О происхождении фейков-страшилок и участии пропаганды в их распространении
Вы читаете текстовую версию видео Разбора
Вы слышали историю о мальчике, который потерялся – а через неделю его нашли в ванной со льдом и запиской «спасибо за почку»? А про путевого обходчика, которого в московском метро заживо съела крыса размером с лабрадора? Может, вы в курсе, что один подросток покончил с собой, потому что использовал VPN?
Скорее всего, вы могли встретить эти поразительные истории в родительских чатах, в пабликах социальных сетей, подслушать в общественном транспорте или даже получить от близких в WhatsApp. Причем обязательно с пометкой «муж сестры соседа работает в полиции, просили распространить…»
Откуда берутся эти городские легенды и почему их стало так много в последние годы? Причем здесь власть? Почему выдуманные, а зачастую просто абсурдные истории могут быть по-настоящему опасны? И наконец, как в стране, где за фейки можно отправиться в тюрьму на 15 лет, самые вопиющие из них свободно распространяются?
Весна 2020 года. По московским, а затем и федеральным пабликам разлетается информация о том, что
«из обсервационного центра в московском районе Крылатское по ночам вывозят трупы людей, скончавшихся из-за коронавирусной инфекции».
А параллельно – не менее провокационное:
«Под видом борьбы с коронавирусной инфекцией производится массовое изъятие у здоровых людей внутренних органов и их последующая продажа для трансплантации».
Наверное, никогда на свет не появлялось столько городских легенд разом, как во время пандемии COVID-19. Эпидемия слухов, которые распространялись вместе с настоящей эпидемией даже получила название – инфодемия. Авторов некоторых легенд мы никогда не узнаем, зато некоторые своего творчества даже не стеснялись. Например, одна из самых известных страшилок того неспокойного времени принадлежит классику отечественного кино и пропаганды Никите Михалкову. Ну, а чего вы хотите от простого населения, если у нас мэтр вон что несет?
В тот период антропологи Александра Архипова и Анна Кирзюк собирали легенды о вирусе, вели статистику поисковых запросов, а также следили за динамикой распространения слухов. Выяснилось, что больше других тревожила умы россиян в тот период страшилка про Билла Гейтса, который под видом вакцинации хочет нас всех чипировать. Популярны были запросы и про вышки 5G, которые распространяют вирус, и про вертолеты, распыляющие то ли инфекцию, то ли дезинфекцию. С февраля по апрель россияне активно пересылали друг другу кустарные рецепты по борьбе с короной. Болезнь не придёт, если есть имбирь, чеснок и, конечно же, дышать парами водки (это был самый популярный запрос в этом сегменте).
С момента начала пандемии и до принятия кардинальных мер казалось (и не безосновательно), что ни власть, ни эксперты не знают, как бороться с угрозой. И именно в такие кризисные периоды люди берут ситуацию в свои руки и проявляют низовой контроль. Возникает потребность помочь друг другу, поделиться советом, поддержать. И как раз тогда на помощь приходят байки, мифы и страшилки, которые незамысловато раскладывают по полочкам весь этот сложный реальный мир, а заодно предлагают логичное объяснение нашему поведению. Ведь зачем носить маску, если она изначально отравлена?
На графике, который составили исследовательницы, видно, что буквально в один день – 31 марта – кривая темпов распространения слухов резко срывается вниз. Люди внезапно перестают делиться чепухо́выми сообщениями в интернете. И в первую очередь как раз теми, что были связаны с народной медициной. Напомню, что именно 31 марта правительство ввело режим самоизоляции в густонаселённых регионах страны. То есть люди на бессознательном уровне уловили, что власть, наконец, взяла ситуацию под свой контроль, а значит контроль низово́й можно ослабить.
