Вы читаете текстовую версию Разбора
В среду мы проснулись в новом мире. Дональд Трамп – президент США. В его команде называют это величайшим политическим камбэком. И спорить сложно – путь республиканца ко второму президентству впечатляет. За те четыре года, что у власти был Байден, Трамп предстал перед судом сразу по нескольким уголовным обвинениям, стал жертвой покушения и, казалось, растерял популярность. Как выяснилось – нет. Большинство американцев проголосовали за Трампа, скоро он въедет в Белый дом, и первое, о чем мы, русскоязычные зрители, вспоминаем в связи с этой новостью – вот эти его слова.
«Если бы я был президентом и сказал, что закончу эту войну за один день, то это заняло бы 24 часа. Я хорошо знаю Зеленского. Я хорошо знаю Путина. Я бы покончил с этим в течение 24 часов. Это было бы легко, эта сделка была бы легкой».
С того момента, как Трамп объявил себя 47-м президентом США, прошло уже больше суток. Как мы все видим, война не закончилась. Возможно, Трамп имел в виду 24 часа после вступления в должность? И в таком случае нам просто стоит подождать до января и отсчитывать 24 часа от окончания инаугурации? Возможно. Но понять, о чем на самом деле говорил новый американский лидер, невозможно. Свою формулу о прекращении войны он повторял неоднократно, ни разу при этом не конкретизировав, о чем идет речь.
– Вы собираетесь выграть эти выборы?
– Я думаю, у нас очень хорошие шансы. Экономика не в очень хорошем состоянии, я поправлю это.
Вообще определить, что ждет нас теперь, в связи с возвращением Трампа в овальный кабинет, тяжело. Он непредсказуем. Понятно, что американцы голосовали за него по сотням самых разных причин. Война в Украине и отношения Соединенных Штатов с Россией – далеко не главная тема предвыборной кампании. Экономика, право на аборт, политика в отношении мигрантов – у американцев хватает внутренних проблем, которые требуют разрешения. И все же нам важно разобраться, как их выбор повлияет на происходящее в других частях света. Как он отразится на нашей судьбе?
Еще до объявления официальных результатов Трампа поспешили поздравить европейские лидеры. Премьер-министр Великобритании Кир Стармер, президент Франции Эммануэль Макрон и президент Украины Владимир Зеленский были одними из первых.
При этом авторитетные мировые издания бьют тревогу. Вот, например, Politico пишет:
«В европейских столицах формируется консенсус: возвращение главного разрушителя придаст смелости президенту России Владимиру Путину, возможно, спровоцирует разрушительную торговую войну и усилит политические разногласия на всем континенте».
Или вот Гардиан:
«Сплоченность НАТО будет под угрозой из-за враждебного или изоляционистского президента-республиканца».
Европу пугают многочисленные заявления Трампа, ставящие под сомнение дееспособность НАТО. Например, на одном из митингов в рамках предвыборной кампании он заявил, что США не будут вмешиваться в случае угрозы странам, которые тратят на оборону меньше 2 % своего ВВП.
«Я не буду вас защищать. На самом деле, я бы поощрял их делать все, что им захочется. Вы должны платить по своим счетам», – пересказал Трамп на митинге свой разговор с президентом одной из стран-участниц альянса.
Звучит страшновато, правда? Ну а как еще эти слова должны воспринимать, например, страны Балтии или Польша? Чуть ли не как прямую угрозу. Единственное, что должно успокаивать: подобные громкие заявления Трампа – на самом деле, старые песни о главном. Еще в 2018-м, будучи президентом, он намекал на потенциальный выход США из североатлантического альянса, если другие его члены не увеличат расходы на оборону. Как думаете, чем это закончилось? Правильно: ничем.
Предсказать действия администрации Трампа не берется почти никто из аналитиков. Усилится ли напряженность в отношениях Соединенных Штатов с Китаем? В одном из интервью он предостерегал Пекин от блокады Тайваня, но ведь и демократы, очевидно, не согласились бы с таким развитием событий. А как избрание Трампа скажется на ситуации на Ближнем Востоке? Он же союзник Биньямина Нетаньяху и в целом Израиля. Ну так и во время президентства Байдена американская военная поддержка Израиля не ослабевала.
Вопросы, на которые многие обыватели стремятся дать односложные ответы, остаются серой зоной для экспертов. Одно понятно точно – ни одно из обещаний Дональда Трампа не стоит принимать за его дорожную карту. Он еще может и передумать, как уже не раз бывало.
На первом выступлении Трампа после закрытия избирательных участков уже понятно – он побеждает. На этот раз Трамп появился на публике без кепки «Make America Great Again». Это значит – предвыборная кампания закончилась, с этого момента он выступает в статусе избранного президента США. По крайней мере, так он себя презентует. И вновь говорит: я закончу войны.
Украинский лидер Владимир Зеленский встречался с Трампом полтора месяца назад. В Киеве готовились к обоим сценариям: победят демократы – продолжится курс на военную помощь Украине, будут вводиться новые санкции против Кремля и так далее; победят республиканцы – и… А что, собственно, будет в этом случае? Никто не знает, но Зеленский надеется на сотрудничество:
«Я ценю приверженность президента Трампа подходу «мир через силу» в глобальных вопросах. Это именно тот принцип, который может на практике приблизить справедливый мир в Украине. Я надеюсь, что мы вместе воплотим его в жизнь».
