Categories: Разборы

Младенцы на убой. Почему в России не хотят рожать

Правда ли, что Россия вымирает? Что будет, если запретить аборты и заставить женщин рожать рано и помногу?

Вы читаете текстовую версию видео Разборов

Представьте, что каждый год в России исчезает один город. Вчера ещё по улицам ездили машины, в кафе сидели люди, а теперь – тишина. Страшная фантазия, правда? Или не такая уж и фантазия? По прогнозам Росстата, в ближайшие 20 лет население России каждый год будет сокращаться на 600–750 тысяч человек. Это минус два Брянска, или Владивосток, или Тюмень. Каждый год! К середине века в стране может остаться около 130 миллионов человек. Примерно столько людей в нашей стране было в конце XIX века.

Хорошо, скажете вы, но ведь это было население всей империи, вместе с Центральной Азией, Закавказьем и Польшей. Закономерно, что теперь мы усохли. Но я приведу вам вот такой пример. Во Франции в начале прошлого века жило примерно 95 миллионов человек – 39 млн в самой метрополии и 55 – в колониальных землях. Сегодня у Франции уже нет никаких колоний, а её собственное население стремится к 70 миллионам. Да и в целом на планете численность населения только растёт. В конце 19 века, землян было где-то около 2 миллиардов, а сегодня уже 8 миллиардов – то есть в четыре раза больше.


Чрезвычайная ситуация

На самом деле, мы даже точно не знаем, сколько человек живёт в России. Общая статистика по рождаемости складывается из суммирования данных по регионам. Политолог Екатерина Шульман в лекции «Биополитика и некрополитика», объясняет, что региональным руководителям выгодно завышать количество людей. Ведь чем больше население, тем больше им выделяют бюджетных денег.

Не доверяют специалисты и последней переписи населения 2021 года. Согласно этой переписи, в России вместе с аннексированным Крымом живёт 147 миллионов человек. Тогда переписали лишь 57 % россиян, а данные об остальных просто добавили из домовых книг, паспортных столов и портала госуслуг. Что-то наверняка пририсовали. Поэтому чаще демографы обращают внимание на перепись 2010 года. По тем данным население России было почти 143 миллиона человек. А ведь есть ещё всякие альтернативные подсчёты, согласно одному из таких в стране вообще живёт всего 110 миллионов.

С 2004 года у нас была относительно высокая рождаемость. Её пик пришёлся на 2014-й, когда родилось почти два миллиона детей. После этого рождаемость каждый год падала.

Дошло до того, что в апреле 2022 года в стране родилось меньше 100 тысяч детей. Это минимум с 1940-х годов. В Минздраве тогда открыто называли демографическую ситуацию «чрезвычайной».Независимый демограф Алексей Ракша считает, что уже в этом, 2024 году по числу родившихся мы окажемся на уровне военного 1943 года.

«Брак» и «качественные дети»

Российские власти прекрасно осознают проблему и даже предлагают варианты её решения. Правда, очень дикие.

Вот, например, челябинский сенатор Маргарита Павлова советует перестать рекламировать среди девушек высшее образование, ведь им не учиться, а рожать надо.

Глава Минздрава Михаил Мурашко великодушно оставляет женщинам право на образование – но только после рождения ребёнка. Министр семьи, труда и соцзащиты Башкортостана Ленара Иванова пошла еще дальше и заявила, что чем позже рождается ребенок, тем больше процент «брака». Интересно, знала ли госпожа Иванова, что Владимира Путина мать родила в 41 год?

Родить в 20 – это, наверно, и, правда, хорошо с точки зрения репродуктивного здоровья. Но в этом возрасте молодые мамы и папы нередко сами ещё дети. Они учатся, многие живут с родителями и во всём от них зависят. Неслучайно психологи всё чаще говорят, что поздний подростковый возраст длится до 21-го и даже 24 лет. И это здорово, когда у человека есть дополнительное время, чтобы учиться, экспериментировать, ошибаться и пробовать себя снова, зная, что цена ошибки не будет критичной. Так у человека и появляется возможность счастливо состояться в жизни.

