Categories: Разборы

Слоняра и карлик. Как у Путина не получилось повесить Саакашвили за яйца

Разбираем жизнь и политическую карьеру энергичного реформатора Михаила Саакашвили

Вы читаете текстовую версию Разбора

Ну, конечно, вы видели кадры из грузинской столицы, на которых грузины протестуют против пророссийского закона об иностранных агентах. На плакатах, которые держат в руках люди, кроме проклятий в адрес действующей власти, очень часто упоминается имя ещё одного человека – Михаила Саакашвили. Но его сейчас нет на улицах, он сидит в тюрьме.

Что знают о нём молодые россияне? Ну, был президентом, жестким реформатором, воевал с Россией, жевал галстук… А, может, ещё вспоминаются следующие высказывания Владимира Путина:

«По поводу персонажей (Навального), о которых вы упомянули. Вот уже ставили здесь вопрос про Украину. Вы хотите, чтобы у нас по площадям бегали десятки таких пар… Саакашвили?»

Навальный — это Саакашвили (по мнению Путина), Meduza @ YouTube

На самом деле фигура Саакашвили – важнейший ключ для понимания современной российской политики. Путин ставит его в один ряд с Навальным и грозится повесить за яйца. Судьбы двух этих ярких людей вообще имеют много общего. Саакашвили – человек, который, при всей своей неоднозначности, вытащил Грузию из постсоветской орбиты и дал ей возможность увидеть совсем другую перспективу.

Это человек, который никогда не боялся Путина и плевал на все его имперские амбиции. Но вот почему его болит с Путин? И почему история демократического рывка и последующего падения Грузии важна сейчас для нас, россиян?


Михаил Саакашвили родился в 1967 году в Тбилиси. Его родной отец не принимал участия в воспитании сына, почти сразу ушёл из семьи. Воспитывали мальчика мама – историк, отчим – учёный-физиолог и дядя – дипломат и, как говорили, будто бывший сотрудник КГБ. С какой стороны ни посмотри – успешная столичная семья. Школу Михаил окончил с золотой медалью. Продолжать образование он решил за пределами Грузии – поступил на факультет международного права в институте международных отношений в Киеве. Пока учился – успел даже в армии послужить два года, по призыву.

После этого молодой специалист с дипломом недолго поработал в Грузии – и почти сразу уехал продолжать учёбу на западе. Он получил степень магистра права в Колумбийском университете в Нью-Йорке, учился в Университете Джорджа Вашингтона, стажировался в европейских институциях, связанных с правами человека – в Гааге, Страсбурге и не только… Блестящая академическая карьера была у молодого человека.

Но в 1995 году, когда ему нет ещё и 30 лет, Саакашвили приглашают вернуться в Грузию. Такое предложение сделал лично Зураб Жвания, видный функционер партии «Союз граждан Грузии». Вскоре Саакашвили избрался депутатом от этой партии, еще через три года – возглавил парламентскую фракцию «Союза граждан Грузии», а в 2000 году стал министром юстиции.

Саакашвили-реформатор

Уже тогда Михаил Саакашвили – Мишико, как звали его соотечественники – заявляет себя как ярый сторонник европейского пути для Грузии. Он предлагает инициативы, неслыханные для закавказской республики. Например, конфискацию имущества у госслужащих, которые не могут доказать законность его происхождения. И это в Грузии, где коррупция – синоним государственной власти!

Не сказать, чтобы грузинский истеблишмент встречал такие инициативы с большой радостью. Молодой политик, конечно, плыл против течения, пока, наконец, в сентябре 2001 года не подал в отставку. Саакашвили уходил со скандалом: он обвинил президента страны Эдуарда Шеварнадзе, функционера из старой еще Горбачевской обоймы, в коррупции. А вскоре презентовал уже и свою, оппозиционную политическую партию «Национальное движение». Так открылась новая страница в истории Грузии, вошедшая в учебники как «Революция роз».

