Categories: Разборы

Как фабрики троллей захватывают повестку по всему миру

О троллях и других обитателях вселенной политической пропаганды

Вы читаете текстовую версию видео Разбора

Представьте себе предложение о работе. Зовем в шикарный офис, квалификация не нужна, возможно обучение. График подбирается индивидуально, выплаты еженедельно, бесплатное питание. Платить вам будут 2400 рублей за смену – это больше 50 тысяч рублей в месяц. Предложение просто космос, согласитесь? При этом внешность не важна, пол – не важен, возраст тоже. Ну не вакансия, а мечта! Тем более для студента, который приехал в большой город из глубинки.

Да и сама работа непыльная. Писать комментарии с фейковых аккаунтов. Хвалить Путина, оскорблять оппозицию, врать о высоком уровне жизни в России, – ну и ситуативно отрабатывать разные другие кейсы, о которых вам будут сообщать кураторы. Работодатель – более, чем серьезный, платит сама администрация президента, по сути. Да, на реальный подъем уровня жизни граждан в бюджете денег нет, но на офис из нескольких сотен или даже тысяч таких вот комментаторов выделить деньги несложно. Потому что эффект от такой пропагандистской работы многократно превысит затраченные средства. Вот и выбирай, студент, хлеб с водой – или шикарный офис с бесплатным питанием.

Казалось бы, все это – история из прошлого, когда еще был жив Евгений Пригожин, а его «фабрика троллей» постоянно оказывалась в центре внимания журналистов-расследователей и независимых СМИ. Но задумывались ли вы о том, на сколько процентов сегодня картинка общественного мнения в интернете соответствует реальности? Сколько сейчас комментаторов в ютубе или в тиктоке на самом деле пишут за зарплату?


О том, что есть такие люди, которые сидят в теплом офисе и строчат комментарии по методичке, впервые стало известно еще в 2013. Они тогда даже троллями еще не назывались – это название прилепилось к ним с легкой руки моих коллег из «Новой газеты», которые выпустили публикацию «Где живут тролли. И кто их кормит». 

Тогда же выяснилось, что к финансированию «фабрики» причастны структуры Евгения Пригожина – хотя сам он долгие годы отрицал этот факт. Ну а структуры Пригожина получали деньги из государственного бюджета, как мы знаем.

Среди главных тем, которые отрабатывала «фабрика троллей» было всё что связано с Украиной, с действиями НАТО и запада в целом. Когда была актуальна война в Сирии – то ещё и про это писали. Много про Путина, про то, какой он великий. Ну и самое главное во все времена – какие плохие все, кто против Путина.

Бывшая сотрудница фабрики Людмила Савчук в 2015 году рассказала The New York Times, что после убийства Немцова «весь её отдел перевели в группу комментариев на сайтах российских СМИ и дали указание писать о том, что оппозиция сама подстроила это убийство». По словам Савчук, её группа считалась «элитной»: пока другим отделам выдавали список готовых однотипных комментариев на выбор, девушка и её коллеги создавали, скажем так, оригинальный контент – комментарии от лица якобы живых и правдоподобных персонажей. У самой Савчук было три таких персонажа, каждый из них даже вёл блог в «Живом Журнале».

Чтобы веселее работалось, сотрудником фабрики время от времени проводили лекции с промывкой мозгов, раздавали аналитические записки про героев текущей повестки. Например, вот как в одной из них писали об Алексее Навальном: «В итоге стоит отметить, что Алексей Навальный, провозгласивший себя “правдорубом” и “борцом за свободу”, заработал себе репутацию лжеца, обманщика и предателя Родины. Встречаясь с представителями иностранных спецслужб, Навальный тем самым лишний раз доказывает тот факт, что он работает на Запад».

Ну а после его убийства те же тролли, впрочем, принялись писать, что ничего путного Навальный в своей карьере не сделал – только донаты ты собирал.

Но самый громкий скандал вокруг пригожинской «фабрики троллей» случился в 2016 году – когда американские СМИ, а затем уже и официальные американские власти обвинили эту структуру во вмешательстве в президентские выборы, которые прошли в том же году. Тогда тролли использовали все крупные соцсети – от твиттера до фейсбука и инстаграма – чтобы усилить видимость всенародной поддержки Дональда Трампа. Американские власти запустили расследование, которое продлилось ни один год. В 2018 году против Пригожина и его «фабрики троллей» в США заочно были выдвинуты уголовные обвинения.

Пригожин перестал открещиваться от «фабрики троллей» незадого до своей гибели, в феврале 2023 года. Он признал, я бы даже сказал, с вызовом признал, что придумал, создал и управлял ей, точнее – так называемым «Агентством интернет-исследований», а позже – медиахолдингом «Патриот». Скорее всего, последние годы он уже отходил от дел – появились задачи посерьёзнее, кому-то же нужно было отправлять зеков на фронт. Кому же в итоге достался этот актив – «фабрика троллей»? Конечно, итоговый бенефициар – это руководство России, но кто менеджерит дезинформацию «на местах»?

