Categories: Разборы

Кассиры Путина

Как живут и «зарабатывают» друзья президента Сечин и Миллер

Вы читаете текстовую версию видео Разбора

Помните, в школе на уроках истории нам рассказывали про Смутное время? Это было в конце XVI – начале XVII веков, наша страна тогда находилась в состоянии войны с Речью Посполитой, пережила два мятежа, а её политическое будущее было туманно. Накануне с трона был свергнут самозванец  Лжедмитрий, а у власти находилась кучка олигархов или, в терминологии того времени, бояр. Ну, короче, гляди ж ты, 400 лет прошло, а нарратив остаётся прежним. Разница лишь в том, что тогда царя не было, а сегодня он есть, но смута никуда не делась.

И вот уже 23 года наш грозный царь решает, кому на Руси жить хорошо, а кому нет. И хоть таких счастливчиков, кому хорошо, сравнительно немного, про каждого пора снимать отдельный фильм. Поэтому мы решили сделать серию разборов под названием «Путинская семибоярщина» – про ближайший круг друзей Путина, людей, в первую очередь несущих ответственность за то, в каком состоянии находится сегодня Россия. Кто эти люди, откуда они взялись, как пришли к власти? Давайте разберёмся.


Помните старый дореволюционный мем, что главными союзниками России были армия и флот – так вот теперь это нефть и газ. Из 26 трлн рублей, которые заработает Россия в 2023 году, 8 трлн (почти треть) она получит от продажи нефтегазовых энергоресурсов. Владимир Путин, который считает себя чуть ли не продолжением России, прекрасно это понимает, и вот уже 23 года держит на ключевых постах нефтегазовой отрасли своих самых доверенных людей. Кто эти люди?

Игорь Сечин

С приходом Путина к власти роль главного «нефтяного барона» России досталась его ближайшему подручному Игорю Ивановичу Сечину, который в 90-е годы носил за ним его портфель. Сечин негласно считается вторым после Путина человеком по влиянию в стране и целиком и полностью обязан этим российскому президенту.

С 2004 года он фактически возглавляет компанию «Роснефть», имея одну из самых высоких официальных зарплат в стране – порядка 600 миллионов рублей в год, по данным 2015 года. Это 50 миллионов в месяц. То есть только за те 10 минут, что вы читаете этот текст, Игорь Иванович заработает 50 тысяч рублей одним фактом своего существования.

Впрочем, сам Сечин не любит, когда другие считают его деньги, и даже засудил за это журнал Forbes, РБК и газету «Ведомости». А на «Новую газету», в которой мы все работали до войны, подал в суд за расследование про супер яхту размером с футбольное поле «Святая принцесса Ольга», названную в честь его второй жены – Ольги Рожковой. Девушка сама выложила в инстаграме несколько откровенных фото на борту яхты, и это не укрылось от внимания моего коллеги Романа Анина, одного из лучших, не постесняюсь сказать, журналистов-расследователей в мире. В итоге все эти «порочащие» его честь издания Сечин через суды заставил опубликовать опровержения, а сам Рома оказался объектом слежки и угроз.

Впрочем, богатые тоже плачут, и никакие опровержения и суды не уберегли Игоря Ивановича от развода в 2017. Сюжет напоминает пьесу Бомарше – принцесса Ольга сбежала от всесильного нефтяного барона к молодому итальянскому гонщику Франческо Провенцано, и даже деньги «Роснефти» не смогли её удержать. Сечин, видимо, страдал – об этом красноречиво говорит то, что он переименовал названную в честь жены яхту в «Amore Vero», что с итальянского переводится как «Настоящая любовь», а потом до основания снёс построенный для Ольги дом на Рублёвке.

Однако долго горевать по этому поводу Игорь Иванович не стал – и тут же снова отстроился. Расширив площадь участка с трёх до восьми гектаров, Сечин возвёл на них гостевой и хозяйский дом, общая площадь которых составляет 29 тысяч квадратных метров (это чуть меньше шести футбольных полей). Общая стоимость строений вместе с участком – 20 миллиардов рублей. Это бюджет Нижнего Тагила за 2023 год, например. А Еврейская автономная область могла бы жить на эти деньги два года. Любой арабский нефтяной шейх просто обзавидуется. Забавный факт – хозяйский дом построен в форме буквы Ж, так что вся строительная бригада дружно именовала особняк не иначе как «жопой». Такая уж у нас страна – даже имея зарплату в 600 миллионов, все равно будешь жить в жопе.

Как же Игорь Иванович пришёл к такой жизни? Детство и юность Сечина прошли в Ленинграде, где он окончил филфак СПбГУ (тогда ЛГУ имени Жданова), получив специальность «филолог-романист, преподаватель португальского и французского языков». Говорят, что именно в университете он познакомился с Владимиром Путиным, который был помощником проректора по международным связям. После учебы Сечин успел отслужить в армии, побывать в горячих точках – в Мозамбике, Анголе, бывших португальских колониях, где шли гражданские войны, а потом вернулся в Ленинград, где занялся внешнеэкономическими связями в исполкоме Ленсовета.

