Поддержать Продолжение следует
Поддержать
Разборы

Уродина-мать. Как соцопросы врут о мнении россиян

Почему к социологическим опросам в России Владимира Путина стоит относиться с осторожностью

Вы читаете текстовую версию видео Разбора

В легендарном советском фильме «Цирк» рассказывается про то, как американская актриса Мэрион Диксон вместе со своим маленьким темнокожим сыном из-за гадких расистских нравов своей родины сбежала в Советский Союз. На дворе, между прочим, 1936 год, а Мэрион вышагивает в шеренге под алыми флагами и распевает, как ей вольно дышится в СССР.

Ну, я думаю, если бы Мэрион Диксон сбежала из своих Штатов в нынешнюю Россию, то она к концу фильма распевала бы какую-нибудь нетленку от Шамана – теперь по-другому уже нельзя. В 2024 году, на третий год полномасштабной войны в Украине, наш народ будто бы как никогда солидарен в своей любви к родине и президенту. Нас уверяют, что в едином порыве он поддерживает боевые действия и доверяет правительству. Ну, по крайней мере, так говорят нам соцопросы.

Вот, например, официозный ВЦИОМ в феврале сообщил, что 68 % россиян поддерживают войну. И целых 72 % наших соотечественников считают, что каждый должен вносить посильный вклад в СВО. Ну а политику Владимира Путина и вовсе одобряют 80 %.

Да ладно, скажете вы, ну кто же всерьёз относится к опросам ВЦИОМ! Но мне тут есть чем крыть. Взглянем на результаты, которые получает независимый «Левада-центр». По его подсчётам, на март 2024 года Путина одобряют 87 % россиян, а войну в Украине поддерживают аж 48 % наших с вами соотечественников. Чем Путин, кстати, похвастался в послании Федеральному собранию.

О чём это говорит нам? Ну, кроме того, что диктаторы любят считать собственные решения безошибочными, а себя всенародно любимыми? Да вероятно о том, что 87 % народа виноваты в том, что у нас диктатура. А ещё в том кошмаре, который происходит в Украине.

Но погодите! А кто же тогда стоял в очередях за Надеждина? Кто все эти люди на похоронах Навального, скандирующие «Нет войне»? Где те миллионы, которые смотрят расследования команды Навального? И где очередь из добровольцев или хотя бы контрактников, готовых отправиться в зону боевых действий за миллион рублей? Или вот ещё: как получилось, что россияне так быстро «переобулись»? Ведь ещё в январе 2021 года лишь 8 % респондентов готовы были поддержать военные действия против Украины. И всего 6 % считали коллективный Запад врагом. Но уже в 2022 году отношение нашего народа к войне вот так вот кардинально изменилось. Или нет? Давайте разбираться.


Ну, для начала давайте разберёмся, кто и как проводит в нашей стране опросы. Большие социологические опросы в России сегодня проводят ВЦИОМ,  ФОМ, «Левада-центр» и три независимых проекта – Russian Field, Extreme Scan и «Хроники». ВЦИОМ и ФОМ получают заказы от государства. «Левада-центр» гордо зовётся независимым и считается иноагентом, но зачастую показывает такие результаты, что нравится государству даже больше коллег: увидишь их – и уверуешь в розовых пони.

Значит ли это, что тот же «Левада-центр» как-то неправильно опрашивает людей? Или, например, считает неверно? Отнюдь.

Ну, во-первых, как говорил доктор Хаус, все лгут. Цинично, но факт: и участники опросов тоже врут. Вы удивитесь, но не только в России – во всех странах. Есть такая теория, называется «Спираль молчания» – её описала в 1970-е годы социолог Элизабет Ноэль-Нойман. Когда в обществе обсуждается острая тема, которая раскалывает это общество, люди смотрят, какое мнение пользуется большей популярностью. Те, кто согласен с большинством, на опросах будут открыто высказывать ему поддержку. Те, кто убеждены, что они остались в меньшинстве, предпочтут отмалчиваться – кому хочется быть фриком или оказаться в изоляции. Но самое интересное то, что на самом деле мнение большинства может оказаться мнением меньшинства – если его грамотно продвигать по телевизору и в других СМИ.