Кстати, уголовная ответственность за «фейки», которая сегодня ассоциируется у нас исключительно с войной, была введена тогда, в 2020 году. Нацелена она была именно на борьбу с фейками про болезнь. Статья, напомню, предполагала сразу до пяти лет тюрьмы, хотя в те вегетарианские, как теперь кажется, времена, суды в большинстве случаев еще обходились штрафами или административками. Как этот закон применялся, исследовала тогда всё та же Александра Архипова. Она выяснила, что силовиков гораздо меньше интересуют народные рецепты или дремучая конспирология, мешающая распространению вакцины. Главное, что их волновало – это истории о том, как власть скрывает реальное количество жертв и темпы распространения инфекции. Как применяется закон о фейках сегодня, напоминать, думаю, не нужно.
Ну, начавшаяся война оказалась очень благодатной почвой для самых разных баек. И я здесь имею в виду не только отчёты минобороны про биолаборатории, где разной дрянью коварные украинцы заражали перелётных птиц и летучих мышей.
История о духа́х-убийцах начала активно распространяться с середины февраля этого года в Ставропольском крае. По легенде злоумышленники (они, конечно же, из Украины) передвигаются на чёрной Ладе Калина и всем подряд предлагают понюхать пробник с парфюмом. Тот, кто поддался искушению, умирает либо мгновенно, либо в течении двух дней – в зависимости от фантазии распространителя.
К началу марта диверсанты орудовали уже по всей России. Лада была замечена одновременно и в Ростове-на-Дону, и в Москве, и даже в Новосибирске. Правоохранители, а вместе с ними и пропагандисты, кстати, оперативно на неё отреагировали, заявив, что атака на россиян со стороны соседней страны действительно совершена, но лишь информационная. Украинцам только того и надо, чтобы посеять панику среди россиян.
Между тем эта страшилка не новая – в 2015-м она уже ходила по соцсетям. Несмотря на всю бредовость истории и на просьбы органов не поддаваться панике, даже большие СМИ тогда стали распространять историю о девушке, которая попала в психбольницу после того, как, якобы, понюхала парфюм, предложенный незнакомцем. Сделав буквально один вдох, она будто бы стала испытывать сильные галлюцинации. Врачи посчитали, что состояние девушки – следствие сильного психоза, спровоцированного в том числе историями про украинских диверсантов. Да и по всей остальной России не было ни одного подтверждённого случая отравления одеколоном. Кроме тех, когда люди употребляли его не по назначению. Но это уже совсем другая история…
В легенде про духи примечательно всё! И география распространения – началось всё с ближайших к границе городов с Украиной (там, где острее чувствуют тревогу). И время – февраль-март – череда праздников, на которые принято дарить друг другу парфюм. И, конечно же, чёрный автомобиль… Мотив мрачной чёрной машины, несущий смерть – не новый в народном фольклоре. В СССР с середины 1930-х ходила зловещая легенда про чёрную Волгу, которая увозила детей и взрослых в неизвестном направлении. В 1970-х у мифической Волги даже появился номер с буквами «ССД», что следовало расшифровывать, как «смерть советским детям». Существовал такой садистский стишок, рождённый, кстати уже в 1990-е:
Красная площадь. Зелёные ёлки.
Бегает мальчик в жёлтой футболке.
Чёрная «Волга» промчалась, шурша…
Напрасно мамаша ждёт малыша.
Откуда взялась боязнь перед чёрной «Волгой» у советских граждан, думаю, объяснять не нужно. Эта легенда ужасно походила на реальность. Нынешние чекисты и начальники уже давно ездят на чём-то подороже, но страх, зародившийся почти сто лет назад, сегодня материализовался в привычной форме, но уже в новом сюжете.
В январе 2023 года аудиозапись разговора неизвестной женщины и девочки с невиданной скоростью стала распространяться по России. Вот расшифровка аудиозаписи:
– Нет, не надо, подожди, маме звонить не надо, ты сейчас дома находишься?
– Да.
– Дома! Подойди на кухню.
– Я уже на кухне.
– Всё, хорошо. Ты видишь плиту, да? Ты видишь плиту?
– Да.
– Как зажигают газ, ты знаешь? Открой все вот эти колонки, просто чтоб оно было [включено]. Мы проверяем газ сейчас
– Открыла. (…)
– Всё, теперь иди в комнату и отдыхай. Нужно, чтобы примерно два часа оно было таким образом включенным. Мы сейчас перепроверяем, будем его выключать и включать, поняла?