В ноябре 2003 года в стране прошли очередные парламентские выборы, и их результат «Национальное движение» и другие оппозиционные силы не признали из-за подтасовок: на выборах правящая партия набрала большинство, хотя по опросам граждан на выходе из избирательных участков большинство должна была набрать партия Саакашвили.

Грузия встала на дыбы, и молодой, харизматичный Саакашвили возглавил этот протест.

22 ноября оппозиционеры с розами в руках захватили здание парламента. А на следующий день Эдуард Шеварднадзе ушёл в отставку.

На новых президентских выборах в начале 2004 года за Михаила Саакашвили проголосовали чуть больше 96 % избирателей. Ну а в марте объединенный оппозиционный блок получил большинство в парламенте.

Что представляла из себя страна, которую Мишико получил в управление в 2004 году? Это был тот еще челлендж. Экономика находилась не то чтобы в застое – натурально в постсоветской разрухе; коррупция была повсеместной. Воровали все — от рядовых полицейских до министров. Да банально – в Грузии были огромные проблемы с электро- и водоснабжением не то что в сёлах, но даже в больших городах.

Острее же всего стояла проблема с национальными республиками в составе Грузии: Аджария, Абхазия, Южная Осетия – все эти территории еще со времен распада Союза имели сложную историю отношений с центральной грузинской властью.

Ну, то, что произошло со страной дальше, вам расскажет любой грузин – не важно, миши́ст он или, наоборот, выступает против Саакашвили. 

Упрощение налогового кодекса и бюрократических процессов расшевелили малый и средний бизнес в стране. В страну пошли иностранные инвестиции. Больницы и школы были отремонтированы, строились дороги, активно улучшалась инфраструктура водоснабжения и электричества. Бюджетникам повысили зарплаты.

Были отменены многие коррупционно-емкие регламенты. Например отменили государственный техосмотр автомобилей. А также централизованное отопление, на котором наживались чиновники: граждане сами начали распоряжаться расходами на энергию. 

Однако главный конёк «раннего» Саакашвили – это, конечно, борьба с коррупцией и злоупотреблениями властью. Прошли аресты среди известных коррупционеров и олигархов – они были вынуждены возвращать деньги в государственный бюджет в обмен на свободу.

В государственных ведомствах перетряхнули состав, многих чиновников уволили. А знаменитые прозрачные, сделанные из стекла полицейские участки, в которых не получится пытать людей? Ну безотносительно к тому, как вы относитесь к Саакашвили – это же лучший памятник стране, отрывающейся от порочного прошлого!

В итоге Грузия резко поднялась в Индексе восприятия коррупции Transparency Internationalсо 133-го места в 2004 году до 67-го в 2008 году и далее до 51-го в 2012 году. Она обошла даже несколько стран Евросоюза. Всемирный банк назвал Грузию ведущим экономическим реформатором в мире, страна заняла седьмое место по уровню лёгкости ведения бизнеса. И конечно, Саакашвили уверенно взял курс на вывод страны из постсоветской орбиты в европейское поле. Именно он первым начал переговоры о вступлении страны в НАТО и в Европейский союз.

Саакашвили сражающийся

Казалось бы, теперь всё будет хорошо: плохие, коррумпированные чиновники ушли, хорошие молодые технократы-идеалисты пришли. Но уже через три года после революции роз Грузию сотрясли новые масштабные протесты. Саакашвили обвинили в авторитарных методах управления, в преследовании политических оппонентов и ограничении свободы слова и СМИ.

Оппозиция снова стала требовать перемен в стране, теперь – перехода к парламентской республике. Саакашвили – этот проевропейский лидер, который столько говорил о демократии – стал разгонять эти митинги водомётами и слезоточивым газом, счёт пострадавших шёл на сотни. Протестующие стали требовать уже не просто реформ – а немедленной отставки президента.