Ну и не всегда люди лгут сознательно. Не забывайте, что человек живёт не на облаке. Вчера он не знал чего-то о том же Путине и в соцопросе выразил ему поддержку, а сегодня посмотрел наш Разбор и передумал. Или настроения могли измениться по другой причине – как это было после ковида, с которым не справилось ни одно правительство мира. Как говорится, времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Но какой соцопрос может это учесть?

Если люди лгут даже в «вегетарианских» обществах, то что говорить о диктатурах или обществах, раздираемых войной. Нам говорят: 87 % россиян поддерживают Путина. А как удалось это выяснить?

ВЦИОМ и некоторые другие исследователи проводят телефонные опросы, а самые изощрённые интервьюеры ходят по домам: «Левада-центр» гордится тем, что использует в своих опросах метод face to face – то есть поквартирный опрос, самый, казалось бы, вызывающий доверие. Но если взглянуть на предмет с другой стороны: дом – это пространство, в котором вы чувствуете себя в безопасности. И тут приходят какие-то люди, которые знают ваш номер телефона, имя, адрес. И спрашивают вас: «Поддерживаете ли вы действия российских вооруженных сил в Украине?». С учетом действующих в нашей стране законов о фейках и о дискредитации армии, а также об оправдании терроризма этот вопрос, как верно замечает Екатерина Шульман, звучит на самом деле как:

«Поддерживаете ли вы специальную военную операцию? Или хотите сесть на 15 лет?».

Это как если бы в 1937 году к вам в коммуналку пришли с вопросами, как вы относитесь к товарищу Сталину. Представляю, что бы вы ответили, какую песню бы запели.

Ответ «не поддерживаю» фактически означает, что вы готовы сесть в тюрьму за убеждения. Вообще удивительно, что кто-то ещё открыто заявляет о своём несогласии. И не просто кто-то – так отвечают 19 % респондентов у Russian Field и – держитесь за стул – тоже 19 у ВЦИОМа. И я горжусь тем, что мы с этими людьми – соотечественники.

Но может быть вы тоже из тех, кто готов сесть за убеждения, только не помните, чтобы вас об этом спросили? Здесь, опять же, политическая обстановка шутит с социологами плохую шутку.

Смотрите. Для того, чтобы составить представление о том, что творится в голове у всего российского общества, совсем не обязательно опрашивать все это общество. В социологической науке есть такое понятие как репрезентативная выборка: это такая маленькая проба от всего общества, которая повторяет характеристики генеральной совокупности. То есть в этой выборке такое же распределение полов, возрастов, уровней дохода и образования, как и во всей России. И вот считается, для того, чтобы сделать вывод целиком о нашей стране, достаточно опросить 1600 человек – главное, правильно составить эту выборку.

Действительно, если бы людям задавали какой-нибудь безобидный вопрос, например, про подарки на Новый год или отношение к благотворительности – мы получили бы результат, который хорошо отражал бы позицию россиян в целом. Но с опросами на чувствительные и опасные темы традиционные социологические инструменты дают сбой!

Вот, к примеру, на сайте «Левада-центра» указано, что участие в опросе о войне в Украине приняли 1628 респондентов. Но знаете что? Там не указано, сколько человек отказались отвечать. Зато об этом пишут Russian Field: прежде чем собрать 1651 анкету, они получили 29 тысяч отказов. Получается, что из сотни человек 94 не участвуют в опросах. И вполне вероятно, отвечать на вопросы об отношении к войне и Путину соглашаются как раз те, кто смотрит воскресный вечер с Владимиром Соловьевым. Ну это как если бы верхушку российского списка Форбс опросить на тему: «где планируете отдыхать этим летом» – а потом выдать этот результат за общероссийский. То есть это даже не пресловутая средняя температура по больнице – это край спектра.

