Categories: Разборы

Опухоль Пригожина. Как вагнеровцы меняют российское общество

Куда подевались вагнеровцы – эти народные любимцы, которых россияне встречали с цветами во время марша на Москву

Вы читаете текстовую версию видео Разбора

Июнь 2023 года, Евгений Пригожин и его наёмники начали свой марш справедливости. Пока регулярная армия пропускала мятежников и почти не пыталась их остановить, россияне встречали «вагнеровцев» как героев. Евгений Пригожин почувствовал на себе такой шквал народного обожания, что даже Путин в своем бункере, наверное, обзавидовался. Цветы, рукопожатия, совместные фото… Улучили свою минуту славы и его подчинённые – наёмники ЧВК «Вагнер».

Года с тех пор не прошло, и где теперь «Вагнер»? Пригожин ликвидирован, подразделения расформированы, а россияне с ужасом читают новости про вчерашних героев.


ЧВК «Вагнер» появилась в 2014 году. В России запрещено создавать негосударственные вооруженные формирования – это противоречит конституции, однако Евгений Пригожин был не из тех, кто ориентировался на законы. Его личная армия участвовала в вооруженных конфликтах в Африке, в Сирии и на востоке Украины. Ну, там, где российская власть не хотела публично себя показывать, там и появлялся «Вагнер».

При этом от официальной российской армии «Вагнер» отличался не только тем, что якобы не имел отношения к государству. Отличался он еще и качеством работы. В середине десятых обычный наёмник пригожинской ЧВК – это бывший контрактник российской армии, который покинул службу в поисках лучшей жизни. Кто-то ушел из-за низкой зарплаты, а кто-то просто из-за крепчающего маразма командования. Некоторые военные блоггеры тогда даже обвиняли «Вагнер» в том, что он выкачивал из регулярной армии лучшие кадры. Мол, из-за этого в вооружённых силах оставалось всё меньше людей, способных изменить ситуацию изнутри.

Помимо армейского опыта и недовольства порядками в вооружённых силах, вагнеровец должен был обладать особым складом ума. Говоря проще – быть готовым убивать за деньги. Не задавать вопросов, когда начальство посылает на восток Украины или в Сирию.

Евгений Пригожин, который долгие годы отрицал любую причастность к ЧВК «Вагнер», в то же самое время вообще не жалел денег на пропаганду своего детища. Он, например, спонсировал фильмы про ЧВК, романтизируя профессию. А романтическое прикрытие такой профессии действительно требовалось, потому что тогда, в десятые годы, в России было куда меньше людей, переступивших порог ада и готовых на всё ради денег.

Вот, например, в 2019 году мой коллега из «Новой газеты» Денис Коротков опубликовал видео жуткой казни дезертира из армии сирийского диктатора Башара Асада – именно тогда мир и узнал про изощренный способ убийства человека кувалдой. Ну, по почерку вы можете узнать, что это были именно вагнеровцы. Вот к такому уже тогда должен был быть готовым рядовой Вагнеровец.

Пригожин – циник. Он не спрашивал, может ли человек убивать. Он спрашивал, сколько это будет стоить.

Однако для широкой аудитории рядовой вагнеровец все еще сохранял размытый образ такого вот «солдата удачи», готового ввязаться в разные там сомнительные авантюры, только бы образ родины остался незапачканным.

Но вот в 2022 году российская власть начинает полномасштабное вторжение в Украину. Очень скоро становится ясно, что силами регулярных – разболтанных, непрофессиональных частей в этой войне не победить. На помощь государство зовёт Пригожина и его головорезов.

Именно ему власти дают карт-бланш на вербовку заключённых – тогда, в самом начале войны, самому государству идти на такое еще как-то неловко, и они привлекают Пригожина, который не боится запачкать руки. И вот на модном вертолете начальник головорезов летает по колониям, рекрутируя зеков.

Вот так профессиональные убийцы из числа бывших военнослужащих стали воевать плечом к плечу вместе бывшими зеками. И среднестатистический вагнеровец образца, скажем, 2016 года не имеет ничего общего с средним вагнеровцем образца 2023 года. Единственное, что их объединяет – готовность убивать.

Помимо вербовки в тюрьмах, Пригожин начал активно пылесосить регионы на предмет набора добровольцев. Понятно, что очень сложно преподать зека, еще вчера мотавшего срок за убийство, как нового героя. Как образец для подражания. Очень сложно убедить обычного российского парня встать с ним в один строй.

