2 декабря Евросоюз согласовал лимит цен на российскую нефть в размере 60 долларов за баррель. Затем аналогичное решение приняли страны G7 (США, Канада, Франция, Германия, Италия, Япония и Великобритания) и Австралия. Об этом говорится в сообщении на сайте Министерства финансов США.
5 декабря в силу вступит эмбарго на закупки сырой российской нефти Евросоюзом, а уже к 5 февраля 2023 года западные страны планируют согласовать лимит цен и на нефтепродукты из России. Запрет коснется только морских поставок сырья. Страны договорились, что каждые два месяца ограничение будет пересматриваться, но его уровень должен быть как минимум на 5% ниже среднерыночной цены российского сырья.
Определять потолок цен, вероятно, будет Международное энергетическое агентство (МЭА). Цель такого решения — ограничить доходы России и «обеспечить доступность поставок нефти в страны с низким и средним уровнем дохода», указано в сообщении американского регулятора. В Вашингтоне согласованный уровень назвали «достаточно высоким, чтобы поддерживать экономический стимул для России продолжать продавать нефть на мировых рынках».
— Мы ни в коем случае не требуем, чтобы Россия продавала нефть ниже потолка. Россия может идти и продавать нефть, используя услуги альтернативных поставщиков. Однако это обойдется России дороже. Покупатели при этом будут знать о существовании потолка цен и будут требовать цен не выше потолка — так наши цели будут выполнены, — объяснял концепцию заместитель министра финансов США Уолли Адейемо.
При этом в Кремле неоднократно заявляли, что не будут поставлять нефть в те страны, которые пойдут на ограничение цен. В сентябре президент России Владимир Путин заявлял, что это будет «противоречить» интересам страны. Как заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, Россия не будет принимать потолок цен на нефть. По его словам, сейчас Кремль анализирует ситуацию.
Редакция «Продолжение следует» решила разобраться, как будет действовать это ограничение и как оно повлияет на россиян и мировую экономику. Об этом мы поговорили с доктором экономических наук и директором Центра исследований постиндустриального общества Владиславом Иноземцевым.
Как это повлияет на экономику
Введение потолка цен на российскую нефть — не очень эффективное решение, отметил Владислав Иноземцев. По его словам, западные страны поспешили, объявив о таких ограничениях в июле, и с тех пор думали о том, «как бы спустить эту тему на тормозах».
— Те, кто отнесся к этому серьезно, вроде Польши и стран Балтии, предлагали установить порог в 30 долларов. По моему мнению, это прекрасная цифра, так как себестоимость нефти обычно составляет от 18 до 24 долларов за баррель плюс прибыль нефтекомпаний и какие-то минимальные налоги. Если бы установили порог на уровне 30 долларов, тогда фактически вся отрасль не могла бы работать, а сверхдоходов вследствие финансирования военных действий тогда бы не было.
Но в таком случае Путин наверняка бы встал в позу. Россия тогда смогла бы полностью прекратить экспорт на несколько месяцев, а цены снова повысились бы до 120 долларов за баррель. На рынках началась бы истерика. Поэтому Евросоюз решил предложить тот лимит, который особо ничего не меняет, —
заявил экономист.
До 24 февраля в Европу поставлялось порядка 50-70% российской нефти и нефтепродуктов. Итого не менее 4 млн баррелей в сутки. По оценке МЭА, сейчас объем российского экспорта в страны ЕС снизился до 2,5 млн баррелей в сутки. После введенных ограничений в Европу будет поставляться только 300 тыс. баррелей в сутки через нефтепровод «Дружба». Получать российское сырье будут только Венгрия, Чехия и Словакия, для которых сделали исключение в санкционном пакете Евросоюза.
Как отмечает Владислав Иноземцев, Россия будет пытаться перенаправить те объемы, которые она направляла западным странам, на другие рынки — в Индию, Китай и Турцию. Сейчас на эти страны приходится две трети российского экспорта. Как ранее сообщала газета Financial Times, Россия закупила более сотни танкеров для продажи нефти на эти рынки. Этим судам, как правило, 12-15 лет — их планируется списать в ближайшие несколько лет, рассказал изданию руководитель отдела исследований Braemar Ануп Сингх. По словам доктора экономических наук Владислава Иноземцева, таким образом к февралю у России будет достаточно судов, чтобы направлять на азиатские рынки выпадающий объем поставок.
Однако с 5 декабря в силу также вступит запрет для европейских судоходных компаний на перевозку российской нефти и на страхование таких грузов. Успех этой стратегии во многом будет зависеть от нескольких факторов — решится ли Кремль и азиатские покупатели обходить установленные запреты, а также разрешат ли проход судов страны, которые контролируют ключевые точки на пути из российских портов в Азию (Дания, Турция и Египет). Кроме того, с 1 декабря Турция будет требовать подтверждающее письмо от страховых компаний о предоставлении судну страхования.
— Проблема в том, что если будет введен запрет на страхование российских перевозок, возникнет проблема в проливах, ведь около 70% морских поставок уходят из черноморских портов. России придется договариваться с Турцией, но я так подозреваю, что это только вопрос цены. Безусловно, эта проблема пока не решена, — отметил в разговоре с «Продолжение следует» Владислав Иноземцев.
Эффективность таких ограничений будет связана и с работой западных регуляторов по борьбе с манипуляциями на цены на российское сырье, а также с готовностью США ввести вторичные санкции к компаниям из азиатских стран-покупателей, указано в сообщении Минфина США. По словам нашего эксперта, страны «Большой семерки» уже разработали санкционные меры против тех государств, которые не поддерживают решение о введении потолка цен.
Владислав Иноземцев отметил: в последние недели на рынке было много закупок российского сырья, так как многие стремились выйти в море до наступления 5 декабря, чтобы не попасть под эмбарго. Кроме того, сами споры по поводу порогового уровня продолжались вплоть до вчерашнего дня. Сейчас рано говорить о механизме контроля этих ограничений, считает доктор экономических наук.
Как это отразится на россиянах
Резкий обвал нефтегазовых доходов России в 2023 году маловероятен. Как отметил Владислав Иноземцев, их снижение уже заложено в бюджете на следующий год. Он добавил, что в таких обстоятельствах российская сторона продолжит продавать нефть тем странам, которые, в том числе, этот лимит примут. По его словам, цены не будут показывать сильного роста в ближайшее время. Следовательно, российские котировки останутся в рынке.
— Очевидно, что лучше продать много по 60 долларов, чем ничего по 65. Я думаю, что на фоне этого позиция России будет смягчаться. У меня, конечно, было ощущение, что Евросоюз мог ввести порог на уровне 40 долларов, тогда ЕС отменил бы эмбарго и ограничил доходы Путина на войну. Это было бы понятно. Однако так как потолок установлен на вполне комфортном уровне, они сохранили эмбарго, а остальным рекомендовали покупать нефть по 60 долларов, — заключил Иноземцев.
Константин ШВАРЦБАУМ