Вы читаете текстовую версию видео Разбора
Играли в детстве в «найди 10 отличий»? Давайте и сейчас потренируемся. Вот пост в Telegram-канале председателя Госдумы Володина от 4 мая 2022 года:
А теперь сравните с тем, как американский президент Гарри Трумэн в 1952 году объяснял своим избирателям участие и гибель тысяч американских военных в локальном конфликте где-то в Азии:
«Сегодня мы сражаемся в Корее для того, чтобы завтра нам не пришлось воевать в Уичито, в Чикаго, в Новом Орлеане или в бухте Сан-Франциско».
Ну, то есть Володин вообще не оригинален. Только вот интересно, помнит ли он, чем всё закончилось в Корее?
Противостояние в Корее считается одним из самых страшных эпизодов «холодной войны». Жертвами столкновения Северной и Южной Кореи в 1950-1953 годах стали, по разным оценкам, более двух миллионов человек, причём половина из них – мирные жители.
Из-за войны 4,5 млн жителей Северной Кореи вынуждены были покинуть свою родину. За три года войны США сбросили на территорию Северной Кореи около 635 тысяч тонн бомб, в том числе более 32 тысяч тонн напалмовых…
Почему мы говорим об этом именно сегодня? А потому что всё новое – это хорошо забытое старое. И в логике, аргументах и поступках политических лидеров тех лет невозможно не узнать мотивы сегодняшних руководителей. Но именно это и даёт нам возможность заглянуть немного в будущее и понять, что может быть после. После того, как закончится очередная бессмысленная братоубийственная война.
В самом конце Второй мировой войны, в 1945 году, Соединённые Штаты и СССР на время переходного периода решили разделить освобожденную от оккупации Японии Корею на две «зоны влияния». Временное управление на южной части полуострова отходило американской стороне, и таким образом США получили в своё распоряжение крупный плацдарм на Дальнем Востоке. Северная часть полуострова отходила под управление СССР.
За последующие годы США и СССР так и не смогли договориться о конкретных параметрах объединения Кореи. 15 августа 1948 года на юге полуострова была официально провозглашена Республика Корея во главе с Ли Сын Маном, а 9 сентября на севере возникла Корейская Народно-Демократическая Республика – её возглавил бывший партизан Ким Ир Сен.
КНДР скопировала советскую политическую систему, Республика Корея – западную. Уже в 1949 году между армейскими подразделениями Северной и Южной Кореи начались локальные столкновения: каждый из лидеров хотел объединить полуостров, но только под своим руководством.
В поисках поддержки Ким Ир Сен отправился в Москву, где встречался со Сталиным. Сталин тогда строго-настрого отсоветовал «младшему товарищу» первым нападать на южан. Также из Москвы нагоняй получил и советский посол в Пхеньяне, генерал-полковник Терентий Штыков.
А вот шифрограмма от 27 октября 1949 года, которую ему якобы отправил сам Сталин:
«Вам было запрещено без разрешения центра рекомендовать правительству Северной Кореи проводить активные действия против южных корейцев. Эти указания вами не выполняются. Указываем вам на неправильность ваших действий».
Однако в Пхеньяне по-прежнему царили воинственные настроения. В апреле 1950 года Ким Ир Сен снова добился приема у Сталина и, видимо, всё же заручился его согласием на начало боевых действий. Не возражал против «маленькой победоносной войны» и другой союзник КНДР – китайский лидер Мао Цзэдун.
При поддержке ООН
Датой начала полномасштабной войны КНДР и Южной Кореи принято считать 25 июня 1950 года. Официальный Пхеньян уверяет, что в этот день южнокорейские войска вторглись на территорию КНДР, но были отброшены обратно. Сеул же настаивает на том, что никто никуда не вторгался, а атака северокорейских войск была немотивированной и для «южан» неожиданной.
США вмешались в конфликт молниеносно, сперва одержав победу на дипломатическом уровне. Дело в том, что с начала 1950 года СССР бойкотировал заседания Совбеза ООН – так советские дипломаты протестовали против участия в деятельности ООН представителей Тайваня вместо того, чтобы там заседал Китай (про этот огромный конфликт мы тоже как-нибудь расскажем). Этим и воспользовались американцы.
В первый же день войны, 25 июня, США провели через Совбез резолюцию, в которой выражалась «серьёзная озабоченность» действиями Северной Кореи, 27 июня добились «осуждения» Совбезом действий КНДР, а 7 июля с подачи американцев был принят призыв ко всем членам ООН помочь Южной Корее.
Наложить вето на все эти документы было некому, и под видом объединённых сил ООН США начали переброску своих войск на Корейский полуостров. В общей сложности против КНДР выступило примерно 15 % сухопутной армии Америки, около 40 % активной части флота и около 20 % сил авиации. Войскам КНДР пришлось отступать.
На помощь северокорейскими товарищам закономерно пришёл Китай. В октябре 1950 года в Северную Корею вошли 270 тысяч «китайских народных добровольцев». Однако ни у Китая, ни у КНДР в то время не было хорошей реактивной авиации. И вот уже в ноябре к конфликту подключился СССР, отправивший свои истребители.
