Про одно из главных и самое крупное сражение Второй мировой войны
Вы читаете текстовую версию Разбора
17 июля 1942 года началась самая кровавая битва Второй мировой, которая продлилась 200 дней. Здесь погибло до двух миллионов человек с обеих сторон: это примерно как население Минска или Варшавы. Город пылал в огне с августа 1942-го по февраль 1943-го. Всё это – про Сталинградскую битву.
Для молодых людей, многие только родились в XXI веке, история Сталинградской битвы выглядит примерно как голливудское кино. Здесь, по законам жанра, почти весь хронометраж в битве между добром и злом, и неуклонно сильнее оказывается второе, но в конце – по нереальным, невозможным причинам побеждает всё-таки первое.
Сталинград, нынешний Волгоград, был очень важной точкой для гитлеровского наступления, и вот почему. Это крупный промышленный центр, в котором выпускали танки и артиллерию, а река Волга, на которой стоит сам город – транспортная артерия, по которой из Закавказья перевозилась нефть, источник топлива для советской военной техники. Если бы Вермахт взял Сталинград, исход Второй мировой был бы совсем другим.
С другой стороны, немцы могли бы и не идти на этот город вовсе, а двинуться всей силой в нефтеносное Закавказье. При успехе такой операции Сталинград уже и не был бы столь принципиальной точкой. Но уверенное в себе командование Вермахта просчиталось, и разделило силы на оба направления: было решено брать и Сталинград, и Баку с остальными богатыми нефтью регионами.
Весной и летом 1942 года немецкие войска успешно продвигались на восток, что привело к значительным потерям и отступлению советских войск. В ответ на это 28 июля 1942 года Нарком обороны СССР издал приказ № 227, который в народе получил известность как «Ни шагу назад!». Согласно ему, любые действия, связанные с самовольным отступлением, приравнивались к предательству и карались суровыми мерами, вплоть до расстрела.
Для бойцов и командиров, нарушивших дисциплину или допустивших трусость, создавались штрафные батальоны, которые посылали на самые опасные участки фронта. Тем не менее, немецкие войска количественно и качественно превосходили силы защитников у рубежей Сталинграда, а еще – они имели моральное преимущество, ведь за плечами у них было множество побед. К августу 1942 года оборона Сталинграда была вынуждена пятиться и все-таки отступать в город.
С 23 августа 1942 года со знаменитым гулом смерти гитлеровские самолеты начали атаковать город с воздуха. На Сталинград было сброшено более тысячи тонн бомб – на крыши домов и головы людей.
В ходе таких налётов десятки тысяч гибли от огня, дыма и обломков; бо́льшая часть домов в городе была разрушена. Таким образом Вермахт рассчитывал сломить дух тех, кто находится внутри Сталинграда. И почти сразу после воздушных атак немецкие войска со всех сторон подошли к городской черте уже на земле.
Тем не менее, взять Сталинград оказалось намного сложнее, чем немцы рассчитывали. Возможно, сработало наше пресловутое национальное достоинство и проклятие: готовность жертвовать собой ради «большой коллективной задачи». И советские войска, и оставшиеся в городе мирные граждане оказали самое ожесточённое сопротивление. Сдаваться никто не собирался. Бои шли за каждую улицу и за каждый дом.
13 сентября начался первый штурм Сталинграда немецкими войсками. Предводитель обороны города, командующий 62-й армией Василий Чуйков обосновался на вершине Мамаева кургана. С него открывался хороший обзор на картину боевых действий. Но очень быстро курган стал одной из главных целей немецких войск – и советские офицеры вынуждены были увести командный пункт на другие территории.
За пару дней немцы даже выходят к Волге, фактически разрезав советскую оборону пополам. Но основная линия реки всё-таки остается за советскими силами. И по ней, на бронекатерах в город доставляют военные силы и другую помощь.
Этот путь через Волгу очень опасный: катера регулярно подвергаются немецким обстрелам. Поэтому Чуйков эвакуирует на противоположную часть Волги артиллерию. Так проще доставлять боеприпасы и защищать советские позиции на другом берегу, накрывая вражеские точки.
В то же время, на немцев, занявших позиции у Волги, через реку была брошена 13-я гвардейская стрелковая дивизия генерал-майора Александра Родимцева. Она понесла огромные потери: кто утонул, переправляясь на другой берег, кто погиб едва выступив на землю – но тем не менее, именно подвиг этой дивизии помог отбить немецкое продвижение на берегах Волги в черте города.
Тем временем внутри города шли жестокие бои за каждое строение с крепкими стенами, где можно укрыться и создать точку обороны. В одном и том же здании многие часы могли находиться обе силы одновременно, советские и немецкие – просто на разных этажах.
