Categories: Разборы

Европа замерзнет? Россия обнищает? Чем закончится газовая война

О Европе без российского газа и о делах на фронте нефтегазовой войны

Вы читаете текстовую версию видео Разбора

Всё то время, что идет война в Украине, мы можем в прямом эфире наблюдать за сражениями ещё на одном фронте – энергетическом. Кремль не только уничтожает энергетику Украины, обрекая 40 миллионную страну на жизнь без тепла и света. Но ещё и стращает тем же Европу, а Евросоюз пытается снизить свою зависимость от российских энергоресурсов. На наших глазах разворачивается невиданный энергетический кризис, который, скорее всего, затянется на годы.

Если раньше главными союзниками Кремля были армия и флот, то теперь это, очевидно, нефть и газ. Но надолго ли хватит этих союзников, учитывая всё новые и новые санкции со стороны Запада? Что станет с нефтегазовой индустрией, и есть ли достойные альтернативы ископаемому топливу? Какое будущее ждет Россию как энергетическую сверхдержаву?


Северный поток – это газопровод, который проходит по дну Балтийского моря и качает газ из России в Европу. У него есть две практически идентичные ветки, их так и называют: Северный поток 1 и 2. И вот, что о них сейчас важно знать:

  1. Сперва вскоре после начала войны в Украине Германия отменила ввод в эксплуатацию только что достроенной ветки «Северный поток – 2».
  2. Затем Россия сначала сократила прокачку газа и по первой ветке, а потом и вовсе обрубила подачу. Страны Большой семерки заявили, что собираются ввести потолок цен на российскую нефть, на что Россия ответила отказом торговать на таких условиях.
  3. В итоге, цены на энергоносители, которые и так сильно выросли из-за пандемии, стали просто заоблачными. Уже к концу первого квартала нынешнего года стоимость сырой нефти для Европы удвоились, стоимость угля утроилась, а природный газ вырос более чем в пять раз по сравнению с началом предыдущего года. Конечно, это сильно сказалось на кошельке обычного европейца. МВФ подсчитал, что, например, электричество в Европе в 2022 году в среднем подорожает на более чем на 70 %, бензин – на почти 40 %, а газ – вообще на 122 %. Руководитель Федерального агентства по сетям ФРГ Клаус Мюллер уже предупредил граждан: домохозяйство, которое платило за газ полторы тысячи евро в год, должно готовиться к повышению ценника до четырех с половиной тысяч евро. Выросла и общая инфляция – в еврозоне она в этом году достигла рекорда почти в 11 %.

В Европе эти цифры никого не порадовали. К примеру, в начале сентября десятки тысяч жителей Праги вышли на улицы с акциями протеста против роста цен на электричество и бензин. В других странах тоже бурлит недовольство.

Ситуация усугубилась из-за подозрительных аварий на обоих ветках подводного газопровода «Северный поток» 1 и 2. В конце сентября там произошло произошло четыре взрыва мощностью примерно 100 килограммов в тротиловом эквиваленте. Сразу стало понятно, что это диверсия, в которой Россия, Украина и ЕС стали обвинять друг друга. Так или иначе, авария причинила Росси и и «Газпрому» ущерб в десятки миллиардов долларов, а в Европе ситуация с ценами и инфляцией ещё более усугубилась. Так что вот вам короткий ответ на вопрос, кто победит в этой энергетической войне: никто. Впрочем, для ЕС и Украины этот кризис прямо сейчас создаёт больше неудобств, чем для Кремля, который норовит напакостить Западу в краткосрочной перспективе.

Конечно, есть мнение, что в долгосрочной перспективе ЕС сможет отказаться от российских энергоресурсов, заменив их разными альтернативами, и обрести полную независимость. Но пока мы не знаем, как быстро это произойдет и чего это будет стоить Европе.

В общей сложности Европейские страны потребляют 400 миллиардов кубометров газа. 60 % этого объема покрывает собственная добыча в Норвегии, Польше, Румынии и Нидерландах, а также поставки сжиженного природного газа из США, Алжира, Ливии, Катара и Азербайджана. Остальные 40 % поставляет Россия.

Больше всего газа потребляет Германия – почти четверть общего объема. Следом за ней идут Италия, Нидерланды, Франция и Испания. Газ тратится не только на производство электричества и отопление домов, но и на стратегически важные отрасли – нефтехимию, сталелитейные и цементные производства, фармацевтику, автопром и другие.

