Поддержать Продолжение следует
Поддержать
Сюжеты

Убедить молчать. Как власти собираются отбирать имущество у россиян

Эмигранты и адвокат Иван Павлов — о новой волне репрессий

Фото: ru.depositphotos.com

На этой неделе спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил конфисковывать имущество уехавших из России граждан, которые критикуют войну и российскую власть. Он заявил: те, кто «открыто поддерживает злодеев, нацистов и убийц», оскорбляет страну и ее население, включая военных, должны быть привлечены к ответственности, а их призывы следует считать экстремизмом, реабилитацией нацизма или дискредитацией российской армии. По мнению Володина, нужно дополнить Уголовный кодекс статьями, которые позволят конфисковывать имущество и тем самым возмещать нанесенный государству ущерб.

Фото: duma.gov.ru

В этом предложении его поддержал и глава комитета по конституционному законодательству Андрей Клишас. Он также заявил: чтобы конфискация стала возможной, нужно внести изменения в УК РФ.

С другим любопытным предложением выступила и вице-спикер Госдумы, экс-уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова, заявив, что жилье уехавших россиян следует передавать в пользу сирот. Она надеется, что это решит проблему выпускников детских домов, которые стоят в многолетней очереди на жилье после 18-летия.

Между тем, пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков удивил,  заявив о том, что за каждого уехавшего россиянина, который остается гражданином страны, «нужно бороться».

— У всех могли быть разные причины для того, чтобы уехать. Но тот, кто не скатился на стезю действительно вражеского отношения к нашей стране, — это наши граждане, за которых нам надо бороться, —

говорил Песков.
Фото: kremlin.ru

Редакция «Продолжение следует» решила выяснить, что думают россияне, которые уехали после начала войны, о том, что их могут лишить имущества на Родине.

Сказки-пугалки

Мы не раскрываем настоящие имена собеседников редакции для их безопасности.

Валентин всю жизнь прожил в Пензенской области. В марте 2020 года он на выгодных условиях под 3% годовых взял в ипотеку однушку в Пензе за 2 млн рублей и уже выплатил более 800 тысяч. С началом войны квартиру пришлось оставить. Теперь в ней живет жена, об окончательном переезде в Грузию супруги пока не думали.

— Мне кажется, то, о чем сейчас говорит российская власть — это сказки-пугалки. Риски минимальны. Она в кое-то веки хочет действовать не кнутом, а пряником. Будем честны: из России уехали весьма ценные люди и кадры, власть так или иначе хочет вернуть их обратно. О том же недавно говорил и Песков, —

подчеркивает Валентин.

Наш собеседник добавляет: если закон все же примут, он коснется только активистов, которые достаточно громко заявляют о своей антивоенной позиции. Простых людей, у кого нет большой аудитории для вещания, это обойдет стороной.

Валентин также выразил надежду, что рано или поздно сможет вернуться в страну, но если война затянется на долгие годы, они с супругой будут думать о продаже жилья и окончательном переезде за рубеж.

Фото: ru.depositphotos.com

Другой наш спикер, Иван, — политический активист. Он родился и вырос в городе с населением в 400 тысяч человек, и так как в сознательном возрасте уже довольно плотно занимался политикой, оформить ипотеку на свое имя не мог. Пришлось провести сделку через близкого родственника.

После обысков, угроз и объявления в уголовный розыск Иван уехал из России — это было больше года назад. Небольшую обустроенную однушку в своем городе, которая стоила чуть больше 1 млн 800 тысяч рублей, он смог продать прямо перед войной. Как отмечает Иван, для него это был довольно благоприятный исход.

— Началась война. Люди не знали, куда вложить деньги. Для меня это было отличное окно возможностей — спрос на квартиры вырос, я смог продать жилье за 3 млн рублей. Плюс ко всему был хороший курс доллара, когда он стоил плюс-минус 60 рублей. Рубли за квартиру обменял на доллары. Если жизнь дает лимоны, нужно из них делать лимонад, —

смеется Иван.

На вопрос, не жалко ли было расставаться с квартирой, наш собеседник отвечает однозначно:

— Мне бы было более жалко, если бы после того, как квартиру выставили на аукцион и продали с торгов, туда бы заселился какой-нибудь мент. Сейчас Володин заявляет о конфискации, это пока только слова, которые ничем не подкреплены. Хотя отжимание имущества у активистов вообще практиковалось давно: несмотря на то, что квартира даже не была оформлена на меня, это не мешало силовикам приходить ко мне в 2019 году с обыском, — добавляет Иван.