– Ага.
– Поэтому иди в комнату, да, иди играйся, пусть это будет включённое, хорошо?
– Угу.
– Всё, я тогда перезвоню немножечко позже.
Анонимный Z-паблик, одним из первых запостивший его в этот период сообщает:
«Украинские спецслужбы начали провоцировать взрывы газа через детей».
Коллеги из «Важных историй» вместе с Александрой Архиповой подсчитали, что всего за неделю пост увидели более девяти с половиной миллионов человек. Об истории сообщили 243 российских СМИ1 2 3. ТАСС выпустил заметку о циничной диверсии. А Омское Областное Телевидение выпустило целый сюжет.
И всё это было бы правдой… Если бы не было фейком от начала и до конца. Причём фейком старым. Вот сюжет «Первого канала. Евразия» от 2018 года, где представлена та же самая аудиозапись.
Но почему старый миф снова дал знать о себе теперь, спустя столько лет? Давайте рассмотрим контекст. 14 января 2023 года российская ракета попала в жилой дом в городе Днепр. Погибло 45 человек. В течение нескольких дней спасатели разбирали завалы, и страшная новость не уходила из информационного поля. А уже 15 января по пабликам полетела старая легенда про конфорки. На графике «Важных историй» видно, как подскочили репосты. Тут же подключились и российские СМИ, которые пояснили доходчиво, что инструкцию о том, как взорвать жилой дом, рассылают всё те же украинцы, чтобы «отомстить за Днепр». При этом само Министерство обороны настаивало4 5, что дом в Днепре они же сами и взорвали.
Здесь я предлагаю нам ненадолго отвлечься от трагедии в Днепре и посмотреть, как работает легенда о кровавых еврейских жертвоприношениях (ну там, кровь младенцев в маце и прочая чепуха, вы знаете…). Ее детально исследовал американский фольклорист Алан Дандес, который сформулировал психологический механизм, срабатывающий в таких случаях. Если коротко, этот механизм заключается в том, что человек, совершивший злой поступок, склонен обвинять жертву этого злого поступка в дурных помыслах или даже действиях. По Дандесу эта ксенофобская страшилка про кровь христианских младенцев так живуча, потому что является проекцией бессознательного чувства вины христиан перед народом, который на протяжении веков подвергался гонениям с их стороны. Вам не кажется, что это очень похоже на нашу ситуацию с украинцами?
Народное сознание подчас работает даже эффективнее, чем пропаганда – и, что интересно, пропаганда сама охотно пользуется монструозными фантазиями, порождёнными коллективным бессознательным. Потому что парадоксальным образом все эти ужастики одновременно и сеют панику и успокаивают население. Оба этих состояния поддерживают правильный эмоциональный баланс в обществе для продолжения войны. Страшилки будто бы достраивают, воссоздают для нас картину справедливого мира, в котором мы напали первыми и запускали ракеты по жилым кварталам только потому, что там живут очень злые люди. Страшилки подтверждают нашу правоту, а самое главное – отвлекают от настоящих, совсем не придуманных кошмаров, которые настолько ужасны, что верить и слышать о них не хочется. Согласитесь, лезвия, которые якобы оставляют под антивоенными стикерами, тортики Рошен с отравой, парацетамол из Израиля с ядовитой проволокой и гигантские вражьи лупы, выжигающие российский урожай, всё равно выглядят куда невинней каннибала, рецидивиста и серийного маньяка, гуляющих с вами по одной улице.
В начале этого Разбора я говорил о том, что люди склонны верить в легенды там, где ещё на интуитивном уровне чувствуют, что власть не контролирует ситуацию. И пусть пропаганда 24 на 7 уверяет, что страна и война движутся в соответствии с чётким планом, гробы с фронта, дефицит и подорожание продуктов говорят об обратном. Чем дольше идёт война, и чем неопределённей кажется её конец, тем больше и больше мифов, баек, городских легенд и страшилок будет появляться вокруг неё. Но бояться стоит явно не их… Продолжение следует…