Вы читаете текстовую версию видео Разбора
Чувствуете ли вы, что можете сегодня свободно говорить о том, что вас тревожит и делиться мыслями на любую тему? Нет ли у вас страха, что за неосторожную мысль или шутку на вас могут донести в органы полиции или, не дай бог, сразу в ФСБ и Следственный комитет? Свободны ли вы в компании соседей, коллег и однокашников? Если вас сейчас посетили сомнения, пишите в комментах, и не думайте, что у вас паранойя.
Сегодня мы поговорим о том, как наша история повторяется в самом ужасном и постыдном виде – когда люди начинают доносить друг на друга. В 1937 году и в Великую Отечественную войну советские граждане писали друг на друга доносы. Кто-то негативно отзывался о политике товарища Сталина. Другой рассуждал о неготовности армии к войне и преимуществе противника. Люди делились своими сомнениями и выражали критику относительно правильности выбранного курса страны, желая своей стране по сути улучшений. Ведь именно критика и работа над ошибками помогают обществу двигаться вперёд. Но в СССР считали иначе. И вместо решения озвученных проблем, проблемой признавались те, кто их озвучивал. Или даже просто шутил и иронизировал.
Доносы писали и в самой армии, и на производстве в тылу, и после коммунальных кухонных склок. И на тех, кто складывал анекдоты про власть большевиков. Людей отправляли в лагеря по 58-й статье УК РСФСР, как врагов народа. А кого-то и вовсе расстреливали.
В великую путинскую спецоперацию (которую россиянам запрещено называть войной) российские граждане вспомнили этот навык. Спустя 80 лет люди по-прежнему пишут доносы. Кто-то открыто критикует нападение на соседнюю Украину, другой не поддерживает курс Путина и принятые им в связи со спецоперацией законы. Или даже шутит над ним, «проявляя неуважение к символу власти»… Страна вновь пошла по траектории 1937–1941 годов. Изменилось лишь одно – вместо 58-й статьи сегодня в обиходе не менее резиновая 207.3 статья УК РФ, карающая за «фейки» о российской армии.
Словом, меняются лишь номера статей и аббревиатуры. Но не система.
Сухая статистика Роскомнадзора свидетельствует о том, что россияне только за полгода войны (с 24 февраля 2022 года) написали аж 145 тысяч доносов – только вдумайтесь в эту цифру! Бо́льшая часть этих доносов, по данным ведомства, касалась «размещения в интернете противоправной информации», в том числе так называемых «фейков» о войне России против Украины. Чаще всего россияне обращались с просьбой заблокировать ресурсы с «проукраинской пропагандой». В годовом выражении число доносов выросло на четверть.
Соседи, преподаватели, ученики, коллеги, отдельные публичные люди и деятели шоу-бизнеса и культуры, политики и чиновники – кто угодно сегодня может написать донос из-за случайно услышанной критики войны России против Украины. Даже светские львицы в России пишут доносы.
Все вы, например, знаете продюсера Яну Рудковскую. Яна Рудковская очень трепетно относится к своим завтракам. Она фотографирует и выкладывает в свой открытый инстаграм убранство стола, изящные приборы, салфетки Dior, старинные фарфоровые тарелки, вазы и подносы, винтажное серебро (как подчеркивает, купленное на аукционах), в которых лежит еда, недоступная большинству соотечественников. Рубрика называется: #моизавтраки. Часто на страницы её инстаграма как бы случайно попадает и убранство самого особняка и сад в стиле дворянской усадьбы. С началом войны рубрику #моизавтраки стали иногда сменять семейные портреты семьи Рудковской с хештегами #ZaМир, #stoprussianhate, #СвоихНеБросаем, #россия и #ярусская.
Яна Александровна очень активно поддержала вторжение России в Украину. Для своих мыслей, касающихся геополитики, Рудковская завела специальный канал под названием – «Голубь мира Яна Рудковская». Именно там светская львица, патриотка, любительница западных брендов и старинного фарфора иногда размещает доносы.
