Categories: Разборы

Животные на войне

О тех, кто не были никому врагом и не были военной целью, но всё равно неминуемо погибают

Вы читаете текстовую версию видео Разбора

Российское вторжение в Украину принесло с собой страдания не только людям, живущим на этой земле, но и животным. Миллионы диких и домашних животных оказались в настоящем аду. Кошки и собаки, чьи хозяева вынуждены были бежать, оказались на улице, но это еще не самый плохой исход. Ведь куда страшнее оказаться на цепи в селе, из которого ушли люди. Или запертым в квартире с погибшим хозяином. В мире дикой фауны тоже наступил настоящий апокалипсис: леса сожжены ракетными ударами, поля перекопаны гусеницами танков, а чьи-то норы и гнезда ушли под воду после подрыва Каховской ГЭС.


По подсчётам украинской зоозащитной организации UAnimals, до войны в Украине жили 750 000 собак и 5,5 млн кошек. После начала вторжения многие из них потеряли хозяев. Кто-то из животных погиб, а кто-то остался на улице, под обстрелами.

В первые недели войны СМИ всего мира публиковали фото мощного нескончаемого потока беженцев. Вместе с детьми и стариками на колясках, украинцы тащили за собой переноски с кошками и собак на поводках. Они спасали любимых животных от войны совсем как членов семей. 19 марта 2022 года, то есть спустя всего три недели после начала вторжения, Международный фонд защиты животных отрапортавал, что только в одной Польше ветеринарные бригады чипировали и вакцинировали 12 000 кошек и собак. Они принимали по 500–600 животных в день.

Спасти ценой жизни

В Украине до войны существовали приюты для животных. Это в России от практики содержания приютов решили уходить, разрешив недавно убивать бездомных зверей – но в Украине такого не было и до войны, да и после тоже не будет, я думаю. Так вот с первых недель вторжения украинские приюты для животных подвергались обстрелам – вместе с городами и поселками, где они размещались. Но их сотрудники и волонтеры, рискуя жизнью, продолжали работать даже под пулями.

Я расскажу вам историю, которая случилась в самом начале войны, когда российская армия вплотную подошла к Киеву. В марте 2022 года 26-летняя девушка по имени Анастасия Яланская и двое других волонтеров, Максим Кузьменко и Сергей Устименко, отправились на своей машине в приют для животных в печально известной Буче – сегодня про нее знает весь мир. Зооволонтеры, конечно, понимали, что город контролирует российская армия и добраться до точки будет непросто. Но ехать было нужно: животные уже несколько дней оставались без еды и воды.

Это последнее видео на котором мы можем видеть ребят живыми. Его сняла мама их друга: парень тоже должен был поехать в Бучу, но в тот день не смог присоединиться и остался жив. Женщина за кадром говорит: «до встречи» и «удачи вам!». Все трое садятся в машину и уезжают.

Ребята всё-таки добрались до приюта и сумели накормить зверей. Но по дороге домой они заехали к родителям Сергея, которые жили в Буче. На подъезде к дому их и накрыло огнём российской армии.

В апреле 2022 года, когда российские войска отступили из-под Киева, вошедшим в Бучу украинцам открылась страшная картина. Вы все сами помните: множество убитых и запытанных мирных жителей. Но зоозащитники обнаружили в Буче, как и в других населенных пунктах Киевской области, еще и бесчисленные тела погибших животных. Особенно пострадал приют в поселке Бородянка. Здесь за четыре недели оккупации от нехватки еды и воды погибли более трех сотен собак. Выжить смогли только 150. При этом само село Бородянка практически исчезло. Более 90 % центральной части поселка было уничтожено обстрелами.

Война с природой

От военных действий страдают не только домашние животные, но и дикие. Они гибнут от обстрелов и разрывов мин. Грохот войны распугивает зверей, разрушается их кормовая база, а вместе с ней рушится и весь веками устоявшийся природный ритм жизни. В 2022 году бои начались весной, в период размножения большинства видов животных – что нанесло отдельный удар по украинской фауне. Но и дальше лучше не стало.