Вот так и устроены эти колоссальные проценты поддержки Путина: это 87 % от тех 6 %, что согласились отвечать. На таких основаниях делать вывод о всенародной поддержке нельзя.

Так поддерживают россияне войну или нет?

После терракта в Крокусе поддержка войны россиянами выросла – об этом говорят и независимые исследователи.

Но я бы на месте правительства не обольщался. Выразить поддержку в соцопросе не значит реально поддерживать. Настоящая поддержка – это когда люди готовы что-то делать для войны, например, поехать воевать добровольцем, давать деньги, мастерить дроны.

Но такой поддержки что-то не видно. Даже наоборот: как только речь заходит про мобилизацию, так люди сразу занимают позицию «моя хата с краю», и мы видим аншлаги на рейсы в Ереван и Дубаи. Не видят необходимости во всеобщей мобилизации – 69 % респондентов, а ещё 19 % затрудняются с ответом. Авторы Z-каналов жалуются на народ – ему лишь бы развлекаться, а лично участвовать в войне «желающие не хотят».

Так что всё это значит, спросите вы? Вот те, которые против мобилизации – они на самом деле против войны? Тоже нет. Только в кино бывает, что у каждого персонажа есть чёткие убеждения и сюжетная линия прописана на 17 серий вперёд. В реальности у людей нет своего мнения по вопросам, решения по которым принимали не они, и на которые, как им кажется, они не повлияют даже в конце шоу.

Точнее всего отношение россиян к войне отражает слово ПОФИГ. Даже когда война пришла на территорию России. Это хорошо показали атаки на Белгород и Курск – их беды вообще не тронули соотечественников. Причины этой индифферентности мы разбирали в специальном выпуске, посмотрит если не видели. Но было бы неверно говорить, что пофигизм поразил всех. Для сравнения – похороны Навального собрали толпы людей, а паводки и наводнения собрали не только толпы, но и деньги. Вон под Оренбургом люди даже построили частную дамбу за какие-то пару дней. Но по поводу войны мы такой общественной консолидации не наблюдаем.

Большинство россиян – не за и не против Путина. Не за и не против войны. Они за то, чтоб от них отстали и не мешали устраивать свою жизнь. До политики большинству дела нет – но ведь ни «Левада-центр», ни ВЦИОМ об этом не спрашивают.

Кремлю пофигизм россиян, конечно, выгоден. Пусть думают о своих дамбах, ремонтах, кредитах, – только не о политике. В этом главная опасность соцопросов во время войны: они убеждают усомнившегося или задумавшегося россиянина в том, что все остальные поддерживают Путина – и возмущаться бесполезно.

Такие опросы называются манипулятивными – вопросы в них заранее формируют мнение респондента. Грешит таким даже «Левада-центр», который спрашивает россиян, как они относятся к Сталину, и выясняет, что каждый второй восхищается им или уважает. При этом знаете, как звучал вопрос, который задавали респондентам? Вдохните поглубже, я цитирую:

«Как вы думаете, оправданы ли человеческие жертвы, которые понёс советский народ в сталинскую эпоху, великими целями и результатами, которые были достигнуты в кратчайший срок?».

То есть сами результаты и цели респондентам оценивать не предлагалось – они априори великие – просто скажи, стоит ли это жертв. А под жертвами можно понимать что угодно. Хоть жизнь в коммуналках проголодь.

А представляете, какие были бы результаты, если бы социологи вместо своей формулировки взяли бы ту, что предложил Евгений Ройзман, возмущенный формирующим опросом Левады? Попробуйте вы сейчас ответить на вопрос:

«Если ваших родителей по распоряжению Сталина выволокли ночью из дома, оболгали, пытали, убили без суда и следствия, а потом кинули в яму, как собак – оправдали бы вы его?».

