занимался, прежде не делал антивоенных или антипутинских заявлений. На допросах они, как утверждали близкие к силовикам телеграм-каналы, признавались, что действовали по заданию незнакомцев. Точнее – телефонных шантажистов, которые предлагали за поджог военкомата или административного здания списать долги и кредиты. В МВД заявили:
«Практически все атакующие россиян телефонные мошенники находятся в Украине и выполняют одни и те же приказы».
В Генпрокуратуре тут же добавили:
«Установлено, что звонки носили массовый характер и по времени совпадали с датами успешного продвижения Вооруженных Сил Российской Федерации в зоне проведения специальной военной операции».
Ну это, в целом, не секрет: продвигаются вооруженные силы Российской Федерации – жди беды.
Ну вот выходит, что россияне за обнуление долгов готовы идти на самые настоящие преступления. И в этом отчаянном положении им уже не важно – ехать в окоп или жечь военкомат. Главное, чтобы кредиты списали. О чём это говорит? Как характеризует нашу страну?
Как себя обезопасить
Есть несколько рекомендаций, как обезопасить себя от мошенников. Они могут показаться очевидными, но ведь я только что рассказывал – попасться могут даже самые умные и технологически подкованные.
Во-первых, постарайтесь вообще не вступать в диалог с «представителями банка» и «майорами ФСБ». В 99 случаях из 100 это будут разводилы. Если сразу же положить трубку, они даже не успеют вас напугать. Если же это тот исключительный случай, когда человек на том конце провода – тот, кем представляется, он обязательно найдет другой способ с вами связаться.
В том случае, когда вы уже оказались в этом диалоге и почему-то не хотите его завершать, старайтесь всё время себя одергивать. Останавливаться, задумываться, абстрагироваться от эмоций. А лучше всего прямо во время разговора или уже после поделитесь этой историей с кем-то из близких. Он не будет под воздействием манипуляций мошенников и сможет трезво оценить ситуацию.
Если кто-то из близких в переписке или звонком экстренно требует вашей помощи – не поленитесь перезвонить. Помните: знакомый голос – вовсе не гарантия того, что вас не разводят.
Наконец, никому никогда не сообщайте три цифры на обороте карты, другие данные банковского счета, информацию из приложения. Просто не делайте этого ни при каких обстоятельствах.
Размах телефонного мошенничества почти наверняка будет увеличиваться. Государство способно лишь из года в год констатировать рекорды, но усердно бороться с этими преступниками, кажется, не планирует. Сейчас ресурсы брошены на другое, а звонки, которые вы получаете – ну вы слышали – это лишь следствие продвижения вооруженных сил Российской Федерации. Так что прошу вас: не теряйте бдительность. С сожалением это говорю: продолжение следует.