Как 11 сентября 2001 года навсегда изменило мир
Вы читаете текстовую версию Разбора
Я очень хорошо запомнил этот день. Потому что так страшно прежде еще не было. Прихожу домой из школы, солнце заливает нашу гостиную, а мама посреди комнаты так и замерла с утюгом перед телевизором. А по телевизору, в новостях показывают людей, выбрасывающихся из Всемирного торгового центра.
Это 11 сентября 2001 года. Террористы захватили несколько самолетов в небе над Штатами и устроили самый страшный теракт в истории человечества. Он унёс жизни почти трёх тысяч человек и разделил современную историю на до и после. Собственно, в последствиях того события все мы и живём до сих пор.
11 сентября 2001 года помнит не каждый, но я расскажу вам. В прямом эфире на наших глазах тогда разворачивалось то, что трудно даже назвать трагедией, на самом деле. Это был какой-то невозможный ад на земле. И полнейший шок. Во время эфира ведущий НТВ Петр Марченко находится в сильнейшем волнении, когда террористы атакуют вторую Башню-близнеца.
Теракт был подготовлен международной террористической организацией «Аль-Каида» с её лидером Усамой бен Ладеном. Но в реальности всё было сделано руками 19 боевиков: они захватили четыре пассажирских самолета. Два из них летели из Бостона в Лос-Анджелес, террористы направили их в Нью-Йорк. В 8:46 утра по Нью-Йорку самолет авиакомпании American Airlines врезался в Северную башню Всемирного торгового центра, это стоэтажное здание. Удар пришелся на верхние этажи: это привело к взрыву топлива и возникновению сильного пожара. Люди пытались выбраться по лестницам, спускались даже на лифтах, но для многих пути эвакуации оказались отрезаны. В этом хаосе мир еще даже не осознал, что происходит. Всем казалось, это чудовищный несчастный случай.
В тот момент американка Констанс Лабетти находилась на 99 этаже Южной башни:
«Я оцепенела. Я не двигалась. Я не могла двигаться. Я видела, как самолет подлетает все ближе и ближе. Я видела буквы “АА” на его хвосте и тонированные стекла кабины. Вот как близко я находилась. На мгновение, только в этот момент, я почти вздохнула с облегчением, пока не поняла… что все те люди в башне погибли».
Через 17 минут после первого удара, в 9:03 лайнер United Airlines врезался уже в Южную башню Всемирного торгового центра. В этот момент весь мир понимает, что в прямом эфире наблюдает теракт, а не случайную трагедию. Возникает ещё один взрыв и пожар, быстро распространившийся по этажам. В этот момент Констанс Лабетти спускается вниз по лестнице и пытается покинуть здание:
«Думаю, я добралась до 72-го или 75 этажа, когда мы услышали – мы почувствовали и услышали – громкий шум. И люди с лестницы начинают падать вниз. Было ощущение, что кто-то взял здание, встряхнул его и поставил на место. Я крепко держалась за перила, поэтому не упала, но многие катились по лестнице вниз».
Третий самолет, захваченный террористами, летел из Вашингтона в Лос-Анджелес. Террористы направили его в здание Пентагона и в 9:37 врезались в его западное крыло. Удар вызвал обрушение внешней стены, затем начался пожар, в результате погибли 125 человек, находившихся в Пентагоне, и все 59 пассажиров и членов экипажа самолета. Еще десятки получили серьезные травмы.
В четвертом самолете террористы встретились с попыткой сопротивления. Этот рейс направлялся из Ньюарка в Сан-Франциско. Пассажиры через звонки близких уже узнали о захвате самолетов в США, поэтому им стало ясно: единственный способ спастись – это перехватить у террористов контроль над полетом. Шансы были слишком малы: в результате борьбы самолет разбился на поле в Пенсильвании. Скорее всего, этот борт должен был ударить по одному из правительственных зданий в Вашингтоне, но точная цель так и осталась неизвестной. Важно и то, что это единственный самолет, у которого сохранился и был найден бортовой самописец – поэтому мы знаем, что происходило внутри и как развивались события. На этом материале было снято даже несколько фильмов.