И теперь вопрос: а могут ли молодые родители удовлетворить физические и эмоциональные потребности маленького ребёнка, если они сами ещё не завершили в полной мере своё детство и не получили все преимущества этого важного периода? Кто-то, наверно, может, но далеко не все. И ещё раз скажу: это и не нужно.

Ну и самое главное: современные демографы считают, что возраст рождения первенца никак не влияет в целом на рождаемость. Во-первых, у нас выросла продолжительность жизни. По мнению специалистов ВОЗ, репродуктивный период у женщин сейчас длится от 15 до 49 лет. И теоретически можно начать в 35 лет, а потом до 50 лет успеть родить ещё двоих детей.

Во-вторых, уровень медицины позволяет в разы снизить риск осложнений во время беременности и родов. По словам демографа Алексея Ракши, меньше всего недоношенных младенцев появляется на свет у мам в возрасте 25-29 лет. А в Москве, Санкт-Петербурге и Чечне – уже в возрасте 30-34 лет. Семьи, которые откладывают беременность на более поздний срок, более ответственно относятся к рождению детей. Они заранее проходят все обследования и следят за здоровьем. А ещё эти люди, как правило, более финансово независимы: у них попросту есть деньги, чтобы регулярно посещать врачей.

Свои идеи активно продвигает и РПЦ. Например, предлагает ввести налог на бездетность. Ну и как в этом ряду не упомянуть ещё один оригинальный способ повышения рождаемости от российских властей. Борьба с ЛГБТ. В конце ноября 2023 года Верховный суд признал экстремистским ЛГБТ-движение и запретил его в России. По мнению судей, движение ЛГБТ – это хитроумный проект США по снижению численности населения России. Этот бред даже сложно комментировать. Во-первых, никакого формального движения ЛГБТ не существует. А во-вторых, нельзя стать гомосексуалом, как бы тебя не обрабатывала какая-то пропаганда. Ну вот просто нельзя. Стать зет-патриотом – можно, а гомосексуалом – нет. Им можно только родиться. И это прописная истина. Современная наука говорит о том, что на ориентацию влияют гены или гормональные особенности внутриутробного развития. И гомосексуальность – это не отклонение, а разновидность нормы.

Атака на аборты

Но самая любимая тема наших чиновников – запрет абортов. На это они почему-то возлагают особые надежды. В декабре 2023 года через Законодательное собрание Нижегородской области в Госдуму внесли законопроект о запрете абортов во всех частных российских клиниках. Авторы уверены, что это улучшит демографическую ситуацию и снизит количество осложнений из-за прерывания беременности. Похоже, законодатели не в курсе, что и государственные, и частные медучреждения работают по единым медицинским стандартам и требованиям. И тогда непонятно, почему именно аборты в частных клиниках приводят к осложнениям.

Запретить аборты в целом наши власти, видимо, ещё не решаются. Но аборт в государственной клинике – это тот ещё квест. И с психологом поговори, и со священником… И в очереди постой. К тому же в случае принятия поправок, государственные больницы могут оказаться перегруженными. И женщины, ожидая своей очереди, могут пропустить срок беременности, при котором разрешено делать аборт. Видимо, на то и делается весь расчёт.

Так или иначе, Комитет Госдумы по охране здоровья пока выступил против этого законопроекта. Но в некоторых регионах, например, в Крыму, Курской и Липецкой областях, в частных клиниках уже сейчас отказываются прерывать беременность.

И это явно не конец истории: у идеи запрета абортов очень влиятельные лоббисты. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, например, считает, что прерывать беременность можно только в двух случаях: изнасиловании и по медпоказаниям. Уже много лет против абортов выступает РПЦ и лично патриарх Кирилл. В РПЦ предлагают проводить аборты с разрешения мужа и вывести их из системы ОМС. Но это ударит по самым бедным семьям. Люди, у которых не будет денег, чтобы сделать аборт в хорошей клинике под присмотром врачей, начнут делать подпольные операции. Да, это хуже, зато дешевле. И приведёт это только к росту числа осложнений и к материнской смертности. Наша страна уже проходила такое при Сталине.