Европа давно мечтала соскочить с российского нефте-газового крючка – но тут война, скажем так, подстегнула процесс. Ещё летом европейские страны перешли в режим жесткой экономии и стали запасаться ресурсами. В результате Евросоюзу удалось подойти к зиме с хранилищами, заполненными больше чем на 80 %. Этого вполне достаточно, чтобы продержаться без российского газа несколько зимних месяцев. Но о комфорте тут говорить, конечно, не приходится. К примеру, предприятиям и домохозяйствам придется понижать температуру отопления, ограничивать кондиционирование, чаще пользоваться холодным душем, а также, например, закрыть бассейны.

Чтобы избежать этого в будущем, Европа делает ставку на увеличение импорта сжиженного природного газа из США, Катара и Австралии. Сейчас в США строится несколько крупных заводов по производству СПГ, но полностью войти в эксплуатацию они смогут не раньше 2025 года. А до тех времен ЕС ещё надо как-то дожить.

То есть Европе предстоит не просто трудная зима, а два-три трудных года в состоянии серьезного газового дефицита. Эксперты предсказывают, что особенно тяжело ЕС придется зимой 2023–2024. С большой вероятностью к весне 2023 года Европа подойдет с практически опустошенными газовыми хранилищами и, в отличие от весны 2022 года, на северо-запад Европы российский газ не будет поступать даже в небольших количествах. Конечно, к тому моменту европейская экономика проживет с газовым дефицитом уже больше года, будет накоплен опыт адаптации, начнут сказываться инвестиции в энергосбережение и замещающие источники энергии, но всё равно средний европеец отчетливо почувствует цену поддержки Украины в этой войне. И на страхи этого европейца коварный Путин возлагает большие надежды.

А что же ждет Россию? К сожалению, не лучшие времена, поскольку она постепенно будет терять свой основной рынок сбыта. В 2021 году Россия продавала в Европу половину своей экспортной нефти и больше половины экспортного газа. Мы очень зависим от сбыта этого сырья. Российский бюджет на целых 40 % состоит из поступлений от экспорта нефти и газа. Поэтому потеря такого большого рынка как Европа непременно скажется на благополучии страны

В ближайшие год-два за счет роста цен Россия ещё как-то сможет компенсировать сокращение поставок, но в долгосрочный перспективе ситуация может стать куда печальнее. Теоретически Россия могла бы компенсировать потерю доходов, перераспределив поставки нефти и газа в Китай, Турцию и другие более лояльные к нам страны. Но сделать это быстро технически невозможно. Например, пропускная способность газопровода в Китай «Сила Сибири» значительно меньше, чем у того же «Северного потока – 1».

И всё же, несмотря войну, Россия и Европа были и остаются друг для друга важными партнерами, и как показывает практика, ни санкции, ни жесткая риторика первых лиц не могут быстро разрушить торговые взаимоотношения между ними. В российских магазинах всё ещё можно купить импортные товары, ушедшие с рынка западные бренды возвращаются под новыми именами и через параллельный импорт. То же самое происходит и с энергоносителями.

Европа всё ещё получает газ из России – но по другим веткам. Например, сырье из России поставляет в Европу трубопровод «Союз», идущий по территории Украины. А кроме того, газ идет в Турцию по ниткам «Голубой поток» и «Турецкий поток», а оттуда – в страны Южной Европы по «Балканскому потоку».

Вообще, надо сказать, после 24 февраля Евросоюз долго не мог прийти к единому решению внутри себя, как снизить зависимость от российского топлива. До прямого запрета импортировать газ дело пока и не дошло. Что касается эмбарго на поставки российской сырой нефти и нефтепродуктов, которые дают втрое больше поступлений в бюджет, чем экспорт газа, то оно полностью начнет действовать в 2023-м.

Так что европейские грузовые компании продолжают свободно ввозить российское топливо по морю. Этим занимаются даже те организации, чьи топ-менеджеры регулярно и публично осуждают вторжение России в Украину.

В качестве примера можно привести главу гамбургской фирмы по производству сухогрузов «Ольдендорф» Хеннинга Ольдендорфа, который на 100-летии компании хвастался, что помог семьям многих своих сотрудников из Украины обосноваться в Германии, но при этом с 24 февраля вывез из России в Европу не менее 20 кораблей угля. Или другой пример, греческий магнат Иоанис Алафузос, владеющий компанией-экспортером нефти Kyklades Maritime. Он сам и подконтрольная ему телерадиокомпания SKAI неоднократно жёстко высказывались в адрес Владимира Путина и развязанного им вторжения, однако с начала вторжения Kyklades Maritime успела вывезти из России в Европу 15 танкеров нефти.