Летом 1991 года мэром Санкт-Петербурга стал Анатолий Собчак, а его замом и председателем комитета мэрии по внешним связям – Владимир Путин. Тогда же Сечин перешел в аппарат Путина, и с тех пор эта закадычная пара не расстается. Как Путин носил чемодан за Собчаком, так и Сечин годами носил чемодан за Путиным, занимая разные должности, на которые его назначал хозяин, то есть по сути выполнял функции его секретаря, помощника и консультанта. После вступления Путина на пост президента, Сечин стал замом руководителя его администрации. В обязанности Сечина входила организация его рабочих встреч и составление их графика; каждое утро он встречал главу государства у лифта. Параллельно Сечин собирал вокруг себя неформальную тусовку силовиков, чиновников и бизнесменов, наращивая свой аппаратный вес.

По-настоящему влиятелен Сечин стал в 2003 году, когда он представил Путину доклад Совета по национальной стратегии о том, что Михаил Ходорковский готовит «олигархический переворот», после чего начались преследования руководителей нефтяной компании ЮКОС. В итоге Ходорковский сел в тюрьму на 10 лет, а Сечин стал главой совета директоров «Роснефти», переиграв своего собственного начальника, главу администрации президента Александра Волошина, которому из-за поддержки Ходорковского пришлось уйти в отставку. Также Сечину удалось победить другого путинского друга Алексея Миллера, с подачи которого «Газпром» пытался поглотить «Роснефть» в конце 2004 года.

В итоге под началом Сечина «Роснефть» отстояла независимость и завладела основными активами ЮКОСа через подставную компанию «БайкалФинансГруп». В результате к августу 2007 года приобретенные активы ЮКОСа обеспечили «Роснефти» более 70 % ото всей добытой в стране нефти, газового конденсата и первичной переработки углеводородов. Уже тогда Сечин смекнул, что для роста прибыли компании вовсе не обязательно быть «эффективным менеджером» – достаточно просто скупать месторождения и более мелкие предприятия, наращивая объемы добычи, и всё – деньги потекут рекой.

В 2012 году Сечин стал президентом Роснефти и фактически начал курировать все вопросы развития топливно-энергетического комплекса в стране. После покупки ТНК BP за один и семь триллионов рублей, ставшей крупнейшей сделкой в истории российского бизнеса – на «Роснефть» приходится 40 % российской добычи нефти и 5 % – мировой. Внутри эта структура напоминает феодальное княжество, которым Сечин управляет в довольно жестком ручном режиме. Близкие знакомые называют Сечина «гением комбинационной борьбы», который «как будто играет одновременно на нескольких шахматных досках… правда, фигура короля там одна». А вот СМИ за жесткость, недружелюбный характер и связи со спецслужбами подарили ему прозвище Дарт Вейдер российской политики.

Себя Сечин видит кем-то вроде российского Рекса Тиллерсона, главы одной из крупнейших нефтяных компаний в мире Эксон Мобил. Тиллерсон известен своим огромным лоббистским влиянием на правительство США. Вот и Сечин в 2013-м помог отжать социальную сеть ВКонтакте у Павла Дурова и перевести ее под контроль государства. А в 2017 он посадил на восемь лет бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева, отправив ему черную метку в виде корзинки с колбасой «От Иваныча» и тут же обвинив в вымогательстве взятки в два миллиона долларов. Лишь в 2022-м Улюкаев вышел по УДО.

В апреле 2013 года Сечин оказался единственным россиянином, который вошёл в список 100 самых влиятельных людей мира по версии журнала Time в номинации «Титаны». А в 2014-м он оказался под санкциями – на этот раз далеко не единственным россиянином. Поначалу это были только санкции США и Канады, а с 2022 года к ним присоединились страны Европы, Австралия, Япония, Новая Зеландия и ряд других. В марте 2022-го в портах Испании и Франции были арестованы две его яхты, в том числе и та самая «Amore Vero». Как же Игорю Ивановичу дальше жить без «настоящей любви»?!

Алексей Миллер

«Газовое альтер-эго» Игоря Сечина – председатель «Газпрома» Алексей Миллер. В 2018 году в «ответ на вредоносную деятельность России» он был включён в санкционный «Кремлевский список» США из 17 чиновников и семи бизнесменов из России, приближённых к Владимиру Путину.

Алексей Миллер окончил Ленинградский финансово-экономический институт и начинал свою карьеру в широком смысле слова как член кружка молодых экономистов-реформаторов, неформальным лидером которых был Анатолий Чубайс. С 1991 по 1996 год Миллер был замом Владимира Путина в Комитете по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга, и за это время они сработались настолько, что избравшись президентом, в 2001 году Путин доверил Миллеру главное национальное достояние страны – компанию, которая добывает 12 % всего мирового и 68 % российского газа, Газпром.