Кстати, тогда в Министерстве иностранных дел Грузии заявили, что протесты в Грузии инспирированы Россией, а Саакашвили объяснил жёсткие действия полиции предотвращением попытки насильственного свержения власти.

Наблюдая за тем, что происходит в Грузии в эти месяцы, и как радостно реагируют на это российские пропагандисты и идеологи типа Дугина, я думаю, что, может, тогда Саакашвили не так уж и заблуждался в своих оценках. По крайней мере все дальнейшие события на постсоветском пространстве лишь подтверждали, что Россия не мытьём, так катанием будет стараться удерживать бывшие советские республики под своим контролем.

А вот Саакашвили, кстати, остался верен себе: на фоне протестов он объявил о своем решении уйти в отставку и назначил досрочные президентские выборы на 5 января 2008 года. На этом голосовании Саакашвили снова набрал большинство – на этот раз 53,5 %.

Однако в этот свой президентский срок Саакашвили столкнулся с ещё более серьёзным вызовом.

Мы помним, что одной из серьёзнейших проблем постсовесткой Грузии были напряжённые отношения с национальными республиками – Аджарией, Абхазией и Южной Осетией. Еще с девяностых там не выветрились сепаратистские настроения, и статус этих республик оставался как бы подвешенным.

Во время своего первого президентства Саакашвили закрыл вопрос с Аджарией – она добровольно присягнула Грузии, без всяких «но» и особых условий. А ее лидер убежал в ссылку в Россию. Ну а дальше Саакашвили просто залил этот регион инвестициями: посмотрите на сегодняшний Батуми, город-курорт мирового уровня, младший брат города Дубаи.

И вот август 2008-го. Саакашвили ставит себе амбициозную задачу – решить вопрос со статусом Абхазии и Южной Осетии. Оба региона заявляли о собственной независимости, при этом международного признания не имели. Зато всем было известно, что на территории обеих республик еще с советских времен стоит российская армия. И местные силы обороны тоже имеют активною поддержку со стороны Москвы.

Ну, то есть, по сути, заявляя о восстановлении целостности Грузии, Саакашвили решился на открытый конфликт с Россией.

То, что было дальше, в историю вошло как «восьмидневная война». Грузинские войска вошли на территорию Южной Осетии, дошли до Цхинвали – Россия начала типа «защищать» своих миротворцев.

При этом танковые батальоны 58-й армии были заранее стянуты Россией на территорию Южной Осетии – такой вот заготовленный ответ получился. И потом мы этот сценарий неоднократно наблюдали.

В последующие дни было пролито много крови. Российские подразделения продвинулись вглубь территории Грузии, дошли даже до Гори, ближайшего пригорода Тбилиси. Обе стороны применяли авиацию и артиллерию. Лишь 12 августа при посредничестве Европейского Союза было достигнуто соглашение о прекращении огня. Увы, Саакашвили так и не решил вопрос – ситуация наоборот усложнилась: Россия признала независимый статус Южной Осетии и Абхазии, и военное присутствие наглого соседа здесь развернулось ещё шире.

Вот тогда, в 2008 году, мир мог бы вынести замечательный урок из всего случившегося. Однако зарубежные политики отнеслись к этому как к локальной разборке на постсоветской территории – и последствия мы расхлёбываем по сей день.

Как, кстати, и Саакашвили. Ему Путин тоже не простил его дерзость. К 2012 году главным политическим противником Саакашвили становится олигарх, основатель партии «Грузинская мечта», миллиардер Бидзина Иванишвили, тесно связанный с Россией. В октябре 2012 года правящая партия Саакашвили проиграла «Мечте» парламентские выборы.

Можете ли вы представить себе такой сценарий в России, спрошу вас между делом?

Саакашвили – украинец

Сразу после победы оппозиционного блока Иванишвили заявил, что необходимо возобновить расследование дела о смерти бывшего премьер-министра Грузии Зураба Жвании – того самого Зураба Жвании, который много лет назад и пригласил Саакашвили из Европы.