Но Пригожин не был бы Пригожиным, если бы не был мастером тонкой пропаганды. В 2022 году он с нуля, практически из ничего вылепил новый образ для своих подразделений, а заодно и для всей военной кампании в Украине. И образ этот был намного ярче, привлекательнее чем то, что пытались скормить россиянам пропагандисты от минобороны.

Ну, во-первых, железная дисциплина в рядах. Видели кодекс бойца ЧВК «Вагнер»? Ну это же просто 10 заповедей! «Не бухай, не воруй, не насилуй, не убивай мирных. Не кичись своим ремеслом!» не все их разумеется соблюдали. И Пригожин был показательно жесток с нарушителями этих правил. Каждый вагнеровец помнил про кувалду. Но это было лишь одно из направлений по созданию нового образа ЧВК.

Уже через несколько месяцев после начала войны Евгений Пригожин стал давать много комментариев о боевых действиях. Из них напрямую выходило, что это «Вагнер» воюет, а регулярная армия сопли жуёт. Пригожин акцентировал внимание на своих успехах – это «мы» взяли город, не российская армия, а именно «мы», «Вагнер».

К началу 2023 года Пригожин вошел уже и прямой, открытый конфликт с Министерством обороны. Картинка, транслируемая Пригожиным и многими военкорами, стала выглядеть так: Министерство обороны, управляемое непрофессионалами и ворюгами, воюет плохо. Да еще и саботирует действия пригожинских подразделений. А вот ЧВК Вагнер, вербующий зеков, воюет, наоборот, хорошо – потому что их обучают профессионалы, ими командуют опытные бойцы. Не важно, было ли это так на самом деле – но Пригожин сумел создать такое ощущение у всех. Об этом писали и американские, и британские, и украинские аналитики, об этом говорили военкоры и пропагандисты, симпатизирующие Пригожину.

И тогда он сделал следующий ход: начал потихоньку проводить ту мысль, что вагнеровцы вроде как приносят себя в жертву. И если не будут воевать они, то будут воевать все другие. Постепенно к этому нарративу добавился ещё и мотив искупления. Мол, совершил человек ошибку, а теперь пожертвует собой на благо стране. Пригожин говорил об этом сам, его поддержали пропагандисты, снимая фильмы про заключённых. Этот посыл поддержал даже Путин, ну и естественно Песков.

В итоге совместными усилиями сам Евгений Пригожин, пропагандисты и российские власти, пустившие всю эту историю на самотек, вылепили образ вагнеровца как такого бесстрашного и благородного воина со сложной судьбой. И вот вам картина.  К началу 2023 года, когда российские власти угробили тысячи мобилизованных и боевыми неудачами полностью дискредитировали свои вооружённые силы. А ЧВК «Вагнер» на их фоне стал выглядеть как ультрапрофессиональная организация, выстроенная на принципиально ином идейном базисе в сравнении с государственной армией.

Тут нужно повторить еще раз – и это важно понимать: жестокость и цинизм Пригожина был запределен. Он не герой, а самый настоящий злодей, убийца и моральный выродок. Я не пытаюсь его оправдывать, но анализирую, почему его фигура стала так привлекательна для россиян.

В цинизме и жестокости он мало чем отличался от российской власти. Но было кое-что, в чём он российским властям составлял разительный контраст. Он был со своими убийцами честен. Он держал слово. Не врал. Платил своим боевикам деньги, поддерживал семьи погибших. Те, кто пошёл воевать в расчёте на помилование – это помилование получили.

Просто сравните всё это с действиями российской власти, которая бесконечно врёт и забывает про свою ложь. И почувствуйте, как говорится, разницу. Шойгу обещал мобилизовать 300 тысяч человек, а спустя полтора года говорит, что мобилизовано было 500 тысяч. И эти мобилизованные не могут покинуть зону боевых действий, пока война не закончится, или пока они не погибнут.

Пропагандисты бесконечно рассказывали, что вот-вот возьмут Киев. Взяли? Нет. Пригожин обещал захватить Бахмут и сделал это. Ну и кто в этом жабогадюкинге выглядит привлекательнее?

Пригожин очаровал забитое российское население незыблемостью правил. Тот общественный договор, который он предлагал, не имел ничего общего с законом – но этот договор безоговорочно исполнялся. Ну и жёсткая рука, вот это вот всё – такие качества руководителя россияне исторически приветствуют, а других, к сожалению, не знают. Да ещё у Пригожина  это сочеталось  с элегантным наскоком на высшее руководство! Откуда, если у нас в архетипе преклонение перед силой и установка: Бьет – значит, любит.