Как выяснили расследователи из Investigate Europe и Reporters United, эта торговля ежедневно приносит российским властям сотни миллионов евро. И эти деньги Кремль использует для войны и в том числе для уничтожения энергетической инфраструктуры самой Украины.

В период с 24 февраля по 31 августа европейские суда покидали российские порты более полутора тысяч раз и вывезли из России более 50 % всего мирового объема поставок энергоносителей по морю за это время.

По оценкам наших коллег, один день войны обходится России в 500 миллионов долларов – и примерно такую же сумму Россия получала от экспорта энергоносителей в Европу за этот период в сутки. То есть, другими словами, Европа одной рукой вводит санкции – а другой при этом снабжает Россию деньгами для продолжения агрессии в Украине.

Наблюдая за этим энергетическим кризисом, можно задаться вопросом, а могут ли, к примеру, страны ЕС со временем совсем отказаться от нефти и газа и перейти на альтернативные источники энергии? Речь о так называемом «четвертом» или «зелёном» энергопереходе, который, как предполагают ученые, последует вслед за переходами на уголь, нефть и газ. Попробуем дать осторожный прогноз.

На настоящий момент лидерами по мощностям и инвестициям в возобновляемые источники энергии являются Китай, США, Бразилия, Индия и Германия. Россия в 2019 году занимала в международном рейтинге по данному показателю 59 место.

 До войны особенно активно действия по энергопереходу осуществлялись в Европе, её можно было назвать таким «зеленым локомотивом». Например, после аварий в Чернобыле и на «Фукусиме» в 2011 году страны ЕС взяли курс на полный отказ от атомной энергетики. Была принята программа по снижению до нуля парниковых выбросов к 2050 году. Общая доля ветровой и солнечной энергетики в производстве электроэнергии в наиболее развитых странах Европы, таких как Германия, Испания и Великобритания, превысила 25–30 %. К 2050 году Германия, Испания, Португалия и другие страны ЕС планировали перевести на возобновляемые источники от 80 до 100 % своей энергетики. Для сравнения, все объекты, которые намеревается воздвигнуть Россия в этом направлении до 2035 года, будут обеспечивать не больше 5 % всей производимой энергии в стране.

К сожалению, вторжение России в Украину вмешалось в европейские планы, и теперь страны ЕС вынуждены возвращаться к менее экологичным технологиям. Например, Германия раздумывает не вернуть ли в строй атомные станции и не расконсервировать ли свои угольные электростанции. Тем же путем идут Франция, Италия и Австрия. Насущные вопросы выживания пока потеснили далекие планы по спасению мира от глобального потепления.

С другой стороны, война и энергетический кризис всё же могут стать для стран Запада серьезным толчком к дальнейшему развитию инфраструктуры на возобновляемых источниках. Прежде всего это выгодно для экономии. Во-первых, зеленые источники энергии помогают экономить уголь, нефть и газ, а значит и меньше от них зависеть. Кроме того, стоимость производства зеленой энергии постоянно падает. При нынешнем темпе развития технологий велика вероятность, что довольно скоро использовать ветровую и солнечную энергию станет так же выгодно, как энергию нефти и газа.

Конечно, у каждого альтернативного источника энергии есть свои недостатки: к примеру, ветряные установки работают только в определенном ландшафте, а солнечные батареи – только днем и только в солнечную погоду. Но, к счастью, альтернативных источников энергии в мире много – помимо солнца и ветра, это энергия приливов и отливов, гидроэнергия, геотермальные источники, биотопливо. Использование водорода (или как его называют, топливо будущего) – ещё одна точка для прорыва. Вопрос лишь в том, что в развитие этих технологий надо вкладываться – и события последнего года очень активно подталкивают человечество к этому.

Ну а что же Россия? Давайте просто вспомним, что говорят нынешние престарелые российские начальники про зелёную энергию и те же электрокары. Кажется, они просто не верят в будущее. А любой прогресс воспринимают как покушение на их образ жизни. Так что скорее всего, наша страна до последнего будет эксплуатировать свои недра. До тех самых пор, пока на ископаемые энергоресурсы в мире будет спрос (это тоже не надолго). Для собственных же нужд, как подсчитали в «Газпроме», газа нам хватит ещё лет на 70, а нефти – лет на 30. Что будет потом? А всё очень просто: бенефициары российской нефте – и газодобычи уйдут в мир иной. А их дети и внуки, уж конечно, к тому времени давно не будут жить в России.

Но кто будет в ней жить тогда? В Стране, где у людей отнимают будущее.

Продолжение следует