После гибели Пригожина в подозрительной авиакатастрофе феномен «фабрики троллей» обсуждают не так уж часто – но оказывается, это явление не исчезло, а вполне себе живо и успешно развивается. Сегодня впору называть эту структуру не фабрикой, а целой вселенной троллей. В этой вселенной есть все: и персонажи, представляющие как бы позицию путинского электората, и те, кто выдаёт себя за украинцев, которые якобы ненавидят всех русских людей. Есть тут и эльфы, которые как бы «за хорошее» – но получают деньги за то, что пишут с фальшивых аккаунтов… Параллельные вселенные боты пытаются создать не только в России или в Украине: они действуют в США, в Европе, в Африке и в Латинской Америке.

Недавно газета The Wall Street Journal со ссылкой на источник в Google написала, что «фабрика троллей» снова вмешивается в американскую политику. Тролли распространяют в сети информацию, которая может повлиять на мнение пользователей о войне в Украине и выборах президента США. Выборы, напомню, пройдут этой осенью.

После июньского мятежа Евгений Пригожин решил распустить свой медиахолдинг «Патриот» – типа не доставайся же ты никому. По данным издания The Bell, совещание редакторов проходило при его личном участии. Сотрудникам поручили «пустить всё под нож», уничтожить «все следы присутствия» в интернете. Кажется, здесь Пригожин сильно просчитался: такую машину уничтожить уже невозможно. Юрлица и офисы могут меняться, сотрудниками тоже может стать кто угодно – достаточно уметь писать, а страницы фейковых аккаунтов, телеграмм-каналов и СМИ создаются за минуты. Главное в этой системе – сама идея.

20 марта этого года США внесли в санкционный список двух физических и двух юридических лиц – за создание более 60 сайтов и аккаунтов в социальных сетях, выдававших себя за официальные СМИ и правительственные организации. Это основатель компании «Агентство социального проектирования» Илья Гамбашидзе и генеральный директор и владелец «Группа компаний Структура» Николай Тупикин. В сети сохранились скриншоты сайтов-копий реально существующих европейских ресурсов, таких как немецкие Der Spiegel и Welt. И это – дело рук этих чуваков. Минфин США пишет, что Тупикин и Гамбашидзе действуют ещё с осени 2022 года, и очевидно были частью фабрики ещё до гибели Евгения Пригожина.

Скорее всего, вы никогда не слышали таких фамилий – какой-то Гамбашидзе, какой-то Тупикин… Никому не известные политтехнологи средней руки, исполнители заказов. Реальные «воротилы» сидят гораздо выше. В конце декабря 2023 года Washington Post назвал Сергея Кириенко, первого заместителя руководителя АП, высшим российским чиновником, который поручает кремлевским баронам продвигать политический раздор, – например, во Франции. Задача – через комментарии в соцсетях укреплять французский крайне правый фланг. Как? Ну, например, через такие тезисы – «война в Украине погружает Францию в самый глубокий экономический кризис», «Украина отбирает у Франции вооружение, которое нужно ей самой». А недавно министерством обороны Франции был обнаружен фейковый правительственный сайт, который якобы агитировал французов принимать участие в войне в Украине.

Распознать таких троллей, как в примере с Францией, довольно легко. Они усиливают право-популистскую повестку в разных странах мира и хвалят Кремль. Однако в военное время всё многократно усложняется. В русскоязычном поле, например, теперь вовсю действуют фейковые персонажи, которые ругают русских от имени украинцев, – чтобы граждане России действительно поверили в тезис «наша страна в кольце врагов». А ещё есть боты, которые выражают ненависть к русским, но и украинскую власть матерят так же сильно – чтобы ослаблять позиции украинского правительства внутри и за пределами страны. Как бы кремлёвским менеджерам самим не запутаться в таком многообразии созданных ими героев.

Наплыв ботов сразу после 24 февраля заметили и в Казахстане. В стране с населением в 20 миллионов человек был зарегистрирован резкий скачок количества пользователей социальных сетей. В соседнем государстве тролли повторяли хорошо уже нам с вами известный нарратив: «Где вы были 8 лет», «Запад сам довел Россию» и почему-то вместе с ней и Казахстан, «Догавкались на РФ», «Украина сама нарывалась» и так далее.

Конечно, идея российской «фабрики троллей» – слишком удачная, чтобы не появилось желающих повторить этот сомнительный с этической точки зрения успех. Еще в 2019 году вышло два журналистских расследования о подобных структурах в Украине и Польше. Расследователи сумели лично устроиться на работу в пиар-агентства и месяцами писали с фейковых аккаунтов в сети. Выяснилось, что клиентами польской ботофермы были Польское общественное телевидение, местные политики как правого, так и левого толка, и компания, занимающаяся производством оружия. Украинское агентство обслуживало интересы самых разных политиков. Среди них был, например, лидер партии «Гражданская позиция» Анатолий Гриценко и даже солист рок-группы «Океан Эльзы» Святослав Вакарчук, чья партия «Голос» в итоге прошла в Верховную раду. Вот уже неожиданные имена.

