О российском счастье, которое – исторически так сложилось – у нас со слезами на глазах
Вы читаете текстовую версию видео Разбора
Если верить статистике ВЦИОМа, на данный момент 84 % россиян считают себя счастливыми людьми. При этом 48 % называют себя скорее счастливыми, чем нет, а 36 % уверены в своем счастье на все сто.
Как радостно утверждает ВЦИОМ, «с 2015 г. уровень счастья в России остается стабильно высоким, тогда как доля испытывающих абсолютное счастье за этот период не опускается ниже 30 %».
Есть, впрочем, и другая статистика: за первые 11 недель 2024 года в России было продано на 33 % больше антидепрессантов, чем ещё год назад. И это притом, что в прошлом году антидепрессанты также показывали рекордные продажи. В чём же дело?
Справедливости ради, продажи антидепрессантов в России показывают стабильный рост с 2015 года (интересно, что именно с того года, по утверждению ВЦИОМа, россияне стали чувствовать себя особенно счастливыми). До этого на протяжении 10 лет на российском рынке лекарств от тревоги и стресса доминировал «Афобазол».
«Афобазол» продается в России с 2006 года. При этом скачок популярности препарата пришелся на конец 2008-го, когда россияне почувствовали на себе все неприятные эффекты мирового экономического кризиса. За последующие пять лет продажи «Афобазола» выросли еще более чем в два раза.
Единственной проблемой раскрученного препарата оставалась его не доказанная эффективность. Психиатры сообщали, что многие пациенты с симптомами депрессии и тревоги не чувствовали облегчение после приема «Афобазола». В лучшем случае он действовал на очень короткой дистанции, но в целом – не помогал. Поэтому психиатры стали всё чаще прописывать пациентам западные антидепрессанты – гораздо более изученные рецептурные препараты с доказанной эффективностью.
Причины, по которым все больше россиян садятся на антидепрессанты, называются самые разные – от высокого темпа жизни до активного использования смартфонов. Кто-то даже верит, что популярность антидепрессантов – это дань некой моде. Ну да, такая вот мазохистская мода, следовать которой можно только по рецепту врача, да ещё и надо быть готовым, что твой препарат в любое время может исчезнуть из продажи.
Многие аналитики, впрочем, приводят в пример и реальные данные скачков продаж антидепрессантов. Например, большой скачок спроса, на 34 %, был отмечен в марте 2020 года, в начале пандемии ковида. Тогда многие люди почувствовали, что не могут самостоятельно справиться с тревогой. Люди оказались заперты по домам, многие были вынуждены резко перейти на дистанционную работу или вовсе потеряли источник дохода, при этом в новостях каждый день сообщалось о всё новых тысячах умерших от мало изученной новой болезни.
Но это, друзья, были еще цветочки по сравнению с тем, как продажи антидепрессантов в России выросли в первые полгода 2022-го, после начала войны. Даже по сравнению с высокой популярностью антидепрессантов в период пандемии, тут продажи по сравнению с тем же периодом 2021-го выросли еще на 81,3 %. В чистом виде было продано в полтора раза больше антидепрессантов, чем годом ранее.
Институт психологии Российской академии наук обратил внимание на серьезный рост тревожности среди россиян даже по сравнению с пиком пандемии ковида. Если в мае 2020 года доля россиян в состоянии тревоги составила 20 %, то в марте 2022-го таких было уже 28 %. А потом в России объявили так называемую «частичную мобилизацию». По данным института психологии РАН доля россиян в состоянии тревоги выросла до максимума и составила 36 %. 46 % – почти половина россиян – обнаружили у себя симптомы клинической депрессии. Среди молодых людей – в возрасте от 18 до 24 лет – картина стала просто катастрофической – в депрессии оказались 79 %.
И это притом, что по удивительным данным ВЦИОМа, россиян, чувствующих себя счастливыми, за последние полгода стало еще на 3 % больше. Того и гляди, абсолютно счастливыми объявят 90 % россиян. Ну среди тех 600 000 российских военных, которые сейчас находятся в зоне военных действий, уровень счастья будет вообще 100 %. Это пока они жалуются, но государство-то тоже не спит, работает над тем, чтобы всех осчастливить.
Впрочем, есть и другие данные о том, насколько счастливы россияне. ООН каждый год публикует так называемый «Всемирный доклад о счастье». В нем счастье жителей разных стран оценивается по шести критериям: ВВП на душу населения, социальная поддержка, щедрость, отношение к коррупции, ожидаемая продолжительность жизни и свобода граждан самостоятельно принимать жизненно важные решения.
Согласно этим данным, в 2024 году Россия занимает 72-е место среди стран мира по счастливости населения. А еще в 2017 году, если верить докладу, россияне были гораздо счастливее – Россия тогда занимала 49-е место в мировом рейтинге.
