О том, как и почему менялась Государственная Дума и кто за этим перевоплощением стоит
Вы читаете текстовую версию видео Разбора
Как защитить россиян от последствий потребления чеснока? Почему важно убрать фаллос Аполлона со 100-рублёвой купюры и перекрасить Кремль в белый цвет? Кого наказывать просмотром плохого кино? Да, дорогие друзья, это все про Госдуму нынешней России.
Тридцать лет назад, в 1993 году, страна избрала Госдуму первого созыва. За эти годы депутаты успели выдвинуть и обсудить немало популистских и просто смешных инициатив, однако этим, понятно, дело не ограничилось. И сегодня депутаты не стесняются ставить свои подписи под откровенно преступными законопроектами. Кажется, что так было всегда.
Но можете ли вы себе представить, чтобы Госдума подняла вопрос о вынесении импичмента президенту? Ну, такое возможно – только не в нашей стране, наверное, скажете вы. И будете неправы. В мае 1999 года Госдума рассматривала вопрос о досрочном прекращении полномочий президента Ельцина. Попытка провалилась, нужного количества голосов набрать не удалось. Но тем не менее она была, на неё решились.
Сейчас всё это кажется чем-то немыслимым. Парламентарии больше не то, что не смеют перечить главе государства – они предугадывают его желания, будь то вторжение в соседние страны или признание ЛГБТ экстремистской организацией. В конечном счёте именно депутаты, а не Путин, берут на себя главную ответственность за принятие репрессивных законов, соревнуются в жестокости. А гарант в большинстве случаев лишь умывает руки.
Но как Госдума прошла этот путь от живого института демократии – до собрания кивающих болванчиков?
Вообще-то парламент в России – двухпалатный и состоит из Госдумы и Совета Федерации. Однако Совет Федерации в политической жизни страны особой роли не играл никогда. Избиратели голосовали только за первый состав этой палаты. Начиная со второго созыва туда автоматически попадали главы регионов и руководители региональных заксобраний, а потом уже и просто их представители. Сейчас же, помимо двух представителей от каждого субъекта Российской Федерации, в состав может входить до 30 представителей, назначаемых президентом, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.
Роль российских сенаторов – исключительно декоративная: вроде как должен быть в федеративном государстве двухпалатный парламент, вот и у нас он именно такой и есть. Совет Федерации никогда ни с чем не спорит, охотно проштамповывает всё, что приходит из Думы. Ну, только сенатор от Тувы Людмила Нарусова иной раз внесёт оживление очередным безумным с точки зрения коллег высказыванием. Но, во-первых, Нарусова – кума Путина, ей можно. Ну а во-вторых, вспоминаем: роль российских сенаторов – исключительно декоративная. Другое дело – Госдума.
Первые выборы в Госдуму современной России прошли в декабре 1993 года – через три месяца после октябрьского путча и упразднения оппозиционного Верховного Совета, унаследованного Россией от Союза. Пятипроцентный барьер преодолели восемь партий и избирательных блоков. Больше всего голосов набрала ЛДПР Владимира Жириновского – партия, которая тогда ещё многим казалась радикальной, дерзкой оппозицией.
Также в Госдуму прошли КПРФ, «Выбор России», «Женщины России», Аграрная партия России, «Явлинский, Болдырев, Лукин» – это будущее «Яблоко», Партия российского единства и согласия и Демократическая партия России.
Такая политическая палитра затрудняла законотворческий процесс, но способствовала зарождению демократических традиций. Вы знаете, каким было одно из первых решений новой Думы? Объявление политической амнистии, по которой из заключения вышли члены ГКЧП и участники событий октября 1993 года. Недавно у нас был Разбор про этот эпизод в недавней истории нашей страны. Обязательно посмотрите, там много ответов на нынешние вопросы.
Кстати, в Кремле были против этого решения депутатов, однако президенту пришлось смириться. Другого выбора у главы государства Ельцина тогда не было
Госдума второго созыва по-прежнему оппозиционна – теперь большинство у КПРФ, а партия власти «Наш дом Россия» уступает коммунистам почти втрое. В палате создано семь депутатских объединений. Это четыре фракции – КПРФ, НДР, ЛДПР и «Яблоко», а также три группы: «Народовластие», «Российские регионы» и «Аграрная». Именно в те годы россияне узнали, что это за слово такое – импичмент – отрешение главы государства от должности. В 1999-м оппозиционеры выкатили Ельцину обвинения сразу по пяти пунктам: «развал СССР», «разгон Съезда народных депутатов и Верховного Совета в 1993-м», «война в Чечне», «ослабление обороноспособности страны» и даже «геноцид русского народа». Попытка отправить Ельцина в отставку провалились, однако тот лишь факт, что она была, о многом говорит. Президенту пришлось с депутатами договариваться, идти на компромиссы. В том числе при назначении премьер-министра. Тот период журналисты успели окрестить «чехардой премьеров»: Ельцин и его окружение лихорадочно искали «преемника». За полтора года на посту главы кабмина сменилось пять человек: Черномырдин – Кириенко – Черномырдин – Примаков – Степашин – Путин… Да-да, именно Госдума второго созыва первой увидела Путина. «За» его утверждение на посту премьер-министра проголосовали 233 депутата, против – 84, воздержались – 17. Вот ведь смелые были люди, правда?