Хотя вообще на словах россияне поддержат любой треш. На днях из школьной программы убрали роман Гроссмана «Жизнь и судьба». Там в одной главе Сталин вспоминает жертв террора, стройку мертвецов в Заполярье и думает: победителей не судят. Это точное наблюдение: россияне действительно поддержат любого, кто пройдёт победным маршем. Ну вот вспомнить хоть пригожинский бунт.

Но значит ли это, что россияне своим пофигизмом целиком и полностью в ответе за продолжение войны?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте взглянем на дело с другой стороны. Подсчитано, что один день войны обходится Кремлю минимум в 500 миллионов долларов. И ежедневно же Россия получает даже больше 500 миллионов долларов от стран Запада за нефть, газ и цветные металлы – напрямую или через посредников. Я бы предложил коллегам из CNN и других западных медиа поменьше считать головы россиян, поддерживающих Путина, и побольше считать деньги, которыми западные лидеры оказывают войне реальную, а не голословную поддержку.

Ну так и что, получается, соцопросы совсем бесполезны?

Я бы не торопился с таким утверждением. Как раз-таки именно эти ложные отражения общественного мнения в какой-то момент могут похоронить режим Путина.

Всё дело в том, что рейтинги поддержки, живописно нарисованные Левадой или ВЦИОМом, обманывают не только зрителей телека, но и сами власти. Это такой бумеранг: сначала они направляют своей аудитории месседж про то, что большинство поддерживают Путина, потом получают ответку в виде результатов соцопроса. И сами в эту ложь начинают верить.

Эта наивная вера в выдуманную реальность уже сыграла с Кремлем злую шутку в феврале 2022 года. Когда генералы спецслужб поверили в картинку, нарисованную прикормленными в Украине агентами, и решили, что в Киеве колонны российской техники действительно будут встречать с цветами. Последствия страна расхлебывает до сих пор, но власти вновь и вновь повторяют ту же ошибку! Сейчас Путин искренне полагает, что россияне действительно поддерживают войну, хотят воевать и умирать – и выстраивает свою политику исходя из этой как бы аксиомы. Но россияне-то хотят совсем другого. Они хотят сажать картошку, растить детей, наконец, просто пить пиво на выходных – но никак не умирать за выдуманные идеалы. К чему приведет этот разрыв в оценке действительности? Скоро узнаем.

Продолжение следует.

    Подпишитесь на рассылку. В случае блокировок РКН – мы всегда останемся на связи!

    Разборы

    Похитители Рождества. Сколько теперь стоят новогодние праздники

    19.12.2024

    Разборы. Продолжение следует

    Последние годы цены на полках российских супермаркетов меняются почти еженедельно. Особенно это заметно перед Новым годом, когда мы идем в магазин за почти неизменным списком продуктов для новогоднего стола. Разбираем, на сколько подорожала «новогодняя классика» и в чем причина такого стремительного роста цен

    Разборы

    Паша, все х@@ня, давай по новой! ТОП бессмертных политических мемов

    Сосули Валентины Матвиенко, шпиль Солсбери, откуда на Беларусь готовилось нападение и многое другое. Разбираем главные политические мемы!

    17.12.2024

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Это была истерика. Как Путин отомстил за Крошку Цахеса

    16.12.2024

    Разборы. Продолжение следует

    Разбираем лучшие годы высокой журналистики на Телеканале НТВ, а также то, как канал перешел дорогу Кремлю и что из этого стало

    Разборы

    Страна за гаражами. Самая мужская скрепа России

    Разбираем гаражи, неизменные атрибуты любого российского города. Почему в СССР возник этот уникальный феномен и как со временем гараж стал чем-то большим, чем место парковки машины

    14.12.2024

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    История «русского порно». Горячий разбор от Лысого

    12.12.2024

    Разборы. Продолжение следует

    Без стыда и эвфемизмов разбираем историю становления российской порнографии

    Разборы

    Жена Асада смертельно больна и не может лечиться в Москве

    Что ждет Башара Асада и его семью в холодной России? Как Эргодан переиграл Путина в Сирии, а также почему многолетний режим Асадов пал так внезапно и без сопротивления?