Наименее счастливыми же россияне были к 2022 году, Россия опустилась аж на 80-е место.
На первых же местах оставались и остаются богатые страны с высоким уровнем жизни, надёжным здравоохранением и низкой коррупцией, такие как Финляндия, Дания и Швейцария.
Конечно, в принципе сам факт того, что всё больше россиян обращаются за профессиональной помощью при симптомах депрессии, имеет и позитивную сторону. Россияне известны своим недоверием к психиатрам и психологам, и то, что эта стигма постепенно уменьшается – безусловно, хорошо. Хотя очень печально, что для этого понадобились все эти ужасные обстоятельства – ковид, потом война… Но по правде сказать, всё еще весьма высок процент тех, кто пытается «лечить» тревогу другими, менее здоровыми способами.
Последние два года показали рост продаж алкоголя в России. Заметно больше стали покупать крепких напитков – в 2022 году их продажи выросли на 7,3 %, в 2023-м – еще на 3,6 %. Причем до этого на протяжении многих лет продажи крепкого алкоголя стабильно уменьшались.
По данным Росстата в 2022 году число российских мужчин, ведущих относительно здоровый образ жизни, сократилось с 60 до 45 %. Это не говоря уже о том, что сократилось и просто число российских мужчин – кто-то погиб на войне, кто-то уехал, не желая в ней участвовать. И впервые за 10 лет в России вырос процент граждан с диагнозом «алкогольная зависимость».
При этом Путин, похоже, уверен, что всё у нас замечательно, что все разом отказались от бухла и пошли в спорт. Посмотрите, что он сказал в своем послании к Федеральном Собранию в конце февраля 2024 года:
«Без всякого экстремизма мы значительно снизили потребление алкоголя и прежде всего крепкого алкоголя. (…) Каждый помнит эту шутку: «Бросай пить, вставай на лыжи». Вот момент такой настал».
Россия сокращает потребление алкоголя. Инфографика, АиФ
Но на самом деле ситуация не шуточная. В 2022 году в России увеличилось число убийств и покушений на убийства. И до 80 % таких преступлений совершались в состоянии алкогольного опьянения. И это, я подчеркну, не вернулись с фронта все наши самые счастливые сограждане.
Выросла и смертность от наркотиков. На протяжении многих лет этот показатель в России почти не менялся. Скачок был зафиксирован с началом пандемии ковида. Потом – еще один – с началом полномасштабного вторжения России в Украину.
В итоге если за 2019-й год в России от наркотиков погибло четыре с половиной тысячи человек, то в 2023-м – уже 10 000. И это только официальные данные. По факту же алкоголь и наркотики становятся причиной гораздо большего количества смертей – от автомобильных аварий до заболеваний сердца.
Тем временем аптеки и врачи жалуются на сбои поставок и дефицит антидепрессантов. А потребители – на рост цен. Из-за высокого спроса цены на антидепрессанты растут гораздо быстрее, чем доходы россиян. В первые недели 2024 года продажи антидепрессантов в России в денежном эквиваленте выросли почти в полтора раза.
Зато нет перебоев с алкоголем в магазинах. А если привычные бренды исчезли или стали слишком до’роги, всегда есть вариант с более дешевыми, суррогатными напитками. И новости пестрят сообщениями о десятках и сотнях погибших в результате отравления алкоголем.
Ну, оставим в стороне опросы ВЦИОМ – они нам не только зашкаливающий уровень счастья показывают, но ещё и 100-процентную поддержку Путина. Давайте просто оглядимся вокруг и спросим себя: а действительно вот так выглядит счастливая страна? Действительно ли страна, которая каждый день гробит десятки своих и чужих граждан, может быть вот настолько веселой и беззаботной, как рисуют нам придворные социологи? Правда, что ли цинковые гробы, растущие цены в магазинах, дроны и артобстрелы приграничных городов делают наше население оргазмически счастливым? Конечно нет.
Но при всем этом мы видим невероятную отстраненность людей в нашей стране. Террасы ломятся от посетителей, а на модных выставках аншлаги. Мы все также ходим на работу, но как будто не чувствуем под собой ног. Отчаянно замещаем боль и страх перед неопределенностью рутиной нормальности. Это делаю и я.
Я тоже хожу к психологу и пью антидепрессанты. Мы пытаемся организовать вокруг себя нормальность, потому что иначе не вывезти. Это не меняет большой картины, но помогает не утонуть. В этом нет ничего плохого, но рано или поздно нужно начать выплывать, и менять уже не себя, мирясь с действительностью, а то, что сломано вокруг.
Продолжение следует.