Замысел террористов был чудовищным в своей простоте. Они знали, что высокая температура подействует на стальные конструкции башен-близнецов, и высотки рухнут. То есть они изначально планировали этот теракт так, чтобы унести не сотни, а тысячи и тысячи жизней. И действительно, уже в 9:59, через 56 минут после удара, Южная башня сложилась как карточный домик. Американка Лабетти успеет покинуть здание за секунды до этого. В 10:28 полностью обрушилась и Северная башня. Город тряхнуло ударной волной, накрыло обломками и пылью, картина была похожа на кино про апокалипсис.
К вечеру, в 17:20, обрушилась еще одна башня – 47-этажное здание «Всемирного торгового центра 7». Из-за слишком близкого нахождения к другим башням в ней тоже начались пожары, которые было невозможно локализовать.
Во всей этой трагедии погиб 341 пожарный, и здесь мне не хочется лепить пустых клише, но действия многих из них и правда были героическими. Почти каждый из них понимал, что идёт на верную смерть, но всё равно они поднимались вверх и эвакуировали людей из здания. Один из пожарных вспоминает это так:
«Я помню, как ко мне подошел один лейтенант. Он тоже был встревожен, и задал мне вопрос: «С нами все будет в порядке?» Я сказал ему, что он должен подняться на семидесятый этаж со своими пожарными, чтобы эвакуировать и спасать людей оттуда. Мы пару секунд стояли глядя друг на друга, не понимая получится ли у нас. А потом он повернулся, позвал своих ребят, и они пошли наверх. Тогда я в последний раз видел своего брата Кевина».
Когда здания рухнули – работа экстренных служб не закончилась, она только началась. Долгие часы пожарные и другие спасатели искали под обломками выживших людей – и поразительно, но такие люди находились. Дженель Гузман-Макмиллан стала последним человеком, которого спасатели нашли живой под обломками, спустя 27 часов после обрушения башни. Она находилась в Северном здании на 64 этаже, когда самолет врезался в него, а когда башня разрушилась, девушка была на 13 этаже. Ее невероятное спасение стало символом надежды для всей страны, если не мира.
События вызвали глобальный шок и потрясение, раз и навсегда изменилось восприятие угрозы терроризма. В истории надолго останутся и кадры того, как президенту Бушу-младшему сообщают о происходящем, в этот момент он находится на встрече со школьниками. Мир навсегда запомнит его растерянное лицо. Это раньше группы религиозных фанатиков казались чем-то локальным, далёким. Тем, что нас вроде как не касается, что уж точно не может повлиять на судьбу одной из мощнейших держав и тем более мира. Но после 11 сентября весь мир понял, что реальность совсем другая.
Ответ на вопрос, зачем это было нужно террористам прост и страшен. Страшен потому, что логика террора никогда не совпадает с общечеловеческой логикой. Бен Ладен организовал всё это в рамках провозглашённой им самим фетвы – то есть такого наставления на основании шариатских норм. В этой фетве говорилось, что долг каждого мусульманина – убивать американцев при первой возможности. Потому что все они поддерживают Израиль, а Израиль по определению подлежит уничтожению.
Да, для «Аль-Каиды» 11 сентября стало днём торжества. Но вряд ли Бен Ладен ожидал такого жесткого ответа США. Прямым следствием стало свержение коалиционными силами во главе с Соединенными Штатами правительства талибов в Афганистане, ну а также вторжение США в Ирак, так называемая операция «Шок и трепет». В результате свержения режима Хусейна и проведенной зачистки силовых органов образовалась огромная протестная база из бывших иракских правоохранителей и военных. Эти ячейки уходили в подполье, вызревали, радикализировались. В итоге спустя годы на территории Ирака появилось новообразование, ставшее известным всему миру как ИГИЛ. Очень быстро оно стало бешено популярным и набрало сотни тысяч сторонников – не только на Ближнем Востоке, но и по всему миру. Ну а дальше вы всё знаете, мы посвятили этому явлению отдельный Разбор.
