О том, как в Кремле расправляются с популярными военными
Вы читаете текстовую версию видео Разбора
Евгений Пригожин, кажется, действительно погиб. Человек, который стал суперзвездой благодаря войне в Украине, был убит на территории России. Месть Путина за мятеж оказалась жёсткой. Впрочем, Пригожин стал неугоден не только потому, что повёл войска на Москву и воткнул, как заявил Путин, нож в его спину, – его главная вина заключалась в другом. Он слишком стал популярен за время войны. А военачальник в России по определению не может, не имеет права быть популярным. История дала бы Пригожину немало уроков на этот счёт – да только он не захотел их брать.
В этом Разборе – о судьбах самых популярных военных командиров современной России, чем закончились истории их невероятных взлетов.
Генерал Лев Рохлин – фигура первой величины в российской политике 90-х годов. Автор универсальной максимы, актуальной, кстати, и по сегодняшний день:
«Война в Чечне – не слава России, а её беда».
Человек с прозрачной биографией – Рохлин карьеру свою начал в Афганистане и был там очень любим солдатами.
В декабре 1994-го, когда началась Первая Чеченская война, он был уже генерал-майором, его подразделение штурмовало Грозный. В январе 1995-го Рохлина назначили одним из переговорщиков с чеченскими командирами для прекращения огня. Позже за участие в чеченской кампании генералу присвоили звание Героя России.
Во всех этих бесславных для нашей страны военных кампаниях Рохлин выглядел как один из немногих военных, который умеет и, главное, хочет беречь своих солдат. Всё это способствовало невероятному укреплению его авторитета – он был этакий «батяня-комбат» в глазах своих подчинённых. Государство, конечно, не преминуло этим воспользоваться, и Рохлина потянули в политику: в декабре 1995-го он стал депутатом Госдумы, возглавил в Думе комитет по обороне.
Но надежды своих политических демиургов Рохлин не оправдал. Он отказался от звезды «Героя России» и попёр против власти.
Как политик Рохлин эксплуатировал беспроигрышную риторику. Он говорил, что отлично знает, в каком ужасном состоянии находится армия, и понимает всю несправедливость происходящего. Говорил, что всему виной, конечно, заворовавшиеся чиновники.
В 1997 году Ельцин решил сократить численность армии, и Рохлин стал самым громким критиком этой реформы. Генерал создал «Движение в поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки». Целью организации была заявлена защита армии и восстановление справедливости в отношении военнослужащих. Ничего не напоминает?
До сих пор непонятно, действительно ли Рохлин готовил госпереворот, но косвенных свидетельств немало. В 1997-м он объездил больше двадцати городов, проводя закрытые беседы с военными. Один из соратников Рохлина, военный Николай Баталов рассказывал, что переворот должен был начаться в Волгограде, где находился преданный Рохлину корпус. Военные в других городах должны были занять власть в тот же день, а Рохлин как лидер потребовал бы отставки Ельцина.
Однако никакого похода не получилось. В июле 1998-го Рохлин был найден мёртвым на собственной даче. Официальная версия гласит, что его, спящего, застрелила жена – якобы после семейной ссоры. Супруга, поначалу сознавшаяся в убийстве, вскоре стала отрицать свою причастность и заговорила о людях, которые проникли ночью на дачу Рохлиных, застрелили генерала, а затем запугали её саму, принудив взять вину на себя. Улики, действительно, заставляли сильно сомневаться в причастности Тамары Рохлиной к убийству кумира сотен тысяч солдат и офицеров.
На следующий день после убийства Рохлина недалеко от его дачи был найден обгоревший автомобиль с тремя людьми внутри – этих мужчин застрелили, после чего подожгли. Среди убитых опознали известного киллера Пронина. Сторонники Рохлина предполагали, что умершие могли быть причастными к наемному убийству генерала – и их самих потом устранила какая-то неведомая специальная сила с целью сорвать планировавшийся государственный переворот.
