Categories: Разборы

Как на самом деле ко всему русскому относятся на Западе

Об отмене русской культуры, которая так и не случилась, но вернулась, сделав круг

Вы читаете текстовую версию видео Разбора

В марте 2022 года, вскоре после начала войны, в разных городах России появились билборды кампании «Культуру не отменить» с броскими лозунгами:

«На западе отказались читать лекции про Достоевского. Мы продолжаем восхищаться героями Марка Твена».
«Когда концерты Чайковского в мире отменяются, наша любовь к музыке Шопена продолжается».
«Пьесы Чехова в Европе больше не ставят. Мы не станем меньше любить Шекспира».

Эти билборды, наверное, должны были обличить коллективный Запад, который вроде как вознамерился стереть начисто русскую культуру. Отвернуть своих граждан от пьес и рассказов Чехова, от музыки Чайковского, от исследований тёмных человеческих глубин Достоевского. О попытках «отмены» русской культуры с тех пор постоянно твердили и Владимир Путин, и Сергей Лавров, и кремлёвские пропагандисты. Чайковский с Достоевским упоминаются нашими политиками всуе при любой возможности. Но что в действительности происходит? Кто-то правда пытается отменить всю русскую культуру?


23 февраля 2022 года, за несколько часов до начала так называемой специальной военной операции, в знаменитом миланском театре «Ла Скала» проходила премьера новой постановки оперы «Пиковая дама» на музыку Чайковского. За дирижерским пультом был Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинского театра.

Несмотря на большой успех, сопутствовавший премьере, Валерий Гергиев вскоре получил не самое праздничное письмо от дирекции театра. Его просили прояснить свою позицию по начавшейся войне в Украине. В театре не представляли сотрудничество с кем-то, кто её поддерживает. Гергиев промолчал… С тех пор итальянцы лишены возможности наслаждаться великой оперой в дирижерском прочтении Гергиева.

Нью-йоркский «Карнеги Холл» также отменил запланированный на 25 февраля концерт с участием Валерия Гергиева и пианиста Дениса Мацуева. Посыпались отмены концертов оперной дивы Анны Нетребко. Примерно в это же время, в первую неделю полномасштабной войны, когда мир переживал шок от российских бомбёжек украинских городов, Миланский университет заявил об исключении из расписания запланированного курса о Достоевском.

Российские пропагандистские СМИ хором заговорили о том, что вот он, кэнселинг: Запад хочет отменить русскую культуру.

Правда, они как-то забыли рассказать своим зрителям, что курс о Достоевском вернули в расписание примерно через сутки после его отмены – на руководство университета обрушился невероятный шквал возмущения со стороны итальянской интеллигенции. Высказался даже бывший премьер-министр Италии, Маттео Ренци, который назвал отмену курса безумием. Университет извинился и признал ошибку. Так «отмена Достоевского» на Западе закончилась, не успев начаться. И по всей Европе и Америке книги Фёдора Михайловича по-прежнему занимают видные места в секции «Вечная классика». Что не помешало нашим властям развесить по российским городам огромные билборды с надписью «На Западе отказались читать лекции про Достоевского».

Хорошо, а что там насчёт Чехова? Его пьесы в Европе правда больше не ставят? Нет, не правда!

В Лондоне летом 2022-го с феерическим успехом прошла премьера новой постановки «Чайки» Чехова со звездой «Игры престолов» Эмилией Кларк в роли Нины. Также спектакль в прямом эфире показали на киноэкранах по всему миру.

С аншлагами идёт своя версия «Чайки» и в Нью-Йорке – там в постановке участвует голливудская звезда Паркер Поузи. И книги Чехова прекрасно продаются. В Нью-Йорке по-прежнему работают магазины, продающие исключительно книги на русском языке.

Но Чайковского-то отменили? – спросите вы.

После того, как Валерий Гергиев не стал делать заявлений против войны в Украине, мировые театры охладели к прославленному дирижеру. Но не к Чайковскому.

