Categories: Разборы

Куда идут твои налоги?

Как государство скрыто забирает половину нашего дохода, а распределяются средства – среди субъектов империи

Вы читаете текстовую версию видео Разбора

  • В в 1784 году в Великобритании был введён налог… на ношение шляп для мужчин. Хочешь носить шляпу? Плати! При этом каждая новая шляпа в гардеробе – это отдельный объект налогообложения.
  • Пётр Первый, перекраивая Россию на европейский лад, как мы помним, ввёл для бояр налог на ношение бороды.
  • А в немецких городах 18-го века действовал налог для тех, кто не участвовал в общегражданском истреблении воробьёв.

Налоги – это пища государства, его возможность существовать и развиваться – разумеется, за счёт граждан.

В древности, когда государства только зарождались, принцип налогообложения был простой: у какого правителя дружина сильнее, тому обыватель и платит дань. Платит за то, чтобы его не трогали – как свои, так и чужие. За сотни лет прогресса взгляд на эти отношения изменился – теперь уже государство воспринимается как наемный исполнитель, предоставляющий услуги, а налогоплательщик – уже не источник ресурсов, а клиент, который в случае чего может и спросить за качество этих услуг. По крайней мере, так это работает в цивилизованных странах.

В России же ещё 20 лет назад государство общалось с народом лозунгами «Заплати налоги – и живи спокойно». То есть, с одной стороны, допотопный феодальный менталитет как будто никуда не делся, а с другой – сайты и приложения федеральной налоговой службы России сейчас считаются едва ли не самыми удобными на фоне других сервисов государственных органов. Так как же работает современное налогообложение в России? Насколько справедлива и эффективна эта система? И сколько налогов на самом деле платит в бюджет страны обычный россиянин? Давайте разбираться.


Итак, начнём с того, что налоги у нас в стране делятся на несколько категорий – для физических лиц, для юрлиц и для индивидуальных предпринимателей. Один из основных налогов для «физиков» и ИП’шников в России – НДФЛ, «налог на доходы физических лиц». Его за сотрудника платит работодатель. Это те самые 13 % дохода, которые до нас не доходят. Кстати, если сотрудник зарабатывает более 5 млн рублей в год, то для него НДФЛ равен не 13, а 15 %.

Есть распространённое заблуждение, что на этих 13–15 % налоговая нагрузка большинства россиян и заканчивается, чем любят иногда прихвастнуть наши политики. На самом деле это лишь вершина айсберга, потому что кроме самого НДФЛ работодатель обязан также платить за сотрудника страховые взносы. Сюда входят:

  • 22 % сборов в пенсионный фонд,
  • 5,1 % в фонд обязательного медицинского страхования,
  • 2,9 % в фонд социального страхования
  • и до 8,5 % на страхование от несчастных случаев, в зависимости от профессионального риска.

В сумме набегает около 43 %.

Для примера возьмём среднюю зарплату в России в 2023 году – 55 тысяч рублей. Допустим, столько вы получаете на руки. Но работодателю вы обходитесь на 43 % дороже – то есть ваша реальная зарплата до вычетов равна почти 96 500 рублей. Немало, правда? Ну только вашу честно заработанную 41 500 рублей вы даже не видите – их сразу забирает государство.

Впрочем, высокие ставки налогообложения – для всего мира это нормальная практика.

При этом в разных зарубежных странах страховая нагрузка распределяется по-разному. Например, в Великобритании и в Германии сотрудник и работодатель платят страховые взносы практически пополам, а во многих странах Азии за страховку можно вообще не платить, и это дело сугубо добровольное. Какая система лучше и как это конкретно влияет на общество – сложно сказать.

В теории меньшая нагрузка по страховым взносам на работодателя реже толкает его платить сотруднику зарплату «в конверте». Допустим, вы устраиваетесь на работу с той же средней зарплатой в 55 тысяч рублей. Но только, как вы помните, работодателю вы обходитесь почти в сотню. И это дорого. Поэтому часто у нанимателя может возникнуть соблазн обмануть систему и предложить вам «серую» схему. То есть прописать в договоре зарплату на руки не 55 тысяч, а скажем, 25, а разницу отдавать вам в конверте. Ведь тогда налоги и страховые взносы работодатель будет платить только с официально прописанной суммы, а та, что в конверте, облагаться не будет. Однако в случае нарушения ваших трудовых прав, к примеру, незаконного увольнения, рассчитывать на реальную компенсацию вы уже не сможете. А вот если бы вы платили за страховку сами, то, скорее всего, нанимателю и в голову не пришло бы предложить вам зарплату в конверте.