При этом рождаемость и доступность абортов, на самом деле, слабо связаны между собой. И опыт самой России это доказывает. С 1990 по 1999 годы число абортов у нас сократилось в один и восемь раз, при этом упало и число рождений – в один и шесть раз.


Еще есть пример Польши, где доступ к абортам был значительно ограничен в 1993 году. А с 2020-го их перестали делать даже по медицинским показаниям. В итоге среднее количество детей на одну женщину не увеличилось, а сократилось. Сейчас в Польше планируют вновь разрешить аборты.

Вообще когда дело касается детей, власти и РПЦ буквально фонтанируют идеями.
В Курганской области, например, решили переводить студенток, которые родили во время учёбы, на бюджет. Депутат Госдумы, член КПРФ Нина Останина посоветовала выделять студентам с ребенком комнату в общежитии и платить стипендию в 30 тысяч рублей. Деньги – это, конечно, хорошо. Но как учиться с младенцем на руках? А без образования не найти хорошую работу и не построить карьеру. И студенты это прекрасно понимают. Но понимает ли это государство?

Ведь с одной стороны оно усиливает неравенство между мужчиной и женщиной: сидя дома, женщина неизбежно будет попадать в зависимость от мужчины. И с другой стороны выключение женщин из экономики нанесёт этой самой экономике огромный урон. Согласно исследованию компании МакКинзи, высокообразованные женщины являются более эффективными экономическими акторами чем мужчины.  Они стали работать больше, чем мужчины, и в самое ближайшее время могут стать движущей силой многих компаний. По мнению исследователей, женский мозг может держать под контролем самые сложные задачи и с меньшими затратами энергии справляться с их решением. Не этого ли так боятся андердоги из Мужского государства?

Так называемые элиты в России судя по всему не читают исследований, и намерены окунуть страну в глубокое прошлое домостроем. Но вернемся к проблемам рождаемости.

Патриарх Кирилл предложил женщинам не делать аборты, а рожать и отдавать этих незапланированных детей церкви. И она уже воспитает и «поднимет на ноги ваше дитя». Это цитата патриарха Кирилла. Каким образом ребенка можно отдать Церкви и что это вообще значит, патриарх не уточнил.

Пермский депутат Олег Постников выступил с похожей инициативой: он посоветовал женщинам, которые собираются делать аборт, всё же выносить ребенка, родить, а потом отдать его государству. То есть, в детдом.

Борьба с ветряными мельницами

Стремясь запретить аборты, заставить женщин рожать рано и много чиновники идут против естественного развития человеческого общества. В XX веке европейские страны и Россия столкнулись со вторым демографическим переходом – резким снижением рождаемости и смертности. Развитие медицины привело к тому, что больше не надо рожать восемь детей, надеясь, что в живых останется хотя бы трое. Дети перестали быть единственным способом выжить в старости, ведь есть пенсионная система и накопления. Повсеместное распространение грамотности и борьба за права женщин привели к тому, что вчерашние домохозяйки вышли на работу и стали более финансово независимыми от мужчин. Женщины начали позже вступать в брак и позже рожать детей. Или вообще не вступать в брак.

Эти изменения постепенно происходят во всём мире. И чем позже они начинаются, тем быстрее захлёстывают страну. Например, Великобритании понадобилось почти 100 лет, чтобы рождаемость там упала с шести детей у каждой женщины до трёх. Польше для этого понадобилось 90 лет, США – около 80 лет. А вот Южной Корее – уже всего 18 лет, Китаю – 11, а Ирану – 10. И повернуть эту тенденцию вспять невозможно.