Перенесёмся в 2003 год. Путин у власти уже три года, в России проходят выборы в Госдуму четвёртого созыва. Пятипроцентный барьер сумели преодолеть три политические партии и один избирательный блок. Абсолютный лидер – «Единая Россия», получившая 223 мандата по партспискам, 52 – у КПРФ, 36 – у ЛДПР, 37 – у блока «Родина».
Именно в этот созыв был сформулирован принцип, который окажет решающее значение на всю дальнейшую работу Госдумы – «Парламент не место для дискуссий». Эту фразу приписывают Борису Грызлову, в то время занимавшему пост спикера Госдумы, однако это не совсем верно. Вот так, лаконично, смысл сказанного Грызловым, передали журналисты. А сам Грызлов на первом заседании Госдумы 29 декабря 2003 года, отвечая на вопрос, как «Единая Россия» собирается поддерживать межфракционный внутриполитический диалог, согласно стенограмме, выразился более изящно: «Мне кажется, что Государственная Дума – это не та площадка, где надо проводить политические баталии, отстаивать какие-то политические лозунги и идеологии, это та площадка, где должны заниматься конструктивной, эффективной законодательной деятельностью».
Грызлов предупредил коллег и об ещё одной вещи – популистские законодательные инициативы «поддержки в текущем созыве не получат». А «популистскими» стали считаться в общем-то все инициативы, не получившие одобрения Правительства.
Именно этот созыв Госдумы изменил принцип формирования палаты – и это была подстраховка на будущее – чтобы абы кто, например, яркие лидеры-одиночки, туда не попали. Минимальную численность партий увеличили в пять раз: с десяти до пятидесяти тысяч членов. Порог попадания партий в Думу подняли с 5 до 7 % голосов. Партиям стало нельзя объединяться в выборные блоки. Всё это – элементы объявленного Путиным укрепления вертикали власти.
2007 год – и вот на выборы в Госдуму «Единую Россию» ведёт уже сам Путин, решившийся на «рокировочку» с Медведевым. В партии нет первой федеральной тройки – её возглавляет только Президент. В программной статье в «Российской газете» Борис Грызлов прямо скажет:
«Второго декабря – голосование за Путина».
В парламент этого пятого созыва прошло четыре партии: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» – однако это уже никакой роли не играло. Партий могло быть хоть сто – но все они играли в одни ворота.
«Бешеный принтер» – так стали называть Госдуму в 20123 году, когда число законов, принимаемых парламентом, начало бить все рекорды. Причем окрестили так Госдуму не только за выдающуюся скорость, с которой она штамповала законы, но и за то, что эти нормативные акты появлялись не по инициативе самих парламентариев, а по указке «сверху» – там словно просто кнопку нажимали, и пожалуйста: «закон Димы Яковлева», закон об НКО, закон о запрете митингов.
Перед окончанием работы шестого созыва Госдумы даже Путин, дежурно отыгрывая роль главного либерала во власти, советовал депутатам не спешить при принятии законов и отказаться от «поверхностных подходов при рассмотрении законодательных актов». Уже тогда, как Путин ни заливал про самостоятельную ветвь власти, всем было очевидно: депутатский корпус – это клерки, покорно ждущие указаний из Кремля и Белого дома. Если посмотреть на законы, которые они принимали на протяжении последних нескольких лет, выяснится, что подавляющее большинство из них внесли именно правительство и президент. При этом до принятия законов о домашнем насилии, например, или о распределенной опеке в ПНИ – тех законов, на которые есть реальный общественный запрос – у народных избранников руки как-то не дошли.
К началу войны в Украине российская Госдума утратила любые намеки на возможный парламентаризм. По сути, она превратилась в путинскую армию с депутатскими мандатами. И они встали.
Но кто же тот дирижер, кто превратил думу в такой слаженный хор? Главную роль в преобразовании Госдумы в тот орган, с которым мы имеем дело сегодня, бесспорно, сыграл спикер двух ее последних созывов – Вячеслав Викторович Володин.
В прошлом – первый заместитель руководителя Администрации президента, именно он в 2014 году на заседании Валдайского клуба сформулировал принцип, на котором построена вся система путинской власти: «Нет Путина – нет России». Среди других его «крылатых» фраз: «Нападки на Путина – это нападки на Россию». Ну а ещё вот такие:
«Достояние России – не нефть и газ, а Путин»,
«После Путина будет Путин».
Естественно, Володину многое прощают не только и даже не столько за граничащее с фанатизмом обожание президента, которое он демонстрирует постоянно: на заседаниях Госдумы и в своем Телеграм-канале, общаясь с журналистами и с избирателями. У Володина есть и другие заслуги. Работая в Администрации Президента, например, с 2011 года он отвечал за внутреннюю политику и идеологию, и именно его «эпоху» «украсили» победы над узниками болотной и девушками из Pussy Riot. В 2012 году Володин координировал всю работу избирательного штаба Путина – и Путин триумфально вернулся в президентское кресло, набрав почти 64 % голосов. При кураторстве того же Володина «Единая Россия» на выборах 2016 года получила «конституционное большинство» – то есть возможность принимать без оглядки на другие партии не только федеральные законы, но и поправки в Конституцию, чем, как мы знаем, она в итоге и воспользовалась.