Жвания погиб ещё в 2005 году. По официальной версии – от отравления угарным газом. Однако помимо официальной версии, ходило ещё несколько. И по одной из них к смерти Жвании был причастен Михаил Саакашвили.

Опасаясь судебного преследования со стороны победившего Иванишвили, Грузию стали покидать соратники Саакашвили и лояльные ему госчиновники.

При этом Саакашвили ещё оставался президентом, срок его полномочий истекал осенью 2013 года. По конституции он не мог баллотироваться на третий срок, и в последние дни президентства тоже покинул Грузию. А новоиспечённая партия «Грузинская мечта» до сих пор остается правящей политической силой в стране. В 2022 году Агентство США по международному развитию выпустило доклад, в котором открыто говорилось:

«Богатейший олигарх Грузии захватил государство, что привело к зависимости Грузии от России».

Ну а то, что произошло с Грузией в 2024 году, окончательно развеивает сомнения в том, что руками Иванишвили Россия фактически отцепила Грузию от европейского локомотива. В конце 2023 года страна получила статус кандидата в члены ЕС. Но уже к лету «Грузинская мечта» приняла закон об иностранных агентах, аналогичный российскому, а также внесла в парламент пакет инициатив против ЛГБТ.

Несмотря на многотысячные протесты, постепенно Грузия превращается в миниатюру России, и правящая партия называет всё это внутренним, суверенным делом страны. Однако эти инициативы полностью перечеркивают европейское будущее Грузии.

То, что в 2013 году не удалось пророссийскому президенту Януковичу в Украине — то есть развернуть проевропейский курс страны — получилось у Иванишвлили. Кстати, сценарий этого разворота точь-в-точь повторяет тактику Януковича: сначала репрессивные законы, а затем жесткое подавление митингов. И за всем этим явно виднеются уши Кремля.

Но что же Мишико, жизнь которого была буквально целиком посвящена тому, чтобы вывести Грузию в Европу?

После отъезда на него наштамповали кучу уголовных дел и даже заочно арестовали. Но Саакашвили не спешил возвращаться на родину, а вместо этого занялся политической деятельностью в Украине, которая не собиралась его никому выдавать. Весной 2015 года Саакашвили назначили губернатором Одесской области.

Накануне решением Порошенко ему было даровано гражданство Украины, а гражданства Грузии он лишился – по грузинскому закону о двойном гражданстве.

Через пару лет в Украине Саакашвили оставил занимаемые посты и перешёл в оппозицию – он был недоволен работой Порошенко, обвинял его в покровительстве олигархам, вялых реформах, в отсутствии реальных перемен в стране. Летом 2017 года Порошенко лишил Саакашвили гражданства, а в начале 2018 года Саакашвили депортировали из Украины. В том же 2018 году, на родине в Грузии Саакашвили заочно приговорили к шести годам лишения свободы за злоупотребление властью. Саакашвили все обвинения, конечно, называл несостоятельными.

Но и это не конец! Новый президент Украины Владимир Зеленский в мае 2019 года вернул Саакашвили украинское гражданство, и тот вернулся в Украину – где в том числе стал председательствовать в Исполнительном комитете Национального совета реформ.

Тем временем Россия продолжает подминать под себя грузинское руководство, и в конце сентября 2021 года Саакашвили решает вернуться в Грузию – чтобы дать отпор ползучей оккупации своей родины. Многие говорили, что Саакашвили был вдохновлена храбростью Навального, также вернувшегося на Родину и попавшего в лапы силовиков. И конечно, Саакашвили как и Навальный скорее всего полагал, что рано или поздно выйдет из ситуации победителем.