В 2000 году государству принадлежало всего 40 % «Газпрома», из которых 35 % были в управлении Рема Вяхирева, возглавлявшего компанию с 1993 по 2001 год. Путин решил, что надо не просто вернуть государству монополию в газовой отрасли, но и поставить «Газпром» под свой личный контроль. Для этого он заменил всё правление Газпрома на Алексея Миллера, Дмитрия Медведева, Германа Грефа и других своих приближенных.

В своем последнем интервью Рем Вяхирев вспоминал:

«Новый царь начал мне вопросы задавать довольно-таки интересные. Ну, я и говорю: если я не на месте, то сейчас прямо и ухожу. […] Путин когда услышал, что я ухожу, так обрадовался, что прямо при мне начал звонить […] с поручением выписать орден».

Также Миллер помог Путину получить власть над крупнейшей химической компанией России «Сибур», которая когда-то была частью газового гиганта, но в 2002 году ее президент Яков Голдовский попытался вывести свой бизнес из-под контроля «Газпрома». Голдовского арестовали прямо в приемной Миллера, «Сибур» был возвращен в «Газпром», а Голдовский, отсидев какое-то время в СИЗО, уехал за границу. Однако уже в 2007 году «Газпром» вышел из состава владельцев «Сибура», продав акции компании «Газпромбанку». А тот в свою очередь уступил «Сибур» группе частных акционеров, среди которых был еще один путинский друг Геннадий Тимченко, о котором мы еще поговорим.

На что же начал тратить Алексей Миллер свалившиеся на него богатства? Конечно же, на элитную недвижимость. По всей стране от Черного моря до Алтая разбросано множество роскошных дворцов, которыми пользуется Алексей Миллер. Общая их стоимость не меньше миллиарда долларов. Два наиболее известных объекта – это усадьба в поселке «Гринфилд» в Истринском районе Подмосковья за 240 миллионов долларов и усадьба «Миллергоф» за 97 миллионов, названная на манер всемирно известного пригорода Петербурга – Петергофа. Представляете, какого мнения о себе человек?!

При этом каким-то сверх эффективным менеджером Алексея Миллера тоже не назовёшь. Одной из главных задач, которую поставил перед ним Путин, был «газовый разворот» с Запада на Восток, так как еще в конце своего второго срока Путин понял, что никакой долгосрочной дружбы с Западом построить не получится. Основным проектом здесь стал российско-китайский магистральный газопровод «Сила Сибири», введенный в эксплуатацию в 2019 году. Прокладка трубы протяженностью чуть больше двух тысяч километров обошлась Газпрому в один триллион и сто миллиардов рублей при изначальной оценке работ в 800 миллиардов. Путин даже специально писал об этом статью в главную китайскую газету «Жэньминь Жибао», назвав это «сделкой века».

Но, во-первых, само строительство газопровода проводилось по нерентабельному проекту, из-за чего «Газпром» потерял 11 миллиардов долларов. Об этом в 2018 году писали аналитики Сбербанка, отметив, что выбор подрядчика объяснялся просто: проект забрали себе компании других путинских друзей, о которых мы поговорим в следующих сериях – «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга и «Стройтранснефтегаз» Геннадия Тимченко. За этот доклад, попавший в публичное поле, аналитиков потом уволили. По нынешним времени, это они ещё очень легко отделались!

Во-вторых, сама газовая сделка была заключена на условиях, выгодных исключительно Китаю. Газ, который сейчас качают в КНР, продается примерно по 290 долларов за тысячу кубометров, тогда как на рынке он стоит 1 000 долларов. То есть фактически мы делаем китайцам скидку в 70 %. Как отмечают аналитики, такими темпами «Сила Сибири» не окупится никогда. Но ни Миллера, ни Путина это не особо волнует, потому что основные задачи газопровод решает, и они сугубо политические, но стратегически бессмысленные и даже вредные: они лишь позволяет показывать кукиш Западу и наживаться на строительстве.

В начале 2022 года только отметивший 60-летие Алексей Миллер стал Героем труда – «за особые трудовые заслуги перед государством и народом». Под указом о награждении Путин поставил личную подпись – да и как не поставить, ведь благодаря старому коллеге сбылись его самые сокровенные мечты, и газовыми миллиардами наполнял свои тайные кошельки и сам Путин

Что ж, чем больше погружаешься в это нефтегазовое болото, тем большим детским садом кажутся западные сериалы про внутрикорпоративные интриги вроде «Наследников» и «Миллиардов». Какое уж там HBO, когда у нас в России свои наследники загребают в свои карманы миллиарды, лишая страну развития, а людей – достойной жизни. Самое печальное тут, что это никакое не кино, и мы живем в этом сценарии вот уже который сезон, а персонажи на манеже все те же. Хочется взять пульт, нажать на «Выкл», так сказать, но, боюсь, на экране будет всё то же.

Продолжение следует.