И «Пиковую даму» из репертуара театра «Ла Скала» не убрали – там лишь заменили дирижера. Причём Гергиева на этом посту сменил другой россиянин – 28-летний Тимур Зангиев. Так что говорить об отмене всего русского на Западе, мягко говоря, не приходится.

Валерий Гергиев, конечно, стал жертвой войны в Украине – но отчасти и её виновником, – когда поддержал аннексию Крыма. При этом он до последнего пытался усидеть на двух стульях, с одной стороны, агитируя за Путина, а с другой – скупая многомиллионную недвижимость в Италии и Нью-Йорке. Война в Украине заставила его сделать выбор – и кажется, для Гергиева было слишком поздно отрекаться от Путина и Лаврова, в дружбе с которыми он открыто признавался.

Сам Валерий Гергиев называл себя «послом России». Он заявлял, что помогает доносить в «трудные точки» более глубинное понимание деятельности российского президента.

Президент в долгу не оставался.

Да, помимо того, что Валерий Гергиев является генеральным директором Мариинского театра, он ещё и создатель «Благотворительного фонда Валерия Гергиева», призванного поддерживать молодых музыкантов. За 20 лет существования фонду были пожертвованы миллиарды рублей. Среди особо крупных меценатов значатся такие организации, как ВТБ банк, Сбер и правительство Москвы.

Правда вот, если верить расследованию Фонда борьбы с коррупцией, активнее всего фонд поддерживал не молодых музыкантов, а одного вполне солидного – самого Гергиева, который оплачивал из собранных средств элитную недвижимость на Рублёвке, перелёты бизнес-джетом и пиры в ресторанах.

В марте 2022 года, когда Гергиев так и не высказался против войны, Путин сделал ему новое предложение – возглавить объединённую дирекцию Мариинского и Большого театров. Что на это ответил Гергиев, пока неизвестно.

Зато вот Анна Нетребко, когда её концертное расписание стало редеть, потратила месяц на раздумья – и таки выступила с заявлением против войны в Украине.

Напомним, что ранее оперная дива в глазах западной общественности поступила странно, когда выступила в роли доверенного лица Путина на президентских выборах 2012 года. А в 2014-м она ещё и сфотографировалась с флагом Новороссии, когда передавала один миллион рублей Донецкому оперному театру. Потом она, правда, объяснила, что понятия не имела, что это за флаг ей дали подержать, и что ни о чем таком её не предупреждали.

Как бы там ни было, 30 марта 2022 года Анна Нетребко написала на своей странице в фейсбуке, что она выступает категорически против войны в Украине, что с Путиным она знакома лишь шапочно и не получала финансовой поддержки от правительства России. А заодно напомнила, что вообще-то она с 2006 года гражданка Австрии и свои налоги платит там.

Открестившись от Путина и от войны, певица быстро вернулась к активной концертной жизни и сейчас спокойно разъезжает с гастролями по всему миру.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин в ответ на заявление Нетребко назвал её предательницей.

«Голос есть, а совести нет» – возмутился спикер.

А Новосибирский театр оперы и балета отменил запланированное выступление певицы. Такая вот отмена всего русского.

Конечно, можно обвинить певицу в расчётливости и меркантильности (что и не преминул сделать Володин), однако ровно то же можно сказать и про тех звёзд, которые выступают на концертах в поддержку Путина. Что ими руководит: искреннее восхищение президентом или страх потерять публику и концертные площадки?

Что, например, двигало Олегом Газмановым, который за одно только выступление в Мурманском областном дворце культуры получил 6,5 млн рублей? Или культурным фронтменом войны, певцом Шаманом, который за июньское выступление в Норильске получит 8 млн рублей?

Сам Путин, к слову, очень любит поставить знак равенства между собой и русской культурой. Как, например, он сделал перед голосованием за поправки к Конституции в 2020 году, которые даровали Путину возможность оставаться в президентском кресле пожизненно. В рекламной кампании этих поправок вовсю были задействованы всё те же Чайковский и Пушкин с Достоевским, защитником наследия которых Путин себя провозгласил.