А вообще это вопрос того, что в стране ценится выше – свобода выбора или социальная справедливость. К примеру, в США уже много лет идёт жаркий спор вокруг темы медицинского страхования – демократы борются за справедливость, чтобы страховку имело как можно больше слоев населения (и она для граждан конечно не будет бесплатной), а республиканцы, наоборот, за право граждан самим решать, кому и сколько платить за лечение. В итоге сборы на медицинское страхование у них сейчас зафиксированы на уровне 6,2 %.

Россия в этом плане пытается идти по пути социального государства – по крайней мере, так у нас записано в Конституции. Формально она даёт гражданам возможность получать бесплатное образование, бесплатное медицинское обслуживание и пенсии в старости. Но бесплатный сыр бывает сами знаете где, а платим за всё это мы с вами. То есть по факту те самые 30 % страховки, что вы отдаёте государству в день зарплаты, идут на обучение вашего поступившего на бюджет сына или племянника, на пенсию живущей по соседству бабушки, а также на лечение колясочника, которого вы встречаете в районной поликлинике. И теоретически вы можете рассчитывать, что кто-то также заплатит за вас, если вы окажетесь на их месте.

Однако есть тут и один минус. Когда мы не видим, сколько именно налогов платим каждый месяц, у нас притупляется чувство ответственности, а у государства наоборот появляется иллюзия, что именно оно даёт нам все эти социальные блага. Если бы каждый из нас платил налоги сам, то и вопросов к состоянию российских поликлиник и школ, особенно в регионах, было бы гораздо больше. И если развивать эту мысль дальше, мы опять упрёмся в вопрос коррупции, из-за которой денег на всё и не хватает. Но на эту тему мы уже много говорили в других Разборах, поэтому вернёмся к нашим налогам.

Если НДФЛ и страховые взносы – это прямые налоги, то есть ещё и косвенные – например, НДС, «налог на добавленную стоимость». В России он составляет 20 %, и эту сумму у нас продавец изначально закладывает в стоимость товара или услуги. Например, вы пришли в магазин и увидели на прилавке пачку чипсов за 100 рублей. Если вы ее купите, то 20 рублей с этой покупки уйдут государству.

Если же вы зайдёте в магазин в США и наберёте там полную тележку товаров, то в зависимости от штата, в котором вы находитесь, на кассе вас может ждать сюрприз – сумма на чеке окажется выше той, что вы видели на ценниках. Всё потому, что в Америке продавцы не всегда включают сумму налога в ценник. Поэтому каждый покупатель постоянно держит в голове, сколько налогов он платит, и на что конкретно они идут.

Также к косвенным налогам можно отнести акцизы – налоги на отдельные группы товаров, пользующиеся особым спросом – например, на табак, алкоголь, бензин и автомобили.

Помимо этого, в России существует множество «узкоспециализированных» налогов, таких как:

  • Налог на имущество физических лиц для владельцев недвижимости, который зависит от её рыночной стоимости;
  • Транспортный налог для автовладельцев – он рассчитывается по тарифам за каждую единицу лошадиной силы транспортного средства, и его ставка может колебаться в зависимости от того, в каком регионе вы живёте;
  • НДС с жилищно-коммунальных услуг;
  • Водный налог для физлиц и организаций, которые пользуются водными объектами страны;
  • Таможенные и иные пошлины, например, за ввоз товаров на территорию страны или предоставление госуслуг вроде выдачи загранпаспортов.
  • Система «Платон» или «плата за тонны» для грузовиков, имеющих разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн.

В свою очередь организации тоже платят налоги: на прибыль, земельный налог, налог на добычу полезных ископаемых и добычу углеводородов, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес… Уф. Перечисляя всё это, так и хочется сказать: спасибо, что хоть налог на воздух не ввели, как в сказке про Чиполлино. Хотя чиновники в нашей стране могут придумать и не такое…

Куда же идут все эти деньги? Так как Россия – государство с федеративным устройством, все собираемые ФНС налоги распределяются по трем уровням – в федеральный бюджет, бюджет субъектов федерации и муниципальный (местный) бюджет.

Несмотря на то, что основной доход стране всё ещё будто бы приносит добыча полезных ископаемых и углеводородов, тем не менее почти половину – 45 % – в общий котёл платим мы с вами как физические лица. Согласно докладу главы ФНС, за 2022 год в консолидированный бюджет страны поступило 33,6 трлн рублей налогов. Из них 19,4 трлн – в федеральный бюджет.