Так что сместил Ельцина вовсе не Рохлин, а неприметный полковник Путин. На момент несостоявшегося мятежа он занимал позицию заместителя управделами президента – а буквально через три недели после убийства Рохлина был назначен директором ФСБ, откуда вскоре и прыгнул в премьеры.
Тамара, жена Рохлина, получила 8 лет колонии, но из-за пересмотра дела вышла на свободу раньше – в 2001 году. Через несколько лет ЕСПЧ удовлетворил жалобу Рохлиной на большой срок предварительного заключения и затягивание судебного процесса. Российский суд не заставил себя ждать – в конце 2005 года Рохлину повторно признали виновной в убийстве мужа и приговорили к четырём годам лишения свободы условно.
В девяностых в России был и другой популярный военный – Александр Лебедь. Участник Афганской войны, он проявил себя также и в конфликтах в республиках, требовавших независимости. Он разгонял протесты в Тбилиси в 1989 году, в результате чего было убито более 20 человек. Подавлял митинг в Баку в 1990-м (там погибло около двух сотен). К моменту развала СССР Лебедь зарекомендовал себя как жёсткий военный, готовый идти на крайние меры. Но в 1991 году он совершил свой первый политический акт во время августовского путча, с которого и начался развал СССР – ему был отдан приказ взять в оцепление Белый дом, однако генерал перешёл на сторону Ельцина, требовавшего независимости союзных республик.
Когда началась война в Чечне, Лебедь подал в отставку, много и открыто критиковал действия российского руководства в Чечне – тогда такое было возможно. Но, в отличие от нынешних критиков, Лебедь выступал за прекращение войны. Ему, кстати, приписывают цитату, якобы сказанную в январе 1995 года, сразу после кровавого штурма Грозного:
«Дайте мне набрать роту из детей элиты, и война через день закончится».
Как тут не вспомнить, как Пригожин отзывался о детях элиты? Все приёмчики, оказывается, были давно обкатаны.
В декабре 1995-го Лебедь стал депутатом Госдумы, после чего начал готовиться к президентским выборам 1996-го года. Экономические проблемы, преступность и война с Чечнёй – вот в таком состоянии страна подошла к этим выборам. Лебедь строил кампанию на критике двух фаворитов предвыборной гонки: Ельцина и лидера КПРФ Зюганова, а также на обещании скорейшего прекращения войны.
В итоге генерал занял на выборах третье место, набрав 14 % голосов, что ни разу не мало и стало главной неожиданностью тех выборов. Дело шло ко второму туру, так как никто из кандидатов не набрал более 50 % голосов. Все понимали, что электорат Лебедя сыграет теперь решающую роль во втором туре между Ельциным и Зюгановым. И Ельцин тоже это понимал, а потому уже 18 июня, через два дня после первого тура, назначил Лебедя Секретарём Совета Безопасности в обмен на призыв голосовать за действующего президента – то есть за себя. Так Лебедь получил одну из самых важных должностей в стране.
Позже Лебедь стал подписантом Хасавюртовских соглашений – они завершили Первую Чеченскую войну. То есть даже не став президентом, слово, данное избирателям, Лебедь сдержал.
Занятый пост на время заставил Лебедя если не замолчать, то снизить градус критики власти. Но политические амбиции у него всё равно оставались, и в 1998 году Лебедь стал губернатором Красноярского края. При этом бывший военный продолжал откровенно комментировать всё, что происходило в стране – в том числе и после того, как к власти пришёл Путин. Например, рассуждая о том, может ли российское руководство быть причастными к взрывам домов в конце девяностых, он отвечал: «Я в этом почти уверен».
В апреле 2002 года Лебедь отправился на открытие горнолыжной трассы в Красноярском крае. Поездка завершилась катастрофой – его вертолёт разбился, задев линии электропередач. Авария была странной – экипаж сменили за два дня до вылета, на картах не было злосчастных линий электропередач, погода была нелётная. Из 17 пассажиров и трёх членов экипажа погибло восемь человек – в том числе и строптивый генерал. Борис Березовский, который к тому моменту успел стать противником Путина, прокомментировал эту смерть так, цитирую:
«В споре между серым президентом-полковником и ярким генералом-губернатором в России, конечно же, должна победить серость».