А что же Володин имеет в качестве ответной благодарности?
В 2021 году сторонники Алексея Навального опубликовали расследование, в котором доказали: Вячеслав Володин – миллиардер, и занимается не только политикой, но и крупным бизнесом. Зарабатывает на этом безумные деньги. Коллекция элитной недвижимости, принадлежащая его 80-летней матери-пенсионерке и гражданской супруге, оценивается примерно в миллиард рублей. Более того. Мать Володина Лидия Барабанова (всю жизнь, на минуточку, проработавшая учительницей) на старости лет раскрыла в себе настолько яркий талант предпринимателя, что вместе с отцом гражданской жены Володина стала владельцем фирмы Инвест-Холдинг. А фирма эта самостоятельно и через дочерние структуры владеет коммерческой недвижимостью в Москве и родине Володина – Саратове.
Сегодняшняя Дума – это пёстрое собрание людей, обладающих самым ценным талантом в глазах Кремля: умением взять под козырёк, не задавать лишних вопросов. Здесь Андрей Лугово́й, обвинённый британской прокуратурой в убийстве Александра Литвиненко, соседствует с Марией Бутиной, сидевшей в американской тюрьме в связи со шпионажем. Здесь спортсмены Ирина Роднина, Светлана Журова, Николай Валуев и Вячеслав Фетисов поют в унисон с актёрами Дмитрием Певцовым и Еленой Драпеко. Здесь даже есть свой штатный эрудит – шоумен Анатолий Вассерман. Всех их объединяет одно – готовность верно служить президенту. А помните, кто именно при обсуждении поправок в Конституцию в 2020 году предложил «обнулить» сроки Путина? Это была первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. Даже и такие люди в нашей думе есть!
Впрочем, даже в такой, уже совсем «ручной» и нестроптивой Думе время от времени обнаруживаются… Ха-ха! Лишние элементы! Таких «народных избранников» сами же парламентарии из своих рядов безжалостно выкорчёвывают. И уже нисколько не стесняясь народа, который вроде как за этих депутатов голосовал.
Вот, например, вскоре после начала войны член КПРФ Валерий Рашкин лишился мандата за убийство лося. Ранее же депутат отметился открытым заявлением про то, что за обнуление Путина он не голосовал принципиально.
А 1 ноября 2023 года Госдума лишила мандатов сразу двух депутатов – Вадима Белоусова и Василия Власова. И если с Белоусовым вопросов нет никаких, кроме одного: «а чего вообще так долго тянули», то с Власовым всё далеко не так просто. Так вот сравните два этих случая. Белоусов в 2022 году был заочно приговорен Мосгорсудом к 10 годам лишения свободы за получение взятки в размере более трёх миллиардов рублей. Но несмотря на вступивший в силу обвинительный приговор, всё это время он сохранял статус депутата и его коллег это нисколько не беспокоило. Хотя не посещал он, естественно, никаких заседаний, поскольку был объявлен в розыск.
Другое дело – ЛДПРовец Василий Власов. Любимец Владимира Жириновского, на протяжении двух созывов он считался в думе отличником с явкой почти в сто процентов. Этот Власов регулярно выступал на пленарных заседаниях, вносил законопроекты, голосовал, как положено. Однако всё равно был лишён мандата в связи с нарушением регламента. А теперь я добавлю ещё один факт. Известно, что Власов активно поддерживал ЧВК «Вагнер» и лично его главу Евгения Пригожина. До мятежа 23 июня 2023 года в его приемной можно было даже записаться в вагнеровцы. А после мятежа в этой самой приемной прошли обыски.
К чему я привожу вам эти примеры, которые смотрятся как анализ сортов компоста в далёком колхозе? Всё очень просто. Нам кажется, что депутаты – небожители и неприкасаемые. Но это не так. Чуть поменялись политические ветры – а ты не успел перестроиться – и вот уже оказался в розыске. Или, не дай бог, постоял рядышком с политической фигурой, попавшей в опалу – и всё, ты выпал из обоймы. Ставки высоки, риски колоссальны. Ну и санкции, опять же. Чем закончится украинская кампания, сегодня никто не знает, и что ждёт конкретно депутатов, голосовавших за зверства? Им тоже страшно.
Между тем вся эта думская система держится на круговой поруке. На том самом принципе «плечом к плечу». Что будет, когда сдадут нервы у одной детальки? Двух? Десяти? Что будет, когда даже среди нынешних депутатов отыщутся порядочные люди, этакие спящие ячейки будущего, ждущие своего момента. Ведь даже за обнуление конституции не проголосовали 15 депутатов. Думайте об этом. Ходите на выборы. И запаситесь терпением. И продолжение следует.