Как мы видим, больше половины всех денег – 58 % – идёт в федеральный бюджет и уже оттуда или распределяется обратно в субъекты, или тратится на федеральные нужды. Для рядового россиянина это означает, что окружающая его действительность далеко не всегда зависит от того, сколько налогов он заплатил. К примеру, уплаченный в самодостаточном Татарстане или Краснодарском крае рубль может уйти в один из дотационных регионов, например, в Еврейскую автономную область или Мордовию.

Распределением денег занимается Правительство, а утверждает бюджет законодательная власть в лице Государственной Думы и Совета Федерации. То есть, по идее, гражданин может повлиять на то, что бюджетные деньги расходовались бы в его пользу. Он может участвовать в думских выборах, отдавая голос за своего кандидата, а потом требовать от того выполнения своих обязанностей: то есть голосования за перераспределение средств в ту или иную сторону. Депутаты, в свою очередь, могут привлечь на свою сторону больше избирателей предвыборными обещаниями защитить интересы граждан и направить бюджет на их нужды. Это и называется политикой. Но это в идеальном мире.

Разговор о том, насколько эффективно и справедливо распределяются деньги в России – дело весьма неблагодарное, так как на это влияет миллиард факторов, и трудно сказать, правильно ли был потрачен тот или иной рубль или нет. Однако есть во всей этой системе момент, который серьёзно влияет на экономику страны. Я говорю об извечном противостоянии Москвы и провинции.

Исторически сложившаяся ещё со времен большевиков вертикаль власти в России прямым образом сказывается на концентрации в стране бизнеса. Так как основные центры принятия решений находятся в Москве, то и головные офисы практически всех крупнейших компаний страны также расположены в столице. И зарегистрированы они там же. К чему это я? Допустим, вы работаете в филиале крупного банка в одном из городов Сибири или Дальнего Востока. Но сама компания прописана в Москве. В таком случае НДФЛ с вашей зарплаты будет пополнять бюджет Москвы, а вовсе не города, где вы живёте и трудитесь, ходите в поликлинику и водите ребёнка в школу.

Почему? Всё просто. Согласно российскому бюджетному кодексу, 85 % НДФЛ поступает в бюджет региона и 15 % – в местный бюджет. Но Москва – это отдельный субъект, город федерального значения, поэтому 85 % НДФЛ поступает в её бюджет сразу, а остальные 15 % Москва распределяет по входящим в её состав муниципалитетам. А так как в Москве проживает порядка 7 млн работающего населения с высоким уровнем зарплат, то от одного только НДФЛ доход набегает приличный. Ну и ещё столица пополняет бюджет за счёт налогов на прибыль организаций, которые, как мы помним, прописаны в Москве. Вот и получается, что один только бюджет Москвы составляет пятую часть от бюджетов всех остальных регионов. На эту тему мы публиковали подробный Разбор.

В итоге складывается такая картина, что Москва ежегодно тратит огромные средства на развитие инфраструктуры, благоустройство, строительство жилья, хорошеет и занимает верхние строчки в мировых рейтингах самых удобных для жизни городов – а вся остальная Россия вынуждена затянуть пояса. Глядя на это у молодых жителей регионов возникает естественное желание перебраться поближе к полнокровному сердцу страны. К примеру, в обычной семье где-нибудь в Благовещенске рождается ребёнок, город тратит средства на его воспитание – детский сад, школа, кружки, поликлиники – а потом молодой человек вырастает, уезжает в столицу и остаётся работать там. А его малая родина остаётся ни с чем. Да, конечно, Москва с этого момента тоже начинает нести расходы по обеспечению жизни своего нового резидента, но профита от него она получает гораздо больше.

Возможно, если крупнейшие компании были бы более равномерно распределены по всей стране, если бы налоги с прибыли и дохода физических лиц этих компаний шли напрямую в бюджет регионов и муниципалитетов, если бы мы как граждане страны сами платили налоги из своего кармана и чувствовали больше личной ответственности за происходящее вокруг нас, если бы в России были честные выборы, а депутаты действительно отстаивали интересы тех, кого они представляют – Россия была бы совсем другой страной, гораздо более здоровой, благополучной и приятной для жизни. Чтобы когда-нибудь это стало реальностью, надо начинать с малого – не забывать, что музыку заказывает тот, кто за неё платит. И как, согласно Конституции, источником власти в России является её многонациональный народ, то есть мы с вами, точно так же этот народ является источником её богатства и процветания. А значит и нам с вами решать, какой должна быть наша страна.

Продолжение следует.


Этот материал был создан при поддержке издания The Moscow Times и телеканала Дождь.