Позже в своих мемуарах Чуйков писал про уличные бои, цитата: «Ничего страшного не будет, если боец, ведя бой в подвале или под лестничной площадкой, зная общую задачу армии, останется один и будет решать её самостоятельно. В уличном бою солдат порой сам себе генерал».
Но в подвалах некоторых домов во время таких вот сражений продолжали прятаться оставшиеся в живых и не эвакуированные мирные жители – многие из них погибали от голода, ведь в отличие от военных, простым людям неоткуда получать провизию. Вот такая многослойная и сложная картина военной реальности Сталинграда. Каждый вроде сам за себя – и все за родину.
14 октября начался новый немецкий штурм. К этому времени для немцев Сталинград уже давно перестал быть «одной из целей», он становится идеологически и принципиально важной задачей, решить которую нужно любой ценой. Обе армии измотаны и обескровлены. А зима уже не за горами. Волга начинает замерзать – и переправа по ней в осеннее время становится очень трудной для советских сил. В расчёте на то, что они сдадутся, в ноябре немцы предпринимают ещё одно отчаянное наступление – но и оно не приносит победы.
Да, за эти месяцы ожесточенных сражений, к середине ноября 1942 года, силы Вермахта заняли значительную часть Сталинграда, но полностью захватить город они не смогли. А 19 ноября против деморализованного, замерзшего и голодного немецкого войска началась секретная советская контрнаступательная операция «Уран», предполагавшая взятие противника в кольцо.
Для немецких солдат всё это стало сюрпризом. Об операции их разведка не знала вообще ничего, и «советы» смогли скрытно переместить технику к местам наступления. Изобретение операции приписывают «маршалу победы» Жукову, но так это или нет – вряд ли мы когда-нибудь узнаем наверняка.
Так или иначе немецкие войска оказались в кольце врага всего за пять дней. В окружении были 6-я армия Вермахта под командованием генерала Фридриха Паулюса, ключевого действующего лица со стороны немцев, а также часть 4-й танковой армии. Советские войска мобилизовали больше половины всей своей танковой мощи и заблокировали все пути снабжения и подкрепления для окруженных немцев, кроме как с воздуха.
Несколько месяцев они держались, надеясь на прорыв окружения извне. Но ни одна из попыток по деблокированию кольца так и не стала успешной. В результате часть окруженных солдат погибнет от голода, ещё часть – в сражениях, а все остальные попадут в советский плен.
Командующий Фридрих Паулюс сдался 31 января, а 2 февраля капитулировали оставшиеся немецкие подразделения. К этому моменту давно провалилась и операция по захвату нефтедобывающих регионов Закавказья.
Принципиальная роль Сталинградской победы во Второй мировой войне связана не только с материальным или стратегическим аспектами. Эта победа оказалась очень важной морально – как для Советского Союза, так и для всех его сторонников в ходе Второй мировой.
Однако сегодня, в 2024 году, память о Сталинградской битве, об этом величайшем подвиге и величайшей нашей трагедии под угрозой. Путинская манера чтить эту память оскорбляет это сражение и никак не служит данью подвигу нашим прадедушкам и прабабушкам и вообще всем, кто там был. Сегодня этот дедушка в Кремле цинично использует Сталинград, чтобы оправдать в том числе и свои преступления в Украине.
То есть с точки зрения Путина выходит что? Недоработали наши прадеды? Молодцы, конечно, но не до конца. Не добили врага, дали ему уйти, чтобы он, спустя восемьдесят с лишним лет вернулся – так получается?
Дальше – больше. Волгоград, до недавнего времени самый депрессивный российский миллионник, теперь и статус миллионника-то, по сути, утратил. Он давно лидирует в списке городов по убыли населения, однако администрация пытается спрятать этот факт, прирезая к городу новые территории.
Но по факту город уже давно не миллионник. Обычный нищий областной центр с разбитыми дорогами, как после сталинградской битвы. Выходит, вот такое будущее заслужил город-герой, город победитель, пока Путин гоняет выдуманных укронацистов на территории соседнего государства?
От лицемерия стареющего диктатора, я уверен, давно тошнит даже самых близких людей из его свиты. Но те всё равно остаются при Путине и молчат.
Так что в эти странные, страшные времена обязательно должны оставаться люди, которые не молчат – и вспоминают правду про Сталинградскую битву, про блокаду Ленинграда и другие важные события Второй мировой. Не ради спасения собственных задниц и дворцов, не ради одурманивания мозгов зевающих от скуки граждан. Должны быть люди, которые, в конце концов, напомнят всему миру, что Путин не имеет права консолидированно говорить от лица бывших советских граждан, защищавших свою страну, и проводить разные подлые параллели.
Ведь в реальности правопреемники той страны – это все мы с вами вместе, дорогие друзья. Никак не Владимир Путин. Помните об этом, а ещё – о том, что продолжение следует.