Подрыв Каховской ГЭС. Это не просто военное преступление – это рукотворная природная катастрофа, притом длящаяся. В результате обрушения плотины ГЭС в июне 2023 года Днепр вышел из берегов и затопил близлежащие села и несколько крупных городов. Люди были вынуждены эвакуироваться, а в Новой Каховке затопило местный зоопарк, который никуда эвакуироваться не сумел. Погибли 300 животных, включая обезьян, пони и енотов.

Через месяц после катастрофы сотрудники Национального природного парка «Тузловские лиманы» обнаружили 149 мертвых краснокнижных диких тритонов, которых из-за подрыва дамбы водами Днепра унесло в Черное море. Тритоны не могут жить в соленой воде, говорят специалисты. Еще 55 тритонов удалось спасти.

А знаете, кто еще сильно страдает от войны? Дельфины, обитающие в Черном море.

Их тела находят у берегов Турции, Грузии и Болгарии. Животные массово оказываются на мели или запутываются в рыболовных сетях. Сотни мертвых дельфинов выбрасывает на берег по всему черноморскому побережью. Исследователи уверены, что виной всему боевые действия. Около 20 российских военных кораблей, дежурящих в Черном, и постоянные взрывы создают в акватории шум.

Этот шум не убивает животных напрямую – но он беспокоит их, причиняет им так называемую «акустическую травму».

Ученые до сих пор не знают, что именно вредит дельфинам: обстрелы или использование гидролокаторов, но сходятся в том, что рост военной активности в Черном море совпал с небывалым ростом смертности дельфинов. Согласно официальным данным, (которые озвучил Зеленский) за время вторжения в Черном море погибло до 50 000 дельфинов.

Енот из Херсона

После того, как российская армия отступила из Херсона, украинское и российское медиапространство просто взорвала история, связанная с похищением енота, жившего в местном зоопарке. Накануне освобождения Херсона, директор крымских зоопарков «Сказка» и «Тайган» и бывший член украинской «Партии регионов» Олег Зубков утащил с собой херсонского енота буквально за хвост. О случившемся рассказала его коллега, Z-блогерша Анна Долгарева, которая написала в своем телеграм-канале, что ее друг «покрал» енота из зоопарка. На самом деле жертвой похищения стал не один енот, а сразу семь, но пользователям сети запомнился тот, что яростно сопротивлялся, не желая ехать куда-то с неизвестным ему человеком.

В сети по этому поводу начались баталии, енот стал героем мемов, а для украинцев символом патриотизма. Видео со зверьком вызывало у людей массу эмоций: в Украине заявили, что это преступление, а Z-блогеры оправдывались, что украинского енота спасли – как и в целом «спасают» весь украинский народ.

Кремлевская пропаганда также поспешила взять енота в оборот и сделать его своим символом. Про этого енота снимали пропагандистские ролики и делали с ним постеры. Но не вышло. Как не вышло и с белгородским мальчиком Алёшей или бабушкой с советским флагом. Лучшим «другом российских десантников» енот так и не стал. В эту чушь просто никто не поверил. Про енота все просто забыли.

Кстати, с этой историей был связан еще один интересный казус.

В одном из своих видео тот самый Олег Зубков, укравший енота, рассказал, что действовал по поручению местных оккупационных властей. Он якобы хотел спасти животных, поскольку в случае подрыва Каховской ГЭС зоопарк стопроцентно был бы затоплен. Зубков говорил об этом еще в ноябре 2022 года, то есть более чем за полгода до подрыва ГЭС. В такие моменты известный российский пропагандист обычно вскрикивает: «Совпадение? Не думаю».

Но можно считать, что херсонским енотам повезло. Где бы они не находились сейчас – они в безопасности, а после окончания войны они вернутся домой и будут окружены вниманием. Чего не скажешь о тысячах других животных, которые пострадали от войны. Притом как в Украине, так и в России.