Да и вспомните, как он шарашил по боярам! Он произносил вслух всё то, что так хочет, но не может сказать обычный россиянин. И даже прыгал на самого Путина! Помните же, его знаменитую реплику: «Как выиграть войну, если вдруг дедушка – мудак?». Кого, думаете, он на самом деле имел в виду, если дедушка у нас только один. Не бабушку же, как говориться.

Свою чёрную харизму Пригожин эффективно распространил и на самих вагнеровцев. Постоянно снимая видео с наёмниками, он делился с ними своей популярностью. Постепенно образы их сливались. Уважаешь Пригожина – уважай и его «зеков». К тому же тут и традиционные для нашей страны мотивы подтянулись. Ну, знаете, вот эти вот все «от тюрьмы и от сумы…». В глубинной нашей России чуть ли не у каждого есть родственник или знакомый, который сидел. О правосудии все более-менее наслышаны. Так что вагнеровцы смотрелись самыми настоящими робингудами!

Пригожин чутко уловил этот огромный запрос на справедливость в российском обществе – и предложил ответ на этот запрос. Может кому-нибудь и хотелось бы видеть справедливость в другой форме, но что есть, то есть.

Еще раз давайте посмотрим этот заход «вагнеровцев» в Ростов, когда люди встречают Пригожина как настоящего героя, – в этом сюжете концентрация всего. И ликование, и надежда, и робкое заискивание перед новым барином. Который, несомненно, дойдет до Москвы и всем там настучит. И жизнь наша исправится. Хоть немножко, но станет лучше.

И еще раз давайте проговорим: все это медийный образ.

Понятно, что этот образ был сильно зависим от образа самого Пригожина. Не стало Пригожина – рассыпалась и хрупкая репутация его боевиков. Как в сказке: чары развеялись, и все вдруг стали видеть их настоящий облик.

Еще недавно их звали в школы, улицы называли их именами, а про реальные их биографии и поступки писали только независимые СМИ – то теперь вдруг все про это стали говорить открыто. «Вернувшегося с СВО расчленителя из Забайкалья приговорили к сроку за повторное убийство». «Бывшего «вагнеровца» объявили в розыск за изнасилование 13-летней девочки». «Под Волгоградом бойца ЧВК «Вагнер» задержали за изнасилование ДВУХ несовершеннолетних девушек». «В Красноярском крае задержали бывшего наемника «ЧВК Вагнера», подозреваемого в убийстве двух женщин». «Вернувшийся с войны вагнеровец арестован за массовое убийство», ну и, наконец «Вагнеровец» из Брянска убил 90-летнего отца пресс-секретаря РПЦ Владимира Легойды».

Конечно, такую вспышку насилия со стороны бывших бойцов ЧВК «Вагнер» легко объяснить чисто житейски. В одночасье на свободе оказались тысячи, как говорят психологи, авторов насилия. Да, не все вагнеровцы сидели в тюрьме за убийства. Но даже если человек был осуждён по пресловутой 228-й (уголовной статье за приобретение и хранение наркотических и психотропных веществ), а потом чудом выжил в так называемом «мясном штурме», где не считаются с человеческими жизнями, – вряд ли такой человек сумеет сохранить адекватность.

Бывшие вагнеровцы приходят в российские города с посттравматическим синдромом и без возможности устроиться на нормальную работу. Зато с пониманием, что, во-первых, они герои и им все должны. А во-вторых, если опять посадят, то будет ещё один шанс выйти на свободу – ведь теперь зеков вербует не «Вагнер», а Министерство обороны. Будь Евгений Пригожин жив, быть может, он и прижал бы отморозков к ногтю, напомнил бы про кувалду. Но Пригожина нет – и кого им бояться-то после всего, что пройдено? Российской тюрьмы что ли?

Россия будто бы обречена вновь и вновь повторять эту архетипическую для нашей страны женскую судьбу: влюбляться в отморозка вроде Пригожина, жалеть его, оправдывать, а потом терпеть его насилие.

За несколько дней до мятежа Пригожин заявил, что с фронта вернулись 32 тысячи бывших заключённых, прошедших службу в «Вагнере». Трудно представить, сколько их сейчас, но очевидно, что они будут появляться в новостях и дальше. Продолжение следует.