Categories: Разборы

Курская народная республика. Украина укрепляется в РФ? Что дальше

Павел Каныгин разбирается, что означают последние события. Неужели война действительно пришла в Россию?

Вы читаете текстовую версию Разбора

С утра 6 августа в центре внимания – Курская область. Боевые действия, поражённая техника (авиация и бронемашины), захват пленных. Можно с уверенностью сказать – прямо сейчас линия фронта проходит по российской территории.

За сутки тысячи людей уехали из Курской области – там небезопасно. Власти, тем временем, продолжают делать вид, что ничего или почти ничего не происходит. Организованную эвакуацию не проводят, дежурно отчитываются о выдуманных успехах армии. В Москве говорят: ситуация под контролем.

Однако очевидно, что бои по эту сторону границы не входили в планы Кремля ни два с половиной года назад, ни сейчас. Это неожиданность, которая застаёт российские власти врасплох. Война, которую Путин мечтал провести блицкригом, идет вглубь России.


Итак, первые сообщения об атаке на Курскую область появились рано утром 6 августа в пабликах так называемых военкоров. Ночью – налёт беспилотников, затем – наступление бронетехники. Z-блогеры утверждали, что в наступлении участвуют не менее 11 танков и 20 бронированных машин. По изначальным данным провластных источников, на границе с Курской областью оказалась сосредоточена серьезная группировка – 400 украинских военных уже на территории России, еще две тысячи прикрывают их с тыла.

Российское минобороны хранило молчание до вечера. Только в пять часов вечера по Москве появились первые официальные подтверждения. Цитирую:

«Войска прикрытия государственной границы совместно с подразделениями пограничных войск ФСБ России отражают атаки и наносят огневое поражение по противнику в районе государственной границы и резервам на территории Сумской области».

Прошло лишь пару часов, а в ведомстве уже заявили – враг отброшен на территорию Украины, то есть в ту самую Сумскую область, граничащую с Курской. Правда, вскоре, этот текст пришлось отредактировать. Часть про отступление ВСУ удалили.

В то же время украинские журналисты опубликовали видео с пленными российскими срочниками – именно они встретили на границе профессиональных военнослужащих ВСУ. Пишут, что в плену оказались не менее шести человек.

Итак. Вопреки противоречивым заявлением России, украинские военные вовсе не отступили, даже напротив – заняли позиции на территории Курской области. То есть – буквально – захватили несколько сёл. Российские паблики уже используют формулировку «подконтрольная ВСУ часть Курской области». Направление наступления – пятитысячный город Суджа. По дороге к нему, украинские военные зашли в населённые пункты Дарьино, Свердликово, Гоголевка, Гончаровка. Сама Суджа выглядит сейчас разрушенной до основания.

В Судже на момент записи этого видео по-прежнему нет электричества, воды и связи. Жители города нуждаются в срочной эвакуации – их, я еще раз подчеркну, более пяти тысяч. Но власти молчат.

Вот что местные пишут в городских пабликах: «Пожалуйста!!! Помогите вывезти пожилого папу в Курск, он один, связи с ним нет». Или вот еще одно объявление: «Может сегодня кто-то будет выезжать из этого кошмара, надо взять с собой моих троих родственников, сидят в подвале на Заводской [улице], заплатим сколько надо и даже больше».

Священник Свято-Троицкого храма в Судже записал видео, где рассказал о ситуации в городе:

«Вот уже больше 14 часов Суджу непрерывно обстреливают. Город в хлам. <…> Вся Суджа полыхает. Дым идет от Замостья, с города, с Гончаровки, везде полыхает. Везде прилеты. Вот такая жизнь. Храм у нас полон людей, детей, не у всех есть убежища, не у всех есть возможность уехать. Транспорт не ходит никакой, поэтому мы собираем людей в храме, у нас тут жизнь продолжается. Дети только что плакали, вздрагивали от каждого шума, а теперь вот смеются и играют на коврах. Каждые 10-15 секунд прилет».

Евгений Шестопалов @ Baza

В группе «Подслушано Суджа» появилась инструкция, как вести себя во время боёв.

«Те, кто попытается выехать на автобусах во время активных боевых действий, погибнут с 90-процентной вероятностью. Если пережидаете в подвалах, у вас с собой должна быть вода из расчета три литра на человека в день, запас на месяц. Еда – 300 грамм на человека в сутки. Исключительно гражданская одежда, чтобы вас не перепутали с военным. Заготовленные дрова».

Федеральный телеэфир, конечно же, молчит о реальном положении дел в Курской области. Но телеграм-пропаганда, как обычно, более откровенна. Бывшая советница председателя Госдумы Анастасия Кашеварова пишет:

«Знали, что пойдут ВСУ на Курскую область. Знали, что стягивают силы. Всё как обычно мы знали, ребята с полей докладывали, но наверху ничего не предпринимали. Знаем, что противник будет долбить везде, где у нас дыры. Но мы продолжаем нерационально расходовать человеческий ресурс. Назначать тех, кто проваливал фронт на другие ответственные участки».

Еще один провоенный телеграм-канал «Старше Эдды» прогнозирует длительные столкновения:

«Грядущие несколько дней и даже пара недель, станут временем очень жестких боев как на Курском, так и на Белгородском направлении. Противник скопил крупные силы, а линия госграницы, а если точнее линия фронта, очень протяжённая, так что ударить можно практически в любом месте».