Но как бы инкогнито: на бортах и плоскостях советских МиГов были опознавательные знаки ВВС КНДР. Более того – Сталин запретил советским лётчикам перелетать линию фронта, чтобы они не могли попасть в плен. Ну то есть ничто не ново, и «вежливых людей» в Крыму придумал, как мы видим, не Путин с советниками.
Уже к 1951 году ситуация на линии фронта стала «патовой». Командующий американскими войсками генерал Макартур предлагал перенести войну на территорию Китая и даже нанести по КНР ядерные удары. Но к тому времени у СССР уже было собственное ядерное оружие, и это заявление не встретило большого понимания ни в Белом Доме, ни среди американских граждан. Позже президент Трумен так выразил общее мнение по поводу применения ядерного оружия:
«Вся цель того, что мы делаем, состоит в том, чтобы предотвратить Третью мировую войну… Мы не единственная нация, которая учится использовать силу атома… Развязывание атомной войны совершенно немыслимо для разумных людей».
Росли в США и внутренние противоречия: рядовые американцы не понимали, за что погибают их дети на территории далекой чужой страны. На президентских выборах 1952 года Эдлая Стивенсона с большим преимуществом победил кандидат от республиканской партии генерал Дуайт Эйзенхауэр, который обещал своим сторонникам покончить с войной в Корее.
А в 1953 году умер Сталин, и президиум ЦК КПСС проголосовал за скорейший выход Союза из войны. Без поддержки СССР свое участие в конфликте вынужден был свернуть и Китай. Между двумя Кореями было заключено перемирие, однако настоящий мирный договор не подписан до сих пор – более семидесяти лет спустя.
Уроки Корейской войны
Спустя три года кровопролитных боёв в территориальном плане ни КНДР, ни Южная Корея ничего не выиграли, только похоронили миллионы своих соотечественников. Более того, непонятно, кто из «кукловодов» – СССР или США – переиграл противника. Одна из версий – Сталин и Мао Цзэдун не ожидали, что в конфликт в открытую вмешаются американцы.
Ведь незадолго до её начала высшие американские чиновники убедительно говорили, что Корея находится за пределами «оборонительного периметра» Америки, а, стало быть, опасаться их не стоило. Но американцы в конфликт вмешались, и вмешались решительно.
Другие говорят о том, что дипломаты СССР как-то слишком невовремя проявили принципиальность в Совбезе ООН. А ведь могли в любой момент объявленный бойкот прервать, и наложить вето на ту же американскую резолюцию с призывом о помощи Южной Корее. Почему этого не сделали?
Сторонники теории бесспорной гениальности Сталина-полководца настаивают, что втягивание США в конфликт Сталину было выгодно. Вот, например, выдержка из телеграммы Сталина, адресованной председателю Компартии Чехословакии, президенту Чехословацкой Республики Клементу Готвальду:
«После нашего ухода из Совета Безопасности, Америка впуталась в военную интервенцию в Корее и тем растрачивает теперь свой военный престиж и свой моральный авторитет. Едва ли теперь может кто-либо из честных людей сомневаться в том, что в военном отношении она не так уж сильна, как рекламирует себя. Кроме того, ясно, что Соединённые Штаты Америки отвлечены теперь от Европы на Дальний Восток. Даёт ли всё это нам плюс с точки зрения баланса мировых сил? Безусловно даёт».
И вот вопрос: не попал ли теперь Путин в ту же ловушку, что и Гарри Трумен в своё время?
Действительно, Америка крайне болезненно пережила итоги Корейской войны. Тогда, 70 лет назад, после того, как Вашингтон не смог добиться решающего успеха в противостоянии с СССР и КНР, военный бюджет США был резко увеличен, численность армии и ВВС удвоены.
В стране стартовала так называемая охота на ведьм, когда в США началось преследование агентов коммунизма. Почти как сейчас в России гоняются за иноганетами и пацифистами.
Сегодня власти России – которая, как и США в Корейской войне, растеряла весь свой военный престиж, в мощь которой уже никто не верит и которую никто не боится – кажется, хотят провернуть тот же трюк.
Но вот только люди, которые называют себя лидерами России, упускают из виду фактор времени. Решения, которые казались логичными, уместными, своевременными 70 лет назад, уже давно не отвечают современности. Сегодня для того, чтобы быть мощной и уважаемой в мире, державе не нужно наращивать военные бюджеты. То, что было в норме вещей тогда, сегодня уже не катит.
Ну да, можно согнать сотни тысяч соотечественников умирать за выдуманные ценности в войне против гендерно-нейтральных туалетов. Можно закидать соседнюю страну бомбами и сидеть дальше в изоляции. Но настоящая мощь и слава современного государства ровно в другом. Она в открытости и уважении, она в хорошем образовании, в сильном гражданском обществе. Она в умении создавать новые технологии не для убийства, а для сохранения жизней.
Но сегодня Россия повторяет стратегию США без малого вековой давности. С той лишь разницей, что у нашей страны нет президента, который, как Трумэн, сказал бы, что «развязывание атомной войны совершенно немыслимо для разумных людей». Так каким будет для России выход из этого противостояния? Продолжение следует.