В конце сентября 2022 года она выложила видео акции «Маяковские чтения», которая прошла у памятника Владимиру Маяковскому в центре Москвы. Молодые поэты тогда читали свои стихи, в которых выражали несогласие с политикой России и военными действиями в Украине. Патриотические чувства Рудковской возмутил зачитанный «юным стихоплётом», как она выразилась, Артёмом Камардиным отрывок из «аморального стихотворения». «Сложно представить, что такой спич может звучать из уст нормального парня? Кто его воспитывал? И стоит ли за такое им давать только административное нарушение!? «…Таких «товарищей» надо срочно на передовую под руководством бойцов Рамзана Ахматовича, они ему быстро мозги вправят», – написала Рудковская.
Вскоре московскую квартиру Камардина взял спецназ: без судебного решения, без понятых. Во время задержания опера и спецназовцы изнасиловали Камардина гантелей и сняли это на видео. Молодого человека заставили извиняться на камеру перед так называемыми «защитниками Донбасса». Артём находится в СИЗО по уголовному делу «о возбуждении ненависти либо вражды». Именно из-за стихов, которые так огорчили Яну Рудковскую. За то, что с ним сделали при задержании, никто так и не ответил.
После начала войны в Украине верхушка Русской православной церкви в лице патриарха Кирилла не только не осудила военные действия, но и благословила российскую армию и представителей Росгвардии на участие в боевых действиях. После начала вторжения в Украину практика доносов не обошла и Русскую православную церковь. Самый яркий случай произошёл в Иркутске, где священник сообщил о неблагонадёжном прихожанине в ФСБ – тот молился за победу Украины. В настоящее время в отношении прихожанина – зовут его Сергей Угляница – возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 20.3.1 КоАП РФ («действия, направленные на возбуждение вражды или ненависти»). А настучавший на прихожанина протоиерей Сергий Кандыбин регулярно служит молебны о победе российской армии.
А вот вузы. В октябре 2022 года на преподавателя английского языка в филиале Института транспорта, сервиса и туризма в поселке Воротынец Нижегородской области Ольгу Лизункову составили протокол «о дискредитации армии». Она позволила себе разговор со студентами о войне с Украиной. А именно – перечислила способы, посредством которых можно избежать мобилизации.
Преподавателя английского языка пензенского училища Олимпийского резерва Ирину Ген приговорили аж к пяти годам условно «за публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил РФ». Причём, «по мотивам политической ненависти». Преступление 45-летней Ген выразилось в том, что она вступила в дискуссию с восьмиклассницами и осудила российское вторжение в Украину. Кто-то из ребят записал беседу на диктофон, аудиозапись оказалась в правоохранительных органах.
Расшифровку беседы Ген со школьницами приводило пензенское издание «7×7». Вот фрагменты разговора:
Ученица: Россию же не допустили на соревнования Европы, её отменили.
Ирина Ген: Я считаю, что это правильно.
Ученица: Почему?
Ирина Ген: Пока Россия не начнёт себя вести цивилизованным образом, это будет продолжаться вечно <…> Конечно, это неправильно, вы тут ни при чём. Я согласна. Но мы страна-изгой, мы Северная Корея. Страна-изгой! Нас никуда теперь не принимают, потому что вот… Мировое сообщество удивлено, как в цивилизованном мире вот так себя можно вести. Ну а куда деваться? Вот такие вот… А когда ты хотела в Чехию-то поехать?
Ученица: В июне должна она была быть.
Ирина Ген: Уже прям 100 %?
Ученица: Да, в июне должна была быть.
Ирина Ген: Нет, к июню ничего не поменяется, моя хорошая. Ну, в ЛНР поедешь, там карате. В ДНР поедешь.
Пишут доносы и сами преподаватели. Например, учащийся колледжа из города Тейково Ивановской области Исенбулат Доскалиев позволил себе публично сравнить нынешнюю войну России с Украиной с войной в Чечне в начале и середине 90-х. После этого педагоги колледжа написали на него донос. В результате Следственный комитет возбудил в отношении юноши уголовное дело по народной статье о «фейках».