Саакашвили – политзек

Его возвращение – это сюжет для художественного фильма. В своем фейсбуке он опубликовал фото купленных авиабилетов «Киев – Тбилиси», чем ужасно напугал правящие власти. Они сразу же предупредили, что Саакашвили будет арестован прямо в аэропорту, ведь суды вынесли ему заочных приговоров в сумме на уже девять лет.

Но самолётом Мишико не полетел, а пересёк границу морем – и сразу же уведомил своих оппонентов, что уже находится в родной стране. И пока грузинские власти убеждали весь мир, что Саакашвили врёт, тот преспокойно катался с дальнобойщиками по стране, выясняя народные настроения.

Ну, в конце концов, его, конечно, задержали. В ответ на это политик объявил голодовку, которая продлилась целых 50 дней. Многие называли его возвращение глупостью, другие – авантюрой, но вот послушайте, как он сам объяснил это решение на заседании в Тбилисском городском суде:

«Во время моего президентства жизнь простых людей была гораздо лучше, чем сейчас. Это касается и курса национальной валюты, и безработицы. Трагедия, когда на сезонные работы в Польшу из Грузии едут на заработки толпы грузин. За последние годы из Грузии эмигрировали почти 700 тысяч граждан. Это трагедия, которая происходит перед нашими глазами. Я не мог сидеть в Киеве и смотреть, как разваливается моя страна».

Возвращение Саакашвили спровоцировало уличные протесты с требованием отпустить экс-президента – однако очень скоро его судьба ушла на второй, а то и на третий план. Началась война в Украине, всем стало не до него.

Саакашвили ужасно промахнулся с выбором момента для своего политического шага. В том же 2022 на серии заседаний Парламентская ассамблея Совета Европы, конечно, признала Михаила Саакашвили политическим заключённым и призвала власти Грузии к его освобождению из-под стражи. И даже международные комиссии к нему ездят.

Добились, например, его перевода из камеры в больницу – однако ни о каком триумфальном возвращении в политику речи уже быть не может. Что понимает и сам Саакашвили. После нескольких голодовок, после ряда болезней, перенесённых в тюрьме, он из цветущего мужчины превратился в иссохшего старика. И опять мы видим параллели с Алексеем Навальным.

Недавно Саакашвили из тюремной больницы дал письменное интервью телеканалу Дождь, в котором заявил:

«Согласно украинской разведке, я являюсь личным узником Путина. (…) Можно сказать, что я – единственный человек, которого Путин угрожал убить, но еще жив».

Конечно, в Грузии у Саакашвили нет безоговорочной поддержки – и это хорошо знают многие наши зрители, сейчас живущие в Грузии. Ему припоминают и скандал с пытками в грузинских тюрьмах ещё во время его президентства, и многочисленные злоупотребления, якобы имевшие место. Я общался с Саакашвили несколько раз в Украине: Михаил Николаевич производил впечатление воспитанного, но очень страстного и по-хорошему безбашенного человека с очень быстрыми мозгами.

Вокруг него объединялись такие же пламенные  энтузиасты с неостановимым желанием менять мир к лучшему.

Наверное, мне многие сейчас попеняют, что я излишне его романтизирую. Да, у пламенных реформаторов всегда есть и отрицательные стороны. И их немало. И еще я знаю точно: разбираться с судьбой Саакашвили, с его статусом и будущим, с будущим вообще всей Грузии должны её граждане и только они. Никак не Владимир Путин – руками местных олигархов и богачей, всю дорогу аффилированных с кремлёвским режимом и принимающих пророссийские законы. Я видел, что этот человек сделал с моей страной, и я совсем не желаю такого будущего Грузии.

России пора перестать считать себя империей с неограниченным влиянием на другие территории. России пора перестать разрушать и брать в заложники целые страны. России пора остановиться. И глядя на кадры, которые приходят из грузинской столицы, я понимаю, что возможно, именно молодые граждане Грузии научат Путина знать свое место. И именно президент Саакашвили дал им возможность вырасти такими. Продолжение следует.