Вы читаете текстовую версию Разбора
Карьера в большом бизнесе у этого человека началась как в кантри-экшне. С похищения поезда с нефтепродуктами. Предприниматель попал под крест. Но то были лихие 90-е – не хуже, чем на Диком Западе. И вопросики тоже решались лихо.
Этот человек практически не даёт интервью, хотя вот уже многие годы остаётся одним из самых известных и влиятельных российских бизнесменов в мире. Даже после введённых против него санкций, Forbes оценивает его состояние в 9,7 млрд долларов. Его называли кассиром ближайшего круга Ельцина и уличали в том, что именно он подарил Путину яхту «Олимпия» за 25 млн фунтов.
Бизнес, спорт и современное искусство всегда интересовали его больше политики, но именно он, как говорили, проводил «собеседования» с кандидатами в первый кабмин, возглавляемый Путиным. И, выходит, именно ему мы во многом обязаны теперь вот этим. После начала войны в Украине он организовывал и закулисно участвовал в переговорах между Москвой и Киевом в Беларуси и Турции, был причастен к зерновой сделке в Стамбуле, встречался с наследным принцем Саудовской Аравии, чтобы помочь в обмене пленными между Россией и Украиной…
Наш сегодняшний Разбор о бывшем владельце клуба «Челси» и экс-губернаторе Чукотки, непотопляемом олигархе Романе Абрамовиче. Как саратовский сирота сумел стать одним из влиятельнейших людей на планете, какова его роль в новейшей российской истории и в мирном процессе между Россией и Украиной.
Снова спрошу вас: какой самый известный факт о становлении Романа Абрамовича? Многие вспомнят про детство, проведённое в детдоме. Но это не правда: Абрамович рос не в детдоме, а в очень даже комфортных условиях. Хотя детство его действительно было трагическим: когда мальчику был год, умерла его мама, а когда ему исполнилось 2,5 – погиб и отец. Маленького Рому забрал к себе дядя по отцовской линии, Лейб Абрамович, в Ухту – это в республике Коми. Семья дяди была зажиточной – он работал на крупном лесозаготовительном предприятии, и Роман, конечно, ни в чем не нуждался.
Когда мальчик учился в младшей школе, семья, видимо, решила, что сообразительному ребенку нужно нормальное, столичное образование – и так Рома переехал в Москву, ко второму своему дяде, Абраму Абрамовичу, в квартиру на Цветном бульваре. Ну, как вы понимаете, здесь Роман тоже вряд ли страдал. Окончив московскую школу, будущий бизнесмен в столице не остался – поехал поступать в Ухтинский институт. И тут, конечно, чувствуется влияние дяди Лейба, который знал, как устроиться в Коми. Ведь поступал Роман на лесотехнический факультет.
В другой жизни Роман Абрамович мог бы вырасти магнатом в области лесозаготовки, но жизнь распорядилась иначе, и со второго курса он загремел в армию. Армия, может, и не была в те годы самым приятным местом – однако именно там юный Роман Абрамович получил возможность отточить свои предпринимательские таланты. А таланты у него действительно были.
Кто хочет стать миллионером?
О том, как Абрамович начал делать деньги буквально из воздуха, когда-то давно рассказывала в своем ЖЖ Татьяна Юмашева, дочка Бориса Ельцина. Будто бы однажды в качестве «дембельского аккорда» Абрамовичу с сослуживцами поручили вырубить в лесу просеку под строительство будущей дороги. Казалось, работы там было на несколько месяцев. А всем уже хотелось домой. И тогда Абрамович поделил лес на квадраты и продал этот лес жителям соседней деревни, на дрова. Предполагалось, что рубить те будут, конечно, самостоятельно. Вырученные деньги сослуживцы поделили и домой вернулись не с пустыми карманами.
По этой дорожке, которая пролегала буквально по кромке закона, Абрамович продолжил гулять и после армии, в 90-х. Он участвовал в разных некрупных бизнесах – от производства игрушек до поставок мелких партий горючего. Потом начал уже укрепляться и в нефтедобыче, которая валялась фактически без присмотра, как и многие важнейшие отрасли после развала Союза. Пока вдруг в какой-то момент не вляпался в уголовное дело. В 1992 году исчезли 55 вагонов с дизельным топливом, которое компания Абрамовича должна был поставить из Ухты в московскую воинскую часть. Как выяснило следствие, топливо обнаружилось в Риге, где было успешно перепродано. Было возбуждено уголовное дело, в рамках которого Роман Абрамович был арестован. Однако спустя полгода дело было закрыто – за отсутствием состава преступления. Больше Роман Абрамович ни разу не позволил себе подобной оплошности. С тех самых пор он начал реализовывать свои таланты совсем на других социальных высотах – там, до куда следователю из райотдела просто не допрыгнуть.