Город-призрак Шебекино

Это видео снято в Шебекино, название которого на российском ТВ никак не могли выговорить. В мае украинские силы начали обстреливать город с такой силой, что вскоре была объявлена эвакуация. 40-тысячный город на границе с Украиной прославился на всю страну: туда регулярно заходили украинские диверсионные группы, а сами жители оказались в зоне боевых действий. Так война пришла и в Россию.

Как и всё в России, это случилось совершенно внезапно. Такого, по традиции, никто никак не ожидал. И поэтому жителям города, попавшим под эвакуацию, власти сообщили, что это ненадолго, на пару-тройку дней. Люди уехали, оставив скот, кошек и собак запертыми в домах. Только самые прозорливые догадались отпустить животных – остальные же обрекли их на долгую, мучительную смерть. Потому что ни через три дня, ни через неделю никто в Шебекино не вернулся – первые робкие разговоры на эту тему местные власти завели только к концу июня, то есть спустя месяц после эвакуации. Так на юге Белгородской области образовался город-призрак, над которым днем и ночью стоял рев, скулеж и вой обезумевших, голодных и обезвоженных животных.

Наши коллеги из «Новой газеты. Европа» опубликовали пронзительный рассказ зоозащитницы Ирины Харитоновой, которая содержит приют «Ангел» в селе Графовка, что в 10 км от Шебекино. Ирина рассказала, что к ней в приют в эти дни стекались кошки и собаки со всего города. А кого-то ей самой приходилось вызволять из жилых домов. Еды приюту не хватает, лекарств нет, а животных с каждым днем все больше и больше. И помощи ждать неоткуда – тут и с людьми-то никто не знает, что делать.

Шебекино обстреливают до сих пор и мы не знаем, сколько животных там погибло, а скольких удалось спасти. Зато мы точно знаем, что о Шебекине с того самого времени российские власти просто забыли. Словно и нет такого города, который оказался разрушен в результате обстрелов, в котором еще недавно жили люди, брошенные теперь на произвол судьбы. И не говорят о них ни Соловьев, ни Симонян, потому что признать такое – значит, сеять панику. А сеять панику нельзя.

Мне иногда кажется, что люди в Шебекине – да и в остальной России – просто оказались заперты в клетке, как те кошки и собачки.

757 лет ада

Каждый день война калечит Украину, наносит непоправимый ущерб ее землям. В зоне этой катастрофы оказались крупнейшие реки Украины, заповедники и сельскохозяйственные угодья. За полтора года войны Украина стала самым заминированным местом в мире, обогнав даже Сирию и Афганистан: порядка 30 % ее территории заминировано. По оценкам экспертов, понадобится 757 лет, чтобы сделать жизнь на этих землях вновь полностью безопасной.

Сможет природа восстановиться после такого удара?

Вероятно, да. Конечно, чтобы вновь вырастить вековые леса, вернуть популяции редких животных и полностью очистить реки, понадобятся сотни лет. Но все же. Война, конечно, кончится. Города будут отстроены заново, поля разминированы, но кое-что не удастся поправить еще очень долго. Я думаю, нескоро получится снести памятник бесчеловечности в сердцах многих, очень многих людей. Напоминать нам о жестокости, творимой от нашего имени, будут многочисленные видео свидетельства, которые не сотрешь из истории никогда.

И образы убитых российским солдатами будут в Full HD, а то и в качестве 4K ещё долгие столетия напоминать во всех леденящих кровь деталях – словно в режиме реального времени – следующим поколениям, что творила Россия.

Война не щадит ни солдат, ни гражданских, ни мужчин, ни женщин… Но почему-то, несмотря на запредельный этот ужас, люди по-прежнему остро реагируют именно на страдания животных. На боль и гибель тех, кто не стоял ни по одну из сторон конфликта, ни за кого не голосовал, не имел никаких политических воззрений.

Как долго нам жить с этим? Я не знаю. Но я знаю точно: пока мы способны испытывать чувство вины и сострадания – для нас еще не все потеряно, и продолжение следует.