Фото: ru.depositphotos.com

В отличие от Валентина, Иван не считает, что отбирать имущество будут в первую очередь у активистов. По его словам, власти и силовики делали уйму более жестоких по своей сути вещей — разрисовывали двери, громили дома и квартиры, так что сейчас политических активистов этим не запугать.

— Регионы не очень любят светиться, такие истории будут стараться заглушить. Ведь чем больше шума вокруг уже уехавших активистов, тем больше они набирают «политические очки»: про них снова начинают писать, а силовикам это не очень нужно. Думаю, что власти сейчас посылают месседж тем, кто громко говорит, а в спецприемниках не сидел. Например, тем, у кого в России остался крупный бизнес, условная трешка в Свиблово, ведь это большие деньги. Мол, говорите потише, мы все внимательно слышим. Но Дудь как брал интервью на хорошие темы, так и будет брать, а кого-то другого это все же напугает, — добавляет Иван.

Фото: ru.depositphotos.com

Супружеская пара — Ксения и Александр — взяли двушку в Домодедово прямо перед войной. Ребята вспоминают: собственница — подполковник полиции — в момент, когда они читали договор, вскользь произнесла: «Хотелось бы поскорее получить деньги на счет, а то скоро война будет, нужно успеть стройматериалами закупиться». Это было 28 января 2022 года. Тогда пара не придала этому значения.

Квартиру они оформили за 6,9 млн рублей под 9,8% годовых, но радость от новоселья долго не продлилась: спустя месяц Путин признал независимость «ЛДНР», потом объявил войну.

Теперь Ксения и Александр живут в Грузии, а квартиру вынуждены сдавать, потому что «быстро ее в любом случае не продать».

— Обычных людей конфискация имущества вряд ли затронет. Хотя все зависит от аудитории, на которую они вещают. Если человек хайпожор с тысячами подписчиков, попадает в обзоры на YouTube, наверное, да, ему может грозить конфискация. Но есть и обратные ситуации, когда человек постит твит и его видят 100 человек, а потом он разлетается по всему интернету. Тогда у человека тоже будут отнимать имущество? —

недоумевает Ксения.

После переезда в Тбилиси они с супругом сразу же отвязали от аккаунтов в соцсетях российские номера. Многие эмигранты делают то же самое. Наши собеседники полагают, что силовикам «будет трудно» конфисковывать имущество у тех, кто, по сути, ушел из их поля зрения.

— Мы считаем, что это будет применяться точечно — против тех, до кого легко дотянуться. И вряд ли это будут ипотечники. Потому что отжимать жилье у них в первую очередь станет банк, а не Володин, — со скепсисом добавляет Ксения.

Как это было в Советском союзе

Конфискация имущества как репрессивная мера перекочевала в современную Россию из СССР. Тогда этот процесс назывался экспроприацией, что подразумевало безвозмездное изъятие имущества в пользу государства. Для того, чтобы он запустился, необязательно нужно было совершать какое-либо преступление. С самого своего зарождения Советский Союз проводил политику уничтожения частной собственности. А значит, все имущество, даже честным трудом заработанное, должно было стать общим и шло в коммунистический котел.

Позже изъятие частной собственности было закреплено в советском уголовном праве в качестве наказания. Нюанс в том, что дефиниции были настолько широкими, что позволяли отнимать все имущество без разбора — как то, которое было использовано при совершении преступления (что, собственно, подразумевает конфискация в сегодняшнем российском законодательстве), так и то, что было у человека в личной собственности.

Фото: ru.depositphotos.com

Вспомним знаменитую статью о тунеядстве, по которой судили Иосифа Бродского. По ней всех москвичей, жителей Московской области и ленинградцев, «уклоняющихся от общественно полезного труда и ведущих антиобщественный паразитический образ жизни», не только отправляли в ссылки, но и могли конфисковать у них имущество, якобы нажитое «нечестным путем».

Что говорит закон

Параллели с советским временем в разговоре с «Продолжение следует» проводит и российский адвокат и юрист Иван Павлов, который также вынужден был уехать из страны из-за политического преследования. Он отмечает: конфискация и так применяется в уголовных делах современной России, но сейчас она не является видом наказания. В пользу государства забирают то имущество, которое было использовано при совершении преступления и которое связано с уголовным делом. Например, автомобиль, на котором преступники совершили разбойный налет, как и похищенные деньги, тоже будет подлежать конфискации.