Пригодились классики и в нынешней войне с Украиной. Все эти редкие, откровенно слабенькие попытки отдельных европейских деятелей «отменить» русскую культуру не находят отклика у широких европейских масс. Зато благодарной публикой для подобных заявлений становятся путинские пропагандисты, бережно раздувающие из каждого такого мало-мальского случая якобы очередное подтверждение повальной ненависти на Западе ко всему русскому.

Когда же наши оперы, балеты и пьесы с успехом ставят в Европе и Америке, пропагандисты Путина вновь ликуют.

«Вот вам! – кричат они, – Что, не удалось вам отменить великую русскую культуру?!»

Самая неудобная правда для них – что никакой «коллективный Запад» не пытается отменить ни Чехова, ни Чайковского. На Западе их очень даже любят, а с Путиным – как бы тот ни старался – русских классиков не ассоциируют. Во всём мире продолжают читать и осмыслять Антона Павловича, слушать Петра Ильича, как и прежде. В Нью-Йорке легендарный Барышников играет в новой постановке «Вишнёвого сада». В Париже в этом сезоне ставят «Лебединое озеро», в Вене – «Спящую красавицу», в Нью-Йорке – «Щелкунчика». А фильм русского режиссера-диссидента Кирилла Серебренникова «Жена Чайковского» показали на Каннском кинофестивале и выпустили в прокат в Европе. В отличие от России.

Не вышла в России и долгожданная экранизация Виктора Пелевина «Ампир V», и ставший хитом международных фестивалей фильм Наташи Меркуловой и Алексея Чупова «Капитан Волконогов бежал», поднимающий тему Сталинских репрессий.

Русская литература тоже переживает не лучшие времена. Причём именно в России. Страну покинули не согласные с войной в Украине Борис Акунин, Дмитрий Глуховский, Вера Полозкова и другие талантливые авторы. А ставший хитом продаж роман Елены Малисовой и Катерины Сильвановой «Лето в пионерском галстуке» был в итоге запрещен у нас из-за описанной в нём темы однополой любви.

Поредела в России и концертная жизнь: уехали Земфира и Алла Пугачёва, Нойз MC и Оксимирон, Андрей Макаревич и Борис Гребенщиков, Манижа, Монеточка и Моргенштерн. И это не говоря про длинный список украинских звёзд, которые доминировали в русскоязычном шоу-бизнесе в последние годы – и полностью порвали связи с Россией после начала войны.

Уехали и актёры – такие как Чулапан Хаматова, Артур Смольянинов, Рената Литвинова, Сергей Кузнецов, Дмитрий Назаров. И режиссёры – Андрей Звягинцев, Александр Молочников, Дмитрий Крымов, уже упомянутый Кирилл Серебренников – и многие другие. Звягинцев теперь снимает в Париже. Крымов и Молочников открыли студии в Нью-Йорке.

Русскую культуру как будто больше отменили в самой России.

На этом фоне особенно смешно выглядят высказывания Владимира Путина и его соратников о том, что в России, дескать, никого отменять не планируют. Что несмотря на ненависть к нам со стороны Запада, у нас любят по-прежнему и Шопена, и Марка Твена.

Любить-то любят, только доступа к западной культуре у россиян стало гораздо меньше. Западные музыканты давно не приближаются к нашим просторам, сторонятся России и западные художники и театральные режиссёры. Отказались продлевать контракты с российскими издательствами популярные западные писатели, в числе которых Стивен Кинг, Нил Гейман и Джоан Роулинг. Хорошо, хотя бы пока что остался Джордж Оруэлл. Его роман под названием «1984» стал самой популярной книгой в России по итогам 2022 года. Не правда ли, символично?

Продолжение следует.


Этот материал был создан при поддержке издания The Moscow Times и телеканала Дождь.