Очень скоро Абрамович познакомился с одиозным олигархом Борисом Березовским. Знакомство это состоялось на яхте другого олигарха, Петра Авена, и по воспоминаниям бывшего главреда «Эха Москвы» Алексея Венедиктова, Березовский тогда отозвался об Абрамовиче как о самом талантливом человеке, которого он когда-либо знал. На долгие годы Березовский стал старшим товарищем Абрамовича. за что последний оплачивал счета «великого махинатора». Как рассказывает Мария Певчих, за покровительство Абрамович платил Березовскому по 30 млн долларов в год.
Еще одними покровителями Абрамовича – и куда более влиятельными – были Валентин Юмашев и дочь Ельцина Татьяна Дьяченко. Это она позже возьмет фамилию Юмашева и расскажет в своём блоге об армейских приключениях Абрамовича, о которых я упомянул в начале. Самые близкие Ельцину люди помогали олигарху во все времена, ну а тот обеспечивал все их потребности.
В 1995 году, в свои 28 лет Роман Аркадьевич на паях с Березовским начал скупать акции нефтяной компании «Сибнефть» – это фундамент нынешней «Газпром-нефти». В то время первый пакет акций этого крупнейшего государственного нефтедобывающего предприятия был выставлен на залоговый аукцион. Выкупать акции государство не собиралось, это была крупнейшая афера, предопределившая судьбу новой России. К лету 97 года Абрамович и Березовский, пройдя три инвестиционных конкурса, получили контроль над «Сибнефтью», заплатив за неё в разы меньше её рыночной цены. Счетная палата позже сообщила, что государство могло выручить за проданные акции «Сибнефти» в тридцать раз больше, не менее 3 млрд долларов. Впоследствии Абрамович стал основным владельцем «Сибнефти».
Семейный кассир
Во второй половине 1990-х Абрамович получает негласный статус казначея ближайшего круга Ельциных. По крайней мере, так его называл отлучённый от ближнего круга руководитель Службы безопасности президента генерал Александр Коржаков. «Семья» умела быть благодарной, и уже в конце 1990-х состояние Абрамовича оценивалось в один и три десятых миллиарда долларов.
Что стало с самыми известными олигархами ельцинской эпохи – Березовским, Гусинским, Ходорковским – после прихода к власти Путина всем нам хорошо известно. А вот Абрамович уцелел. Его последним совместным проектом с Березовским стало создание компании «Русал» – одного из крупнейших в мире предприятий по производству алюминия. После олигархи поссорились.
В 2007 году Березовский обратился в лондонский суд, где подал иск к Абрамовичу. Он обвинил бывшего партнера в том, что тот шантажом вынудил его продать акции «Сибнефти», «Русала» и Первого канала по заниженной цене. Березовский оценил ущерб в несколько миллиардов фунтов стерлингов и потребовал его возместить. Абрамович уверял, что никого не шантажировал, а теми сделками спасал собственный бизнес: «Я понимал, что если он (Березовский) не угомонится, мог пострадать я, а главное, могла пострадать «Сибнефть», ее положение было бы нестабильно». Там же, в высоком суде Лондона, прозвучало и еще одно откровение Романа Абрамовича, которое вполне можно считать его жизненным кредо:
«[Ходорковский] продемонстрировал, что у него бизнес открытый […] Я этот урок хорошо понял: публично говорить о своем бизнесе – это ни к чему хорошему не приведет и создаст одни только проблемы. Мое правило: сиди тихо и не высовывайся».
Этот судебный процесс в 2012 году Абрамович выиграл. А Березовский через год покончил с собой (согласно официальной версии).
Что интересно: к 2012 году крупного бизнеса в России у Абрамовича уже не было, он с полным правом мог называть себя британским бизнесменом – ведь именно там оказались сконцентрированы основные его активы. Главную сделку в своей жизни – продажу своей части акций «Сибнефти» «Газпрому» за 13 млрд долларов – олигарх совершил еще в 2005 году. При Путине он освободился от акций и некоторых других компаний: «Аэрофлота», «Русского алюминия», «РусПромАвто» – и не факт, что с выгодой для себя. Однако его отношений с властью это не испортило. Абрамович умел сохранять хорошую мину при любой игре.
Начальник Чукотки
Один из самых ярких эпизодов в биографии Абрамовича – его губернаторство на Чукотке, с 2001 по 2008 год, а после еще 5 лет он был председателем окружного заксобрания. Зачем ему это понадобилось – достоверно, опять же, неизвестно. Коллеги из «Коммерсанта», к примеру, выдвигают сразу несколько версий: это и неприкосновенность, которую дает данная должность, и желание продемонстрировать социальную ответственность, и обретение административного ресурса для продвижения своего бизнеса, и желание уйти от налогов на офшорной чукотской земле. Кроме того, на губернаторство мог быть и указ свыше. Сам Абрамович говорил об этом так:
«Некоторые полагают, что я помог Чукотке из-за того, что мое детство прошло на севере, в Коми, кто-то считает, что это потому, что мое детство было трудным, а кто-то уверен в том, что я помог Чукотке, потому что украл деньги. Ни одно из этих предположений не соответствует действительности. Я просто увидел, как ужасно живут пятьдесят тысяч человек в этом регионе, и мне захотелось помочь».