Главный вывод, который, по-моему, следовал из всего этого, заключался в том, что зло нельзя просто уничтожить ракетами и закатать в асфальт гусеницами танков. Прикинувшись жертвой, оно пойдет искать справедливости и прорастет новыми побегами. Зло можно победить только умом и демонстрацией альтернативы. Чтобы перспектива умереть и унести за собой как можно больше неверных не смотрелась бы привлекательной на фоне массы других возможностей. И, мне кажется, Америка усвоила этот урок.
Когда я учился в Гарварде, вместе со мной в одной аудитории сидели ребята и девушки родом из стран Ближнего Востока. Они имели такие же возможности, такие же перспективы, как и я, выходец из России, или как ребята из Китая и Индии. Важны твои компетенции и твои человеческие качества, и да, современному миру важно и то, откуда ты. Но не для того, чтобы транслировать предубеждения, а чтобы синтезировать новое знание на основе опыта людей с разным бэкграундом. Это один из главных уроков, который я вынес из своего обучения. И я стараюсь и дальше транслировать это знание.
Одиннадцатого сентября весь мир вспоминает ужас того дня. Страны горюют вместе, люди несут цветы к мемориалу, политики обсуждают новые террористические вызовы и способы с ними бороться… Прежний «террорист номер 1» Усама бен Ладен был убит еще в 2011 году, но легче от этого не стало, ведь вместо отрубленной головы «Аль-Кайды» у исламистской гидры выросло сразу много новых. И вот уже ячейки Исламского государства сеют страх и смерть по всему миру.
Среди стран, которых это касается, есть, конечно, и Россия. Нападение на «Крокус» показало, что даже в суперохраняемой столице жертвой террористов может стать, по сути, любой, а что уж говорить про кавказские республики, где преступления, совершённые радикальными экстремистами, в последнее время регистрируются пачками – и правоохранители, похоже, даже не представляют, что с этим делать.
Но вместо того, чтобы сплотиться с миром и вместе бороться с настоящим, а не выдуманным злом, российские власти год за годом демонстрировали нам вот такое, насмешливое, издевательское отношение к американской трагедии.
Фотографии, о которых говорила Захарова, на экране не показали. А жаль, ведь они в полном смысле слова фантастические, потому что не имеют отношения к реальности. Это банальный фейк, и мы рассказывали об этом в одном из недавних разборов. Фейк, нацеленный на принижение оппонента, на создание образа страны-глупца, страны, которая, цитирую, «сама себя высекла», а значит, недостойна сочувствия. Глупые насмешки над американцами превратились в злорадство. И хочется напомнить, что человек, который всю свою карьеру посвятил шуткам о «тупости пиндосов», умер от рака мозга. И в метафорическом смысле с нашим обществом происходит будто то же самое.
Сочувствия достойны все жертвы всех без исключения войн и всех терактов. А к тактике «расчеловечивания» чаще всего прибегают террористы – ну или пропагандисты, заливающие нам про укронацизм и оправданность ударов по жилым домам и детским больницам, потому что там – не люди.
Фашизм шаг за шагом становится политическим мейнстримом в России. Путинская власть навязывает его людям, чьи прадеды с ним боролись.
Год назад призывы Антона Красовского топить украинских детей еще осуждались кем-то из государственным людей. В этом году на сайте телеканала «Царьград» выходит материал о том, что украинцы любого возраста — не люди, и никто во власти с этим уже не спорит. Государство не в силах сопротивляться ненависти, которое оно же само и распалило.
Помните об этом – не только 11 сентября. Помните, что главная валюта современного мира – сострадание и человечность. Как бы вас ни убеждали в том, что жизнь перестала иметь ценность – это не правда. Цените ее и уважайте. Продолжение следует.