Впрочем слухи о том, что на борту вертолёта была взрывчатка, официально не подтвердились. Спустя годы такие же слухи появятся и после гибели Пригожина. Но, пожалуй, хватит уже параллелей. Пригожин – не Лебедь.
Кстати, Лебедь был последним военным, которого российская власть официально допустила до руководящих постов.
Но где драма – там и трагикомедия. Ну как в таком ряду не вспомнить полковника Квачкова! Владимир Квачков, также, как и Лебедь, прошёл Афганистан, также участвовал в разгонах протестов в Баку, участвовал в гражданской войне в Таджикистане в девяностых – стандартная биография для военного тех лет. С 1994 года служил в ГРУ – главном разведывательном управлении. Однако в политику он пошёл только в нулевых. И зашёл сразу с козырей: в 2005 году Квачкова арестовали, обвинив в покушении на символ реформ девяностых, Анатолий Чубайса, на тот момент председателя правления энергетической компании РАО «ЕЭС России». По версии следствия, Квачков пытался взорвать его машину на почве экстремистских взглядов и неприязни. Сидя в СИЗО, бывший военный участвовал в довыборах в Госдуму и… набрал почти 30 % голосов, уступив пенсионеру ФСБ Сергею Шаврину всего лишь 2 %.
Квачков был приговорён к пяти годам лишения свободы, но отсидел только три года – в процессе пересмотра дела коллегия присяжных Московского областного суда в признала его невиновным. В 2009 году бывший военный создал «Народное ополчение имени Минина и Пожарского», позже признанное экстремистским. Целью движения было заявлено освобождение России, в которой царит неразбериха, ведь, цитата, «не поймёшь, кто управляет страной». Квачков тоже опирался на военных, он много ездил по стране и общался с офицерами.
22 декабря 2010 года Квачков вышел на свободу, а 23 декабря был задержан по обвинению в подготовке военного мятежа – деятельность «Народного ополчения» показалась силовикам опасной. Квачков освободился в 2019 году и продолжил критиковать российскую власть. В 2023 году вступил в «Клуб рассерженных патриотов» – это люди, которые выступают за войну с Украиной, но недовольны ходом конфликта. В 2023 году его судили за дискредитацию армии и приговорили к штрафу.
В 2014 году началась война на востоке Украины. Россия официально не вмешивалась в происходящее, хотя, как теперь все знают, имела там своих наместников. Эти люди, в основном, мелкие и средней руки криминальные элементы, стали командирами различных местных ополчений, но на деле, конечно, это были просто банды, которые пилили местный ресурс.
Это вообще удивительный феномен – донецкие и луганские командиры почти никогда не погибали на поле боя. Александр Беднов, командир группировки «Бэтмен», погиб, когда его колонну расстреляли в Луганской области другие сепаратисты, то есть свои, пытаясь его задержать за участие в коррупционных схемах. Командир группировки «Призрак» Алексей Мозговой был убит под Луганском – его автомобиль попал в засаду. Командир казачьего полка ЛНР Павел Дрёмов – вот совпадение – был взорван в автомобиле под Луганском, тоже не на поле боя. Ну а командир подразделения «Спарта» Арсен Павлов, известный как «Моторола», стал жертвой взрыва в лифте собственного дома. Его друга – тоже военного командира и преступника Гиви – застрелили в Макеевке из гранатомета. Да вообще – командирам на фронте было безопаснее, чем дома!
Устранение командиров ещё в 2015 году приписывалось ЧВК «Вагнер», просто никто не понимал, как функционирует эта компания и кто ею управляет.
