Вы читаете текстовую версию Разбора
23 июня 2024 года на пляж в Севастополе упали обломки выпущенной украинцами ракеты, которую сбила российская ПВО. Четыре человека погибли из-за этой ужасной трагедии.
Российские власти не посчитали нужным даже прекращать курортный сезон в Крыму, зато Мария Захарова увидела неожиданные возможности для толкования случившегося, я цитирую:
«Дата для такого удара была выбрана неслучайно – день Святой Троицы. А мы же прекрасно понимаем, что стоит внутри сущности киевского режима – это глубинная ненависть ко всему, что связано с Россией, с русской, российской культурой. И, конечно, православием и христианством в целом. И вот эти буквально ритуальные – а они, я считаю, именно так могут называться, – преступления, которые они совершают, совпадают именно с большими праздниками».
Захарова: киевский режим преднамеренно выбрал день Святой Троицы для удара по Севастополю, ТАСС
Ну, то есть понимаете, куда клонит Мария? Когда скрепные нарративы и косплей Великой Отечественной перестали казаться российскому народу эффективной, пропаганда врубила апелляцию к религиозным чувствам наших сограждан.
И это уже, можно сказать, двойной удар, потому что к пропаганде убийства во имя всякой выдуманной ерунды типа «традиционных ценностей» российские власти подключили самый мощный способ обработки общественного сознания – телевидение.
Сегодня православная пропаганда по степени кровожадности и бескомпромиссности даст сто очков вперед пропаганде военной. Но самое интересное: проповедь жестокости – это ведь совсем не такой тонкий инструмент, как воспитание в человеке христианского сочувствия и сострадания. Это – разрывной патрон, который заставляет ненавидеть сразу всех: и украинцев, и американцев, и трудовых мигрантов, и геев и даже собственную жену.
Царьград
Один из главных рупоров военного православия – телеканал «Царьград». «Первый русский консервативный информационно-аналитический телеканал» – так он сам себя позиционирует.
«Царьград» был зарегистрирован осенью 2014 года на волне патриотизма после аннексии Крыма. Но в полную силу заработал только весной 2015-го. Очень быстро, буквально за какие-то два года, телеканал разросся до большого сетевого медиа – с сайтом и авторскими видео на YouTube. А когда Google заблокировал ютуб-канал телеканала, то Царьград перешел на российские видеоплатформы.
Основатель «Царьграда» – «православный олигарх», защитник традиционных ценностей, миллиардер Константин Малофеев. Это тот самый, который учредил Лигу безопасного интернета с Екатериной Мизулиной во главе. Впрочем, он готов не только в Интернете воевать – в 2014 году Малофеева часто называли спонсором «Русской весны». Известно, что Игорь Стрелков (Гиркин), который в 2014 году захватывал Донецк и Славянск, а также был напрямую причастен к атаке на малазийский боинг, – буквально за год до всего этого работал начальником службы безопасности Малофеева.
Знако́м с православным олигархом был и Александр Бородай, первый председатель правительства так называемой ДНР, а сегодня – депутат Государственной думы России. В 2014 году я брал у Бородая интервью, и он, хоть и называл Малофеева «благотворителем» и собственным другом, однако всячески отрицал его причастность к финансированию ДНР. Впрочем, тот же Бородай отрицал и причастность так называемых сил ДНР к атаке на тот самый малайзийский боинг – а сегодня это уже медицинский, так сказать, факт.
Ну вот так, вероятно, мы и нащупаем главную миссию «Царьграда»: отрицать очевидное и пропагандировать скрепно-православное. Так о чём же рассказывает своей аудитории «Царьград», регистрирующий до 4,5 миллионов уников в сутки? В центре внимания медиа – сразу несколько повесток. Ну, первая – это, разумеется, традиционные ценности.
Детская омбудсмен Львова-Белова в прямом эфире рассказывает удивительные вещи в области демографии:
«Я как дочь, выросшая в многодетной семье в 1990-е годы, когда крайне тяжёлое было положение у всех (а моя семья были бюджетники, тут совсем всё было плохо), и сейчас я многодетная мама, которая имеет опыт с другой стороны – по рождению и воспитанию детей, и здесь я точно могу сказать, что финансовая составляющая играет далеко не главную роль. Конечно, хочется сделать так, чтобы благополучие твоей семьи и финансовая обеспеченность была максимально высокой. Но при этом это не играет большой роли».
Дети, взрослые, семьи мигрантов: пора наводить порядок в России, Царьград
А протоиерей Андрей Ткачёв, который в 2016 году прославился следующей проповедью:
«Нужно женщину ломать об колено, отбивать ей рога. Ломом, ребром ладони, кто как силён. Гнуть её, тереть её, запихивать в стиральную машину. Делать с ней вообще не знаю что. Мужчина должен обломать женщину 100 %».
Священник, призывавший женщин не раздеваться перед врачами, «разрешил» им посещать медиков, ГоворитМосква
Ну вот, теперь у него на канале регулярная рубрика «Ответы».
Второй нарратив, который день за днем, без устали проводит канал – это отчаянная мигрантофобия.