А коллеги? Вот уж с кем надо осторожнее – так это с коллегами. В Ростовской области сотрудники одного из центров занятости написали заявление на своего коллегу Николая Нестеренко, который обмолвился, что считает происходящее в Украине общечеловеческой трагедией, а также предположил, что для российской армии высока вероятность капитуляции. Суд оштрафовал мужчину на 30 тысяч рублей.
На такую же сумму был в этом году оштрафован житель Кубани Александр Шестопалов. Работая на производстве пластиковых бутылок, он сказал сотруднице цеха, что её сын, находящийся в составе Вооруженных сил РФ, может погибнуть и что российские войска убивают в Украине мирных жителей. И что интересно: на Шестопалова написали донос сразу четверо коллег, хотя общался он только с одной сотрудницей.
Ну и наконец соседи! Вот например этим летом на жителя Краснодара Вадима Киселёва составили два протокола за переписку в чате многоквартирного дома. В ходе дискуссии с жильцом, поддерживающим войну в Украине, Киселёв предложил тому почитать мемуары красноармейцев, участвовавших в боях за Берлин в апреле-мае 1945 года. Советские военные, отмечал Киселёв, применяли насилие к местным жителям. Сосед, услышав такое, отправился с заявлением в органы. Вскоре суд признал Киселёва виновным в отождествлении действий СССР и нацистской Германии и оштрафовал на 1000 рублей.
А вот на жительницу Набережных Челнов соседка пожаловалась, заметив у той на балконе плакат с надписью: «Нет войне». Итог: штраф в 30 тысяч рублей.
Наиболее популярный жанр доносительства времён этой войны – доносы депутатов на своих же коллег-политиков. Чаще всего обращения в прокуратуру пишут депутаты Госдумы. Требуют возбудить уголовные дела о «фейках» против менее защищённых и более независимых муниципальных депутатов и несистемной оппозиции. Живые примеры: получивший 7 лет колонии муниципальный депутат Алексей Горинов, получивший 8,5 лет колонии политик Илья Яшин, а также объявленные в международный розыск оппозиционеры Максим Кац и Елена Котёночкина. Доносы на них писали такие тяжеловесы как «единоросс» Александр Хинштейн и депутат от партии «Новые люди» Олег Леонов.
А вот актриса-патриотка Мария Шукшина и вовсе открыла в своем телеграмм-канале нечто вроде общественной приёмной, куда неравнодушные граждане страны пишут ей жалобы. Минувшим летом москвичи поделились с актрисой следующей тревогой: в столице на теплоходах звучат песни Верки Сердючки и Софии Ротару, и это в период военных действий с Украиной! «В условиях военного времени предлагаю обращаться в Федеральную Службу Безопасности, чью эффективную работу мы сейчас наблюдаем», – пишет Шукшина. Также актриса призывает сознательных граждан жаловаться в МВД, СК, Прокуратуру и Роскомнадзор на деятелей культуры, несогласных с действиями России в Украине и позволяющих себе критику властей. «Необходимо призывать Органы прокуратуры проводить проверки в отношении таких звёзд на предмет соблюдения законодательства о противодействии экстремизму».
Как же так случилось, что наша страна вновь пошла по траектории 1937–1941 годов? И сейчас, спустя 80 лет, люди по-прежнему пишут доносы, чтобы устранить конкурентов или чтобы доказать властям свою нужность. Конечно, не стало коммуналок – но появились соцсети, самая богатая почва для прорастания намёков на инакомыслие – и одновременно самый удобный инструмент для публикации доносов. Да и вместо 58-й статьи сегодня в обиходе не менее резиновая 207.3 статья УК РФ, карающая за «фейки» о российской армии. Постойте, так может, это никуда из нас не уходило, и Россия, взращенная в атмосфере сталинских репрессий, просто вновь обнаружила себя в привычной среде?
Впрочем, Советская история нас учит: за каждым 37-м годом приходит XX съезд партии и разоблачение культа личности. А за ним раскаяние доносчиков. Но скоро ли у нас будет такое?
Продолжение следует.
Этот материал выпущен в партнёрстве с телеканалом «Дождь» и изданием The Moscow Times.