Фото: ru.depositphotos.com

Если говорить о новых статьях, принятых с начала войны (о фейках и «дискредитации» вооруженных сил России), конфискация как возможное наказание за такого рода преступления не предусматривается. Но, по словам Павлова, ничего не мешает властям изменить как особую часть статей, где описывается ответственность, так и общую часть самого УК, где говорится, что такое «конфискация».

— Могут ли они такое сделать? Да, могут написать все что угодно. Будет ли это соответствовать Конституции? Нет, потому что люди искренне выражают свое мнение, это не клевета или недостоверные сведения. У такого мнения нет корыстного мотива, наказание за него несправедливо и неконституционно.

Но поскольку у властей есть в руках все рычаги управления, в том числе те, которые обеспечивают функционирование судебной системы, они легко могут обернуть ситуацию в свою пользу. Силовым способом. Так, как продавливали многие антиправовые и антиконституционные законы, —

заявляет адвокат.
Фото: из личного архива Ивана Павлова

Он также убежден, что с инициативностью депутатов и конвейерной скоростью, с которой штампуются законы последних лет, нововведения долго ждать себя не заставят. Он отмечает, что в первую очередь закон коснется известных личностей, чьи голоса слышны громче всего.

— Это будут показательные процессы. Власти выберут самые громкие имена из числа ярких критиков и отберут все, что у них остается в России. Массовых репрессий не будет, для государства это слишком мелочно и непросто. У них есть задача — напугать. Но как? Здесь власти рассчитывают, что не столько их пропагандистские СМИ разнесут информацию, сколько вполне себе нормальные либеральные, которые вещают из-за рубежа. Это позволит напугать и убедить всех молчать, — добавляет Иван Павлов.

Фото: duma.gov.ru

На вопрос, как Вячеслав Володин и госорганы в целом будут определять, навсегда ли уехали граждане и насколько сильный ущерб своими высказываниями они нанесли государству, адвокат заявляет: властям все равно.

— Им не нужно понимать, вернется человек или нет. Если они видят, что тот критикует власть из-за рубежа, вне зависимости от срока, на который он уехал, будут применяться репрессивные меры. Володин считает, что таким образом Российской Федерации наносится репутационный вред. Но одно дело — распространять недостоверные сведения, другое — высказывать свое мнение. Тут он больше беспокоится о себе и о тех персонах, которые представляют нынешний режим, — то есть о Путине и его хунте, —

объясняет Павлов.

В том числе, подчеркивает юрист, такая обеспокоенность прослеживается и в новых принятых законах. Так, например, в законе о дискредитации говорится не о самих вооруженных силах, а об их использовании. Кто использует ВС РФ, кому они подконтрольны? Конечно властям. Что еще раз доказывает, что власти боятся исключительно за свою репутацию.

О том, как будут оценивать тяжесть вреда от высказываний, Иван Павлов также говорит однозначно: никак.

— Сейчас не время для сложных правоприменительных конструкций. Законное регулирование вроде проведения экспертиз или ввода сначала административной ответственности — это слишком трудно. Что бы ни сказал человек, его имущество в любом случае конфискуют, если власти этого захотят, — подчеркивает юрист.

Маргарита ШЕХОВЦОВА

    Подпишитесь на рассылку. В случае блокировок РКН – мы всегда останемся на связи!

    Разборы

    Слишком Познер. Что стало с мэтром советской пропаганды на десятом десятке

    21.05.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Владимир Познер — один из самых известных телеведущих России. Как сложилась его карьера и почему он молчит после начала полномасштабной войны в Украине — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Падальщики второго сорта. Как пропагандисты из Украины зарабатывают имя и репутацию на России

    Что объединяет Анатолия Шария, Юлию Витязеву и Диану Панченко? Как они начали работать на российскую пропаганду и зачем продвигают кремлевские нарративы — разбирается Павел Каныгин

    19.05.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Во что скатилось «Что? Где? Когда?» после смерти его легендарного создателя

    16.05.2025

    Разборы. Продолжение следует

    В этом году легендарной телепередаче «Что? Где? Когда?» исполняется 50 лет. Как создавалось культовое шоу, какие скандалы его сопровождали и как игра изменилась за это время — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Голосую за Лёху. Кремль не простил Моргенштерну такую лютую дерзость

    Алишер Моргенштерн — главный трикстер российской сцены и кумир миллионов. Почему он стал символом эпатажа, как пришёл к успеху и за что его преследуют власти — разбирается Павел Каныгин

    14.05.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Как Гитлеру помогли российские эмигранты и продолжают это делать