Но пока Трамп ограничивался громкими заявлениями про 24 часа, суть возможных договоренностей, которые его администрация может предложить Украине и России, объяснил его кандидат в вице-президенты Джей Ди Вэнс.
Газета Нью-Йорк Таймс описывала этот план как «очень похожий на путинский». Да и посудите сами: по этому сценарию Россия оккупирует захваченные территории, создается демилитаризованная зона по линии фронта, Украина обещает не вступать в НАТО. Получается, такой идеальный расклад для Кремля. Но в то же время – может ли сегодня Украина рассчитывать на большее?
Этот план явно противоречит «плану победы» Зеленского, который он представил недавно. Один из пяти пунктов в нем – приглашение Украины в НАТО. Но приглашение – не равно вступление, а значит найти точки соприкосновения в проектах Зеленского и Вэнса – Трампа все еще возможно. В условиях, когда в обеих палатах Конгресса большинство будет у республиканцев (а это тоже итог вторничного голосования), искать эти точки придется. Другого выхода у Киева нет.
А вот российская пропаганда, конечно же, радуется победе старого знакомого. Все главные тезисы в одном посте, как обычно, уместил Дмитрий Медведев:
«У Трампа есть одно полезное для нас качество: как бизнесмен до мозга костей он смертельно не любит тратить деньги на разных прихлебателей и приживалок – на придурковатых союзничков, на дурные благотворительные прожекты и на прожорливые международные организации».
Трамп, безусловно, великий делец. (Или политик, назовите этот навык как угодно). Днем во вторник, когда голосование было в разгаре, кандидат от республиканцев уже обнаружил фальсификации. Вот этот пост:
«Много разговоров о массовом нарушении в Филадельфии. Правоохранительные органы на подходе».
Филадельфия – крупнейший город Пенсильвании, ключевого колеблющегося штата. Тогда еще было не очевидно, что 19 голосов выборщиков штата достанутся Трампу. И хотя в местной полиции тут же сообщили, что не знают ни о каких массовых нарушениях, кандидат в президенты как всегда был громче. И теперь для многих избирателей Трамп победил в Пенсильвании даже несмотря на массовые фальсификации.
Но важно другое: за Трампа – со всеми его противоречиями, популистскими речами, любовью к распространению фейков и непоследовательностью – проголосовали десятки миллионов американцев. Почему они это сделали? Про это будут написаны еще сотни статей, но лейтмотив всей кампании Трампа – это, как ни странно, перемены. В том числе в системе, которая перестала работать для простого американца.
В то время как сначала 81-летний Байден обещал не сходить с заданного 4 года назад курса, упорствовал, когда надо было уходить, дав место молодым, и в последний момент все же сошел с дистанции, не позволив демократам выбрать наиболее подходящего для битвы кандидата. И далее, когда на замену заступила уже Харрис, символизируя продолжение нынешней политики, Трамп шел на выборы с лозунгом «Я починю это». Консервативный кандидат обещал перемены – просто не через движение вперед, а через возвращение на два шага назад. Сделать Америку снова великой. Такой, какой она была до либерального диктата. Оглянитесь в прошлое, вспомните, как было хорошо. Я починю, верну страну к ее прежнему, правильному виду. Я вылечу США. Парадоксально, но голос за непредсказуемого Трамп стал голосом за предсказуемость. За возвращение в привычный уклад, за то,чтобы чуть притормозить стремительно и неизбежно наступающие перемены. За тот понятный мир, в котором жили отцы и деды, когда Америка была промышленным гигантом, в котором женщинам – да еще и афро- – не приходило в голову баллотироваться в президентки. Но в первую очередь это был голос за экономическую защищенность, голос против инфляции и социальной неопределенности. Таков запрос. Другое дело – сможет ли ответить на него Трамп?
Дональд Трамп станет самым возрастным президентом в истории Америки. Камала Харрис не станет первой женщиной во главе Соединенных Штатов. Трамп участвовал в трех последних президентских кампаниях и единственный раз, когда он проиграл, его оппонентом был мужчина. И Хиллари Клинтон и Камала Харрис забрали голоса женщин себе, однако в обоих случаях этого оказалось недостаточно.
Значит ли это, что миром по-прежнему правят мужчины и запрос на сильного лидера во главе не ослабевает и в Штатах? Да, в том числе, победа Трампа означает и это. За него голосовали многие молодые белые мужчины, словно в противовес левым женским голосам, крепнувшим последние годы. И это показывает, как глубока поляризация и раскол в обществе.
Лично мне этот факт не особо нравится, но я не американец. И все равно в ноябре каждого високосного года, я по-хорошему завидую американцам.
Телевизионные шоу, прогнозы, бессонные ночи, выступления кандидатов, интриги, подсчеты, предсказания насчет того, в какую сторону склонятся колеблющиеся штаты. За этим невероятно увлекательно наблюдать. Завораживает и мысль о том, что, поучаствовав в выборах, ты можешь изменить курс страны. А в случае с выборами в США, не только страны, но и мира. Но самое удивительное – что все это лишь на четыре года. Новый избирательный цикл, новые политики, новые проблемы на повестке. А значит – продолжение следует.