    10.12.2024

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    ФСБшники говорили мальчикам, что ЭТО нормально и не против закона

    09.12.2024

    Разборы. Продолжение следует

    Как и зачем ФСБ России подставляет подростков под уголовные дела о терроризме и экстремизме вместо того, чтобы бороться с реальными преступниками

    Разборы

    Свобода, деньги и секс. Лучший плейлист 90-х

    Музыка 90-х стала глотком свежего воздуха и долгожданной свободы для российского общества того времени. Как формировался феномен поп-музыки 90-х, какие смыслы транслировали исполнители со сцены и почему мы так любим хиты той эпохи

    07.12.2024

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    «Яндекс. Потеряно все». Взлет и падение российской компании-мечты 

    05.12.2024

    Разборы. Продолжение следует

    Разбираем путь успеха российского технологического гиганта «Яндекс», а также компромиссы, на которые ему пришлось пойти по дороге

    Разборы

    На пенсию в 18. Разбор самого жестокого и бизнесового спорта в РФ

    Что не так с самым патриотичным российским спортом – фигурным катанием?

    03.12.2024

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Где деньги, Эльвир? Отрезвляющая правда начинает доходить

    30.11.2024

    Разборы. Продолжение следует

    О чем говорит падение рубля? Ждет ли Россию новый рост цен и экономический кризис, а также совершит ли очередное чудо Эльвира Набиуллина?

    Разборы

    Россия вошла в пучину техногенных катастроф

    Почему в России так часто ломаются лифты, прорывает трубы и случаются аварии. Что за злой рок преследует нашу страну – и можно ли что-то с этим поделать

    29.11.2024

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    «Я породил Путина». История «крёстного отца» демократии Собчака

    28.11.2024

    Разборы. Продолжение следует

    Разбираем противоречивую личность бывшего мэра Санкт-Петербурга, начальника и наставника Владимира Путина в политике – Анатолия Собчака

    Разборы

    Правда Нюрнберга, скрытая Москвой: как убийцы судили убийц

    Разбираем неприятную правду о Нюрнбергском трибунале. Почему подсудимые нацисты искренне считали себя невиновными и были шокированы приговором? Что пытались скрыть страны-союзники? В каких преступлениях были виноваты сами судьи?

    26.11.2024

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Бурные реки тиктока. Как дедам понять 20-летних

    25.11.2024

    Разборы. Продолжение следует

    Как TikTok – соцсеть из подцензурного Китая стала оплотом свободы и доброты в России

    Разборы

    Сдала мужа на «СВО» против его воли. Что власть творит с российскими женщинами

    Протестовать, прятать, увезти из страны или сдать на «СВО» на заработки? Разбираем, какие стратегии выбирают российские женщины, когда их мужьям и сыновьям приходят повестки

    22.11.2024

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Олигархи ждут, когда сменится ветер. Разбор настроений

    21.11.2024

    Разборы. Продолжение следует

    Отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. Разбираем, какие стратегии выбрали для себя богатейшие люди России после начала полномасштабной войны в Украине

    Разборы

    Президент Василенко. «Человек-улыбка», которого выбрала Россия

    Николай Анатольевич Василенко. Человек-мем или воплощение России, в которой хотят жить её граждане?

    19.11.2024

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Чудо Набиуллиной на исходе. Экономика трещит по швам из-за зарплат СВОшникам

    18.11.2024

    Разборы. Продолжение следует

    Российская экономика выстояла, вопреки прогнозам экспертов и ожиданиям экономистов. Разбираемся: это Путин всех переиграл или же пузырь перегретой ВПК экономики вот-вот лопнет?