«В Приморье мигрантам за деньги помогали оформлять опекунство на русских детей, чтобы иностранные специалисты могли получить вид на жительство и остаться в России. Вот так используют наших детей».
Охота на сирот: русских детей пора спасать! Царьград
«Депутаты услышали про «Госудуру», но практически никак не отреагировали на главную ключевую тему миграционного беспредела в России – когда страну, в том числе её гражданство, жулики и воры в кабинетах власти распродают оптом и в розницу».
Пронько: про «Госдуру», обидчивых депутатов и всенародное оскорбление, Царьград
Ну, разумеется, неизменная украинская повестка, куда без неё:
«Кто только не воюет на стороне Зеленского в надежде заработать кругленькую сумму и вернуться домой живым! От беларусских националистов до отставных американских морпехов, от известных своей ненавистью к России поляков до исторически обиженных французов».
Экзотика в рядах ВСУ: незавидная участь колумбийских амигос, Царьград
Да, без конспирологии никуда! «Царьград» с радостью подхватывает любую конспирологическую теорию, на сайте для подобных сюжетов есть даже специальный тег «Конспирология», который позволяет оценить степень безумия авторов. Оцените заголовки: «Каббалисты Ротшильда уже сбросили Россию со счетов. Напрасно». Или этот. «“Технотронная эра”: Чиновники запустили в России секретный план Бжезинского».
Ну а для тех, кто утомился от происков, организованных западом против матушки-России, канал предлагает рубрику «Трофейные фильмы». Ну, то есть, по-русски говоря, украденные.
Здесь вы можете вперемешку с шедеврами мировой кинематографии найти второсортные боевики, а также – неожиданно – «На пятьдесят оттенков темнее», сиквел нашумевшей БДСМ-мелодрамы. И как это монтируется с традиционными ценностями, интересно?
Бесогон ТВ
Ну, рассказав про «Царьград», нельзя не упомянуть и зашкаливающий в своей кринжовости «Бесогон-ТВ» и его создателя, Никиту Михалкова. В начале десятых «Бесогон» Михалкова его программы, начинавшиеся поначалу как личный видеоблог, транслировали даже на федеральных каналах. Однако телевизионные начальники быстро опомнились, когда «Бесогон» погнал ковид-диссидентскую повестку.
«Это не прививка в нашем понимании, это чипирование».
Сейчас программу Михалкова приютил официальный канал РПЦ «Спас» – ну, не бросать же юродивого, в самом деле. Ну и «Царьград» его иногда цитирует. А на своем собственном канале, который перекочевал на отечественный видеосервис Rutube, Михалков рассказывает про загнивающий запад, проблемы православия, хвалит Путина и находит неожиданные объяснения началу СВО:
«Специальную военную операцию нам послал бог, чтобы мы наконец проснулись».
Спас
А теперь давайте посмотрим, что про войну думает официальная церковь, РПЦ и их главный рупор – телеканал «Спас», официально присутствующий в сетке тв-вещания, и получающий государственные гранты.
Думаете, что на «Спасе» одни священники? Батюшки в рясах? Естественно, нет. Возглавляет «Спас» Борис Корчевников – человек интересной судьбы. На телевидении он работал с детства – ещё в девяностых участвовал в детских передачах. В 2002 году, когда ему было 20 лет, он делал репортажи на НТВ – в том числе для передачи «Намедни». Потом на СТС вёл безобидные шоу – «Детали», «Истории в деталях», а в 2009 году запустил шоу о путешествиях по загадочным местам планеты «Хочу верить». С этого момента он всё чаще делал религиозные телепередачи и выступал с позиции публичного православного. В 2012 году Корчевников в качестве гостя пришёл на шоу «Специальный корреспондент», где обсуждали акцию Пуси Райот в храме Христа-спасителя. Там Корчевников рассказал, кто его родители. Вы удивитесь:
«Право простить есть у того, кого обидели и кому причинили боль. И вот здесь очень важно, что мы все немножко не понимаем, что не нас оскорбили, не меня, а оскорбили моего отца – Господа, Иисуса Христа, мою мать – Божью Матерь. Их оскорбили».
Специальный корреспондент. Провокаторы, 2012.04.24
В 2013 году Корчевников снял для НТВ документальный фильм «Не верю», в котором рассказывал про врагов РПЦ. Думаю, молодой человек быстро смекнул, что оседлал тренд – его карьера не шла, а летела в гору. Уже в 2017 году Корчевникова назначили гендиректором и генпродюсером телеканала «Спас». С тех пор его высказывания о врагах церкви стало намного радикальнее, чем во времена документальных фильмов для НТВ.
«Интересный способ испытания веры: «Пойди и вырежи, уничтожь народ»».
Главреда «Спаса» Бориса Корчевникова обвинили в оправдании геноцида
В 2022 году сайт Православие.ру сообщал, что ютуб-канал «Спаса» – самый популярный православный ресурс в мировом интернете. Вот просто интересно, они реально хвастаются, что выиграли конкуренцию у, скажем, православной Болгарии с населением в шесть миллионов человек? Или у шестимиллионной Сербии? Хотя всё это неважно, Православие.ру – один из официальных сайтов РПЦ.