    12.05.2025

    Разборы. Продолжение следует

    В последние десять лет в Германии набирает силу тренд на поддержку ультраправых популистов. Почему радикальные политики получают все больше голосов, какую роль в этом играют российские немцы и почему поддержка правых особенно высока в бывшей ГДР — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Предлагаю забыть. Скандальный выпуск к 9 мая

    Сегодня 9 мая — сакральная дата и главный государственный праздник России, но так было далеко не всегда. Как война стала основой государственной идеологии и превратилась из прошлого в смысл жизни и будущее — разбирается Павел Каныгин

    08.05.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Игра в падишаха. Кадыров осмелился навязать Путину преемника и «поплатился» 

    05.05.2025

    Разборы. Продолжение следует

    На фоне продолжающейся болезни Рамзан Кадыров начал передавать реальную власть в Чечне и активы своим наследникам. Как на это реагирует Путин и что сейчас происходит в республике — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Как BigTech отменяет человека и почему это называют технофашизмом

    После прихода Дональда Трампа к власти эксперты заговорили об опасном сближении государственного аппарата с крупнейшими IT-корпорациями. Чем опасно это слияние, и что можно от него ждать — разбирается Павел Каныгин

    04.05.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Шутки кончились. Как папик империи юмора подсадил Россию на свой товар

    01.05.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Вячеслав Дусмухаметов — успешный медиапродюсер и серый кардинал российского юмора. Как он построил свою медиаимперию, почему продал её VK и чем занимается после начала войны — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Что за гусь этот Соловей. Профессор зло, который засунул Путина в морозильную камеру

    Валерий Соловей — бывший профессор МГИМО и политолог, который «похоронил» Путина. Кто он на самом деле, почему постоянно шокирует своими прогнозами и можно ли им верить — разбирается Павел Каныгин

    29.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Что мы можем кроме автомата Калашникова? Разбор здорового человека

    25.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Долгое время бытовало мнение, что российские производители не способны делать качественную продукцию для массового потребления. Почему это давно не так и за какие российские бренды точно не стыдно — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Comedy club: подмигните, если в заложниках. Разбор явления

    20 лет назад, 23 апреля 2005 года, в эфир вышел первый выпуск Comedy Club. Как шоу изменилось за это время и чем сегодня занимаются его первые резиденты — разбирается Павел Каныгин

    22.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Лижем Путину бесплатно. Во что превратился знаменитый Совет по правам человека

    21.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Совет по правам человека — совещательный орган при президенте России. Для чего СПЧ был нужен Путину и почему со временем он превратился в карикатурный орган, в котором практически не осталось настоящих правозащитников — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Каста физмата. Как Россия превратилась в месторождение IT-специалистов? 

    Почему лучшие умы уезжают из России? Как СССР создал систему технического образования и почему наши ученые востребованы во всем мире — разбирается Павел Каныгин

    18.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Урганту позволяли больше других до того самого момента

    17.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Иван Ургант — один из самых популярных и талантливых телеведущих России. Как он стал звездой, почему исчез с экранов после начала войны в Украине и чем занимается сейчас — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Тайна Arctic Sea. Как Кремль спонсирует оружием мировых изгоев 

    Таинственное исчезновение судна Arctic Sea летом 2009 года до сих пор вызывает вопросы. Что на самом деле перевозило судно, что произошло на борту и при чём тут российские ракеты, Африка и Ближний Восток — разбирается Павел Каныгин

    15.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    «Хочется кому-то втащить». Валуев: портрет самого тупого депутата Госдумы 

    14.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Николай Валуев — профессиональный боксер, ставший политиком после завершения спортивной карьеры. Как сложился жизненный путь Николая и чем он занимается, сидя в депутатском кресле, — разбирается Павел Каныгин

    Разборы

    Откуда Жириновский все это знал. Неожиданная история самого мемного агента спецслужб и его партии

    Владимир Жириновский — самый эпатажный политик России, мем и символ лихих 90-х. Как он оказался связан с КГБ и ФСБ, и какую роль он играл в системе российской власти — разбирается Павел Каныгин

    11.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Разборы

    Что случилось с Якубовичем. К чему пришел в старости «человек-автомобиль!»

    10.04.2025

    Разборы. Продолжение следует

    Леонид Якубович — легенда российского телевидения и бессменный ведущий «Поля чудес». Как он пришёл на экран, почему стал лицом политической пропаганды и что скрывает за образом «доброго дедушки» — разбирается Павел Каныгин