Одним из главных лиц так называемой «Русской весны» стал в 2014 году уроженец Москвы Игорь Гиркин, также известный как Стрелков. Бывший сотрудник ФСБ, прошедший несколько локальных конфликтов, был, как говорили в Донецке, «лидером ополчения». Неожиданно, спустя всего несколько месяцев после начала войны, Гиркин покинул Донецк. И, по всей видимости, только поэтому сохранил себе жизнь. В 2022 году он стал одним из самых ярых критиков стратегии Минобороны в войне – настаивал, что воевать надо тотально и объявлять всеобщую мобилизацию. А потому сначала пропагандисты обвинили его в том, что ещё в 2014 году он не начал войну и не победил в ней, а потом власть и вовсе посадила его в тюрьму за посты в телеграме. В теории, Стрелков мог стать очень популярным военным в патриотических кругах, а потому Кремль его устранил.
С начала полномасштабного вторжения в Украину война и пропаганда произвели двух героев: генерала Суровикина и командира Пригожина. Суровикин прежде командовал военно-космическими силами РФ, а в октябре 2022 года его назначили командующим объединённой группировки в Украине – по сути, главным по СВО. «Генерал Армагеддон» – так его называла пропаганда. Правда, уже в ноябре его стараниями был сдан Херсон, и постепенно Суровикин ушёл на второй план – в январе его сняли с поста командующего объединённой группировкой. А после мятежа Пригожина «Генерал Армагеддон» вообще пропал – ходили слухи, что он арестован. Незадолго до смерти Пригожина Суровикин лишился должности главы ВКС и пропал. Поговаривали даже, что он может быть и мёртв – однако некоторое время назад канал Ксении Собчак «кровавая барыня» показал его фотографию. Ничего, кажется, «генерал-армагеддон» жив, прогуливался с женой в Москве, ездил с делегацией Минобороны в Алжир.
Что касается Пригожина, то он, даже не будучи военным, похоже, хорошо выучил истории Рохлина и Лебедя – однако только первую их часть, ту, которая про успех. Его медиа сумели создать образ жёсткого командира, но при этом успешного – мол, кадровые военные у Шойгу ничего не могут, а вот Пригожин берёт города. Но потом – неудачный мятеж, отступление в Беларусь и самолёт, догорающий в поле Тверской области.
Что тут можно сказать? Командиры! Учите историю! Особенно новейшую.
Войны всегда рождают популярных политиков. Например, после Второй Мировой войны в странах – союзницах СССР к власти приходили люди, сделавшие карьеру в ходе сражений. В Великобритании премьерами стали Энтони Иден и Клемент Эттли, служившие у Черчилля в качестве военных советников. Сам Черчилль, как одно из лиц победы, в пятидесятых также возвращал себе пост министра. В США 1953 году президентом стал генерал Эйзенхауэр, сделавший имя на Второй Мировой. Но в Советском Союзе ситуация была иная. Маршал Жуков, которого советская пропаганда возвышала всю войну, попал в опалу. Против него было даже возбуждено так называемое «трофейное дело» – мол, Жуков наворовал трофеев в Берлине. Параллельно заслуги маршала занижались. Очевидно, что руководители страны Жукова боялись. А потому и все остальные военные также были отодвинуты от политики – от греха подальше.
Уже после развала союза, в 90-е, Ельцин на своём опыте понял, как это опасно – конкурировать с популярными командирами.
Владимир Путин не хочет искушать судьбу, а потому действует на опережение. Кто знает людей, ответственных за вторжение в Грузию? Российская пропаганда считает, что это была отличная операция, но кто же стал её лицом? Да никто. Кто именно аннексировал Крым? Да мы и не знаем. Давно всем пора усвоить: герой в России может быть один – это альфа Владимир Путин. Всем, кто будет популярнее, не сносить головы.
Но давайте задумаемся: а что это за страна такая – без героев? И может ли быть праведной та война, на которой невозможно стать героем?
Наверное, об этом стоит поразмышлять тем, кто сейчас на поле боя проливает свою и чужую кровь ради славы сумасшедшего дедушки.
Продолжение следует.