Как бы то ни было, при Абрамовиче Чукотка из депрессивного, уверенно спивающегося региона действительно превратилась в более-менее цивилизованное место. Валовой региональный продукт округа при Абрамовиче вырос почти что в 8 раз – до 30,5 млрд рублей. В столице появились ТЦ, стадион с катком, кинотеатр, развлекательный центр, а в чукотских школах – интернет. В марте 2001 года Абрамович рассказывал, что на улучшение условий жизни жителей Чукотского автономного округа он передал из личных средств восемнадцать миллионов долларов, однако позже появлялись оценки в которых фигурировали цифры вплоть до двух с половиной миллиардов долларов. Управлял округом Абрамович, преимущественно дистанционно, но люди прониклись к невидимому благодетелю большой симпатией. В магазинах Чукотки до сих пор можно встретить репродукции шуточной картины «Чукотка провожает Абрамовича», где изображены аборигены, поклоняющиеся миллиардеру, а один из них и вовсе плачет у Романа Аркадьевича на груди.
Впрочем, все эти годы не забывал Абрамович и о своем благосостоянии, а также о том, кто ему позволил это благосостояние обрести. Журнал Forbes, к примеру, в 2023 году опубликовал результаты расследования, из которого следует, что в 2003 году кипрские оффшоры, которыми через посредников владел связанный с Абрамовичем траст, купили по заниженной цене 25% акций крупного российского рекламного холдинга «Видео Интернешнл». Сделка оказалось удачной: к 2010 году кипрские компании получили дивидендные доходы по акциям «Видео Интернешнл» на 30 млн долларов. В том же 2010 году выручка «Видео Интернешнл» составила 3 млрд долларов. Однако связанные с Абрамовичем оффшоры стремительно продали свои акции за смехотворные для бизнеса такого уровня деньги. Новыми собственниками стали компании Med Media Network и Namiral Trading LTD – они заплатили за акции по 20 миллионов долларов. Первую компанию при этом связывают с виолончелистом и другом Путина Сергеем Ролдугиным, вторую – с Александром Плеховым, предпринимателем из Санкт-Петербурга, близким к крупнейшему акционеру банка «Россия» Юрию Ковальчуку.
Итог санкций
Сегодня, по данным Forbes, бизнесмен остается основным владельцем инвестиционной компании Millhouse, имеет активы в компаниях «Евраз», «Норильском Никеле», «Яндексе», «Ренессанс Страховании» и «Иви». Считать его недвижимость в разных странах – дело неблагодарное: в количестве квадратных метров можно легко запутаться. Известно, что у него парк элитных авто, несколько самолетов и с десяток яхт, в том числе и легендарная Eclipse, на момент постройки – самая большая яхта в мире.
Помимо российского, Абрамович имеет гражданства Португалии и Израиля. С весны 2022 года он находится под санкциями Великобритании, Европейского союза, Канады, Австралии и других стран как «российский олигарх, имеющий давние и близкие связи с Владимиром Путиным». Сам Абрамович это опровергает и пытается через суд оспорить наложенные на него ограничения. Из-за санкций Абрамовичу пришлось продать лондонский клуб «Челси», в который он вложил немало сил и души, и даже обещал отправить вырученные деньги на помощь жертвам войны в Украине.
Что любопытно: не вводить против Абрамовича санкции просил лично президент Украины. Балансируя на двух стульях, он присутствовал в составе российской делегации на очном раунде переговоров между Россией и Украиной в Стамбуле – это было в самом начале войны, еще весной 2022 года. Потом Абрамович встречался с фактическими организаторами этих переговоров – турецким президентом Эрдоганом и главой МИД Турции Чавушоглу. В Кремле тогда обтекаемо заявили, что Абрамович «задействован в обеспечении определенных контактов между российской и украинской стороной». Но при всех своих талантах в качестве переговорщика на этот раз он как-то не выстрелил.
В декабре 2022 Абрамович перебрался жить в Стамбул: арендовал особняк на берегу Босфора с арендной платой в 50 тыс. долларов в месяц. У берегов Турции, кстати, сейчас собрался почти весь «флот» Абрамовича стоимостью более миллиарда долларов. В Москве олигарх практически не появляется. То есть следует своему любимому правилу: «Сиди тихо и не высовывайся». В нынешних условиях: позволит ли ему эта тактика сохранить бизнес и лицо перед всем миром? Не прилетит ли ответочка от российского режима – за слишком тихое сидение? Посмотрим. Продолжение следует.