Что показывает «Спас»? Например, шоу про мошенников, обманывающих россиян – ведут его Сергей Михеев и Роман Голованов. Оба – сотрудники «Соловьёв LIVE», так что пропагандисты у «Спаса» такие же, как на других каналах.
А вот шоу «Прямая линия жизни» – там уговаривают женщин не делать аборт. Собираются настоятель храма и люди разных профессий, то музыканты, то адвокаты, и объясняют, что аборт – это плохо. Ну, или обсуждают, что пора законодательно запретить аборты:
– «Может быть, разделять врачей? Тех, кто сохраняет жизнь, и тех, кто работает в абортариях?
«Брат, которого хотели убить абортом, вырос и спас моего ребенка». Прямая линия жизни
– В основном да, это платные центры больше склоняют или туда сами женщины от безвыходности идут не предоставляют шанса выбора или время подумать. А, конечно, хотелось бы, чтобы была законодательная поддержка. Врач – это тот в принципе, кто поддаётся приказу».
Есть и шоу о путешествиях. Бывший омбудсмен Павел Астахов ищет руины Содома и Гоморры – это не шутка, там целое шоу про это. Называется оно «Содом. Кара Господня». Астахов путешествует по Израилю и ищет доказательства библейских историй. Официальный синопсис гласит – сомнений в достоверности катастрофы не остаётся. Извините за спойлер, но в конце сезона Астахов просто скажет зрителям, что Библии доказательства не нужны.
В прежние, довоенные времена на канале выходило любопытное шоу, оно называлось «Не верю», где атеисты беседовали с священнослужителями – удивлял даже не формат, а спокойствие и уважительность людей в этих беседах. В гостях были самые разные люди, от Бориса Кагарлицкого, которому мы желаем свободы, до Артемия Лебедева, от Антона Долина до Евгения Понасенкова. Но шоу больше не выходит. Его ведущий Константин Мацан не поддержал войну. Видимо, оказался слишком христианином для Спаса.
Вообще, отличие Спаса от того же Царьграда заключается в тональности. Царьград – это когда вам кричат, что нужно всех перерезать. А вот на Спасе тихо и мягко говорят, что нужно защитить господа бога – то есть всех перерезать, но не забыв перекреститься. Если на «Царьграде» всё тот же протоиерей Ткачёв расскажет, как правильно взять себя за кадык, помолиться и умереть, то на «Спасе» Борис Корчевников будет плакать из-за того, что россияне плохо восприняли мобилизацию.
Вера России – смерть
На третьем году войны, на третьем году бесконечных смертей по обе линии фронта, неожиданно для всех нас стало очевидным, что едва ли не главными промоутерами этой войны стали священнослужители. Нет, я не хочу сейчас во всем обвинять только русскую православную церковь. Мы видим, как умирать и убивать своих единоверцев подталкивают и мусульманские имамы, и буддийские ламы, и, в конце концов, даже марийские карты. Но РПЦ сто́ит того, чтобы сказать о ней отдельно, потому что ни одна другая религия в нашей стране не претендует на роль государствообразующей.
На третьем году войны РПЦ, как, думаю, и духовенство других религий, переживает удивительную метаморфозу. Все, кто не согласен с проповедью ненависти, все, кто хочет молиться за мир, лишены приходов, извергнуты из сана и зачастую покинули Россию. Проповедуют они теперь среди тех, кто издалека с ужасом наблюдает, в какую пучина ада погружается Россия. Ну или служат свои службы онлайн.
Два общественных института с максимальным индексом вовлечения граждан – религия и телевидение – объединившись, оказались невероятно эффективным рупором братоубийства, цинизма, насилия. Настолько эффективным, что уже откровенно абсурдные, чтобы не сказать бесовские идеи, исходящие из уст представителей РПЦ, уже никому не кажутся такими уж дурацкими. Вот церковники придумали отправлять на фронт надувные храмы, но, думаю, никто бы уже не удивился и надувным попам, с записью новой молитвы «убий и расчлени».
Как РПЦ собирается выходить из кризиса, в который ее загнали нынешние церковные иерархи? Как Россия, одумавшись, сможет снова внимать проповедям этих священников? Всё это большие вопросы. Ведь в отличие от тех же чиновников, от тех же артистов, священники не смогут сказать своей пастве: «Меня заставили, меня запугали, у меня не было выбора». У паствы перед глазами Иисус Христос с его страшным выбором умереть за правду.
Но как же быть с истинным православием – с тем, каким его понимали Толстой и Достоевский? С тем, которое во многом является хребтом, сердечником русской культуры? Мне кажется, уже скоро все мы с вами станем свидетелями огромных культурных и даже цивилизационных метаморфоз в России.
Взявшись помогать власти в ее черном деле, РПЦ, без стеснения продемонстрировала свою стяжательскую, кровавую, прогнившую суть. По сути похоронила саму себя.
Но на месте отжившего всегда вырастает новое. Каким оно будет? Скоро узнаем. Продолжение следует.