То есть настроения, мягко говоря, панические. Местные жители не знают, что им делать. Пропагандисты констатируют провал и предрекают ещё более масштабные боевые действия на территории России. И вот на этом фоне Владимир Путин вчера днём прокомментировал ситуацию в Курской области. Люди в подвалах, срочники в плену, несколько человек погибли, но он невозмутим:

«Как известно, киевский режим предпринял очередную масштабную провокацию, ведёт неизбирательную стрельбу из разных видов оружия, в том числе ракетным, по гражданским зданиям, жилым домам, машинам скорой помощи».

Путин назвал атаку ВСУ в Курской области «масштабной провокацией», Дождь @ Telegram

И на этом всё. Путин из своего бункера уделил полторы минуты своего времени разговору об обстановке в российском регионе, куда пришла война, а потом вернулся к своим делам – открыл инфекционную больницу по видеосвязи, поинтересовался у министра финансов Силуанова, ездит ли он на мотоцикле, поделился впечатлениями от новой «Лады». А потом возникает вопрос – почему же в Белгороде ненавидят Владимира Соловьева? Да вот поэтому – когда в регионы приходит реальная война, в Москве делают вид, что проблемы не существует.

Так было и когда вооружённые формирования заходили на территорию Белгородской области. Легион Свобода России и Русский Добровольческий Корпус совершали подобные рейды несколько раз и тоже захватывали целые населённые пункты. Кремль точно так же почти не обращал на это внимания. Так и теперь, когда Белгородскую область вот уже полгода обстреливают, когда приграничные города и посёлки стёрты с лица земли – федеральные власти даже эвакуацию не объявляют. Выживайте, как хотите, дорогие граждане.

Устраивая варварскую бойню в Европе, Путин не понимал, что война вернётся в Россию в самом буквальном смысле этого слова. И вот она пришла уже по-настоящему. Ну а что же люди?

Госпропагандисты и законодатели с их запретами до того усмирили аудиторию, что, кажется, просто умертвили её. Для основной массы россиян войны просто не существует. Посмотрите за заполненные веранды московских и питерских кафе. «Война? Нет, не слышали». Сегодня даже если война дойдёт до южных окраин Москвы, никто уже не пошевелится, не встанет. Людей приучили не замечать плохие новости и делать вид, что все нормально. Страх и апатия ввели страну в состояние гипнотического сна. Лишь мятеж Пригожина смог ненадолго вывести ее из этого состояния, когда улицы столицы мгновенное опустели. А из столичных аэропортов полетели бизнес-джеты, а сам Путин словно испарился. Мятеж стал тем самым черным лебедем. То, что происходит в Курске – из той же серии. Случилось неожиданное – и власть делает вид, что ситуация под контролем.

Ситуация последних дней серьёзно отличается от прежних атак украинских прокси. В этот раз наступают регулярные части ВСУ. В Киеве касательно этой операции не высказываются. Однако с тем, что боевые действия ведут регулярные подразделения вооруженных сил Украины, согласны все эксперты. Очевидно, что туда брошены большие силы – вместе с танками и бронетехникой работает ПВО – но пока неясно, хватит ли их для того, чтобы идти дальше. И тем более захватывать Курскую АЭС. Хотя чем чёрт не шутит – группировка уже смогла захватить единственную российскую станцию прокачки газа в Европу. Это означает, что даже после ухода ВСУ из Курской области, с восстановлением важнейшей для Путина газовой станции придется повозиться. Не говоря уже о захваченных там десятках российских военных.

Но зачем украинцам понадобилось наступать под Курском именно сейчас? Одна из версий – она сейчас кажется наиболее правдоподобной – Россия готовила свое наступление на этом направлении. В Курской области скапливались войска, чтобы двинуться в сторону Сумской и попытаться создать там ту самую буферную (или санитарную) зону, о которой говорил не так давно Путин. Под Харьковом за несколько месяцев России это сделать так и не удалось. Вполне возможно, российская армия планировала (или по-прежнему планирует) сделать это чуть севернее.

Вот, например, украинский телеграм-канал «Бахмутський демон» пишет:

«Если бы не происходило то, что сегодня происходит в Курской области, россияне уже в августе атаковали бы Сумщину по принципу Волчанска. Они накопили для этого удара живую силу».

Вылазки вооружённых формирований в Шебекино и Грайворон, дроны над Кремлём, ежедневные обстрелы нефтеперерабатывающих заводов приучили нас к тому, что война ведётся и на территории России. То, что Путину и его окружению плевать на жителей страны, которые прячутся по подвалам, – тоже не сенсация, спросите у белгородцев. Но нынешняя ситуация предлагает нам принципиально новый взгляд на возможное развитие событий. Видимо, все стороны готовятся к неизбежным переговорам, и уж поскольку эти переговоры с большей степенью вероятности просто зафиксируют текущее положение сторон, каждый стремится выгрызть себе кусок посолиднее. Но неудача Кремля под Харьковом показывает, что серьёзных ресурсов для наступления нет. А вот Украина может дальше умело сопротивляться захвату, это сигнал и Западу и самому украинскому обществу.

Закрепятся ли украинские военные в Курской области, окажется ли Суджа и близлежащие населённые пункты под постоянным контролем ВСУ и приведёт ли это к новым переговорным позициям – вопрос открытый. Продолжение следует.