В России на ситуацию влияет ещё и то, что семьями сейчас обзаводится совсем немногочисленное поколение детей 1990-х – начала 2000-х. Их мало, и они не спешат рожать детей. Вообще после 1987 года рождаемость в стране стала падать. Это принято объяснять распадом СССР и «лихими девяностыми»: когда смертность превышала рождаемость в полтора раза. Но ещё одна причина – это низкая рождаемость 1960-х годов. Тогда детьми обзаводилось послевоенное поколение людей. Естественно, тоже очень немногочисленное.

Вот и выходит, что в нашей стране демографические проблемы связаны не только с общемировыми тенденциями, но и с нашей собственной сложной историей.

Как сделать новых людей

Так может ли государство повлиять на то, как люди заводят семьи и рожают детей?

Одна из эффективных мер – это улучшение экономической ситуации в стране. Опросы показывают что российские семьи хотели бы иметь больше детей, чем они имеют сейчас. В 2019 году среднее желаемое количество детей по сравнению с фактическим было на 40 % больше. И люди боятся заводить детей, потому что многодетность у нас – это главный фактор нищеты.

Журналисты проекта «Если быть точным» выяснили, что почти половина семей с тремя и более детьми в России живут за чертой бедности. Неудивительно, что 90 % абортов у нас приходится на вторые и третьи беременности. Женщины часто отказываются рожать просто из экономических соображений.

Вместо того, чтобы терроризировать женщин и кричать о традиционных ценностях, надо сделать так, чтобы рождение детей не становилось экономическим стрессом. Нужно сделать доступными ясли и детские сады, обеспечить бесплатную и по-настоящему качественную медицинскую помощь. И не только в Москве и Петербурге.

Это действительно работает. По подсчётам демографа Алексея Ракши, материнский капитал на второго ребенка дал нам с 2007 года порядка 2–2,5 миллионов детей!

Сам Путин не принимает во внимание факты и аргументы истории и наук. В своём послании к Федеральному собранию в феврале 2024 года он требует устойчивого роста рождаемости до 2030 года. Он запускает нацпроект «Семья», потому что – цитата – «главное предназначение семьи – рождение и воспитание детей, а значит продолжение всего многонационального народа». Как можно быть настолько слепым к жизням миллионов россиян за чертой бедности и утверждать, что «большая многодетная семья должна стать нормой»?!

Что еще можно сделать? Например, как советует Екатерина Шульман, беречь мужчин. В России разница в средней продолжительности жизни мужчин и женщин – 12,5 лет! Это уровень африканских стран. Начиная с сорока лет, мужчины у нас начинают вымирать. И государство делает всё, чтобы они умирали ещё раньше. Журналисты Русской службы Би-би-си и «Медиазоны» по открытым источникам подтвердили смерть на войне в Украине сорока четырёх с половиной тысяч российских военных. Это данные на 16 февраля 2024 года. Реальное число потерь, как утверждают исследователи, больше минимум в 1,5–2 раза. Вы только представьте эту цифру – 90 тысяч как правило молодых мужчин. И смертей будет ещё больше. А ведь у этих парней могли родиться дети. Они могли бы пойти в школу, первый раз влюбиться, закончить университет. Кто-то из них придумал бы новое лекарство, которое спасло бы жизни тысяч людей, кто-то – написал бы роман или снял кино, кто-то стал бы учителем или врачом. Но ничего этого уже никогда не случится. Этих людей не будет.

Да, никакого секрета в том, как повысить рождаемость, нет. Никаких сверхусилий не нужно. Надо просто не ввергать страну в бессмысленную войну, не отправлять на нее тысячи мужчин, не внушать им, что их жизнь ничего не стоит и лучше бы отдать ее за родину. Нельзя выдавливать из страны сотни тысяч россиян, угрожая им мобилизацией или уголовными делами, не надо устраивать репрессии и лишать людей будущего, не надо лезть к ним в постель. И тогда они обязательно родят новых, счастливых людей. 

Но страшная правда состоит в том, что счастливые и свободные люди путинской России не нужны. В ней такими могут быть лишь избранные. А все остальные должны служить пушечным мясом и ресурсом для их фантазий.

И вот скажите, разве такого продолжения мы хотим?