И уж совсем удивительный феномен – это структура под названием «легион эльфов», проект организации Free Russia Foundation, которая борется как будто за всё хорошее. В их «фабрике троллей наоборот» работали оппозиционные россияне, покинувшие страну.

Первыми о работе так называемой «фабрики эльфов» написало питерское издание «Фонтанка» еще осенью 2022 года. Журналисты получили информацию от бывшего сотрудника «фабрики», который разочаровался в её подходах.

Руководители Free Russia Foundation, кстати, не отрицали собственной причастности к этой структуре. Им казалось, что благородные цели оправдывают сомнительные методы.

В конце 2023 года либертарианское издание SVTV распространило информацию о том, что к работе «легиона эльфов» причастны не только Free Russia Foundation, но и Фонд борьбы с коррупцией. Но и первые, и вторые эту связь опровергли.

Конечно, у некоммерческого фонда нет миллиардных бюджетов, как у администрации президента, поэтому в «легионе эльфов», по словам его руководителей, «воюет» примерно сотня сотрудников, которые пишут в основном ВКонтакте.

Впрочем, большая доля адекватно настроенной аудитории «легион эльфов» не оценила – потому что цель не оправдывает средства. Если для победы над драконом ты сам становишься им – то какой тогда вообще смысл в победе?

Зачем вообще нужны все эти фабрики? Дело в том, что такие манипуляции, хоть и не бесплатны, но стоят не так уж дорого – для государственного бюджета уж точно. Боты могут работать не очень качественно, не очень вдумчиво, но в конечном счете их количество и годы работы делают свое дело: пузырь несуществующего общественного мнения становится похожим на правду.

Последняя публикация в телеграм-канале РИА ФАН, сделанная через несколько дней после мятежа Евгения Пригожина, – это видеообращение гендиректора издания Евгения Зубарева. По случаю роспуска тот решает рассказать о том, как все начиналось:

«Первые площадки будущего медиахолдинга появились еще в 2009 году. Тогда первые 20 комментаторов разместились в поселке Северный Версаль».

«Тогда было важно стратегически поставить под сомнение работу оппозиционных журналистов, которые раскачивали ситуацию в стране, пытались, напомню, уничтожить нашу страну».

РИА ФАН, телеграм-канал

Как видите, гендиректор РИА ФАН считает причиной появления «фабрики троллей» не какое-нибудь циничное распиливание бюджета, а противостояние людям, разрушающим страну. А вот что говорят о своей работе люди «по другую сторону» баррикады – те, что управляют «легионом эльфов»:

«Для нас этот каждый российский гражданин – девушки, бабушки, женщины, дети, неважно, все… Это те, кто верят лжи, и те люди, которых мы должны вытащить оттуда. Каждый для нас очень важен. Не только потому, что это поможет поменять Россию и всю систему, но и потому что это наши… Это могут быть мои, ваши одноклассники, знакомые, у нас таких у всех много на самом деле».

Легион эльфов. Кто они такие и чем отличаются от троллей? – Insider, YouTube

Заметили, как похожи эти два мотива? Каждый думал – уж не знаю, насколько искренне, – что делает что-то хорошее! Каждый говорил от лица несуществующих людей, чтобы как-то повлиять на будущее людей, существующих вполне реально! За минувшие годы все эти тролли и эльфы своими проплаченными голосами заглушили наши реальные голоса.

Ну и как же быть нам с вами? Как не сойти с ума в этой информационной войне? Как вот вообще продолжать что-то комментить в сетях, если комментом выше и комментом ниже – человек, который пишет за деньги?

А давайте попробуем рассуждать математически: ну сколько их? Сотни? Тысячи? Или даже десятки тысяч? Пусть даже тролль напишет сто комментариев в день – всё равно же он останется одним-единственным человеком, который, может, на самом деле уже и сам проклинает то, во что ввязался.

Ну а посмотрите, сколько нас, желающих слышать правду, мечтающих об окончании войны и о том, чтобы вернуть страну себе. Например, на наш телеграм-канал подписаны 40 тысяч человек, а на наш ютюб-канал подписаны почти миллион человек. А вы представляете, как нас много за пределами этих каналов? Это целая огромная страна! Ну какая фабрика троллей может похвастаться такой армией? И настоящие борцы с этой ботофермой – не какие-то там эльфы, а мы с вами, живые люди, с живыми голосами – и искренним, а не проплаченным интересом к тому, что происходило и происходит с нашей страной. Да, сейчас в России трудно многие вещи говорить открыто, и уж тем более писать где-то. Но вы только вспомните то чувство, которое возникало, когда десятки тысяч живых людей молча, без лозунгов собрались в очереди на кладбище в московском спальном районе «Марьино». Вспомните, на каком кураже ровно в 12 часов 17 марта 2024 года десятки парней и девушек, дяденек и тетенек как будто из воздуха собирались около вашего избирательного участка.

Думайте об этом и не забывайте: мы – настоящие, а не придуманные. В этом наша сила. Продолжение следует.